Методики и упражнения , используемые на моих уроках.
учебно-методический материал по литературе на тему

Как показывает практика, причины трудностей подростка можно связать с трудностями освоения новых отношений, нового периода в жизни. Многие исследователи выделяют трудно складывающиеся отношения со сверстниками, родителями, учителями, трудности, обусловленные развитием самосознания. Поэтому можно предположить, что психологическое новообразование подростка – рефлексия – связано, в первую очередь, с трудностями осознания своего Я, своих личностных позиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodiki.docx32.29 КБ

Предварительный просмотр:

Методики и упражнения , используемые на моих уроках.

       Применяются следующие методики:

1 Методика проведения «Лингвистической лабораторной работы» (автор Т.Г.Бирюкова)

2  Контроль поискового чтения по методике О.Козловского.

3  Методика «Кто Я ? – 20 суждений» ( И.В. Дубровина).

4  Методика ценностных ориентаций (М.Рокич).

5  Метод цветовых метафор (И.Л.Соломин).

 Выбор методик можно обосновать.

Как показывает практика, причины трудностей подростка можно связать с трудностями освоения новых отношений, нового периода в жизни. Многие исследователи выделяют трудно складывающиеся отношения со сверстниками, родителями, учителями, трудности, обусловленные развитием самосознания. Поэтому можно предположить, что психологическое новообразование подростка – рефлексия – связано, в первую очередь, с трудностями осознания своего Я, своих личностных позиций.

Перейдём к описанию использованных методик и их показателей.

        Методика проведения «Лингвистической лабораторной работы».

       

Методика проведения «Лингвистической лабораторной работы» была разработана Т.Г.Бирюковой. Лабораторная работа содержит три этапа выполнения заданий, цель которых – выявление уровня сформированности знаний, умений, навыков выполнение работы по прочтению художественного текста.

Данная работа    направлена на установление способности учащихся анализировать текст, аргументировать факты, фиксировать закономерности, делать выводы, соотносить мысли и чувства автора с собственными, понимать ценность художественного текста.

Тексты для лингвистической лаборатории по методике Т.Г.Бирюковой.

Первый этап лабораторной работы.

Осыпал лес  свои вершины,

Сад обнажил своё чело,

Дохнул сентябрь, и георгины

Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении мороза

Между погибшими одна,

Лишь ты одна, царица роза,

Благоуханна и пышна.

Назло жестоким испытаньям

На злобе гаснущего дня

Ты очертаньем и дыханьем

Весною веешь на меня.

А.Фет.

Текст для анализа (второй этап лабораторной работы).

Цицерон.

Оратор римский говорил

Средь бурь гражданских и тревоги:

«Я поздно  встал – и на дороге

Застигнут ночью Рима был!»

Так, не прощаясь с римской славой,

С Капитолийской высоты

Во всём величии видел ты

Закат звезды её кровавый!

Фрагмент текста для анализа (третий этап лабораторной работы).

Сто вёрст пожара,

Откуда он?

Сокрылось солнце в клубах пара,

Затянут дымом небосклон.

Ползёт шипенье,

Горит тайга.

Огнистых змеев льётся пенье,

И бьёт поток о берега.

                                      К.Бальмонт

Таблица № 1

Аспекты анализа

ИзоИзобразительные средства

ЛекЛексические средства

ГраГрамматические средства

               Средства словообразования

Графические,орфоэические , пунктуационные , орфографические  особенности

              Лексический повтор

             Художественная трансформация слова

              Слова-символы

С           Синонимы и антонимы

              Морфологические      

            Синтаксические

          высокий

6%

12%

24%

6%

24%

30%

24%

36%

          средний

18%

24%

30%

54%

24%

48%

36%

54%

         низкий

76%

64%

46%

40%

52%

22%

40%

10%

Имея слабые навыки техники чтения, работы с текстом, лингвистические знания, учащиеся не могут соотносить теоретические понятия, анализировать рассуждать, вступать в диалог с автором, передавать свои мысли и переживания.

Школьникам  предлагается фрагмент без указания автора и названия произведения.

