Урок литературы в 9 «Б» классе. По рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор»
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Цели урока:
1. Приобщение обучающихся к творчеству А.И. Солженицына
2. Формирование нравственных ориентиров, воспитание честности, доброты.
3. Развитие навыка анализа произведения, прочитанного самостоятельно, умения работать с текстом, выделить главное, анализировать полученную информацию, делать выводы.
Оборудование: портрет А.И.Солженицына, иллюстрации к произведению, презентация.
Ход урока:
1.Организационный момент (приветствие класса).
2. Целеполагание (тема и цель урока).
3. Вступительное слово учителя
Произведения многих писателей и поэтов 20 века проникнуты боль. О России, пережившей множество исторических переломных моментов.. Взаимосвязь социальных и нравственных проблем , а в частности влияние общественных условий на развитие национального сознания и характера прослеживается в творчестве А.Блока, А. Куприна, М.Цветаевой, А.Ахматовой, В. Астафьева, В. Шукшина, В. Распутина и т.д.
Правда о жизни России и ее народа, правда о жизни русской деревни прорывается неумолимо к читательским сердцам и в произведениях А.И.Солженицына. Судьба самого автора является «книгой жизни» его страны, соотечественников. Исследователи считают, что современная деревенская проза начинается именно с рассказа «Матренин двор».
4. Презентация о Солженицыне и рассказе «Матренин двор»
5.Анализ произведения:
- Какие реальные события легли в основу произведения и кто является прообразами героев? От чьего лица ведется повествование?
(Летом 1956 года автор возвращается из Азии в Россию и поселяется в средней полосе России в местечке Высокое поле, Матрена Васильевна Захарова, повествование ведется от 1 лица)
6. Расскажите сжато содержание текста.
7. Каковы тема, идея, проблемы рассказа? (использование презентации)
Тема: жизнь села, где отражается, как процветающие эгоизм и хищность обезображивают Россию…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_9b.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
«НЕ СТОИТ СЕЛО БЕЗ ПРАВЕДНИКА»
(По рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор»)
Урок литературы в 9 «Б» классе.
Карпова О.В., учитель русского языка и литературы МОУ «ООШ № 78» города Саратова
Цели урока:
1. Приобщение обучающихся к творчеству А.И. Солженицына
2. Формирование нравственных ориентиров, воспитание честности, доброты.
3. Развитие навыка анализа произведения, прочитанного самостоятельно, умения работать с текстом, выделить главное, анализировать полученную информацию, делать выводы.
Оборудование: портрет А.И.Солженицына, иллюстрации к произведению, презентация.
Ход урока:
1.Организационный момент (приветствие класса).
2. Целеполагание (тема и цель урока).
3. Вступительное слово учителя
Произведения многих писателей и поэтов 20 века проникнуты боль. О России, пережившей множество исторических переломных моментов.. Взаимосвязь социальных и нравственных проблем , а в частности влияние общественных условий на развитие национального сознания и характера прослеживается в творчестве А.Блока, А. Куприна, М.Цветаевой, А.Ахматовой, В. Астафьева, В. Шукшина, В. Распутина и т.д.
Правда о жизни России и ее народа, правда о жизни русской деревни прорывается неумолимо к читательским сердцам и в произведениях А.И.Солженицына. Судьба самого автора является «книгой жизни» его страны, соотечественников. Исследователи считают, что современная деревенская проза начинается именно с рассказа «Матренин двор».
4. Презентация о Солженицыне и рассказе «Матренин двор»
5.Анализ произведения:
- Какие реальные события легли в основу произведения и кто является прообразами героев? От чьего лица ведется повествование?
(Летом 1956 года автор возвращается из Азии в Россию и поселяется в средней полосе России в местечке Высокое поле, Матрена Васильевна Захарова, повествование ведется от 1 лица)
6. Расскажите сжато содержание текста.
7. Каковы тема, идея, проблемы рассказа? (использование презентации)
Тема: жизнь села, где отражается, как процветающие эгоизм и хищность обезображивают Россию…
Идея: на примере раскрытия судьбы деревенской женщины показать, что жизненные потери и страдания только ярче проявляют меру человеческого в каждом из людей.
Проблематика:
- Жизнь, обычаи, нравы русской деревни 50-х годов
2. Взаимоотношения власти и человека-труженика
3. Карающая сила любви
4. Особая святость помыслов героини
-Какова композиция? (3 части)
- Кто такой праведник?
Праведник-человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности (Словарь русского языка С.И.Ожегова 1987г.)
-Нарисуйте словесный портрет Матрены. Обратите внимание на фото Матрены, выполненную автором. Совпадают ли Ваши представления о Матрене с этим изображением ее на снимке? (использование презентации)
- Как воспринимает свою судьбу?
- Держит ли она обиду, зло на людей? ( «Но ее лоб недолго оставался омраченным…» Матрена умела прощать, умела примириться сердцем, не питая вражды за обиду. Для нее нормальное состояние не злоба и воинственность, а доброта и смирение).
-Как вы понимаете смысл первоначального и окончательного названий рассказа?
(«Не стоит село без праведника»-здесь главным словом является «праведник», что позволяет автору сместить акценты в сторону моральных, внутренних качеств личности, подвести к размышлению о вечных христианских ценностях).
