Проект "Компас в мире слов"
проект по литературе (6 класс) на тему

Цель данной работы обогащение словарного запаса учащихся 4-6 классов национальной школы. Продукт проекта представляет собой настольную игру, которая помогает формировать интерес учащихся к изучению лексического значения незнакомых слов. Игра состоит из четырех тематических групп. В каждой группе 12 слов с лексическими значениями. Для этого была проведена большая предварительная подготовка: работа с различными словарями и собраны слова в тематические группы с их лексическими значениями. Играя в эту игру, учащиеся непроизвольно запоминают значения редко употребляемых для их возраста слов. Особенностью этой игры является возможность в увлекательной форме самостоятельно обогатить свой словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_rabota_shirap_e._sukpak.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт

проектной работы

Название проекта:   «Компас в мире слов»

Руководитель проекта: Ширап Р.К., учитель русского языка и литературы

Консультант проекта: Булль О.Е., зам.директора по НР

Учебная дисциплина:  русский язык

Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 10-12 лет

Автор проекта:  Ширап Эльвира, 6 «б» класс

Тип проекта: практико-ориентированный

Заказчик проекта: конкурс «Лингва» 

Цель проекта:  обогащение словарного запаса школьников

Задачи проекта: 1.Развивающие: развивать умение работы  с различными

                     словарями.

                  2. Обучающие: расширение словарного запаса.

                  3. Воспитательные: формирование усидчивости, аккуратности.

                  4. Создать настольную игру.

Проблема проекта: найти результативный способ запоминания незнакомых слов,            

                   отработка орфографии.

Оборудование:  словари, фотоаппарат.

Аннотация:      Цель данной работы обогащение словарного запаса учащихся 4-6 классов национальной школы. Продукт проекта представляет собой настольную игру, которая помогает формировать интерес учащихся к изучению лексического значения незнакомых слов. Игра состоит из четырех тематических групп. В каждой группе 12 слов с лексическими значениями. Для этого была проведена большая предварительная подготовка: работа с различными словарями и собраны слова в тематические группы с их лексическими значениями. Играя в эту игру, учащиеся непроизвольно запоминают значения редко употребляемых для их возраста слов. Особенностью этой игры является возможность в увлекательной форме самостоятельно обогатить свой словарный запас.

           

Продукт проекта: настольная игра «Компас в мире слов»

                                         

                                                       

Содержание.

Введение………………………………………………………………………с 3

Основная часть……………………………………………………………….с 4

     

             I. Этапы реализации проекта……………………………………….с 4

I. Теоретическая часть. Лексика……………………………………..с 5

             II. Практическая часть.

 

                  1. Выбор игры……………………………………………………..с 6

                           

                              2. Сбор материала………………………………………………..с 6

                              3. Описание игры………………………………………………...с 7

           Итоги…………………………………………………………………………..с 8

           Список литературы…………………………………………………………...с 9

           Приложения.…………………………………………………………………..с 11

                  Тема моей проектной работы – «Компас  в мире слов».

        Научный руководитель – Ширап Р.К.

                   Я люблю читать научно-популярную литературу, узнавать что-то новое. В ней часто встречаю непонятные мне слова, что затрудняет понимание  текста. В таких случаях раньше я обращалась за разъяснением к родным. Когда мы начали изучать тему «Лексика», я научилась пользоваться словарями. Для меня важно было не только запомнить лексическое значение новых для меня слов, но и начать активно ими пользоваться. Но работая со словарями я заметила что просто чтение и знание значения слова не даёт тех результатов, которых я бы хотела добиться. Для этого приходилось по нескольку раз открывать одно и то же слово. Таким образом, на активное владение одним словом мне приходилось тратить очень много времени.

                   Тогда я задумалась, что же делать, чтобы за короткий срок выучить больше слов, и как поступают в этом случае мои одноклассники. С этой  целью я составила анкету и опросила их. (Приложение 1). Всего опрошено 21 учащийся.


                    Получив такие результаты, я пришла к выводу, что просто читать и запоминать по словарям значение слов неэффективно. Поэтому я решила создать такую игру, которая бы помогала лучше и быстрее запоминать новые слова.

                    Гипотеза: Если этот проект осуществится, то он поможет не только мне и моим одноклассникам, но и всем желающим, кто хочет самостоятельно расширить свой словарный запас легко и с интересом. А также пригодится учителям русского языка как методическое пособие.

                    Для этого я поставила следующие цели и задачи:

                    Цель: Расширение  словарного запаса

                    Задача: Придумать игру, которая развивала бы мой словарный запас.

