Технология критического мышления на уроке литературы в вечерней школе
статья по литературе на тему

Смольникова Валентина Ивановна

Технология критического мышления на уроке литературы в вечерней школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология критического мышления на уроке литературы в вечерней школе

В. И. Смольникова

Много лет работаю в вечерней школе и вижу большие изменения в образовании. Оно становится приоритетным, ориентированным на человека.
Демократические процессы в образовании затронули и мою школу. Мне как учителю, работающему долгие годы в старших классах, близки и понятны эти изменения. Новая современная школа отвечает потребностям «открытого» общества, общества, в котором ни за кем не признается монопольного права на истину.

Такой взгляд на развитие современной школы во многом определяет для меня приоритетные задачи, которые я решаю на уроках литературы и русского языка: осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, преодоление эгоцентризма своего мышления, осознание внутренней альтернативности принимаемых решений, умение адекватно интерпретировать получаемую информацию. Для решения данных задач необходим поиск инструментария. Для меня этим инструментом стала технология развития критического мышления, с которой я знакома четыре года и которую успешно применяю в повседневной практике.  Каждый год в школу приходят «сложные»подростки с нелегкой  судьбой. В прошлом у них  второгодничество, отсутствие мотивации в обучении, скрытые комплексы, закрытость. И я , понимая всю важность своей задачи, стараюсь вовлечь обучающихся в мир литературы, помочь им осознать свою индивидуальную значимость, почувствовать себя личностью.

Задача учителя  – создать такую учебную среду, где обучение происходит в деятельности. Еще в 14 веке В.Вундт доказал, что при пассивном восприятии готовых понятий появляется физиологическое чувство страдания, а при активном напряжении, стремлении к определенной цели появляется чувство удовлетворения. Поэтому необходимо, чтобы обучающийся на уроке был активен, развивался, творил, сам строил свои знания.
Процесс учения - это процесс увязывания нового с уже известным. Обучаемые строят новые представления на основании предыдущих знаний и представлений. Данное положение является непременным условием использования технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Подробнее остановимся на самой технологии. Для того, чтобы дать обучающимся возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: « введение – основная часть – заключение». Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему – подходы к ее решению – рефлексия результата». В рамках технологии РКМЧП данные этапы получили несколько иные названия и функции. Итак:

Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции) которого:

@ актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;

@ пробудить к ней интерес;        

@ активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;

@ структурировать последующий процесс изучения материала.

Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:

@ получение новой информации;

@ ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);

@ соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;

@ поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

Третий этап – РАЗМЫШЛЕНИЕ:

@ выражение новых идей и информации собственными словами;

@ целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена

@ мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;

@ анализ всего процесса изучения материала;

@ выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторное воспроизведение;

@ проблематизация (новый «вызов»).

@ При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметные, теоретического с практическим), его структурирования самим ребенком. Постановка учащимися самостоятельно цели обучения, создает необходимый внутренний мотив к процессу обучения. Тем самым (в идеале), у каждого учащегося создается целостное когнитивное поле, объединяющее все имеющиеся теоретические знания, практические сведения, навыки и умения.

@ Существование целостной структуры знания существенно повышает эффективность восприятия новой информации, уровень использования знаний, интерес к учению, навыки самостоятельного поиска и обработка информации. Ученик  получает, наконец, «инструмент», помогающий ему реализовать на практике принцип собственной активности как субъекта обучения. Педагог, в свою очередь, получает практическую возможность стать равным партнером ребенка в его образовании.

@ Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования техник имеет немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии РКМЧП – научить обучающихся применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.

@ Урок по творчеству М.Ф.Достоевского

«Обрести душу…»

Ф.М.Достоевский.

1.Я царь.

Я раб.

Я червь.

Я Бог.

Г.Р.Державин.

2. Мы.

Мы – источник веселья и скорби рудник,

Мы – вместилище скверны и чистый родник.

Человек, словно в зеркале мир, многолик,

Он – ничтожен и он же безмерно велик.

Омар Хайям.

3. Достоевский.

Мне всё равно, где буду прав –

В войне умов? В войне держав?

Ведь всех полей страшней, гляди,

То поле битвы, что в груди.

М. Струкова.

4. Время.

В нём совесть сделалась пророком и поэтом,

И Карамазовы, и бесы жили в нём, -

Но что для нас теперь сияет мягким светом,

То было для него мучительным огнём.

И. Анненский.

б) помочь учащимся увидеть время и себя в нём через идеи и образы произведения;

в) помочь найти ответы на те вопросы, которые встают перед молодыми людьми, вступающими в жизнь.

Прошу сесть тех, кто не прочитал роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Остались те, кто прочитал. Я благодарю вас за огромный труд, который вы проделали, и очень надеюсь на результативный итоговый урок по этому произведению. Прошу всех сесть.

- Кому понравился роман?

