Мировоззренческий аспект изучения рассказа М. Горького «Песня о Соколе».
план-конспект занятия по литературе (8 класс) на тему

Лебедева Татьяна Николаевна

Методическая разработка урока по литературе (8 класс).

Скачать:


Предварительный просмотр:

V ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС «ГОРЬКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ»

Методическая разработка урока по литературе

(8 класс)

Мировоззренческий аспект изучения

рассказа М. Горького «Песня о Соколе»

        

Выполнила:

Татьяна Николаевна Лебедева,

учитель русского языка и литературы

МБОУ лицея №3 г. Кулебаки

г. Кулебаки, 2016г.

Мировоззренческий аспект изучения рассказа М.Горького «Песня о Соколе»

    Цель: помочь определить,  в чем смысл человеческой жизни.

Задачи:

- учить сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения;

- учить оценивать поступки героев, обосновывая свое мнение через работу с текстом, в беседе.

- выявить в совместной деятельности авторскую позицию, основную идею произведения.

Проблемный вопрос: зачем человеку жизнь? В чем смысл человеческой жизни?

Тезис: «Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую» (М .Горький «Часы»)

Оборудование: портрет  М. Горького, презентация.

Тип урока   урок – исследование

Приемы:      
1) выразительное чтение;
2) работа с текстом;
3) письменная работа (схематизация, запись определений художественных средств)

                                                           Ход урока

Этапы  урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организация класса

Приветствие учащихся.

 

Приветствие учителя

2

Эмоциональное вступление

         Ребята, послушайте, пожалуйста, высказывание и  скажите, как вы его понимаете: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте. И хотя криво, да сами»

 

 – Скажите, пожалуйста, что мы сегодня будем делать?

 Совершенно верно, мы будем спорить, размышлять.

Обучающиеся высказывают свое понимание цитаты Дж. Лессинга

3

Работа над  произведением М. Горького «Песня о Соколе»

Устное задание

Работа над произведением

Работа с таблицей

Анализ произведения.

Вопросы для учащихся.

Работа над проблемным вопросом

Выразительное чтение «Песни» учителем.

- Кто рассказывает «песню»?

- Присутствует ли автор в «песне»?

- Какие части можно выделить?

- Что объединяет начало и конец произведения?

- Что кажется необыкновенным в описании природы?

Этот прием называется олицетворением. При помощи такого художественного приема перед нами оживают в произведении различные предметы. Они наделены чувствами, мыслями, поступками, речью. Олицетворение помогает читателю ясно увидеть и услышать эти предметы.

- хороший знакомый героя, чабан Рагим;

- автор выступает как собеседник Рагима в начале и в конце произведения;

- вступление, песня, заключение

- пейзаж

- природа одухотворена

Найдите в тексте олицетворения и эпитеты

Море вздыхает, уснуло; волны шепчут, ластятся; горы задумчивы; тени бегают и др. + мягкое серебристое голубое сияние луны, прозрачная ткань облаков, золотые узоры звезд, теплая и ласковая мгла, пышные зеленоватые гребни и др.

Обратимся к толковому словарю и поработаем над лексическим значением слов мировоззрение, мироощущение, мировосприятие, философия, прагматизм, практицизм, романтизм.

Учащиеся заполняют таблицу в тетради, обращаясь к толковому словарю.

- Сколько частей в рассказе отведено песне, которую рассказывает Рагим?

- Кому из действующих лиц песни (Ужу или Соколу) отведено больше повествования? Почему?

- Что отражается в позиции Сокола и Ужа: мировоззрение, мироощущение, мировосприятие? Докажите свою точку зрения.

- Каково мироощущение Сокола?

- Каково мироощущение Ужа?

Можно ли противопоставить этих героев? Почему?

Дать определение антитезы – частого приема в произведениях Горького, в русском языке сравнить с понятием антоним, записать определение в тетрадь.

– Давайте сделаем вывод, в чем же может быть смысл жизни.  

Вывод учителя: в жизни бывают разные ситуации. Порой мы ведем себя, как ужи, иногда – как соколы.

         Максим Горький жил в то время, когда в стране была революция, шли тяжелые бои, восстанавливали хозяйство. И если бы люди вели себя как ужи, возможно, мы жили бы совсем по другому. И, возможно, если бы не люди – соколы, которые умирали, чтобы доказать, что не надо опускать руки, надо бороться, стараться изменить жизнь к лучшему, у нас не было бы ни бесплатных учебников, ни бесплатных больниц.

 Но это не значит, что все сразу должны стать соколами сейчас.

 Можно быть обыкновенным, но помнить – что мы – люди и должны ими оставаться.

