Урок в 7 классе "Образ Бирюка в рассказе И.С.Тургенева"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Кок-Кат Саида Ооржаковна

Провела урок  в ноябре 2015 г.  Сумела заинтеросовать ребят, пробудить  такие  необходимые  в  наше время  чувства, как  сострадание и доброта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_biryuka.docx30.23 КБ

Предварительный просмотр:

Образ Бирюка в рассказе И.С.Тургенева

ЦЕЛИ УРОКА: Ι. образовательные:

  1. проанализировать  рассказ «Бирюк», помочь учащимся через пейзаж, интерьер, портрет, поступки  раскрыть образ  и понять характер главного героя,
  2. выявить уровень знания учащимися текста произведения,
  3. помочь осознать тему и идею рассказа И.С.Тургенева «Бирюк»,

                             ΙI. развивающие:

                                1)развивать и обогащать устную речь учащихся;

                                2) развивать навыки анализа образа литературного героя

                                3) развивать умения обобщать изученное;

                                4) развивать навыки анализа текста худож. произведения;

                           ΙII. воспитательные:

                                1) воспитывать чуткое отношение к художественному слову;

                                2) воспитывать гуманное отношение к человеку;

                                3) формировать  чувство сострадания к чужой беде.

МЕТОДЫ: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Используемые технологии:

                                  • личностно-ориентированная;

                                  • проблемно-диалоговая

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: презентация, текст рассказа

Оформление доски: запись словарной работы: 

                                   образ -  это характер, искусственно создаваемый с целью донести

                                                 до читателя определенную информацию через  пейзаж,

                                                 портрет, поведение, мировоззрение героя.

                                   угрюмый – мрачный, неприветливый.

                                   гроза – 1. бурное ненастье с громом и молнией;

                                                2. о человеке, наводящем ужас, внушающем  сильный страх.

                                   крепостной (крестьянин) – зависимый и подчиняющийся помещику

                                   долг – обязанность.

                                   сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь

                                                            несчастьем, горем

  1. Организационный момент.

Создание эмоционального настроя урока. Подготовка к восприятию.

Цель этапа:

обеспечить комфортную внешнюю обстановку для работы на уроке,

психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию

Задачи:

Доброжелательный настрой учителя и учащихся.

Готовность класса и оборудования урока к работе.

Организация внимания всех учащихся

  1. Актуализация знаний. Мотивация. Создание проблемной ситуации

Учитель

Учащиеся

Предъявление 1-го факта

Кто главный герой рассказа «Бирюк»?

Лесник, которого все называют Бирюк.

Предъявление 1-го факта

Слово «бирюк» устаревшее. А что оно означает?

Угрюмый, нелюдимый, одинокий, злой человек

Побуждение к осознанию

Ребята, а вам самим понравился Бирюк?

Да, понравился.

Побуждение к проблеме

Какое противоречие, какая проблема налицо?

Бирюк нам понравился, но само имя-слово означает плохие качества. /осознание противоречия/, т.е. совпадает ли  внешний вид Бирюка его внутреннему миру

Для того, чтобы разрешить  это противоречие, эту проблему, что мы должны раскрыть?

Мы должны раскрыть образ Бирюка.

Итак, какая тема сегодняшнего урока?

Образ Бирюка в  рассказе И.С.Тургенева.

          - Как мы можем раскрыть образ Бирюка, понять его внутренний мир? Что нам послужит помощниками в этом? (пейзаж, портрет, интерьер, его поступки, его отношение к работе, к  другим и отношение крестьян к Бирюку)

 III. Анализ рассказа. Раскрытие образа Бирюка.

  1. Диалог учителя с учащимися о роли пейзаже, об образах-символах.

- С какого описания  начинается повествование  рассказа? ( с описания  грозы, т.е. пейзажа)

- Представьте, что вы  художники, и вам  необходимо подготовить  иллюстрации к  рассказу. Какие бы цвета вы  выбрали для  иллюстрации? Почему? (Скорее всего, темные. Потому что

        а) в пейзаже  /в описании леса и грозы/ есть эпитеты, метафоры, помогающие представить темную картину:

       Эпитеты: лиловая туча, серые облака, столетние дубы; орешник, залитый  мраком.

         Метафора: тени густели;

        б) действие рассказа происходит ночью;

        в) изба  лесника)

- Помогает ли  пейзаж в начале  рассказе  угадать дальнейшие события рассказа? Какие именно события  помог предугадать описание грозы? ( Пейзаж помогает предугадать «темные» дела - воровство мужика-крестьянина, удержание, захват вора Бирюком).

 - Есть ли связь между  пейзажем в рассказе и  образом  Бирюка?  Если есть, то какая? (жизнь Бирюка также  безрадостна, темна, как описание грозы)

- Пейзаж  начинается с описания грозы. Прочитайте  толкование слова «гроза». В каком значении употреблено это слово в рассказе? (в прямом и переносном. Гроза не только явление природы, но и  образ-символ. Гроза – это сам Бирюк, наводящий ужас и страх)

   - Есть еще в рассказе образы-символы? (дождь – явление природы  и  слезы людей; ненастье – явление природы и  крепостное право).

   - До  финала  рассказа  ненастье продолжается. Как вы думаете, почему автор так описал до конца рассказа пейзаж – темным, мрачным…? (потому что крепостное право еще не свергнуто, жизнь простого народа все еще остается такой же мрачной, как в ненастье)

         2. Диалог учителя о роли портрета в раскрытии образа главного героя.

                - Вспомните или найдите  из  текста, как появляется в этом мрачном, темном

             описании главный герой? (фигура, словно выросла из-под земли; появляется как

             нечистая сила)

   -  А кто такой Бирюк? Какой он? (одинокий, угрюмый, нелюдимый, мрачный, неприветливый  человек) Найдите его портрет и прочитайте.

