Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Наниз Зуриет Заурбиевна

Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса под.ред.Т.Ф.Курдюмовой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования муниципального образования «Теучежский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 им.Ю.К.Намитокова» а.Понежукая

«Рассмотрено»                           Руководитель МО учителей русского языка и литературы

______________________М.Р.Наниз  

Протокол № от «____»___________2013г.              

«Согласовано»               Заместитель директора по УВР

____________________З.З.Наниз

«_____» _____________2013г.

«Утверждаю»                              Директор МБОУ «СОШ №1 им.Ю.К,Намитокова» а.Понежукая

______________________З.А.Хабаху 

Рабочая программа

по предмету «Русская литература»

Класс -7

2013-2014 учебный год

                                                                                                                        Ф.И.О. учителя:       Наниз З.З.

Понежукай

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 7 класса к учебнику Т.Ф. Курдюмовой составлена на основе федерального компонента государственная стандарта основного общего образования и авторской программы.

Отличительными особенностями программы являются использование тематического и животного похода при построении структуры курса каждого класса и принцип вариативности, который дает учителю право выбора авторов и произведений, а также путей изучения конкретной темы.

Особое внимание в 7 классе уделяется проблеме рода и жанра. Эпос, лирика и драма предстают в многообразии жанров. Модель курса помогает увидеть смену различных жанров всех родов литературы от древности до сегодняшнего дня.

Логика работы в 7 классе такова: наблюдение за конкретными жанрами и их особенностями (анализ конкретных произведений) и наблюдение за неразрывной связью между временем и формами искусства слова ( изучение разделов, посвященных истории некоторых наиболее устойчивых жанров).

Учащиеся 6-7 классов владеют техникой чтения и подготовлены к истолкованию прочитанного, поэтому на уроках  важно больше времени уделять активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.

Цель программы Постижение принципов развития искусства, осознать своеобразие и богатство литературы, воспитывать культуру чтения, совершенствовать устную и письменную речь.

Задачи Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием  воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика. Осваивая программу, учащийся накапливает солидный  читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, постигает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ, НАВЫКАМ

В результате изучения литературы ученик 7 класса научится определять:

  • Авторов и содержание изученных художественных произведений;
  • Основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора, предания, былины, роды литературы и жанры; литературный герой (развитие представлений), понятие о теме и идее произведения, герой-повествователь, портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение; баллада, стихотворения в прозе; лирический герой, поэма, трехсложные размеры стиха, гипербола, гротеск, сатира и юмор как формы комического, публицистика, мемуары как публицистический жанр; литературные традиции.

научится:

  • Видеть разнообразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
  • Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, комических и драматических произведениях;
  • Видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
  • Объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;
  • Видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;
  • Передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героев пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;
  • Видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;
  • Аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать  позицию писателя в пределах произведения;
  • Выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;
  • Сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
  • Оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;
  • Сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию с точки зрения выражения авторской позиции;
  • Стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;
  • Написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.

Место предмета

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.

Плановых тестовых заданий -6

Развития речи -8

Внеклассного чтения – 5

Распределение учебных часов по разделам:

Введение – 1 ч.

Фольклор – 3 ч.

Литература XIX века – 37 ч.

Литература XX века – 22 ч.

Детективная литература – 5 ч.

Итоговые уроки – 2 ч

Учебно – методическое обеспечение

  1. Л.Н. Савина. Уроки литературы в 7 классе. – Издательство «Учитель», 2003г.

  1. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. – М.: Дрофа, 1996

  1. Поурочные планы по учебнику Т.Ф. Курдюмовой. О.А. Финтисова – Изд-во «Учитель», 2008г.

  1. Литература 7 класс: Поурочные планы ( по программе А.Г. Кутузова) Сост. Л.М. Серегина – Волгоград: «Учитель»,2004г.

  1. Литература. 7 класс. Проверочные работы – Саратов: «Лицей», 2007г.

Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе

тема урока

кол-во часов

тип урока

элементы содержания

ожидаемые, планируемые результаты

виды контроля измерители

домашнее задание

дата проведения

план.

факт.

1.

Роды и жанры художественной литературы. Жанры фольклора.

НРК. Жанры адыгейской литературы.

1

повторение и обобщение изученного в 6 классе

беседа, викторина

кратко повторить изученное в 6 классе, проверить, что прочитано за лето; определить основную тему курса на год; познакомить со структурой  учебника.

ответы на вопросы кроссворда

составить кроссворд или м/м презентацию «Жанры литературы», «Жанры фольклора»

2.

