Сценарий конкурса чтецов для 5 - 9 классов коррекционной школы VIII вида "Нам дороги эти позабыть нельзя" (поэты Кубани о Великой Отечественной войне)
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Малый Наталья Викторовна

Знакомство учащихся коррекционной школы с творчеством поэтов Кубани о Великой Отечественной войне; воспитание гордости за свою Родину и преклонение перед подвигом, воспитание глубокого уважения к ветеранам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_konkursa_chtetsov.docx28.9 КБ

Предварительный просмотр:

 

Сценарий конкурса чтецов «Нам дороги эти позабыть нельзя»

(поэты Кубани о Великой Отечественной войне)

для учащихся 5 – 9 классов

ГБС(К)ОУ школа № 21 г. Краснодар

                                                        Учитель русского языка

                                                         Малый Наталья Викторовна

Цели:

  1. Познакомить учащихся с творчеством поэтов Кубани о Великой Отечественной войне.
  2. Расширение познавательного интереса учащихся, коррекция поведенческих навыков во время проведения массового мероприятия, развитие восприятия через прослушивание лирических произведений.
  3. Воспитывать чуткое отношение к русской литературе, желание участвовать во внеклассной работе, умение воспринимать информацию из уст своих сверстников;

воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину и преклонение перед подвигом, глубокое уважение к ветеранам, чувство долга.

Оформление зала:

  1. Оформление выставки книг.
  2. Выставка детских рисунков к произведениям.
  3. Высказывания поэтов и писателей о Великой Отечественной войне.

«Это многих славных путь» Некрасов

«Пускай народ историю листает

Страницы легендарные свои

И память, через годы пролетая,

Нам восстановит памятные дни»

Приложение к мероприятию: презентация.

Ход мероприятия

  1. Вступление

Ведущий: Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный день. Мы вспомним о трагедии в жизни нашей страны, поговорим о тех событиях, которые происходили в далёкие сороковые годы прошлого столетия (слайд 1). У времени есть своя память – история. И потому мир не забывает о бедах, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллион жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавшие великие ценности, созданные человеком.

Отечественная война – это не только кровь, страдания и смерть, но ещё и мерило мужества, благородства, взлёты человеческого духа… (слайд 2)

Говорят, что когда гремят пушки, музы молчат. Но многие замечательные работы были созданы в годы войны композиторами, художниками, артистами, поэтами…

Сегодня прозвучат стихотворения о войне кубанских авторов: как тех, кто в годы Великой Отечественной войны были вашими ровесниками, а, может быть, немного старше, и стали очевидцами тех событий, как и наших с вами современников.

  1. Представление жюри
  2. Определение очерёдности выступающих

(проводит ведущий конкурса)

  1. Выступления участников

Ведущий: ратный и трудовой подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны стал вершиной воинской славы России. И в прежние времена наши воины являли примеры подлинного героизма, мужества и отваги: под предводительством Александра Невского и Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, великих полководцев Суворова и Кутузова русское воинство побеждало могучих врагов, казавшихся непобедимыми. Однако Великая Отечественная война стала испытанием, доселе невиданным.

Кубанский поэт И.Ф.Варавва в 17 лет ушёл добровольцем на фронт. Прошёл дорогами войны до Берлина, где молодой поэт оставил свой первый автограф – на стене рейхстага (слайд 3).

Учащиеся читают стихотворения И.Ф.Варравы «Ребята из тихой станицы», «Медаль» (отрывок).

Ведущий: на защиту священных рубежей России встала вся страна. Война велась не только на фронте – бедами и лишениями, похоронными извещениями и горькими страданиями она вошла в каждый дом, в каждую семью.

  Поэты писали о самой войне во всей ее объемной полноте: о ее тяготах,  сражениях, трагедии отступления на начальном этапе, о победных походах, о женщинах и детях на фронте, о партизанах.

Война вызвала творческий подъем самых разных поэтов: и признанных лириков, и молодых фронтовиков.

