Урок литературы в 8 классе "В.Шукшин.Рассказы"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Цыпышева Валентина Викторовна

Биография и рассказы "Дядя Ермолай", "Сельские жители".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_shukshinu.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – конспект по литературе для 8 класса

Василий Макарович Шукшин. Рассказы

Цели урока: знакомство с биографией и личность В.М.Шукшина; привитие интереса к изучению его творчества.

Оборудование:

  1. Фото В.М.Шукшина (можно оформить стенд «Сегодня на уроке» с фотографиями из его жизни (см.Приложение№1)).
  2.  Выставка книг В.М.Шукшина.
  3. Диск со слайдами  «Моменты  биографии Шукшина», с видеосценкой по рассказу Шукшина «Сельские жители» и песней «Миленький ты мой» (см.Приложение №2)
  4. Компьютер, графопроектор

Ход урока:

I . Вводная часть

Эпиграф к уроку:

Нам бы про душу не забыть.
Нам бы немножко добрее быть…

(Звучит любимая песня В.М.Шукшина «Миленький ты мой» (см.Приложение

№3)

        Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Урок-презентация по рассказам знаменитого писателя, удивительного актера и режиссера Василия Макаровича Шукшина.  Мне бы очень хотелось, чтобы вы заинтересовались творчеством этого разносторонне одаренного человека и не ушли с этого урока равнодушными.

Рассказы его просты и взяты из жизни. Они не учат, как правильно жить, но они помогают нам взглянуть  на себя со стороны. Может быть, кто-то из вас узнает в героях Шукшина самого себя.

План урока:

  1. Биография В.М.Шукшина (сопровождается слайдами – приложение №1).
  2. Рассказы «Дядя Ермолай», «Микроскоп» (которые дети прочитали дома).
  3. Видеосценка по рассказу «Сельские жители» (см.Приложение №3).

II. Основная часть

  1. Биография В.М.Шукшина.

Рассказывает ученик (рассказ сопровождается слайдами Приложение №3). Задание дать ученику на дом заранее.

Василий Макарович Шукшин (1929 — 1974) - русский писатель, кинорежиссер, актер. Заслуженный деятель искусств России. В рассказах (сборник «Сельские жители», «Там, вдали», «Характеры»), романе «Любавины» и фильмах («Живет такой парень», «Печки-лавочки», «Калина красная»)-образы «странных» людей из народа, «чудиков», несущих в себе нравственную чистоту и требовательность к жизни.

Главные роли Василия Шукшина в фильмах: «Два Федора», «Комиссар, «У озера», «Они сражались за Родину». Поставил фильмы: «Живет такой парень», «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Печки-лавочки», «Калина красная» .

«Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. Его родители были уроженцами той же местности и по социальному положению считались крестьянами-единоличниками, или середняками. Когда в 1930 году началась сплошная коллективизация, их заставили вступить в колхоз. Глава семьи - Макар Леонтьевич Шукшин - стал работать механизатором на молотилках, в деревне пользовался заслуженным уважением. Однако в дальнейшем это не спасло его от репрессий: в 1933 году Макара Леонтьевича арестовали. О том, как это произошло, позднее вспоминала его жена - Мария Сергеевна Шукшина:

«Забрали мужа. Выдумали глупость какую-то. Ночью зашли, он выскочил в сенцы, ну а в сенцах на него трое и навалились. Ребята перепугались. Наталья (сестра Василия Макаровича) дрожит вся, а Василий губу прикусил аж до крови: мама, куда это батю? А самого как лихоманка бьет… По Чуйскому тракту тогда много заключенных работало. Бывало, им потихоньку то хлебушка, то картошки сунешь. У самих тоже не больно было. Своего все высматривала. Нет, не нашла…»

Оставшись с двумя маленькими детьми на руках, 22 летняя Мария Сергеевна Шукшина впала в отчаяние. Есть свидетельства, что в тот момент она хотела отравить себя и детей, лишь бы не видеть того, что происходило вокруг. Но это отчаяние длилось недолго. Затем пришло трезвое осознание того, что надо жить, если не ради себя, то хотя бы ради детей. И вскоре Мария Сергеевна вышла замуж повторно за односельчанина Павла Куксина. Как вспоминал позднее Василий Шукшин: «Это был человек редкого сердца - добрый, любящий… Будучи холостым парнем, он взял маму с двумя детьми…» Однако и этот брак оказался недолгим - в 1942 году П. Куксин погибнет на фронте.

По воспоминаниям очевидцев, Василий Шукшин рос мальчишкой замкнутым, что называется, «Себе на уме». В общении со сверстниками он держал себя строго и требовал, чтобы те называли его не Васей, а Василием. Те, естественно, не понимали подобных просьб и частенько насмехались над товарищем. В таких случаях Шукшин поступал соответственно своему характеру - убегал в протоки Катуни (река, протекающая в селе Сростки) и скрывался на ее островах по нескольку дней.

В 1944 году Вас Шукшин окончил семь классов Сросткинской школы и поступил учиться в автотехникум в городе Бийске (35 км от Сросток). Но закончить его он так и не сумел - чтобы прокормить семью, пришлось учебу бросить и устраиваться на работу. Он был слесарем, строил электростанцию и железнодорожный мост. Затем его призвали в армию, в морфлот.

