К урокам литературы. Таблицы, алгоритмы, опорные схемы.
учебно-методический материал по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Колотухина Елена Владимировна

1. Памятка для  анализа стихотворного и(или)  прозаического произведения в среднем и старшем звене.  Сжатый план и небольшой словарик- помощник.

2. Стихотворные размеры. Таблица и алгоритм.

3. Роды и жанры литературы.

4. Стихотворные размеры. Способы рифмовки.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

План анализа стихотворения ( 5-6 классы) 1 . Название стихотворения и его автор. 2. Ведущая тема (о чём стихотворение?). 3. Основная мысль (что хотел сказать поэт в стихотворении?). 4. Какую картину рисует в своём стихотворении поэт? Опишите. (Обратите внимание на детали картины, их цветовую гамму.) 5. Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения? 6. Главные образы стихотворения. 7. Лексические средства выразительности речи: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения, звукопись. 8. Синтаксические средства выразительности речи: антитеза, обращение, вводные слова и предложения, восклицание, однородные члены предложения, повторы, параллелизм. 9. Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение?

Слайд 2

План анализа стихотворения (старшие классы) Реально – биографические факты (где, когда, кем написано…). Жанровое своеобразие. Вид (пейзажная, любовная, философская…лирика). Идейное своеобразие: а) тема, б) основная мысль, в) эмоциональная окраска, чувства, выраженные в стихотворении, г) впечатления от стих-я. 4. Структура стих-я: а) основные образы, б) основные изобразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, гипербола, аллегория). в) особенности стилистики, размер. 5. Вывод.

Слайд 3

План анализа произведения. История создания (время написания, как писатель работал над произведением). Направление, род и жанр. Сюжет и композиция. Тематика и проблематика (основные темы и идеи). Идея и пафос (идейно- эмоциональная оценка). Основные герои ( их место в образной системе). Художественное своеобразие (портрет, пейзаж, художественные детали, изобразительно- выразительные средства (тропы), язык художественного произведения). Значение произведения.

Слайд 4

Словарь настроений. положительное (хорошее) настроение отрицательное (плохое) настроение Весёлое Восторженное Восторженно- радостное Игривое Лёгкое Нежное Поэт с восторгом (восхищением) описывает… Поэт испытывает восторг… Поэт (автор) очарован… Поэт с нежностью пишет о… Приподнятое Радостное Светлое Спокойное Тёплое Торжественное Умиротворённое Грусть Печаль Поэту больно за… (от…) Поэт (автор) с грустью говорит о… Поэту жаль… Поэт жалеет о… Испытывает чувство горечи… Поэт негодует… Поэт переживает за… Поэт расстроен… Поэт с волнением говорит о… Поэт тоскует по… С болью в сердце поэт пишет о… Сожаление о…



Предварительный просмотр:

План анализа  стихотворения

1.  Название стихотворения и его автор.

2. Ведущая тема (о чём стихотворение?).

3. Основная мысль (что хотел сказать поэт в стихотворении?).

4. Какую картину рисует в своём стихотворении поэт? Опишите.

    (Обратите внимание на детали картины, их цветовую гамму.)

5. Настроение, чувства, передаваемые автором. 

    Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения?  

6. Главные образы стихотворения.

7. Лексические средства выразительности речи: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения, звукопись.  

8. Синтаксические средства выразительности речи: антитеза, обращение, вводные слова и предложения, восклицание, однородные члены предложения, повторы, параллелизм.

9. Собственное отношение к прочитанному. 

    Какие чувства вызывает стихотворение?

План анализа стихотворения
(старшие  классы)

  1. Реально – биографические факты (где, когда, кем написано…).
  2. Жанровое своеобразие. Вид (пейзажная, любовная, философская… лирика).
  3. Идейное своеобразие:

а) тема,

б) основная мысль,

в) эмоциональная окраска, чувства, выраженные в стихотворении,

г) впечатления от стихотворения.

4.     Структура стихотворения:

а) основные образы,

б) основные изобразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, гипербола, аллегория).

в) особенности стилистики, размер.

5.     Вывод.

План анализа произведения.

  1. История создания (время написания, как  писатель работал над произведением).
  2. Направление, род и жанр.
  3. Сюжет и композиция.
  4. Тематика и проблематика (основные темы и идеи).
  5. Идея и пафос (идейно - эмоциональная оценка).
  6. Основные герои (их место в образной системе).
  7. Художественное своеобразие (портрет, пейзаж,  художественные детали, изобразительно - выразительные средства (тропы), язык художественного произведения).
  8. Значение произведения.