 Главная тема многих стихотворений К.Обойщикова, знаменитого кубанского поэта - мужество и героизм - имена людей, чей "маршрут проложен до Победы". Изображая героев тех суровых дней, автор не ищет красивых слов, ярких сравнений. Стих К. Обойщикова прост. Этим поэт желает подчеркнуть - подвиг солдата Отчизны велик, и не нуждается в других красках, кроме тех, которые были на войне (слайд 4).

Учащиеся читают стихотворения К.Обойщикова «Морские лётчики», «По длинной улице села».

Ведущий: война для Н.Краснова, не менее популярного поэта Кубани, - это солдатские дороги. Фронт, наступательные бои, ранение, госпиталь. Перед глазами предстала картина жизни нашего народа, сражающегося с фашизмом.

"Я каплей был того большого моря," - напишет он потом. Народный подвиг во время Войны стал главной темой в его творчестве. Автор признаётся, что сколько бы ни проходило лет с тех пор, а в памяти фронтовые события так свежи, словно это было вчера.

Впечатления военной поры стали главным душевным богатством писателя.

Память войны, любовь к людям, родным местам, ко всему чистому и прекрасному – тематика его произведений. Читая его произведения, мы ощущаем человека большой души, искреннего и доброго. Жизнь, какая она есть, глядит с каждой его страницы (слайд 5).

Учащиеся читают стихотворения Н.Краснова «Фронт» (отрывок), Ю.Кузнецова «Возвращение», В.Сааковой (Неверовой) «Их помнит небо».

Ведущий: берёза. Нет дерева милее и роднее. И только потому, что она встречается в нашей стране повсюду. Скорее всего, потому, что чувства, которые она вызывает, созвучны щедро отзывчивой и доброй русской душе. Тихо стоят берёзки у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны. Лучших свидетелей не найти. Последний поцелуй и привет умирающие солдаты посылали ей, как символу Родины. В России издавна существует обычай: над могилой погибшего воина сажать берёзу, чтобы его жизнь продолжилась в земном цветущем дереве.

Учащиеся читают стихотворения И.Вараввы «Белые сёстры – берёзы», «Ромашка».

Ведущий: общее прошлое объединяет нас, и мы должны быть достойными великого подвига, совершённого нашими дедами и прадедами в военные годы. Нельзя забывать о том, какой ценой досталась нам Великая Победа, и о том, что мы завоевали её, сражаясь плечом к плечу, для того чтобы следующие поколения жили в мире и дружбе (слайд 8).

Учащиеся читают стихотворение Н.Зиновьева «День Победы».

  1. Подведение итогов конкурса

Во время совещания жюри проводится викторина со зрителями «Имена Героев»:

  • Одним из первых героев Великой Отечественной войны стал бесстрашный лётчик, совершивший «огненный таран». Он направил горящий самолёт на вражескую автоколонну. Произошло это на 5-й день войны. (Гастелло)
  • В августе 1943 г. на Курской дуге лётчик, лейтенант, провёл невиданный в истории авиации воздушный бой – один против 20. Он сбил 9 фашистских самолётов. (Гвардии лейтенант А.К.Горовец)
  • Подвиг этого лётчика положен в основу художественного произведения советского писателя. Лишившись после ранения ног, этот пилот вернулся в строй и сбил ещё 11 вражеских самолётов. (А.П.Маресьев)
  • В бою за деревню Чернушки 23 февраля 1943 года рядовой солдат закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота. (А.Матросов)
  • «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Эти слова знаменитого писателя А.П.Чехова внесла в свою записную книжку героиня Великой Отечественной войны, комсомолка-партизанка. Ещё пионеркой она прочла о подвиге героини войны Татьяны Соломахиной. Попав в руки фашистов, юная партизанка назвалась её именем. Казнили её 29 ноября 1941 года. (Зоя Космодемьянская)
  1. Объявление победителей, награждение

Ведущий: новые  поколения должны достойно хранить завещанное нам братство, скреплённое кровью, пролитой на полях сражений Великой Отечественной войны. Сколько бы лет ни прошло с той далёкой поры, память об этом должна жить в сердце народном, чтобы не прерывалась связь времён. Мы должны быть достойны памяти своих отцов и дедов и учиться преданности и мужеству у тех, кто вынес все военные тяготы и испытания и завоевал мир для всего мира.