- Давайте послушаем понравившиеся вам страницы романа.

(Обучающиеся дома готовили выразительное чтение понравившихся эпизодов.)

А теперь о теме нашего урока.( Проговаривается тема урока, совместно с обучающимися ставится цель урока, читается эпиграф.)

У нас сегодня на уроке беседа по прочитанному роману. Мы подведём итог разговора о главных героях – Раскольникове и Сонечке, - вспомним запомнившиеся строки романа, оценим сочинения-миниатюры и, завершая анализ произведения, сформулируем его проблемы. Сформулируем – это знакомое слово из задания С части 3 ЕГЭ. У каждого листочки, по ходу урока вы записываете найденную проблему.

Как всегда, говоря о литературных героях, мы «примеряем» их жизнь, мысли, поступки и на себя. Обратимся к материалам выставки и прочитаем их.

(Обучающиеся читают.)

- Как вы думаете, почему именно эти строки я взяла применительно к Достоевскому?

-Вспомним, что писал Ф.М.Достоевский о человеке?

( «Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».)

-Вспомним, для Раскольникова человек тот, кто принадлежит к разряду « властелинов», для Сони человек – воплощение любви и милосердия. Они говорят на разных языках.

С точки зрения нравственности, оба, и Раскольников, и Соня, аморальны, но у каждого своё понимание правды. В романе такое многоголосие можно увидеть едва ли не на каждой странице. Существование в художественном произведении равноправных разных взглядов на мир (причём ни один из них не признаётся правильным) называется ПОЛИФОНИЕЙ. Правда Раскольникова и правда Сони, существующие рядом, - типичный пример полифонии в « Преступлении и наказании».

- В чём же разница между преступлениями Раскольникова и Сонечки?

- Во имя чего совершает преступление Раскольников?

- Во имя чего переступила мораль Соня?

- Каковы жизненные принципы Раскольникова?

- Какова жизненная правда Сони? Что ей помогает выжить?

- Охарактеризуйте Соню, подбирая сравнения и эпитеты.

- Как вы понимаете смысл фразы Раскольникова: « Вечная Сонечка, пока мир стоит!»?

Учитель подводит итог о главных героях романа, зачитывая слова Достоевского: « Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает своё счастье, и всегда страданием».

Подводя итог разговора о Соне, учитель читает высказывание о государыне Императрице Александре Феодоровне Романовой: «Я видел лилию, плавающую в чёрной болотной воде. Всё вокруг прогнило, а лилия оставалась чистой, как ангельские одежды. В тёмном пруду появилась рябь, она покачивала лилию, но ни пятнышка не появилось на ней».

По мысли Ф.М.Достоевского, христианская религия, вера в Бога – основа народной жизни. Нравственная суть народной жизни – в смирении и способности к страданию и состраданию.

Обращаясь к Древу Добродетелей и пороков, учитель говорит, что в основании всех Добродетелей лежит смирение и послушание, а возрастая в добродетелях, можно достичь вершины – ЛЮБВИ. Учащиеся называют добродетели: верность, честность, доброта, благодарность, надежда, вера, знание, долготерпение, самообладание и другие, а учитель на Древо вешает «плоды».

В основании же пороков лежит лень, если позволить порокам в нас «прорастать», то можно взрастить ГОРДЫНЮ. Учащиеся называют пороки: неблагодарность, тщеславие, сребролюбие, чревоугодие, злость, зависть, ложь, гнев, уныние, печаль и другие, а учитель на Древо вешает «плоды».

Учитель в заключение дарит обучающимся «плоды»( «Без любви всё – ничто!»)

Рефлексия:

1) Что мне дала встреча с Достоевским?

2) Какой из наших разговоров запомнился больше всего и почему?

3) Помогли ли вам в чём-нибудь разобраться уроки по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?

На листочках обучающиеся  дописывают проблемы в романе и сдают учителю.

      д/з    Сочинение эссе »Есть ли состав преступления в поступках Сони?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Применение технологии критического мышления на уроке литературы"

В современных условиях каждая школа и каждый учитель вольны выбирать себе свое педагогическое кредо, свою философию образования. От этого выбора зависит очень многое. Как учить детей без п...

Технология критического мышления на уроках литературы

На уроках литературы в 5-ом классе в качестве внеклассного чтения использую рассказ А.Грина "Гнев отца" после изучения рассказа А. Платонова "Никита"...

Технология критического мышления на уроках литературы

Технология развития критического мышления не нова в современной педагогике, она известна в России с 1997 года. Сейчас проект реализуется в 29 странах мира в том числе в 6 российских...

Технология критического мышления на уроках литературы

Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен: - уметь самостоятельно приобретать знания; - применять их на практике для решения разнообразных про...

МАСТЕР КЛАСС ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления  на уроках  литературы" Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации акт...

Технология критического мышления на уроках литературы

Технология развития критического мышления на уроках литературы...