В задании необходимо ответить на вопросы:

1. Что можно сказать об авторе произведения? (эпоха, отечественный или зарубежный).

2. Кому принадлежит по стилю?

Ответы предполагается аргументировать.

Контроль поискового чтения по методике О.Козловского.

О.Козловский  предлагает контроль поискового чтения по текстам, заранее приготовленным. Это могут быть разные тексты или один для всех. Тексты необходимо размножить для каждого ученика, группы. Лучше организовать работу в малых группах, что бы предоставить каждому ученику активность речевой практике. Во-первых,  в таком случае осуществляется действенный контроль со стороны самих учеников. Если ученик по какой-то причине не справился с заданиями поискового чтения, он, естественно, подводит все членов подгруппы, и учащиеся выразят ему своё неудовольствие, окажут помощь. При работе в малых группах по технологии сотрудничества не только задания даётся одно на всю группу, но и отметка ставится одна на всех. Поэтому каждый в группе заинтересован в активной деятельности всех. Во-вторых, сильные ученики, помогая слабым, способны развивать не только свои умения, но и умения другого. При этом время прочтения должно быть чётко регламентировано.

С помощью этой методики можно увидеть, что самым продуктивным является поисковое чтение, так как оно не занимает много времени на уроке и даёт возможность провести контроль с большим количеством учеников. Кроме того, повышается словарный запас слов, стимулируется разговорная практика, во время обсуждения текстов выражаются мысли и чувства учащихся, формируется их ценностная система.

Методика «Кто Я? – 20 суждений» ( И.В. Дубровина).

Модификация метода Ф.Патаки, предложенная И.В. Дубровиной, предполагает оценить себя в 10 категориях. В таблице  представлены данные об индексе значимости категорий у испытуемых из таблицы видно, что методика проводилась дважды среди учащихся одного и того же класса, но на разных возрастных ступенях. В 7 классе наиболее предпочитаемыми являются категории, связанные с оценкой собственных возможностей, умений, отношений с окружающими людьми.

После разработки специальных уроков, нацеленных на воспитание у учащихся способности осознавать себя как часть общества, картина анализа результатов меняется. Возрастает значимость категорий, связанных с представлением о собственных и общечеловеческих ценностях, идеалов, чувств. В самоописаниях восьмиклассников встречается мысль об идентификации, выражении отношения к одноклассникам и т.д. Скачок в категориях 2, 5, 6-8 можно объяснить возрастным  переходом «объективистского взгляда на себя из вне на субъективную позицию изнутри» (И.В.Дубровина).  Но следует отметить, что эта же методика проводилась среди учащихся класса, в котором не предполагалась программа по развитию рефлексии через обучение поисковому чтению. Наибольшее предпочтение у этих учащихся было отдано категории 2.

Итоги проведения методики позволяют сделать вывод, при  развитии рефлексии учащихся  происходят существенные изменения, характеризующие переход личности на новый, более высокий уровень, не только благодаря переходу от одного возрастного уровня к другому, но и целенаправленному процессу эксперимента.

Методика ценностных ориентаций (М.Рокич).

По методике испытуемым выдаются списки ценностных ориентаций с инструкцией ранжирования их по значимости (бланк ценностей ).

Результаты обработки данных методики  свидетельствуют об отличиях в системе ценностных ориентаций учащихся на различных этапах эксперимента. Данная методика позволяет определить динамику ценностно-смысловой природы подростков в процессе развития.

           Метод цветовых метафор (И.Л. Соломин).

Предшественником метода цветовых метафор является цветовой тест отношений (ЦТО), разработанный в 80-х годах А.М.Эткиндом. Тест проводится с помощью заранее составленного списка подходящих цветов из набора Люшера.

Используется набор цветных карточек и набор карточек с названиями понятий. В списке есть понятия, характеризующие разные виды деятельности, разные потребности и жизненные ценности, разные эмоциональные переживания. Нас интересуют понятия по проблеме: моё настоящее, отношение к людям, к жизненным обстоятельствам, к учёбе, друзьям и т.д.