Ответственный, внимательный к делу матрос Василий Шукшин нес радиовахты наравне со старослужащими, лучшими специалистами, и неудивительно, что вскоре ему повысили классность, назначили на должность старшего матроса. Выделялся он среди сослуживцев и характером. В общении с товарищами, когда речь шла о службе, был краток, праздных разговоров не любил, суждения его были авторитетны…

В. Шукшин много читает, он частый посетитель Морской библиотеки. Пишет - и не только письма родным и близким, которым он писал много и часто. Это были и первые литературные пробы молодого Шукшина. Именно в Севастополе проявился его писательский талант. Бывшие сослуживцы-матросы хорошо помнят, как Василий Шукшин  читал им свои рассказы «Двое на телеге» и «Разыгрались в поле кони»…

Все друзья Василия Шукшина по службе единодушно указывают на большой круг его интересов: он с увлечением участвовал в художественной самодеятельности, создал драматический кружок и руководил им, писал для него театральные миниатюры, сценки; увлекался спортом, особенно боксом…»

Вернувшись в родные Сростки, Василий Шукшин сдал экстерном экзамены и поступил на работу в школу сельской молодежи в качестве учителя 5 - 7-х классов (преподавал русский язык и литературу) и одновременно директора. Однако проучительствовал недолго. Поступил было в автомобильный техникум, но вскоре понял, что и это не его стезя - поршни и цилиндры вгоняли его в тоску. Те же чувства он испытал, когда устроился работать инструктором райкома партии. И вот тогда Вася Шукшин решает отправиться в Москву, поступать на сценарный факультет ВГИКа. Мать не стала препятствовать сыну в этом желании, более того, сделала все что могла - продала корову и вырученные деньги отдала сыну. Так летом 1954 года Шукшин оказался в Москве. Одет он был в полувоенный костюм, гимнастерку, из-под которой виднелась тельняшка, на ногах были брюки-клеши и сапоги.

Рассказывает Юрий Никулин: «Василий рассказывал о том, как он поступал во ВГИК. Когда он приехал с Алтая сдавать вступительные экзамены, места в общежитии не оказалось. Шукшин решил ночевать на бульваре недалеко от Котельнической набережной. Только задремал на скамейке, как его разбудил высокий худощавый мужчина с палкой в руках. Шукшин, приняв его за сторожа, испугался.

- Чего спишь здесь? - спросил мужчина.

- Ночевать негде, - ответил Шукшин.

- Пойдем ко мне, переночуешь, - сказал незнакомец.

Привел к себе домой, напоил чаем и всю ночь вел с ним разговоры.

Когда Шукшин уже начал учиться, ему кто-то издали показал на режиссера Ивана Пырьева. И Василий Шукшин узнал в нем человека, у которого провел ночь. Только много лет спустя Василий в беседе с Пырьевым спросил:

- А вы помните, Иван Александрович, как я у вас ночевал однажды?

- Не помню, - ответил Пырьев. - У меня много кто ночевал».

Однако вернемся в лето 1954 года.

Придя на сценарный факультет ВГИКа, Василий Шукшин представил на суд экзаменаторов свои рассказы, которые были записаны в толстую амбарную тетрадь. Так как почерк у Шукшина был очень мелкий, а тетрадь была очень толстая, девушки в приемной комиссии читать написанное поленились, решив про себя, что этот абитуриент типичный графоман. Однако, чтобы не обижать его, решили посоветовать: «У вас фактурная внешность, идите на актерский». Тут от студентов Шукшин узнал, что есть еще и режиссерский факультет. А он понятия не имел, что есть такая профессия - режиссер. Думал, что для постановки фильма собираются артисты и договариваются между собой, как снимать. Оказалось, что режиссер - хозяин картины, главный человек. Тогда и подал на режиссерский.

Вгиковские педагоги боялись его брать. Он был правдолюбец, совершенно не понимал, что можно говорить, чего нельзя. Педагоги опасались, что он всех перебаламутит и их из-за него выгонят с работы. Но в него поверил Михаил Ромм (режиссер)

На экзамене Роммм ему говорит: «ну, расскажите, как себя чувствовал Пьер Безухов в Бородинском сражении». Шукшин отвечает: «Я это не читал. Очень толстая книжка, руки не доходят». Ромм нахмурился: «Вы что же, толстых книжек совсем не читаете?» Шукшин говорит: «Нет, одну прочел. «Мартин Иден». Очень понравилась». Ромм сказал: «Какой же вы директор школы, вы некультурный человек. Нет, вы не можете быть режиссером». И тут вдруг Василий Шукшин стал на него кричать: «А вы знаете, что такое директор школы? Дрова к зиме у председателя сперва выбей, потом вывези да наколи, чтоб детишки не мерзли. Учебники раздобудь, парты почини, керосину добудь, учителей размести. А машина - с хвостом на четырех копытах - и ту в колхозе не выпросишь. Где шагом, где бегом, грязь - во… Где уж тут книжки читать!» Вгиковские бабки счастливы - нагрубил Ромму, сейчас его выгонят. А Ромм заявил: «Только очень талантливый человек может иметь такие нетрадиционные взгляды. Я ставлю ему пятерку».

