УРОК СЛОВЕСНОСТИ «АНАЛИЗ ЭПИЗОДОВ ПОВЕСТИ И.ШМЕЛЁВА «ЛЕТО ГОСПОДНЕ»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Кальмина Татьяна Владимировна

Разработка представляет собой систему уроков по данной тематике. В неё включены разнообразные формы работы на уроке: индивидуальная, фронтально-коллективная, групповая.  Используются различные методы обучения: беседа, работа с текстом, творческая работа, наглядный метод, практический метод обучения. На примере трёх эпизодов из повести И.Шмелёва «Лето Господне»  показан частичный  лексический, синтаксический, словообразовательный анализ. Кроме того, ученики знакомятся с новым термином – деминутивы (слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_shmelyovu.docx31.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сосновская средняя школа № 2

УРОК СЛОВЕСНОСТИ «АНАЛИЗ ЭПИЗОДОВ ПОВЕСТИ И.ШМЕЛЁВА «ЛЕТО ГОСПОДНЕ»

 Выполнила:

учитель русского языка и литературы

Кальмина Татьяна Владимировна

2015 год

Тип урока: комбинированный

Класс: 8

Количество часов: 3

Тема: «Анализ эпизодов  повести И.Шмелёва «Лето Господне»

Описание работы. Разработка представляет собой систему уроков по данной тематике. В неё включены разнообразные формы работы на уроке: индивидуальная, фронтально-коллективная, групповая.  Используются различные методы обучения: беседа, работа с текстом, творческая работа, наглядный метод, практический метод обучения. На примере трёх эпизодов из повести И.Шмелёва «Лето Господне»  показан частичный  лексический, синтаксический, словообразовательный анализ. Кроме того, ученики знакомятся с новым термином – деминутивы (слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами)

Цель: выполнить анализ эпизодов повести И. Шмелёва «Лето Господне» на лексическом, синтаксическом  и словообразовательном уровнях.

Задачи:

  • познакомить с биографией И.С.Шмелёва;
  • повторить понятия «текст», «тема текста», «тип речи»;
  • найти цветовую и звуковую лексику в эпизодах;
  • познакомить с термином «деминутивы»;
  • найти деминутивы в данных отрывках;
  • определить роль деминутивов в тексте

 

У Шмелёва можно поучиться богатству,

мощи и свободе русского языка.

А.Куприн

I. Организационный момент. Подготовка к восприятию темы урока

Ребята, сегодня у нас необычный урок – урок словесности. Для вас это новый тип занятия, но достаточно интересный и познавательный. Урок словесности – это углубленное изучение языковых средств, наблюдение над словом, раскрытие ваших творческих возможностей, восприятие языка как эстетической категории.

II. Подготовка к объяснению нового материала

Сегодня на уроке мы побываем в творческой мастерской Ивана Сергеевича Шмелёва. Кто-нибудь из вас читал или слышал о повести И.Шмелёва «Лето Господне»? Может быть, вы что-то знаете об авторе или о самом произведении?

(Писатель рассказывает в данной повести о своём детстве, главного героя зовут Ваня. Также  Шмелёв описывает в произведении  религиозные праздники)

А сейчас, ребята, мы послушаем доклад об Иване Сергеевиче  Шмелёве.

А теперь давайте прочитаем отрывок из повести И.Шмелёва «Лето Господне». (У каждого ученика распечатанный текст на столе)

«Пахнет горячими ватрушками, по ветерку доносит. Я сижу на досках у сада. День настоящее летний. Я сижу высоко, ветки берёз вьются у моего лица. Листочки до того сочные, что белая моя курточка обзеленилась, а на руках – как краска. Пахнет зимней рощей. Я умываюсь листочками, тру лицо, и через свежую зелень их вижу я новый двор, новое лето вижу. Сад уже затенился, яблони – белые от цвета, в сочной, густой траве крупно желтеет одуванчик. Я иду по доскам к сирени. Её клонит от тяжести кистями. Я беру их в охапку, окунаюсь в душистую прохладу и чувствую капельки росы. Завтра все обломают, на образа. Троицын день завтра».

Каково ваше первое впечатление от этого отрывка? Какие чувства вы испытывали, когда слушали его?