Обработка полученных результатов: В первом столбце справа от номеров цветов ставятся галочки напротив тех понятий, которые обозначены самыми привлекательными. В следующем столбце включаются понятия, обозначенные вторыми по степени привлекательности. Последний столбец включает понятия обозначенные неприятным цветом.

Очевидно, что привлекательным цветом испытуемые обозначают следующие понятия: успех, радость; вторым – понятия: моё увлечение, информация; третьим – общение, любовь, четвёртым – люди; пятым – конфликты, неприятности, шестым – интересное занятие, семья, образование, знания, последним – учёба, школа.

Можно предположить, что сначала испытуемые достаточно безразлично относятся к людям вообще, познавательная потребность является значимой, но удовольствие не приносит, поскольку пока не связывается с актуальной жизнью. Наиболее позитивно испытуемые оценивают всё, что связано с домом, хотя эмоций не вызывает.

Результаты методики показывают отношение учащихся к себе, с кем идентифицирует себя, к какой категории  людей себя относит подросток. Видно, что испытуемые относятся  к себе как к другу, ребёнку. Частично удовлетворены собой. Их озадачивают конфликты с окружающими, между собой.

 Даная методика желательна для испытуемых от 15 лет.

«Достижение прогнозируемых результатов» В.В.Лебедева.

В данной технологии рассматриваются инструменты и соответствующие подходы структурирования образовательной информации.

В.В.Лебедев предлагает зафиксировать учебную информацию в особой структурированной карте, что помогает учащимся глубже осознать связи, понятия, действия и т.д.

Карты учебных тем конструируются в двух видах: сначала учителем, затем учащимися. Карта разрабатывается вместе с учениками, что помогает им увидеть изучаемую тему в системе. Конструируя вместе с учащимися, учитель организует сам процесс понимания информации, учит классифицировать, анализировать, систематизировать, сравнивать, обобщать. Информация становится прозрачной, ясной, поскольку ученик видит её структуру.

При обучении работе с текстом предлагается пошаговая процедура, названная радиантным анализом текста (термин радиантное мышление введён Т.Бюзен).

Процедура:

1.В центре записать название текста

2.Бегло прочитать текст. Выделить слова, наиболее обобщённо характеризующие название текста, выделить абзацы.

3.Расположить выделенные слова вокруг названия, соединив их с названием.

4.Для каждого слова в  выделенных абзацах найти слова которые:

  • поясняют;
  • доказывают истинность;
  • описывают контекст;
  • отвечают на вопрос.

4.Если есть взаимосвязи между словами из разных групп, обозначить стрелками.

                Игра «Разрезанные тексты».

Учащиеся получают наборы карточек с наклеенными на них отрывками текста.

Задания:

  1. Составить из отрывков единый текст.
  2. Определить, из какого текста взяты эти отрывки (предложения).
  3. Найти им соответсвующее место в тексте.

                    Игра «Справочное бюро».

Участники игры должны, просмотрев тексты, сообщить слушателям интересующую их информацию.

Они стимулируют интерес учащихся к содержательной и языковой стороне текстов, побуждают с большей ответственностью относится к  чтению.

Примерные вопросы:

  1. Прочитайте текст и скажите, чему он посвящён.
  2. Найдите известные вам факты, события.
  3. Выберете вариант, уточняющий смысл понятия (даётся предложение, к которому приводится несколько пояснений, нужно выбрать правильный).
  4. Найдите в тексте предложения, которые иллюстрируют картинки.
  5. Выберете из текста 3-4 предложения, передающие основные события.

            Приём «Словесное рисование».

Данный вид работы не вызывает у учащихся страха в получении неудовлетворительной оценки, так как учащиеся выполняют работу с удовольствием, что мотивирует процесс обучения.

Задания:

1.Нарисуйте главных героев прочитанного вами теста.

2. Выберите и нарисуйте главное действие в тексте.

3.Нарисуйте наиболее понравившихся вам героев.

4. Нарисуйте того, кто вам не понравился.

              Упражнения на ознакомление с текстом.