Художественные особенности сатирической драмы «Барин»

1

усвоение новых знаний

рассказ учителя, беседа, составление таблицы, работа с презентацией, выразительное чтение, элементы анализа текста

актуализировать знания учеников о жанрах устного народного творчества; дать представление об отличиях былины от сказки; познакомить с былиной «Барин»

составление планы былины

вспомнить былины об Илье Муромце, подготовиться к викторине

3.

Вн/чт. Детский фольклор

1

усвоение новых знаний

Рассказ учителя,работа с дидактическим материалом

показать особенности жанрадетского фольклора,развитие устной речи

ответы на вопросы викторины

Толкование одной пословицы ,индивидуальное сообщение.

4.

Мир ичеловек в эпоху возрождения.У Шекспир «Ромео и Джулета»

1

усвоение новых знаний

рассказ учителя, работа с дидактическим материалом, словарная работа, творческие задания

углубление понятия о б эпохе возрождения , развитие навыков устной речи

устный ответ по теме урока

5.

У.Шекспир «Ромео и   Джульета»

1

усвоение новых знаний

выразительное чтение, комментарии учителя, элементы сопоставительного анализа текста

дать определение жанра ; познакомить с историей жанра, развивать навыки анализа текста

----

6.

 Сонеты  Шекспира.Сонета  130.

1

выработка навыков и умений, проверка и оценка знаний

Выразительное чтение,ком. Учителя.

Проверить знания учеников, укрепить интерес к творчеству Б.Л.Пастернака

ответы на вопросы викторины

ответить на вопросы.

7.

Обзор жанров классической литературы 19 века. История басни.

1

усвоение новых знаний

рассказ учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение

углубить представление о басни как литературном жанре; ; навыки выразительного чтения поэтических текстов

сопоставление-анализ двух переводов

прочитать  сборник басен Крылова.

8.

р/р Инсценирование басен И.А.Крылова

1

усвоение новых знаний

Инсценирование,рецензия на выступление ,викторина-игра.

Проверитьзнания учеников ,укрепить интерес к творчеству И.А.Крылова.

выразительное чтение басен

Ответитьна вопрс: почему басне сужена долгая жизнь?

9.

В.А.Жуковский «Светлана»                      

1

усвоение новых знаний

, беседа по вопросам, выразительное чтение

знакомство с понятием «баллада»

развернутый ответ на вопрос

выучить одно из стихотворений Байрона

10

Из истории баллады.А.С. Пушкин а«Элегия»,»К портрету Жуковского»,»Певец»

1

усвоение новых знаний

рассказ учителя или подготовленного учащегося, беседа по вопросам, выразительное чтение

углубить знания учеников о жизни и творчестве Пушкина, совершенствовать навыки монологической речи, навыки анализа поэтического текста

блиц-опрос по биографии Пушкина

Прочитать балладу «Перчатка» в переводе Лермонтова.

11

А.С.Пушкин «19 октября», «Туча»

1

выработка навыков и умений

Выразительное чтение наизусть стихотворений, обсуждение

Понять настроения, чувства поэта и выразить их в чтении

чтение наизусть

прочитать повесть «Барышня-крестьянка»

12

А.С.Пушкин «К…», «На холмах Грузии», «Я вас любил»

1

усвоение новых знаний

объяснение учителя, беседа по вопросам, комментированное чтение

развернутый ответ на вопрос

вспомнить прочитанные летом «Повести Белкина»

13

На перевод «Илиада», «Друзьям», «Моя эпитафия»

1

закрепление новых понятий

объяснение учителя, беседа по вопросам, пересказы учащихся

показать роль автора  при переводе

написание отзыва

14

Р/р.Выразительное чтение стихотворении Пушкина

1

Выработка  навыков и умении

Выразительное чтение найзусть стихов.

Понять настроение поэта и выразить ич при чтении

Чтение найзусть

Прочитать повесть  «Барышня-крестянка»

15

Особенности жанра и композиции повести А.С. Пушкина «Барышня-крестянка»

1

усвоение новых знаний

Объяснение учителя,беседа по вопросам

Выявить особенности жанра и композиции

Развернутый ответ на вопрос

«Повести Белкина.»

16

Особенности жанра и композиции повести А.С,Пушкина «Барышня-крестьянка»

1

усвоение новых знаний

Объяснение учителя, беседа по вопросам.