Село-символ нравственной жизни.
Матрена (лат) –мать. Героиня несет в себе спасительное начало. Она не стяжательница, не накопительница.
Ваше мнение о произведении и отношение к героине?
Ответы обучающихся:
Понравилось произведение, героиня – это добродушный человек…
Не накопив богатства и не нажив какого-либо добра, Матрена Григорьевна сумела сохранить для окружающих общительный нрав и сердце, способное к состраданию. Она явилась редким человеком с доброй душой, не утратила способности откликаться на чужую беду.
7. Подведение итогов
Гибнет Матрена-рушится мир духовности, добра, милосердия И некому защитить двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрены уходит из жизни что-то ценное и важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке.
Рассказ, в целом, несмотря на трагизм событий, выдержан на какой-то очень теплой , светлой, пронзительной ноте, настраивая читателя на добрые чувства и серьезные размышления. Пожалуй, это в наше время особенно важно.
8.Оценка знаний обучающихся
9.Домашнее задание: написать мини-сочинение «Как повлияла гибель Матрены на окружающих?»
Используемая литература
- А.И.Солженицын «Матренин двор»
- Латынина А.Солженицын и мы// Новый мир.-1990.-№1
- Солженицын А. Жить не по лжи! // Наш современник.-1989 №9
Урок русского языка в 9 «А» классе (16.11.2012год)
Развитие речи. Сжатое изложение (к варианту №5 Сущность жизни)
Цель: развитие умения сжато изложить текст, выделить главное, правильно определить тему, основную мысль текста.
Оборудование: диск с текстами изложений.
Ход урока:
- Подготовительная работа
-Что такое изложение? (Один из видов связной речи, передача в письменной форме содержания прочитанного или прослушанного текста).
2. Первое чтение текста: (использование диска)
-слушание текста
-осмысление прочитанного текста
3.Второе чтение текста: (использование диска)
-слушание текста
-написание сжатого изложения прочитанного текста
4. Проверка написанного текста на грамотность.
5.Сдача работы обучающимися.
Домашнее задание : Рабочая тетрадь Тест вариант №5.
Урок русского языка в 9 «А» классе (14.02.2012год)
Развитие речи. Сжатое изложение (к варианту №13 Самовоспитание человека)
Цель: развитие умения сжато изложить текст, выделить главное, правильно определить тему, основную мысль текста.
Оборудование: диск с текстами изложений.
Ход урока:
- Подготовительная работа
-Чем отличается подробный пересказ от сжатого?
-Назовите 3 способа сжатия текста:
-а) исключение подробностей, деталей;
-б) обобщение однородных явлений;
-в) сочетание исключения и обобщения
2. Первое чтение текста: (использование диска)
-слушание текста
-осмысление прочитанного текста
3.Второе чтение текста: (использование диска)
-слушание текста
-написание сжатого изложения прочитанного текста
4. Проверка написанного текста на грамотность
5.Сдача работы обучающимися.
Домашнее задание: Рабочая тетрадь, тест вариант №13
Занятие кружка по русскому языку в 9 «Б» классе (14.10.2011год)
Подготовка к ГИА
Развитие речи. Сжатое изложение (к варианту №1 Цель в жизни человека человека)
Цель: развитие умения сжато изложить текст, выделить главное, правильно определить тему, основную мысль текста.
Оборудование: диск с текстами изложений.
Ход урока:
1.Подготовительная работа:
Что такое сжатый пересказ?
Пересказ основного содержания исходного текста.
Что необходимо помнить при написании сжатого изложения?
-Вычленение в тексте основных микротем, обобщение содержания исходного текста.
Назовите способы сжатия текста
Существуют 3 способа сжатия текста:
-а) исключение подробностей, деталей;
-б) обобщение однородных явлений;
-в) сочетание исключения и обобщения
2. Первое чтение текста: (использование диска)
-слушание текста
-осмысление прочитанного текста
3.Второе чтение текста: (использование диска)
-слушание текста
-написание сжатого изложения прочитанного текста
4. Проверка написанного текста на грамотность.
5.Сдача работы обучающимися.
Домашнее задание: Рабочая тетрадь, тест вариант №1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор"
Урок-размышление с использованием мультимедийной презентации, раздаточного материала. Основная форма работы- работа в группах....
Урок литературы "Образ праведницы в рассказе А. И. Солженицына "Матренин двор"
Урок литературы в 9 классе по рассказу А. И. Солженицына "Матренин двор"...
Тест для 11 класса по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор"
Проверка знания текста...
Конспект урока литературы "Есть такие прирожденные ангелы..." Образ Матрены (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор") 9 класс
Урок составлен с учетом требований ФГОС второго поколения, максимум времени урока отведено самостоятельной работе учащихся, поиску ими ответов на проблемные вопросы, работе с художественным текстом....
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ: «ЖИТЬ ПО СОВЕСТИ» (ПО РАССКАЗУ А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА « МАТРЕНИН ДВОР»)
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ:«ЖИТЬ ПО СОВЕСТИ» (ПО РАССКАЗУ А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА « МАТРЕНИН ДВОР»)...