Словарь настроений

Положительное (хорошее) настроение

Отрицательное (плохое) настроение

торжественное

восторженное

поэт с восторгом описывает…

поэт испытывает восторг…

восторженно-радостное

поэт очарован…

поэт восхищается…

радостное

веселое

легкое

светлое

нежное

поэт с нежностью пишет о…

игривое

умиротворенное

теплое

спокойное

приподнятое

грусть

поэт с грустью говорит о…

поэт тоскует по …

печаль

поэт жалеет о …

сожаление о…

поэту жаль …

поэт переживает за …

поэт негодует… 

поэт расстроен…

поэту больно от …,

с болью в сердце поэт пишет о…

поэт с волнением говорит о…

поэт испытывает чувство горечи…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

стихотворный размер ключевое слово схема пример хорей море __ __ Бур я мгло ю неб о кро е т… ямб земля __ __ В е чор, т ы помн и шь, вьюг а злил а сь…. дактиль золото __ __ __ Тучк и н е б е сн ые , вечн ые странн и к и !.. амфибрахий железо __ __ __ В п е счан ы х ст е пях а р а вийск о й з е мли // Тр и горд ые пальм ы в ы сок о р о сли… анапест серебро __ __ __ Н е гр у сти, д о р о га я с о седк а … Стихотворные размеры

Слайд 2

Алгоритм действий при определении размера стихотворения. Разбиваем слова на слоги в двух строках. Поставим ударение в словах. Рассмотрим повторяющийся рисунок, «орнамент» в строке. Определяем вертикальной чертой детали орнамента Определяем размер.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роды литературы Способы изображения действительности эпос лирика драма Изображение переживаний и раздумий лирического героя стихотворение песня послание ода дума Изображение событий роман, повесть рассказ очерк предание Изображение действия происходящего на глазах у зрителя комедия трагедия драма

Слайд 2

Роды литературы Способы изображения действительности Эпос (греч. epos- слово, речь)- развёртывание действия в пространстве и времени, изображение предметного мира. Лирика (греч. lyra - музыкальный инструмент)- выражение состояния говорящего в стихотворной, поэтической форме; ослабленность сюжета. Драма (от греч. drama - действие)- отсутствие развёрнутого изображения; приоритет речевого самораскрытия персонажей.

Слайд 3

Жанры литературы Жанр (франц. genre- род, вид)- форма, в которой проявляется литературный род, исторически складывающийся тип произведения. Жанр обобщает черты, свойственные обширной группе произведений, имеет конкретные разновидности.

Слайд 4

Ж анровая система эпические жанры: сказка басня предание новелла, рассказ, очерк повесть, роман драматические жанры: трагедия драма комедия лирические жанры: стихотворение элегия послание ода дифирамб мадригал эпиграмма дума песня совет лиро-эпические жанры : поэма, сатира, баллада, роман в стихах, лирика с выраженным сюжетом, басня.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

стихотворный размер ключевое слово схема пример хорей море __ __ Бур я мгло ю неб о кро е т… ямб земля __ __ В е чор, т ы помн и шь, вьюг а злил а сь…. дактиль золото __ __ __ Тучк и н е б е сн ые , вечн ые странн и к и !.. амфибрахий железо __ __ __ В п е счан ы х ст е пях а р а вийск о й з е мли // Тр и горд ые пальм ы в ы сок о р о сли… анапест серебро __ __ __ Н е гр у сти, д о р о га я с о седк а … Стихотворные размеры

Слайд 2

Определение размера стихотворения Разбиваем слова на слоги в двух строках. Поставим ударение в словах. Рассмотрим повторяющийся рисунок, «орнамент» в строке. Определяем вертикальной чертой детали орнамента Определяем размер.

Слайд 3

Способы рифмовки- расположение рифмующихся строк в стихотворном тексте парная (смежная ): Хотя проклинает приезжий Дороги моих побережий Люблю я деревню Николу , Где кончил начальную школу ! Н. Рубцов п ерекрёстная : Ещё в полях белеет снег , А воды уж весной шумят - Бегут и будят сонный брег , Бегут, и блещут, и гласят … Ф.И. Тютчев опоясывающая : Как весел грохот летних бурь , Когда, взметая прах летучий , Гроза, нахлынувшая тучей , Смутит небесную лазурь … Ф.И. Тютчев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорные схемы и алгоритмы как метод формирования мотивации к обучению на уроках русского языка и при подготовке к ГИА и ЕГЭ

Метод опорных конспектов эффективен при подготовке к ГИА  и ЕГЭ по русскому языку. Имея ограниченное количество часов по предмету, мы должны повторить и обобщить  весь учебный ма...

Активизация познавательной деятельности на уроках географии через применение опорных схем

Данная статья поможет молодым учителям которые только начинают работать с опорными схемами....

Активизация познавательной деятельности на уроках географии через применение опорных схем (презентация)

Для формирования географической культуры школьники должны иметь определенный понятийный аппарат, картографическую грамотность, освоить различные приемы логического мышления: анализ,   ...

Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку на основе опорных схем, таблиц и алгоритмов

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку требует от учителя использования самых эффективных приёмов в обучении, в основе которых прежде всего должен  лежать принцип интенсивности. А это позволит осущес...

Опорные таблицы как наиболее оптимальная форма изучения нового материала и повторения изученного при подготовке к аттестации (Методические рекомендации по использованию опорных таблиц на уроках литературы)

Использование на уроках литературы опорных таблиц или схем позволяет организовать исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность обучающихся в течение всего учебного времени, отводимого н...

Статья "Использование схем, таблиц и опорных конспектов для обобщения и систематизации материала на уроках русского языка"

В статье обосновывается необходимость использования разных форм подачи материала по русскому языку для его систематизации и обобщения, приводятся фрагменты уроков...