(Сразу видно, что говорит ребёнок, потому что показаны детские впечатления. Ваня радуется этому дню, и вместе с ним радуемся и мы. Ведь Троицын день – великий и святой праздник, который отмечают православные люди летом).

Мы видим, что писатель рассказывает о детстве поэтично, красочно, одухотворённо. Здесь всё лучится от сдержанных, непроливаемых слёз умилённой благодатной памяти.

III. Повторение пройденного материала

Ребята, вы услышали отрывок из повести Шмелёва «Лето Господне». Как вы думаете, можно ли его назвать текстом? Что такое текст и каковы его основные признаки?

(Текст – это ряд предложений, связанных по смыслу и расположенных в определённой последовательности. Текст можно озаглавить, он делится на части – абзацы. Текст в отношении содержания и построения представляет собой единое целое)

Слово текст в переводе с латинского на русский язык означает «плетение, соединение, связь». А можно ли назвать текстом следующий ряд предложений?

Наступил октябрь. Лыжники отправились в поход. Маша не пустила малыша купаться. Начался осенний листопад.

(Это не текст, так как предложения между собой не связаны, нельзя определить основную мысль)

А какова же основная мысль прочитанного отрывка?

(Основная мысль данного отрывка – ожидание праздника -  «Троицын день завтра»)

Что это за Троицын день или 50 день?

(Он празднуется на 50 день после Пасхи. В этот день принято украшать жилище цветами, ветками берёзы, ходить в церковь).

Теперь попытайтесь озаглавить отрывок. В заголовке может быть обозначена либо тема, либо основная мысль текста.

(Можно озаглавить «Ожидание праздника», «День настояще летний», «Троицын день»)

Вы знаете, что любой текст относится к определённому типу речи. Определите и докажите, к какому.

(Тип речи – повествование с элементами описания. Здесь наблюдается последовательность действий, на которую указывают глаголы пахнет, доносит, сижу, вьются, обзеленилась, умываюсь. Явное авторское начало, так как повествование ведётся от 1 лица – я сижу, я иду. Кроме того, даётся описание летнего дня. Ведущие части речи – прилагательное и существительное: горячие ватрушки, листочки сочные, свежая зелень. За счёт данных словосочетаний усиливается восприятие ребёнком окружающего мира).

А теперь перейдём к анализу текста. Посмотрим, как автору удаётся передать картину летнего дня. Как вы думаете, какие ведущие предложения можно выделить в тексте? Почему выделили именно эти предложения?

(«День настоящее летний» - мы видим, о каком времени года идёт речь. «…вижу я новый двор, новое лето вижу» - для мальчика всё становится новым и необычным с приходом лета.  «Троицын день завтра» - это предложение характеризует праздник, о котором рассказывает герой).

Так почему же автор пишет «…новый двор. Новое лето вижу»?

(Двор для ребёнка – целый мир, полный открытий. Лето новое, так как в детстве каждый год и каждое лето необыкновенно значимы).

Теперь посмотрим на лексику. Какая лексика преобладает в тексте? Назовите основные цвета, которые использует автор. Если бы вы были художником, какие цвета понадобились вам для создания картины?

(В тексте преобладает конкретная лексика: яблони, роща, листочки, сирень, курточка, сад, двор. Автору важно рассказать о предметах, которые окружают героя. Основные цвета: зелёный, жёлтый, белый. «Обзеленилась белая курточка», «зелёная роща», «желтеет одуванчик». Чтобы создать свою картину лета, можно использовать обилие зелёных красок, так как летом всё кругом зелёное, обновлённое).

Ребята, посмотрите на доску. Вы видите репродукции картин И.И.Левитана «Опушка леса», В.Д.Поленова «Ранняя весна», А.Г.Саврасова «Весна». Как вы думаете, какая картина подошла бы к нашему отрывку по описанию, по внутреннему содержанию?

(К отрывку подходит картина И.И.Левитана «Опушка леса», так как на ней изображён солнечный  летний день: кругом зелёная травка, деревья в зелени. Кроме того, художник использовал яркие краски для написания картины).

А теперь попробуйте написать несколько предложений о лете, используя цветовую лексику.