Выявить особенности жанра и композиции

--------

«Повести Белкина»

17-

Вн/чт «Повести Белкина» в оценке критики и литературоведения

1

Закрепление новых понятий

Объяснение учителя, беседа по вопросам

развивать творческие способности учеников, умение выражать свои мысли, навыки письменной речи, высказывать собственное мнение

Написание отзыва

Написать отзыв на одну из повестей Пушкина

18

История создания романа А.С.Пушкина «Дубровский»

1

Усвоение новых знаний

Познакомить учащихся с историей создания романа

Письменная работа по плану  характеристики героя

Докончить

19

Главный геройА.С.Пушкина «Дубровский»

1

усвоение новых знаний

Составление плана,характеристика героев,работа над эпизодом «Пожар в Кистеневке»

Помочь учащимся осмыслить образВладимира Дубровского

анализ одного эпизода

Пересказ эпизода  «Обед в Покровском»

20

Дубровский и Маша

1

усвоение новых знаний

рассказ учителя, комментированное чтение, элементы анализа текста с кольцом

Углубить характеристики героев, совершенствовать навыки анализ текста.

составление плана поэмы

Подготовиться к сочинению в классе.

21

Т/задание по творчествуА.С.Пушкина

1

Проверка и оценка знании

Темы: «Какие обстоятельства заставили дубровского стать разбойником?,»Какова дальнейшаясудьба  героев незаконченного романа?

Развивать творческие способности учащихся

тестирование

ответить на вопросы и выполнить задания учебника (стр98)

22

Р/р Классное сочинение по роману «Дубровский»

1

проверка и оценка знаний

Развивать творческие способности учащихся                                    

Написание сочинения

докончить

23

М.Ю.лермонтов.Стихотворение  «Смерть поэта » и его история  НРК Лермонтов на Кавказе

1

усвоение новых знаний

рассказ учителя, выразительное и комментированное чтение, элементы анализа текста, беседа

углубить знания учеников о творческой биографии писателя; развивать навыки выразительного чтения.

Анализ одного стихотворения

Выучить одно стихотворение Лермонтова,определить ег жанровую принадлежность

24

М.Ю.Лермонтов «Элегия»,»Романсы»,

1

усвоение новых знаний

комментированное чтение стихотворений

совершенствовать навыки анализа текста, навыки выразительного чтения, развивать творческие способности учеников

25

М.Ю.Лермонтов. «Новогодние мадригалы и эпиграммы»

1

выработка навыков и умений

элементы анализа текста, беседа, просмотр и обсуждение видеофрагментов

совершенствовать навыки анализа лирического произведения

письменная работа

индивидуальные сообщения

26

Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». История создания

1

выработка навыков и умений

Рассказ учителя, ком. Чтение,элементы анализа текста

Показать особенности образа романтического героя и романтического конфликта в поэме

Составление плана поэмы

Пересказ эпизода «Бой с барсом»

27

Сюжет, Ком позиция,герои  поэмы «Мцыри

1

проверка и оценка знаний

Показать своеобразие сюжета и композиции поэмы

Тестовое задание.

28

Сюжет, композиция поэмы «Мцыри»

1

Проверка и оценка знании

объяснение учителя, чтение и анализ тексов

показать своеобразие сюжета и композиции поэмы  развивать навыки выразительного чтения

Составление плана

срт.234-237 (ответы на вопросы и выполнение заданий)

29-30

Т/задание по творчеству М.Ю.Л.ермонтов   а                                И.В.Гоголь «Ревизор» История создания комедии                                                

2

усвоение новых знаний

Рассказ учителя,выразительное и ком.чт.,элементы анализа текста

Углубить знания учащихся о творческой биографии писателя

                                                           Выразительное чтение  сцен по ролям                                                        

Характеристики действующих лиц.

31

Характеристика героев комедии Н.В.Гоголя « Ревизор».

1

усвоение новых знаний

рассказ учителя, объяснение теоретических вопросов, чтение и анализ текста, словарная работа

Совершенствовать навыки анализа текста

блиц-опрос по содержанию

подготовить характеристики героев

32

Анализ отдельных сцен

1

Выработка навыков и умении

выборочная характеристика, беседа по вопросам, комментарий учителя

совершенствовать навыки анализа текста, характеристики героев произведения

устный ответ

прочитать  «Двойники»

33

р/р.Инсценирование эпизодов комедииН.В.Гоголя «Ревизор»

1

Выработка новых умений

Инсценирование и чтение по ролям

Развивать навыки монологической речи.

Выразительное чтение по ролям.