I. Этапы реализации проекта

Содержание деятельности

Форма организации

Время проведения

Промежуточный продукт

II. Информационный этап

1

Изучение темы «Лексика»

Открытие работы над проектом

ноябрь

2

Анкетирование

Опрос

Ноябрь

Результаты анкетирования

III. Практико-ориентированный этап

1

Отбор необходимых материалов

Работа со словарями

Ноябрь-январь

Выписка отобранных слов

2

Распечатка отобранных слов по темам

Творческая работа по русскому языку

Ноябрь-декабрь

Листки с тематическими

группами слов для игры

3

Оформление конечного продукта проекта

Творческая работа по технологии

декабрь

Настольная игра

4

Создание презентации

Творческая работа на компьютере

январь

Создание презентации

5

Оформление результатов проектной деятельности

Творческая работа

январь

Папка проектной работы

IV. Презентация результатов

1

Презентация проекта

Закрытие проекта

январь

Презентация настольной игры

 «Компас в мире слов»

                    Что я сделала:

  • Просмотрела раздел «Лексика» учебника «Русский язык» для национальных школ за  7 класс.
  • Просмотрела различные варианты игр на запоминание, закрепление информации.
  • Работала с «Толковым словарем» С.И.Ожегова, «Словарем иностранных слов» под редакцией И.В.Лёхина, с «Большим справочником школьника».
  • Напечатала слова по тематическим группам.
  • Собрала корпус настольной игры и оформила ее.

                      Что я узнала:

                      Лексика – это раздел науки о языке, который изучает лексическое значение слов и словарный запас языка. Словарный запас бывает активным и пассивным.

                       В лексике современного русского языка  выделяются следующие стилистические разряды: книжная, разговорная и нейтральная. Мне особенно хотелось  узнать, как  появляются и исчезают слова, поэтому заинтересовали меня:      

- устаревшие слова (архаизмы, историзмы);

      - новые слова (неологизмы);        

- термины (научная лексика);

- заимствованные слова (иноязычные).

                  Архаизмы в русском языке перестают употребляться не потому, что уходят из жизни предметы, обозначаемые этими словами, а потому, что вместо них употребляются другие слова с тем же значением. Например: перст – палец, ланиты – щёки и т.д.

                 Историзмы – слова, обозначающие явления, предмет, которые ушли в прошлое. Например: кольчуга , кокошник, соха и т.д.

                В настоящее время устаревшие слова употребляются в основном в художественных и исторических произведениях; придают речи торжественность, эмоциональную окраску. Часто в современном русском языке устаревшие слова могут употребляться в другом значении. Например: копьё (устар.) – оружие древнего воина, копьё – спортивный снаряд. Барин (устар.) – господин, барин – лентяй, белоручка.

             

                  А как же возникают в языке новые слова?

                 Если в жизни появилось что-то новое: предмет, явление, событие – его нужно назвать. Поэтому либо появляются совершенно новые слова (ипотека, чартер), либо у старых слов появляются новые значения (спутник). Такие новые слова называются неологизмами. С развитием научно-технического прогресса, экономики, появляются всё новые и новые слова.

                  Термины – слова или словосочетания, называющие специальные понятия какой-либо сферы производства, науки, искусства.

                  Народы разных стран мира издавна общались между собой. Встречаясь с новыми для себя предметами в жизни чужого народа, люди привозили к себе на родину не только эти предметы, но и чужие слова для их названия. Это явление называется заимствованием. Например: дайджест, сертификат и т.д.[1]

                   Чтобы хорошо усвоить значение слов нужно пользоваться словарями. Они разнообразны по своему построению и содержанию. Толковые (содержащие в себе толкование каждого слова). Орфографические (где даются правила написания слов и их форм), орфоэпические, этимологические, энциклопедические и т.д.

         Так как я хотела создать игру, то     я начала поиски различных вариантов игр со словами: лото, домино, географическая викторина. На основе игры «Алло, Лондон»[2] решила сделать свою игру, которая бы помогала узнавать и запоминать новые слова.  При работе над этой игрой я узнала для себя очень много новых слов. Я работала с «Толковым словарём» С.И.Ожегова и «Словарём иностранных слов» под редакцией И.В.Лёхина. Отбирала наиболее распространенные, встречаемые  слова, распределяла их по лексическим группам. Моя игра получилась гораздо интереснее и сложнее. Во-первых, лексика игры усложнилась. Вместо простых конкретных существительных (яблоко, стол…) я использовала термины, устаревшие слова, иноязычные слова, неологизмы.

Во-вторых, игра получилась вариативная, с дальнейшей перспективой расширения, усложнения. Например, можно использовать при изучении суффиксов прилагательных –ан-, -ян-, -ин-, -н-. (Приложение 2).

                     В этой игре участник набирает при помощи диска одно из 12 слов в верхней части листа. При правильном наборе слова стрелка диска покажет лексическое значение этого слова.