 (Ученики зачитывают полученные тексты)

IV. Объяснение нового материала

Молодцы, ребята! Мы поработали с текстом на лексическом и на синтаксическом уровнях русского языка. А ещё можно поработать на словообразовательном уровне. Почему он важен?

(Именно с помощью словообразования мы можем увидеть, как образованы слова, их значение в тексте)

Как вы думаете, какие слова часто употребляют, обращаясь к ребёнку, или слова, которые часто использует сам ребёнок?

(Ласковые, нежные, добрые слова)

Правильно, такие слова называются словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами или деминутивами. Давайте запишем значение нового термина в тетрадь.

Найдите такие слова в тексте.

(Ветерку, листочки, курточка, капельки)

Как вы думаете, для чего автор использует такие слова?

(Для того, чтобы ярче представить картину лета глазами ребёнка, чтобы лучше передать ощущения маленького мальчика, для которого всё стало необыкновенным и новым с приходом лета).

Разберите данные слова по составу. Какие уменьшительно-ласкательные суффиксы можно выделить в данных словах? Какое значение они вносят в слова? Что изменится, если данных суффиксов не будет в словах?

(Уменьшительно-ласкательные суффиксы –к-, -очк-. Они несут в себе что-то ласковое, доброе. Это связано с тем, что мир показан глазами ребёнка. Суффикс –к- имеет ласкательное значение, выражает положительную оценку. Суффикс –очк- имеет уменьшительно-ласкательное значение. Если бы автор использовал слова без уменьшительно- ласкательных суффиксов, то было бы непонятно, что повествование ведётся от лица ребёнка).

Как вы думаете, какую роль играет употребление того или иного суффикса в организации текста?

(Если, например, автор использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, то данный текст относится к художественному стилю речи, так как в научном или публицистическом данный вид лексики не употребляется. Кроме того, такие слова выражают отношение автора к своему герою или к событиям, описанным в тексте).

Теперь давайте рассмотрим слово одуванчик. Разберите его по составу.

Вы выделили корень одуванчик, но давайте поработаем с этимологическим словарём и найдём, какие морфемы имеет данное слово.

(Ученики находят слово в этимологическом словаре и дают его морфемный анализ. Одуванчик от дуть +суффиксы –ва + н + чик. Наблюдается связь с действием, выполняемым по отношению к предмету. Приставка о-, которая имеет значение «дуть со всех сторон, одувать»).

Итак, мы убедились, что повествование ведётся от лица ребёнка. Об этом свидетельствует употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Теперь давайте поработаем с другим отрывком из повести И.Шмелёва. Запишем его под диктовку.

«Птицы у нас везде. В передней чижик, в спальной канарейки, в проходной комнате сквочик, в спальне отца канарейка и чёрный дроздик, в зале два соловья, в кабинете жавороночек, и даже в кухне у Марьюшки живёт на покое, весь лысый, чижик, который пищит-«чулки-чулки-паголенки», когда застучат посудой. В чулане у нас множество всяких клеток с костяными шишечками, от прежних птиц. Отец любит возиться с птичками и зажигать лампадки, когда он дома».

Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (деминутивы).

(Чижик, скворчик, жавороночек, дроздик, Марьюшка, шишечками, птичками)

Давайте сначала отметим, с помощью каких суффиксов образованы данные слова. Попытайтесь определить приблизительное значение суффиксов.

(Ученики выделяют суффиксы в словах:-ик, -ек, -ушк-, -ечк-, -к-, -ик.)

Все суффиксы имеют ласкательное значение, выражают детское позитивное отношение к миру.

А теперь подберите слова, в которых данные суффиксы имели бы другие значения.

(Например, Нинка, суффикс –к- имеет оттенок грубости. «Ну и грубый же ты человечек» - оттенок пренебрежения, иронии. «Пьеска была пресквернейшая, ну никуда не годится» - оттенок неодобрения, иронии).

Какие можно сделать выводы об употреблении данных суффиксов? Что привносят суффиксы в текст?

(Значение суффикса меняется в зависимости от контекста. В одном случае суффикс может выражать положительную оценку, в другом – отрицательную, даже негативную).