Работая над вопросами, учащиеся отмечают, что песня, рассказанная Рагимом, делится на 2 части. Ужу в ней уделяется больше внимания, несмотря на то, что произведение называется «Песня о Соколе». В 1 части сопоставляются мироощущения Сокола и Ужа. Вторая часть содержит выводы, которые делает Уж после гибели Сокола и после попытки взлететь (цитируют). М. Горький    показал два человеческих типа с разным отношением к окружающей действительности (мироощущение).

Свои наблюдения учащиеся заносят в таблицу.

Особое внимание учащиеся обращают на слова-характеристики Сокола («в бессильном гневе», «храбро бился», «смелый», «свободной птице», «гордо крикнув») и Ужа («свернувшись в узел», «испугался», «отполз проворно).

В образе Сокола М. Горький показал романтика, стремящегося к идеализации действительности, не принимающего жизненной позиции Ужа. Сам Уж практик с долей прагматизма, который попытался понять стремление Сокола к небу, свободе, но в силу ограниченности мировосприятия так и не смог ощутить всю прелесть полета.

У них несовместимые представления о правде жизни – на этом и строится диалог между Ужом и Соколом

Записывают определение в тетрадь.

Ответы обучающихся.

4.

Схематизация

-Ребята, вам необходимо зарисовать схему, в которой бы отразилась философия Сокола и Ужа как двух человеческих типов. Прокомментируйте схему.

Учащиеся делятся на 4 группы. Каждая группа рисует свою схему в тетрадях, затем на доске. Учащиеся выстраивают схему, в которой отражается философия Сокола и Ужа как двух человеческих типов.

Примерная схема

Море = Жизнь = Рагим

Философия

        Сокола        и          Ужа

мироощущение

        романтик        практик с долей

        прагматизма

        абстрактное мышление        молодой человек                

                                                                                                                     конкретное мышление                                                                                                                                                                        

Примерный ответ: море в данной схеме ассоциируется с жизнью. Рагим как рассказчик вынесен за пределы схемы, потому что жизнь им уже прожита, он человек мудрый и умеет находить золотую середину. Каждый человек должен найти свое место в жизни, право выбора остается за человеком, но, несмотря ни на что, люди должны научиться понимать друг друга

Комментарий: учащиеся сами придумывают схемы, комментируя их. Учитель при этом лишь направляет  и при помощи вопросов выясняет, что лежало в основе деятельности учеников при выполнении задания.  Он берет найденные самими детьми варианты ответов и превращает их в предмет целенаправленной работы.

5.

Рефлексия

Ответьте, пожалуйста, на вопрос «С каким чувством вы уходите сегодня с урока?» (Ответы на стикерах)

Обучающиеся записывают  ответы на стикерах.

6.

Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение, ответив на вопрос «Можно ли считать «Песню о Соколе» актуальным»?
( Т.е. важен ли вопрос о смысле жизни в наше время? Какие люди живут как Сокол, а какие – как Уж? Встречали ли вы в своей жизни людей, похожих на этих персонажей?)

Обучающиеся записывают задание.

        

Список литературы

  1. Торопчина Л. «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться…»– О творчестве М.Горького, о героях его произведений. // Литература. – 2008. - №14. – с. 11 – 14.
  2. Николаев Д. Максим Горький (1868 – 1936): к 140 – летию со дня рождения // У книжной полки. – 2008. - №1. – с. 26 – 27        
  3. Горький М. Песня о Соколе. Песня о Буревестнике. Сказки об Италии. – Архангельск: Северо-Зап. Кн. изд-во, 1973. – 143с.

Интернет-ресурсы

  1. Сайт «Завуч. Инфо»  http://www.zavuch.info/methodlib/159/90683/ 
  2. Шаблон презентации. http://pedsovet.su/load/321 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе "Песня о Соколе" (М.Горький и Н.И.Кузнецов)

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе может быть использована  также  для проведения урока внеклассного чтения по произведениям М.Горького (6-7 классы)  и темат...

Презентация к уроку литературы в 8 классе "В чем смысл человеческой жизни? Противопоставление Ужа и Сокола. Идейное своеобразие "Песни о Соколе" М.Горького"

Презентация к уроку литературы в 8 классе содержит вопросы для беседы, иллюстрации к произведению М.Горького "Песня о Соколе"...

В чем смысл человеческой жизни? Идейное своеобразие «Песни о Соколе» М. Горького.

В чем смысл человеческой жизни? Идейное своеобразие «Песни о Соколе» М. Горького.Урок литературы для 8 класса включает работу по группам....

Конспект урока чтения в 9 классе "М.Горький "Песня о соколе" (Школа VIII вида)

Конспект урока чтения с использованием элементов технологии критического мышления...

Конспект урока по чтению 9 класс. Тема: Максим Горький. «Песня о Соколе» .

Конспект урока по чтению 9 класс. Тема : Максим Горький. "Песня о Соколе"....

Урок чтения М Горький "Песня о Соколе"

Конспект урока чтения в 9 классе...