Список использованной литературы

  1. Л.В.Боброва, Л.Н. Бубковая « Война вошла в мальчишество мое» Научно-методический журнал «Классный руководитель» №1  2005г.
  2. Великая Отечественная война 1941-1945 в фотографиях и кинодокументах. – М.: «Планета». 1987г.
  3. Литература Кубани: Хрестоматия, Краснодар: Образовательный издательско-полиграфический центр «Перспективы образования», 2002.

                                                                      Приложение

Ребята из тихой станицы.

Ребята из тихой станицы -
Горячий, зелёный народ,
С судьбой не успели сродниться
В то лето, в тот памятный год!
Мы шли в автоматные роты,
Тянули под минами связь,
Ходили в разведку с охотой,
Месили дорожную грязь.
И юность, что прежде бросала
Своих голубей в небосвод, -
В терновниках насмерть стояла
У дымных таманских высот.
Одним на земле обелиски
В тиши площадей возвели,
Другие в армейские списки -
В посмертную службу вошли.
А третьи в родную станицу
Вернулись в положенный срок.
Походную пыль заграницы
Смахнули с тяжёлых сапог!
Ребята из тихой станицы -
Сверкает в чубах седина.
А если беда повторится,
Ту горькую чашу вина
Кто выпьет до самого дна?
Ребята из нашей станицы.

                                                         И.Ф.Варавва

Медаль (отрывок)

Я сидя спал в разрытой щели,

Уткнувшись в жёсткий воротник,

К уюту шапки и шинели

За восемь месяцев привык.

Был сон холодным и тягучим,

Местами розовым чуть-чуть.

А по холмам дымились тучи,

Означив наш победный путь.

Вниз по реке дома пылали,

Чернела степь – был страшный бой,

Когда фашиста отбивали

Последней силой огневой.

К утру по речке всё потухло,

Ракета жёлтая взвилась

И …выстрел!

Гром над громом ухнул:

Атака снова началась…

А вражий танк матёрый, дюжий…

Громаду чем остановить?

Вот-вот пойдёт топтать, утюжить –

Живых в траншее хоронить.

И мы гремучие гранаты

Швырнули в пасть ему… и в бок!

И враг споткнулся воровато,

Уткнулся в дымный потолок.

Живые… Вышли мы к оврагу

Отважным – золото наград.

- А мне?

За что мне «За отвагу»?..

- За то, что выдюжил, солдат!

                                                           И.Ф.Варавва

По длинной улице села

По длинной улице села
Мужчины на войну шагали.
Дорога пыльная вела
В чужие грозовые дали.
А слева. Справа от солдат
Печально выбелены хатки.
И у плетней
В слезах стоят
Уже не жёны,
А солдатки.
Взяла всех пахарей война
А в поле греча расцветала
Бойцы шли тихо и устало,
И улица была длинна
И долго их не отпускала.

                                                                    К.Обойщиков

Морские лётчики (отрывок)

У пилотов морских

Не бывает могил на войне.

Словно чайки, они

Пропадают в кипящей волне.

Вдалеке от земли

Оставляют последний свой след.

Но горят корабли

От наполненных гневом торпед.

Вот разведчик донёс:

«Обнаружили транспорт не наш…».

И сквозь тысячи гроз

Над водою летит экипаж.

Цель в прицеле видна.

Не от дыма в кабине темно,

И торпеда одна.

И решение тоже одно.

У пилотов морских

Не бывает могил на войне.

Словно чайки, они

Пропадают в кипящей волне.

Но в родных городах

Под шелками музейных знамён

К нам летят сквозь года

Эскадрильи крылатых имён…

                                                      К.Обойщиков

Отрывок из стихотворения "Фронт".