А можно ли сказать, что слова чижик, дроздик, скворчик  имеют значение «детёныш животного»?

(Нет. С помощью данных слов автор передаёт отношение ребёнка к окружающему миру).

Давайте сделаем выводы, какую роль играют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (деминутивы) в смысловой организации текста? Что они привносят в текст?

(Мир в повести Шмелёва показан глазами маленького мальчика. Всё вокруг ему кажется маленьким, он преисполнен любовью к окружающему миру. Именно поэтому он называет кухарку Марьюшка, а птиц в доме чижик, скворчик, дроздик, жавороночек. Эти птицы живут в доме, где он родился, где проходят его детские годы. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами являются признаком художественного стиля, а также придают тексту яркость, эмоциональность).

Прочитаем ещё один отрывок из повести Шмелёва.

«Я просыпаюсь, радостный, меня ослепляет блеском, и в этом блеске – весёлый звон. Сразу я не могу понять, отчего такой блеск и звон. Будто ещё во сне – звонкие яблочки, как в волшебном саду, из сказки. Открываю опять глаза – и вдруг вспоминаю: да это Пасха! – яркое утро, солнце, пасхальный звон!... Розовый накомодник, вышитый белыми цветами…его только на Пасху стелют! – яркие розы на иконе…Пасха! – и меня заливает радостью. На столике у постели – пасхальные подарки. Серебряное портмоне – яичко на золотой цепочке, а внутри радостное пунцовое, и светится золотой и серебрецо, - подарил мне вчера отец. Ещё большое сахарное яйцо, с золотыми буквами Х. и В., а за стёклышком в золотом овале, за цветами бессмертника, - радостная картина Христова Воскресения. И ещё - золотисто-хрустальное яичко, гранёное всё, чудесное, если в него смотреть, светится всё, как в солнце, - весёлое всё, пасхальное. Смотрю через яичко, - ну до чего же чудесно! Вижу окошечки, много солнц, много воздушных шариков, вместо одного купленного на Вербе…множество веток тополя, много иконок и лампадок, комодиков, яичек, мелких, как зёрнышки, как драже. Отнимаю яичко, вижу: живая комната, красный шар, приклеившийся к потолку, на комоде пасхальные яички – зелёные, красные, лиловые, луковые… А вон – жестяная птичка, в золотисто-зелёных пёрышках, - «водяной соловей, самопоющий», если дуть через воду в трубочку, он начинает чвокать и трепетать. Пасха!...- будет ещё шесть дней, и сейчас будем разговляться, как и вчера, будет кулич и пасха…и ещё долго будем, каждое утро будем, ещё шесть дней…и будет солнце, и звон-перезвон, особеннорадостный, пасхальный, и красные яички, и запах пасхи…а сегодня поедем в Кремль, будем смотреть соборы, всякие святости…и будет ещё хорошее…Что же ещё-то будет?»

Ребята, что за праздник Пасха?

(К Пасхе всё в доме убирают, моют, чистят. Делают пасху, пекут кулич).

Правильно. Этот праздник связан с Евангельским учением о Христе. Это один из периодов жизни Христа. Давайте определим семантическую группу слов к ключевому слову Пасха. Семантическая группа – это слова, объединённые общей семантикой, общим значением.

Картина Христова       розы на иконе    пасхальный звон    пасхальные подарки  звонкий

          Звон-перезвон                               Пасха                                  пасхальные яички

Воскресение                              всякие святости                                   разговляться

В тексте много слов, которые обозначают цвет, найдите эти слова.

(Блеск, золотые, розовый, белые, розы, серебряное, золотая, золотисто-хрустальное, зелёные, красные, лиловые, луковые, золотисто-зелёные).

Какие цвета преобладают в тексте? Какую роль они играют?

(Преобладает золотистый цвет: золотые яблоки, золотая цепочка, золотисто-хрустальное яичко, золотисто-зелёные пёрышки. Эти слова придают тексту яркость, эмоциональность. На Пасху пекут кулич, а яйца раскрашивают в яркие цвета. Всё в доме чистое, всё кругом сверкает и блестит).

Найдите в тексте деминутивы.