Стр 231

34

Тест по творчеству Гоголя

1

Проверка знаний учащихся

Тестовое задание

35

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе.                     НРК Любовь адыгейских поэтов к родному краю

1

усвоение новых знаний

Показать особенности жанра стихотворений в прозе

Анализ одного стихотворения

Стр234-27

36

Н.А.Некрасов.Жанры лирики

1

Усвоение новых знаний

Составление тезисного плана

Расширить знания учеников о личной и творческой биографии

Чтение найзусть,ответы на вопросы

Выучить наизусть

37

Н.А.Некрасов

1

усвоение новых знаний

слово учителя, сообщение ученика, анализ произведения, беседа, дискуссия.

познакомить ребят с основными фактами биографии и творчества

38

ТворчествоИ.С.Лескова.Сказ. «Левша»

1

усвоение новых знаний

Рассказ учителя,объяснение теоретических вопрсов.

Кратко познакомитьс биографией Лескова,дать представление о жанре сказа.

Блиц-опрос

Подготовить характеристики героев сказа.

39

Характеристика героев сказа «Левша»                 НРК.мастера  адыгского народа

1

Усвоение новых знаний

Выборчная характеристика

Совершенствовать навыки анализа текста

Устный ответ- характеристика Левши.

Прочитать Человек на часах»

40

Вн/чт И.С.Лесков «Человек на часах»

1

выработка навыков и умений

Рассказ учителя, чтение и анализ

Заинтерисовать учащихся творчеством Лескова.

Сочинение-размышление

Дописать сочинение

41

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том  как один мужик двух генералов прокормил»

1

Усвоение новых знаний

Рассказ учителя,чтение и анализ текста

Кратко познакомить с биографией Салтыкова-Щедрина. Показать особенности жанра

Составление письменного плана

докончить

42

М.Твен. «Как редактировал сельскохозяйственную газету»

1

Усвоение новых знании

Сообщение ученика с опорой на мультимедийнкю презентацию

Заинтересовать  творчествомМ.Твена

Терминологический диктант.

Выразительное чтение диалогов и монологов

43

А.П.Чехов.Ранние юмористические рассказы. «Жалобная книга», «Хирургия»

1

усвоение новых знаний

рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, элементы анализа текста

продолжить знакомство с лирикой Серебряного века , совершенствовать навыки анализа поэтического текста

выразительное чтение стихотворения

(2 ряд

44

Жанры эпоса, лирики, драмы в произведениях 20 века.Творчество В.Я.Брюсова  «Труд», «Хвала человеку»

1

усвоение новых знаний

сообщение ученика, выразительное чтение стихотворений, элементы анализа текста

показать богатство творческих поисков Серебряного века (лирика И.Северянина), совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста

выразительное чтение стихотворения

наизусть понравившееся стихотворение

(3 ряд)

45

Жанры лирики бальмонта «бог создал  мир из ничего2

1

усвоение новых знаний выработка навыков и умений

выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста, в том числе и сопоставительного

индивидуальные задания

46

Активность поисков новых жанров в лирике И. Северянина «Не завидуй другу»

1

усвоение новых знаний

лекция, сообщения учащихся

дать понятие об особенностях жанра сонета, познакомить с развитием жанра, показать взаимодействие западноевропейской и русской литератур

конспект, устные сообщения

выучить понравившийся сонет

47

И.Северянин. «Не завидуй другу»

1

усвоение новых знаний

объяснение учителя, беседа, анализ текста, работа с иллюстрациями

написание эссе

48

Два перевода стихотворения Р.Киплинга.  «Если.», «Заповедь»

1

усвоение новых знаний

выразительное чтение по ролям.

Беседа по вопросам

помочь ученикам выявить основную идею произведения, продолжить работу над анализом текста

развернутый ответ на вопрос

стр. 49,

49

В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с В.Маяковским летом на даче»

1

усвоение новых знаний

рассказ и объяснение учителя, беседа, анализ текста, работа с иллюстрациями

начать знакомство учеников с личностью Маяковского, попытаться осмыслить своеобразие, оригинальность, значение личности поэта; дать предварительное понятие о футуризме

выразительное чтение наизусть

стр. 356, №№1,3

50

М.Горький. «Старуха Изергиль» :сюжет и герой легенды о Данко

1

усвоение новых знаний

чтение по ролям, беседа по вопросам, комментарии учителя

-------

Эссе «Стоили  люди ,которых Данко вывел на свет, вырванного из груди  сердца?»