Умер Василий Макарович Шукшин 2 октября 1974 года во сне во время съемок фильма "Они сражались за Родину", в возрасте 45 лет. Диагноз: сердечная недостаточность.

  1. Рассказы «Дядя Ермолай» и «Микроскоп».

Учитель у выставки книг В.М.Шукшина: «В.М. оставил после себя много рассказов, повестей. Тематика их разнообразна. Герои Шукшина – простые, «рядовые», обыкновенные люди – крестьяне, рабочие, студенты, продавцы магазинов, учителя, агрономы, служащие. Один из любимых героев писателя – Чудик», человек странный с виду, не похожий на других, но обладающий доброй душой, тянущийся к к прекрасному, к справедливости, к знаниям, к искусству и потому чуждый и непонятный обывателям. В рассказах В.М. богатый, сочный разговорный язык автора и его героев.Особенность его рассказов – повествование с юмором, за которым прослеживается грусть, осознание норм нравственности и любовь к человеку

«Дядя Ермолай» — так называется рассказ, написанный от первого лица. В его основу положен случай, произошедший в детстве с самим автором, когда ему было 11–12 лет. Мальчиков уличили во лжи, но они упорно стояли на своем, не сознаваясь в проступке. (Краткий пересказ учеником.)

Анализируем текст с опорой на предложенные учителем вопросы.

— Что вас поразило в рассказе?

— Почему, солгав, мальчики так упорно стояли на своём?

— Как вы думаете, сознаются ли они потом, когда пройдёт время?

— Зачем дядя Ермолай добивался, чтобы дети сказали правду?

— В чём, по-вашему, заключается основная мысль рассказа?

— Ради чего он был написан?

— Почему рассказ назван «Дядя Ермолай»?

Дети не сознались, что не были на точке, куда их отправил дядя Ермолай досмотреть за обмолоченным хлебом. Не сознались и потом. Не потому ли случившееся не отпускает всю жизнь, снится? (Рассказ написан в 1971 году, а произошло это в детстве.) Надо помнить то, что оставило неизгладимый след в детской душе.Вывод. Человек должен жить по совести и правде (ключевые проблемы рассказа — память, совесть, правда).

«Микроскоп» . (краткий пересказ учеником)

Тот же “чудик” — Андрей Ерин.

 - Каково поведение героя?

 — Что думает?

 — Что делает?                Вывод о характере и “странностях” героя :неуёмное стремление человека к познанию, странность, чудачество — открывает для себя тайны микромира, озабочен грядущими судьбами человечества.

  1. Видеосценка по рассказу «Сельские жители»

Учащиеся просматривают видеосценку, снятую учениками по одноименному рассказу.  Понадобится компьютер и графопроектор. Анализируют ее по вопросам.

- Охарактеризуйте бабку и внука.  (Бабка – энергичная, крикливая, глупая, но любознательная. От того и боится лететь на самолете, что мало знаний о мире. Внук – застенчивый, скромный, обидчивый до глупости, но тоже любознательный: хочет, как и бабка посмотреть на Кремль, на Москву.)

- Какими словами говорит бабка? (Бабка неграмотна, оттого и речь у нее неправильная: анулироваем, со знающими людями, страсть такая и т.д.)

- Как повлиял сосед на решение бабки? (Он считал, что он много знает, т.к. летал на самолетах и везде ездил. Но на самом деле он тоже был глуп, поэтому запугал бабку сначала, а потом когда она была уже запугана им, приободрил: «Ничего не робейте».)

- Как автор относиться к своим героям?

III. Заключительная часть

  1. Беседа по уроку:

- О ком вы узнали сегодня на уроке?

- Кто такой был В.М.Шукшин?

- Назовите его рассказы, фильмы?

- В чем особенность его рассказов?

- Кто является героями его рассказов? А любимый герой?

        2. Вывод по уроку (должны сделать сами учащиеся): Василий Макарович Шукшин – великий человек. Талант его огромен и разносторонен: он великолепный актер, режиссер фильмов, которые стали шедеврами, знаменитый писатель и драматург, личность с незаурядным характером и судьбой. Рассказы его жизненны, их легко читать. Своими произведениями он не учит, как правильно жить, но учит смотреть на себя и свои поступки со стороны.

Учитель: Закончить сегодняшний урок мне хотелось бы так же, как и начать, словами В.М.Шукшина: «Мы один раз, уж так случилось, живем на земле. Ну, так и будь ты повнимательнее друг к другу, подобрее».

Нет с нами писателя Шукшина, но остались его книги, фильмы, которые заставляют задуматься какие мы, что с нами происходит. Они воспитывают в нас человека, предлагают задуматься о себе, о жизни. Осталась светлая память о этом удивительном человеке.

3. Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение на тему «Чему меня научили рассказы В.М.Шукшина».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....

Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"

История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....

Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»

Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение.  Русская литература XIX века  в контексте мировой культуры.  Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....