Урок литературы в 9 «Б» классе. По рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор»
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Цели урока:

1. Приобщение обучающихся  к творчеству А.И. Солженицына

2. Формирование нравственных ориентиров, воспитание честности, доброты.

3. Развитие навыка анализа произведения, прочитанного самостоятельно, умения работать с текстом, выделить главное, анализировать полученную информацию, делать выводы.

Оборудование: портрет А.И.Солженицына, иллюстрации к произведению, презентация.

 

                                                    Ход урока:

1.Организационный момент (приветствие класса).

2. Целеполагание (тема и цель урока).

3. Вступительное слово учителя

         Произведения многих писателей и поэтов 20 века проникнуты боль. О России, пережившей множество исторических переломных моментов.. Взаимосвязь социальных и нравственных проблем , а в частности влияние общественных условий на развитие национального сознания и характера прослеживается в творчестве А.Блока, А. Куприна, М.Цветаевой, А.Ахматовой, В. Астафьева, В. Шукшина, В. Распутина и т.д.

Правда о жизни России и ее народа, правда о жизни русской деревни прорывается неумолимо  к читательским сердцам и в произведениях А.И.Солженицына. Судьба самого автора является «книгой жизни» его страны, соотечественников. Исследователи считают, что современная деревенская проза начинается именно с рассказа «Матренин двор».

4. Презентация о Солженицыне и рассказе «Матренин двор»

5.Анализ произведения:

- Какие реальные события легли в основу произведения и кто является прообразами героев?  От чьего лица ведется повествование?

(Летом 1956 года автор возвращается из Азии в Россию и поселяется в средней полосе России в местечке Высокое поле, Матрена Васильевна Захарова, повествование ведется от 1 лица)

6. Расскажите сжато содержание текста.

7. Каковы тема, идея, проблемы рассказа? (использование презентации)

Тема: жизнь села, где отражается, как процветающие эгоизм и хищность обезображивают Россию…

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_9b.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

«НЕ СТОИТ СЕЛО БЕЗ ПРАВЕДНИКА»

(По рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор»)

Урок литературы в 9  «Б» классе.

Карпова О.В., учитель русского языка и литературы МОУ «ООШ № 78» города Саратова

Цели урока:

1. Приобщение обучающихся  к творчеству А.И. Солженицына

2. Формирование нравственных ориентиров, воспитание честности, доброты.

3. Развитие навыка анализа произведения, прочитанного самостоятельно, умения работать с текстом, выделить главное, анализировать полученную информацию, делать выводы.

Оборудование: портрет А.И.Солженицына, иллюстрации к произведению, презентация.

 

                                                    Ход урока:

1.Организационный момент (приветствие класса).

2. Целеполагание (тема и цель урока).

3. Вступительное слово учителя

         Произведения многих писателей и поэтов 20 века проникнуты боль. О России, пережившей множество исторических переломных моментов.. Взаимосвязь социальных и нравственных проблем , а в частности влияние общественных условий на развитие национального сознания и характера прослеживается в творчестве А.Блока, А. Куприна, М.Цветаевой, А.Ахматовой, В. Астафьева, В. Шукшина, В. Распутина и т.д.

Правда о жизни России и ее народа, правда о жизни русской деревни прорывается неумолимо  к читательским сердцам и в произведениях А.И.Солженицына. Судьба самого автора является «книгой жизни» его страны, соотечественников. Исследователи считают, что современная деревенская проза начинается именно с рассказа «Матренин двор».

4. Презентация о Солженицыне и рассказе «Матренин двор»

5.Анализ произведения:

- Какие реальные события легли в основу произведения и кто является прообразами героев?  От чьего лица ведется повествование?

(Летом 1956 года автор возвращается из Азии в Россию и поселяется в средней полосе России в местечке Высокое поле, Матрена Васильевна Захарова, повествование ведется от 1 лица)

6. Расскажите сжато содержание текста.

7. Каковы тема, идея, проблемы рассказа? (использование презентации)

Тема: жизнь села, где отражается, как процветающие эгоизм и хищность обезображивают Россию…

Идея: на примере раскрытия судьбы деревенской женщины показать, что жизненные потери и страдания только ярче проявляют меру человеческого в каждом из людей.

Проблематика:

  1. Жизнь, обычаи, нравы русской деревни 50-х годов

2.  Взаимоотношения власти и человека-труженика

3.  Карающая сила любви

4.  Особая святость  помыслов героини

-Какова композиция?  (3 части)

- Кто такой праведник?

Праведник-человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности (Словарь русского языка С.И.Ожегова 1987г.)

-Нарисуйте словесный портрет Матрены. Обратите внимание  на фото Матрены, выполненную автором. Совпадают ли Ваши представления о Матрене с этим изображением ее на снимке? (использование презентации)

- Как воспринимает свою судьбу?

- Держит ли она обиду, зло на людей? ( «Но ее лоб недолго оставался омраченным…» Матрена умела прощать, умела примириться сердцем, не питая вражды за обиду. Для нее нормальное состояние не злоба и воинственность, а доброта и смирение).

-Как вы понимаете смысл первоначального и окончательного названий рассказа?