  1. Определить место вступления в начале (конце) главы (текста) с заглавием.
  2. Рассмотреть, имеют ли части произведения названия, нумерацию.
  3. Установить есть ли часть, в которой перечисляются основные темы произведения.
  4. Установить есть ли глава с эпитетом.

                 Упражнения на узнавания сигналов-опор,

                  облегчающих  поиск информации в тексте.

  1. Опираясь на факты, отражающие  искомую информацию, найдите эту информацию в тексте.
  2. Найдите в конце каждого абзаца указания на проблематику.
  3. Опираясь  на соответствующие средства, найдите авторские выводы по интересующему вопросу.
  4. Интересен ли вам этот вопрос.
  5. Найдите в первом (первых) абзацах каждой главы формулировку рассматриваемой проблемы. Встречались ли вы с аналогичной проблемой.

                      Упражнение на определение главной информации.

  1. Прочтите первое предложение (первый абзац) определите вопросы (проблемы), которые будут рассматриваться в тексте.
  2. Прочтите последнее предложение (абзац)  и предположите, какое содержание могла предшествовать данному выводу.
  3. Просмотрите текст и скажите, для какого возраста читателей он может представлять интерес.
  4. Просмотрите текст, найдите фрагмент, который представляет для вас особый интерес, объясните почему.
  5. Скажите, какому из указанных вопросов уделяется в тексте особое внимание.

Упражнения на определение частей текста, которые             представляют интерес с точки зрения читающего.

  1. Просмотрите предложенные вам тексты и подберите из них факты, которые относятся к теме… (которые могли бы служить утверждением…)
  2. Укажите в тексте абзацы (места), в которых содержаться данные о …
  3. Найдите в тексте определения (вывод, формулировку проблемы, слова, обозначающие…) и зачитайте их вслух.
  4. Найдите и отметьте в тексте места, дающие ответы на предложенные вопросы.
  5. Найдите и отметьте в тексте места, относящиеся к … (характеризующие…).
  6. Найдите информацию, которая помогает вам…
  7. Отметьте слова, которые заставили почувствовать…

Упражнения, контролирующие умение находить в тексте конкретную информацию.

  1. Зачитайте вслух из текста факты, которые относятся к теме…
  2. Выпишите из текста факты, которые могли бы служить иллюстрацией  к тезису…
  3. Подчеркните в тексте определения (вывод, формулировку проблемы…)
  4. Назовите заглавие фрагмента текста, в котором вы нашли интересующую  вас информацию.

5.        Как данная тема раскрывает суть разрешения проблемы…

6.       Можно ли переосмыслить …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по баскетболу «Упражнения используемые в подготовительном этапе при обучении личной защиты»

Упражнения используемые в подготовительном этапе при обучении личной защиты...

Статья :"Анализ упражнений,используемых на уроках английского языка"

Данная статья знакомит с различными типами  упражений,которые могут использоваться учителями английского языка на уроках для формирования и тренировки речевого грамматического навыка....

Педагогические технологии, используемые в моей работе

В данной статье кратко описаны современные образовательные технологии, методы и приемы, используемые на уроках биолгии....

Методическая разработка «Дидактические игры и упражнения используемые в словарной работе на уроках русского языка».

Методическая разработка  «Дидактические игры и упражнения используемые в словарной работе на уроках русского языка»....

Методическая разработка «Дидактические игры и упражнения используемые на уроках русского языка».

В разработке представлены примеры дидактических игр для разных групп детей по степени обученности, используемые на уроках русского языка...

Упражнения, используемые в технологии развития критического мышления при обучении чтению(часть урока).

Упражнения, используемые в технологии развития критического мышления при обучении чтению(часть урока).[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24041527","attributes":{"alt":"","class":"media...

Особенности методики воспитания скоростно-силовых способностей для оптимального развития скоростной выносливости, через систему упражнений, используемых на тренировках для подготовки школьников к испытаниям "Легкая атлетика"..

Опыт представлен описанием системы работы по формированию скоростно-силовых способностей через упражнения, которые позволяют учителю развивать и поддерживать данное физическое качество. По степени нов...