Три года бои и походы,
А всё ещё нет тишины.
Прекрасные, лучшие годы
В коварном огне сожжены.
Три года нас матери ждали
С победой к себе на крыльцо
Любимые плакать устали,
Детишки забыли отцов.
Три года под воинским стягом,
Из боя идущие в бой,
Живём, побратимы присягой,
Одной нерушимой семьёй.
Кто выжил в лишеньях и бедах,
Те снова в сраженья идут.
Я верю, что вырвем победу
В четвёртом военном году.

                                                     Н.Краснов

Возвращение

Шёл отец, шёл отец невредим

Через минное поле.

Превратился в клубящийся дым –

Ни могилы, ни боли.

Мама, мама, война не вернет…

Не гляди на дорогу.

Столб крутящейся пыли идёт

Через поле к порогу.

Словно машет из пыли рука,

Светят очи живые.

Шевелятся открытки на дне сундука –

Фронтовые.

Всякий раз, когда мать его ждёт,-

Через поле и пашню

Столб крутящейся пыли бредёт,

Одинокий и страшный.

                                                                         Ю.П.Кузнецов

Их помнит небо

Пролетел над осенней рощею

Белым лебедем самолёт,

И припомнился Соне Рощиной

Боевых подружек полёт.

Над израненными станицами,

Над сиротством несжатых нив

Плыли девушки лебедицами,

Землю крыльями заслонив.

Те, что осенью сорок первого,

Тьму ночную пронзив крылом,

Здесь врага по солдатски встретили

С неба яростного огнём.

И сквозь годы в мшистой роздыми

Будет помнить Кубань-река

Эти грозные краснозвёздные

Крылья девичьего полка.

В небе вечно они останутся,

Лебедицами ввысь взлетев,

А девчонки другие тянутся

К вашей солнечной высоте.

Сединой голова припорошена,

Словно дымом пороховым,

Но останется, Соня Рощина,

Сердце смелое молодым.

Над сентябрьских полей сединами,

Над твоей седой головой

Плывёт песнею лебединою

Голос юности боевой.

                                    В.Г.Саакова

День Победы

Воспетый и в стихах, и в пьесах,
Он, как отец своим сынам,
Уже полвека на протезах
Что ни весна, приходит к нам.

Он и страшнее и прекрасней
Всех отмечаемых годин.
Один такой в России праздник —
И слава Богу, что один...
Я своего совсем не помню деда,

Но в этом вовсе не моя вина:

Его взяла великая Победа,

А если проще – отняла война.

Мы с братом на него чуть-чуть похожи,

И правнук тоже, хоть ещё малыш.

Совсем не помню деда я, но, Боже,

Кого в России этим удивишь?

                                                  Н.Зиновьев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по профориентациии учащихся коррекционной школы VIII вида "Дорога, которую ты выбираешь"

Проект по профориентациии учащихся коррекционной школы VIII вида "Дорога, которую ты выбираешь"...

«Поэты Кубани о Великой Отечественной войне» (Внеклассное мероприятие для учащихся 6-7 классов)

Цели урока:·         Воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за свою страну, за соотечественников,·         Ра...

Поэты Кубани о Великой Отечественной войне

 Прошло почти 70 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. Но время не властно предать забвению те страшные суровые военные годы. Есть память, которой не будет конца.   С...

Проект "Дорогами Героев", посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

 9 мая 2015 года  наша страна   отметила славную дату 70-й годовщины  Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В период подготовки и празднования этого з...

Открытое мероприятие (историко-литературная композиция), посвященное дню освобождения г. Краснодара от немецко-фашистских захватчиков "Кубанцы и Кубань в Великой Отечественной войне"

Открытое мероприятие (историко-литературная композиция), посвященное дню освобождения г. Краснодара от немецко-фашистских захватчиков "Кубанцы и Кубань в Великой Отечественной войне"...

Проект по патриотическому воспитанию "Дорогами памяти", посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

Праздник 9 Мая - это праздник Великой Победы, которая останется навсегда в памяти любого русского человека! Великая Отечественная война явилась сложнейшим испытанием для...

Задачи о Великой Отечественной Войне для учащихся 8 класса коррекционной школы VIII вида.

Задачи о Великой Отечественной Войне для учащихся 8 класса коррекционной школы VIII вида с решениями и ответами....