(«Не стоит село без праведника»-здесь главным словом является «праведник», что позволяет автору сместить акценты в сторону моральных, внутренних качеств личности, подвести к размышлению о вечных христианских ценностях).

Село-символ нравственной жизни.

Матрена (лат) –мать. Героиня несет в себе спасительное начало. Она не стяжательница, не накопительница.

Ваше мнение о произведении  и отношение к героине?

Ответы обучающихся:

Понравилось произведение, героиня – это добродушный человек…

Не накопив богатства и не нажив какого-либо добра, Матрена Григорьевна сумела сохранить для окружающих общительный нрав и сердце, способное к состраданию. Она явилась редким человеком с доброй душой, не утратила способности откликаться на чужую беду.

7. Подведение итогов

Гибнет Матрена-рушится мир духовности, добра, милосердия И некому защитить двор, никто даже не задумывается, что с уходом  Матрены уходит из жизни что-то ценное и важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке.

Рассказ, в целом, несмотря на трагизм событий, выдержан на какой-то очень теплой , светлой, пронзительной ноте, настраивая читателя на добрые чувства и серьезные размышления. Пожалуй, это в наше время особенно важно.

8.Оценка знаний обучающихся

9.Домашнее задание: написать мини-сочинение «Как повлияла гибель Матрены на окружающих?»

Используемая литература

  1. А.И.Солженицын «Матренин двор»
  2. Латынина А.Солженицын и мы// Новый мир.-1990.-№1
  3. Солженицын А. Жить не по лжи! // Наш современник.-1989 №9

Урок русского языка в 9  «А» классе (16.11.2012год)

Развитие речи. Сжатое изложение (к варианту №5 Сущность жизни)

Цель: развитие умения сжато изложить текст, выделить главное, правильно определить тему, основную мысль текста.

Оборудование: диск с текстами изложений.

Ход урока:

  1. Подготовительная работа

-Что такое изложение? (Один из видов связной речи, передача в письменной форме содержания прочитанного или прослушанного текста).

2. Первое чтение текста: (использование диска)

-слушание текста

-осмысление прочитанного текста

3.Второе чтение текста: (использование диска)

-слушание текста

-написание сжатого изложения прочитанного текста

4. Проверка написанного текста на грамотность.

5.Сдача работы обучающимися.

Домашнее задание : Рабочая тетрадь Тест вариант №5.

Урок русского языка в 9  «А» классе (14.02.2012год)

Развитие речи. Сжатое изложение (к варианту №13 Самовоспитание человека)

Цель: развитие умения сжато изложить текст, выделить главное, правильно определить тему, основную мысль текста.

Оборудование: диск с текстами изложений.

Ход урока:

  1. Подготовительная работа

      -Чем отличается подробный пересказ от сжатого?

-Назовите 3 способа сжатия текста:

-а) исключение подробностей, деталей;

-б) обобщение однородных явлений;

-в) сочетание исключения и обобщения

2. Первое чтение текста: (использование диска)

-слушание текста

-осмысление прочитанного текста

3.Второе чтение текста: (использование диска)

-слушание текста

-написание сжатого изложения прочитанного текста

4. Проверка написанного текста на грамотность

5.Сдача работы обучающимися.

Домашнее задание: Рабочая тетрадь, тест вариант №13

Занятие кружка по  русскому языку в 9  «Б» классе (14.10.2011год)

Подготовка к ГИА

Развитие речи. Сжатое изложение (к варианту №1 Цель в жизни человека человека)

Цель:  развитие умения сжато изложить текст, выделить главное, правильно определить тему, основную мысль текста.

Оборудование: диск с текстами изложений.

Ход урока:

1.Подготовительная работа:

Что такое сжатый пересказ?

Пересказ основного содержания исходного текста.

Что необходимо помнить при написании сжатого изложения?

-Вычленение в тексте основных микротем, обобщение содержания исходного текста.

Назовите способы сжатия текста

  Существуют 3 способа сжатия текста:

-а) исключение подробностей, деталей;

-б) обобщение однородных явлений;

-в) сочетание исключения и обобщения

2. Первое чтение текста: (использование диска)

-слушание текста

-осмысление прочитанного текста

3.Второе чтение текста: (использование диска)

-слушание текста

-написание сжатого изложения прочитанного текста

4. Проверка написанного текста на грамотность.

5.Сдача работы обучающимися.

Домашнее задание: Рабочая тетрадь, тест вариант №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор"

Урок-размышление с использованием мультимедийной презентации, раздаточного материала. Основная форма работы- работа в группах....

Урок литературы "Образ праведницы в рассказе А. И. Солженицына "Матренин двор"

Урок литературы в 9 классе по рассказу А. И. Солженицына "Матренин двор"...

Конспект урока литературы "Есть такие прирожденные ангелы..." Образ Матрены (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор") 9 класс

Урок составлен с учетом требований ФГОС второго поколения, максимум времени урока отведено самостоятельной работе учащихся, поиску ими ответов на проблемные вопросы, работе с художественным текстом....

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ: «ЖИТЬ ПО СОВЕСТИ» (ПО РАССКАЗУ А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА « МАТРЕНИН ДВОР»)

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ:«ЖИТЬ ПО СОВЕСТИ» (ПО РАССКАЗУ А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА « МАТРЕНИН ДВОР»)...