51

М.Горький «Старый год»

1

усвоение новых знаний

комментированное чтение, составление плана, беседа по вопросам

---------

, прочитать, ответить на вопросы

52

В.Маяковский. «Необычайное приключение

1

выработка навыков и умений, проверка и оценка знаний

работа со схемой рецензии, пояснения учителя, беседа, самостоятельная письменная работа

закрепить понятие о жанрах и их подвижности; развивать творческие способности, углубить представление о жанре рецензии

написание рецензии

закончить рецензию

53-54

М.Булгаков «Ревизор с вышибанием»        К.Г.Паустовский. «Рождение рассказа

2

усвоение новых знаний

рассказ учителя, комментированное чтение

Стр.75

55--------------------   56    

Р/р. Рецензирование одного из изученных п роизведении          М. Шолохов. «Они сражались за Родину»        

2

усвоение новых знаний проверка и оценка знаний                      

 Работа со схемой рецензии, Пояснение учителя,беседа.                                                                  

Написание рецензии

Закончить рецензию

57-58

Жанры лирики А.Твардовского  «Как после мартовских метелей.»,»Июль- матушка лета.»

2

усвоение новых знаний проверка и оценка знаний

рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам

познакомить с главными темами творчества

развернутый ответ на вопрос

59

В.Г.Распутин. «Уроки французского.»

1

усвоение новых знаний

вступительное слово учителя, сообщение ученика..

познакомить со страницами жизни писателя

 

60

Вн/чт.Фантастический мир Р Бредбери.

1

усвоение новых знаний

выразительное чтение, чтение по ролям, беседа по вопросам, комментарий учителя

Вступительное слово учителя,сообщение ученика.

-----

61

А.В.Вампилов. «Несравненный Наконечников»

1

усвоение новых знаний

беседа по вопросам, комментарий учителя, выразительное чтение, просмотр отрывка

углубить представления учащихся о жанре научной фантастики, побудить их к чтению лучших образцов жанра, помочь понять проблематику рассказа .

ответы на вопросы учителя

стр.463, ответить на вопросы

62

Р.Шекли. «Запах мысли»

1

усвоение новых знаний

рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам, обсуждение текста рассказа, работа с планом, словарная работа

кратко познакомить учеников  с биографией и творчеством  Шекли, развивать навыки анализа текста; показать важность и актуальность проблемы, поставленной писателем

написать размышление «Зачем нам нужны животные?»

63

Р.Шекли «Запах мысли

1

Усвоение новых знании

Беседа по вопросам, комментарий учителя.

Углубить  представления учащихся о жанре научной фантастики.

Ответы на вопросы.

64

Ф.А.Абрамов. «О чем плачут  лошади»

1

усвоение новых знаний

объяснение учителя, выразительное чтение.

Кратко познакомить учеников с биографией и творчеством  Абрамова

65

Новелла А.К.Дойла «Пляшущие человечки»

1

Усвоение новых знании

беседа по вопросам, комментарий учителя, выразительное чтение

углубить представления учащихся о жанре, побудить их к чтению лучших образцов жанра, помочь понять проблематику произведений .

ответы на вопросы учителя

_______

66

Р/р Написание отзыва.

1

Обсуждение черновых работ

Развить творческие способности

дописать

67

Итоговое тестовое задание.

1

закрепление нковых понятий, знаний

Тест

68

Работа над ошибками.

Подведение итогов за курс 7 класса

1

повторение и обобщение изученного в 7 классе

тестирование, беседа, запись книг для летнего чтения

систематизировать знания, полученные в течение года

защита читательских дневников

список для летнего чтения

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса по учебнику Г.С.Меркина

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и ориентирована на использование учебника Г.С.Меркина...

Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса

Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса содержит следующие разделы: пояснительная записка, содержание материала, учебно-тематический план, требования к учащимся, критерии и нормы знаний ...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса (базовый уровень)

Данная рабочая программа составлена на 2014 - 2015 учебный год с учетом требований и положений, изложенных в документах Министерства просвещения и науки РФ. В основу рабочей программы положена програм...

Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса

Рабочая программа для учащихся 9 класса  разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта и авторской программы общеобразовательных учреждений. Литература В. Я. Коро...

Рабочая программа по литературе для учащихся 8 класса

Рабочая программа учебного курса литературы для 8 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта  и программы курса литературы для учащихся 8 классов общеобр...

Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса

Рабочая программа учебного курса литературы для 5 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта  и программы курса литературы для учащихся 5 классов о...