  - Можно ли что-нибудь сказать о внутреннем мире Бирюка из его портрета? (человек суровый, можно даже сказать грубый)

  - Я предлагаю прочитать  слова В.Г.Белинского и до конца урока подумать над этим вопросом великого русского критика: «…что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?».

  1. Диалог учителя с учащимися с целью определения конфликта рассказа.

- Но такой ли в самом деле Бирюк? Почему вы так считаете? ( он добрый, отзывчивый, понимающий, старается помочь барину переждать ненастье)

- В  каком эпизоде ярче всего  проявляются  его  внутренний мир, качества характера? (при встрече с вором-порубщиком, при  конфликте Бирюка и вора-порубщика)

- Как ведут себя Бирюк и вор?  Отличается  ли  их  речь?

     

Бирюк

Вор-порубщик

Железный голос

Твердил

Промолвил сурово

Закричал жалобно, по-заячьи

Бормотал

Повторил с унылым отчаянием

                                               ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ

                                                       

                                                           (АНТИТЕЗА)

- Почему Бирюку приходится сурово, порой жестоко обращаться с  порубщиками? (потому что он – крепостной крестьянин)

- А как  относятся к Бирюку мужики-крестьяне? (ненавидят его)

- Есть ли что-нибудь общего у  Бирюка  и  вора? (их бедность). Аргументируйте свой ответ.

Описание избы (интерьер) Бирюка

Описание мужика

Закоптелая, низкая, пустая,

грязная, душная

Весь в  лохмотьях

Нависшие брови

Худые члены (конечности)

Грудной ребенок в люльке, 12-летняя дочь

Ворует с голодухи; чтобы детей кормить

Описание интерьера свидетельствует о крайней бедности, тяжелой жизни

Описание свидетельствует о крайней бедности, нищете, тяжелом положении.

  -  А  отличается ли  Бирюк от порубщика? Чем? (своим внутренним миром, духовными  качествами)

  - Когда в полной мере проявляются внутренние качества  героев? (в последней части диалога)

  - Что происходит в последнем диалоге Бирюка и  вора? (столкновение, спор, конфликт).

   - Кто здесь в более  трудной ситуации, лесник или вор? Почему вы так считаете? (Лесник в более трудной ситуации: внутри Бирюка происходит борьба, он не может легко решиться, отпустить вора или нет).

   - Что ему препятствует отпустить вора? (его работа, долг, ответственность, честность)

    - Что помогло ему выйти из этой трудной ситуации? (его доброта, жалость, милосердие, понимание, сострадание)

    - В рассказе сколько противоборств (конфликта) можно заметить? (2)

    - Какие эти противоречия, какие виды конфликта?  (внешний конфликт = Бирюк и вор;  внутренний конфликт  (внутри самого героя) = чувство долга вступает в противоречие с чувством сострадания)

    - Какие высокие человеческие качества Бирюка отразились в рассказе? (человечность, гуманность, сострадание, но и принципиальность)

    - Что хотел сказать  нам  Тургенев своим рассказом? (1. человек красив душевными качествами, внутренним миром; 2. Крепостное право делает человека несчастным, одиноким - бирюком)

  1. Определение темы и идеи рассказа (презентация)
  2. Ответ на вопрос В.Г.Белинского.

                                         Но что может быть интересного

в грубом, необразованном человеке?

Как что? – Его душа, ум, сердце, всё

  то же, что и в образованном человеке.

                                                         В.Г.Белинский

  1. Итог урока.

- Какую проблему мы  поставили в начале урока? (совпадают ли прозвище, портрет, первоначальное представление  главного героя, Бирюка, с его внутренним миром)

 - Какой вывод можно сделать в  итоге анализа  рассказа, в итоге раскрытия образа  главного героя? (Внешний вид человека иногда может быть обманчив, часто  в жизни  за грубым, некрасивым внешним видом  может скрываться душевная красота человека, его богатый  внутренний мир, то есть ЧЕЛОВЕК  КРАСИВ И ПРЕКРАСЕН  ВНУТРЕННИМ МИРОМ, ДУХОВНЫМИ КАЧЕСТВАМИ)

- Есть такая тувинская пословица:

    V.  Оценки.  Домашняя работа.

       Сочинение «В чем истинная красота человека?»

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«… что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» (В.Г.Белинский) (урок-исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»)

Урок литературы в 7 классе по УМК В.Я.Коровиной. Обучающиеся исследуют текст рассказа И.С.Тургенева "Бирюк" и в процессе групповой работы дают ответ на проблемный вопрос, вынесенный в тему урока....

Карточки к рассказу И.С. Тургенева "Бирюк" (7 класс)

Предлагаю четыре варианта карточек, проверяющих не только знание содержания рассказа "Бирюк", но и побуждающих учащихся задуматься над смыслом этого произведения....

урок литературы 6 класс тема: "Особенности тургеневского повествования" ( по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк")

Разработка урока литературы в 6 классе по творчеству И. С. Тургенева. Материал доступен для школьников и учителей. Урок разработан с учетом современных педагогических технологий....

Художественные особенности рассказа И. С. Тургенева "Бирюк"

Данный материал содержит конспект и презентацию урока литературы на тему "Художественные особенности рассказа И. С. Тургенева "Бирюк"по учебнику-хрестоматии под редакцией Г.И.Беленького для 7 кл...

Диалог с рассказом И.С.Тургенева «Бирюк».

Путь к мастерству в изображении жизни народа. (С использованием групповой формы работы)...

Конспект урока литературы по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк" 7класс

   Развёрнутый план-конспект урока с использованием приёмов технологии РКМЧП.  Презентация к уроку....

Урок-исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк».

Конспект урока литературы в 7 классе и презентация...