                     Для того чтобы отобрать эти 12 слов для одной тематической группы (один лист), мне приходилось подбирать    для этого до 50-60 слов. На поиски первых слов много времени не уходило, на десятое, одиннадцатое слова приходилось тратить до одного часа. А на последнее двенадцатое слово затрачивался целый вечер (день). В этом мне помогали мама, сестра. Поэтому поиски слов были очень интересными. Благодаря чему я узнала лексическое значение многих слов.

                     После этого собрала корпус игры и составила инструкцию к игре. (Приложение 3).

                     

Инструкция к игре

«Компас в мире слов».

                         Данная игра адресована учащимся 4-6 классов, для самостоятельного обогащения словарного запаса, отрабатывает орфографию.

                        Игра состоит из четырех тематических карт (каждая на одной странице) с лексическими группами слов и их значениями. В дно  корпуса вмонтирован вращающийся телефонный диск с указательной стрелкой.  Вместо цифр на диске русский алфавит. В исходном положении диска стрелка находится под упором. Чтобы узнать лексическое значение выбранного слова,  на диске набрать одно из двенадцати слов в верхней части листа с тематическими словами. После чего стрелка укажет на лексическое значение выбранного слова. Чтобы отработать орфографию, нужно закрыть верхнюю часть. Если слово набрано с орфографической ошибкой, то стрелка укажет на значение другого слова, а не набранного. Игру можно усложнить, сначала прочитать лексическое значение слова  и сказать само слово, после чего проверить правильность ответа. Таким образом, закрепляются значения слов.

         Закончив работу над игрой, предложила поиграть в нее своим одноклассникам, учителю. Игра им очень понравилась.

             Я считаю, что результат проекта положительный, потому что:

  • Игрой заинтересовались все учащиеся – 100%, против 79%  пользующихся словарями.
  • Запомнили слова в течение игры – 47%, против 32% пользующихся словарями.
  • Научились правильно писать эти слова.

Итоги проектной работы.

Чему я научилась:

  1. Расширила свои знания по разделу «Лексика».
  2. Научилась пользоваться словарями.
  3. Научилась отбирать нужный материал, организовывать свой интеллектуальный труд.
  4. Узнала значения многих слов.
  5. Создала настольную игру «Компас в мире слов».

            6.   Научилась технологии изготовления и оформления коробки (корпуса игры).

Список литературы.

1.Русский язык 7 класс национальной школы. Под ред.Х.Х.Сукунова, С-Пб, 2001.

2. А.Ф.Сафонов «Hello, London!» Москва, Малыш, 1991.

3. С.И.Ожегов и Н.Ю. Шведова.  Толковый словарь русского языка, РАН, М.: 2006.

4. Словарь иностранных слов. Под ред.И.В.Лёхина, Русский язык, М..: 1986.

5. Большой справочник школьника. 5-11 классы. Дрофа, М.: 2001.

Приложение 1.

Анкета

  1.   Пользуешься ли ты толковыми словарями?        Да.   Нет.

                       

                     2.     Часто ли ты читаешь их по своему желанию?    Да. Нет.

                     3.      Запоминаешь ли ты значения прочитанных слов?  Да. Нет.


[1] Русский язык 7 класс национальной школы. Под ред.Х.Х.Сукунова, С-Пб, 2001.

[2] А.Ф.Сафонов «Hello, London!» Москва, Малыш, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации-пятиминутки "В мире слов" по разделам "Лексика", "Орфография", "Грамматика"

Цикл презентаций по занимательной грамматике. Можно использовать как занимательные пятиминутные вставки в урок для повышения интереса к русскому языку...

Конкурс - игра "Путешествие в мире слов"

Конкурс-игра для 7-8 классов. В увлекательной и познавательной форме повторяются уже известные сведения в области русского зыка,расширяется кругозор, развивается языковое чутье. Разнообразные конкур...

Конкурс - игра "Путешествие в мире слов"

Конкурс-игра для 7-8 классов. В увлекательной и познавательной форме повторяются уже известные сведения в области русского зыка,расширяется кругозор, развивается языковое чутье. Разнообразные конкур...

Конкурс - игра "Путешествие в мире слов"

Конкурс-игра для 7-8 классов. В увлекательной и познавательной форме повторяются уже известные сведения в области русского зыка,расширяется кругозор, развивается языковое чутье. Разнообразные конкур...

Конспект урока - игры "В мире слов" по теме "Лексика и фразеология".

Реализация  принципов  духовно - нравственного  воспитания  через  внеклассную  деятельность Конспект  урока - игры «В  мире  слов» ...

Презентация "В мире слов и выражений".

Данная  презентация - хорошее  подспорье  при  изучении теиы "Лексика. Фразеология"....

Брейн-ринг "В мире слов"

Занимательный материал по теме "Пословицы"...