Технология развития критического мышления на уроках литературы
презентация к уроку по литературе (8, 9, 10, 11 класс) на тему

В презентации приведены основные приемы, используемые мною на уроках литературы, чтобы развивать у ребят способность критически мыслить и уметь анализировать

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.ppt1.8 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство достижения метапредметных результатов на уроках литературы

Слайд 2

Цель исследования: выявить и проанализировать приемы технологии развития критического мышления на уроках литературы, обеспечивающие формирование метапредметных умений у учащихся на уровнях основного общего и среднего общего образования. Гипотеза: формирование метапредметных результатов на уроках литературы можно обеспечить, если на каждой стадии урока (вызов, осмысление, рефлексия) использовать многофункциональные приемы ТРКМЧП.

Слайд 3

Задачи: 1. Систематизировать приемы ТРКМЧП по формированию метапредметных умений. 2. Отобрать приемы ТРКМЧП, способствующие развитию метапредметных умений. 3. Опытным путем проверить эффективность отобранных приемов ТРКМЧП на формирование метапредметных результатов. 4. Анализ приемов технологии критического мышления и формирования метапредметных результатов.

Слайд 4

«КЛАСТЕР» Это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определенном порядке в виде «грозди». Формирует умение систематизировать и анализировать информацию на всех стадиях ее усвоения. Рабочая карточка по литературе ученицы 11 класса Воейковой А.

Слайд 5

«ОБЩЕЕ-УНИКАЛЬНОЕ» Используя графические методы (Кольца Венна), необходимо представить (назвать, выписать) общие и уникальные черты двух изученных явлений (персоналий, объектов и т. п.). Данный прием формирует способности выделять и кратко представлять общие и особенные черты при сравнении двух и более предметов, явлений, фактов и т. д. Рабочая карточка по литературе ученицы 9 класса Келдибаевой З.

Слайд 6

«ИДЕАЛ» Это стратегия решения проблем, которая может быть применима для работы с текстами и анализа ситуаций. Формирует умение осознанного, «вдумчивого» чтения на стадии вызова и осмысления. Рабочая карточка по литературе ученицы 8 класса Васильевой Е.

Слайд 7

«ФИШБОУН» Данный прием позволяет учащимся разбить общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Прием формирует умение формулировать и решать проблемы

Слайд 8

Петр Гринев. Смелый, влюбленный. Защищает, спасает, сражается. «Береги честь смолоду». Честь. Алексей Швабрин. Трусливый, неискренний. Предает, обманывает, губит. Перешел на сторону врага. Бесчестие. «СИНКВЕЙН» Синквейн - стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме. Правилами написания этого стихотворения является определенное количество слов в строке и назначение каждой строки. Синквейн формирует умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, давать рефлексивную оценку пройденного. 1.Петр Гринев. 2.Смелый, влюбленный. 3.Защищает, спасает, сражается. 4.«Береги честь смолоду». 5.Честь. 1.Алексей Швабрин. 2.Трусливый, неискренний. 3.Предает, обманывает, губит. 4.Перешел на сторону врага. 5.Бесчестие.

Слайд 9

«ЭССЕ» Эссе – художественная форма размышления, поток сознания, перенесенный на бумагу. Эссе формирует умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, давать рефлексивную оценку пройденного. Страница из рабочей тетради по литературе ученицы 8 класса Новоселовой Ю .

Слайд 10

«НАПИШИ ПИСЬМО» Прием «Напиши письмо» - разновидность эссе. Учащиеся пишут кому-либо письмо от имени героя произведения. Данный прием формирует умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, давать рефлексивную оценку пройденного. Страница из рабочей тетради по литературе ученицы 5 класса Мусаевой А.

Слайд 11

«ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ» В начале урока предлагаю несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети, полагаясь на собственный опыт, либо угадывая, напротив верного утверждения ставят – «+», неверного – «-». Прием формирует умение планировать собственную учебную деятельность. « Верные и неверные утверждения» (Рядом с верным, на ваш взгляд, высказыванием поставьте «+», с неверным – «-») В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус» звучит тема одиночества. Слово «мятежный» означает «спокойный». Инверсия – это обычная последовательность слов в предложении. М.Ю. Лермонтов – поэт и художник. Маринист – художник, изображающий картины природы.

Слайд 12

Таким образом, в процессе работы по фазам технологии развития критического мышления учащийся понимает ценность своей работы, чувствует единение с другими и ее значимость. С другой стороны, во время общения идет постоянный процесс самооценки, осознается необходимость правильной аргументации своего мнения, повышается мотивация к обучению, что помогает решать проблемы в реальных жизненных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Применение технологии критического мышления на уроке литературы"

В современных условиях каждая школа и каждый учитель вольны выбирать себе свое педагогическое кредо, свою философию образования. От этого выбора зависит очень многое. Как учить детей без п...

Технология критического мышления на уроках литературы

На уроках литературы в 5-ом классе в качестве внеклассного чтения использую рассказ А.Грина "Гнев отца" после изучения рассказа А. Платонова "Никита"...

Технология критического мышления на уроках литературы

Технология развития критического мышления не нова в современной педагогике, она известна в России с 1997 года. Сейчас проект реализуется в 29 странах мира в том числе в 6 российских...

Технология критического мышления на уроках литературы

Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен: - уметь самостоятельно приобретать знания; - применять их на практике для решения разнообразных про...

МАСТЕР КЛАСС ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления  на уроках  литературы" Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации акт...

Технология критического мышления на уроке литературы в вечерней школе

Технология критического мышления на уроке литературы в вечерней школе...