(Яблочко, столик, яичко, стёклышко, окошечки, иконок, комодиков, птичка, трубочку).

В чём особенность слов золотисто-хрустальное, золотисто-зелёное?

(Данные слова сложные, образованы путём сложения.  Обозначают цвет.)

А сейчас нужно заполнить таблицу. Выпишите из текста существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и распределите их по значениям: существительные, которые несут эмоциональную нагрузку, выражают детское восприятие мира; существительные, не несущие  никакой эмоциональной нагрузки.

Существительные с суффиксами субъективной оценки

Существительные без суффиксов субъективной оценки

Яблочки

Накомодник

Столик

Цепочка

Яичко

Лампадка

Стёклышко

Святости

Окошечки

Зёрнышки

Иконок

Шариков

Птичка

Как вы думаете, почему в тексте больше слов, несущих в себе эмоциональную нагрузку, выражают эмоциональное восприятие мира?

(Маленький мальчик очень эмоционален. Он любит всех и всё вокруг. Для него  дом – это счастливый мир, поэтому всё, что его окружает, ему дорого. Он ласково говорит обо всех предметах в доме, о праздниках, об обитателях дома).

А теперь найдите слова, отражающие звуковую семантику.

(Звон, звонкие яблочки, пасхальный звон, самопоющий соловей, чвокать, дуть, звон-перезвон).

Как вы думаете, какую музыку можно подобрать к данному отрывку, музыку, отражающую состояние маленького мальчика?

(Тихую, спокойную, немного игривую).

Давайте послушаем музыкальную композицию П.И.Чайковского «Времена года», «Апрель. Песнь жаворонка». Какие чувства возникают у вас при прослушивании данной композиции?

(Сразу вспоминается детство, когда всё было радостным вокруг, беззаботным. Даже немного становится грустно. Данная композиция подходит к отрывку, так как отражает состояние ребёнка).

V. Подведение итогов урока

Итак, ребята. Мы с вами хорошо поработали, проанализировали отрывки из повести И.Шмелёва «Лето Господне».  Увидели, какие оттенки привносят уменьшительно-ласкательные суффиксы в слово.  Видим глазами ребёнка, как красив наш мир, как он великолепен.

(Выставление оценок за урок. Опрос по уроку: понравился, что запомнилось.)

VI. Домашнее задание

Написать творческую работу на тему «Приход весны», «Мой любимый праздник», используя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, цветовую и звуковую лексику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Образ Дома в романе И.С.Шмелёва "Лето Господне"(глава "Чистый понедельник").Урок-творческая мастерская

Урок-творческая мастерская способствует развитию творческого мышления.раскрытию индивидуальности каждого ученика.Тема "Образ Дома"-центральная тема всей русской литературы,поэтому необходимо продолжат...

Урок литературы по главе «Пасха» из романа Шмелёва «Лето Господне»

Урок внеклассного чтения по теме: «Красен и день, и звон». (По главе «Пасха» из романа Шмелёва «Лето Господне»)....

Урок внеклассного чтения по главам романа И. С. Шмелёва "Лето Господне"

Сравнение картин Бориса Кустодиева и символики в произведении Ивана Шмелёва "Лето Господне". Урок показывает красоту православных обрядов, их воспевание в литературе и изобразительном искусстве...

Урок литературы в 10 классе И.С.Шмелёв "Лето Господне" "Праздники"

Тип: урок открытия новых знанийВид: беседа с элементами анализаЦели и задачи:1.     Познакомить с биографией И. С. Шмелева2.     Познакомить с 1 частью произвед...

методическая разработка урока "Русские православные традиции в романе И.С. Шмелёва "Лето Господне" (гл. "Великий Пост")

Урок открытия нового знания построен в ТРКМЧП (стратегии "ЗХУ" и "Инсерт") и призван познакомить обучающихся с церковными и бытовыми традициями русского народа в период Великого Поста.Обычаи чистого п...

Сценарий "Рождество" по мотивам произведения Ивана Шмелёва "Лето Господне"

Лирическое произведение о красоте русской зимы и встречи Рождества....

презентация к произведению И.Шмелёва "Лето Господне"

Можно использовать на уроках внеклассного чтения...