Литературная викторина "Поэт с поэтом говорит".
материал по литературе (9 класс) на тему

Надина Валентина Григорьевна

 

(для учащихся 5 -9 классов)

Цель: - побуждение к чтению

- воспитание любви к природе

- развитие речи учащихся

Оформление: портреты русских поэтов, осенние пейзажи                              Ведущий: в природе драгоценные камни не блестят, не бросаются в глаза, и только опытный взор увидит в куске необработанной породы сказку земли. А гранильщик помогает невзрачному камню, испытав его на прочность, засверкать всеми гранями. Таков и труд читателя. Литературное произведение, как и камень, нуждается в обработке. Без читателя оно молчит, оставаясь пачкой сшитых листов. А заговорит с тем, кто умеет спрашивать, кто знает и чувствует, когда, о чем и как надо спросить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КВН «Почемучек» и «Знатоков» между 5 и 7 классами.

Вот начинается игра.

Теперь ,я думаю, пора

Командам начинать сражаться.

В словесных играх упражняться.

О чем же речь сейчас пойдет?

Быть может, нам, наоборот,

Командам дать набраться сил,

Чтоб первый их порыв остыл?

Самим же первый тур придумать

Но кто нас может надоумить,

Какое выбрать состязанье?

Ты знаешь ,к разочарованью

Я твоему скажу сейчас,

Что все придумано до нас.

За нас уж люди потрудились,

Чтоб славно мы повеселились

Задорный пыл наш не угас.

Ну, что ты скажешь?

В добрый час.

Две команды представлены сегодня в КВНе- « Почемучки» и «Знатоки».

Помните мультик: «Кто похвалит меня лучше всех, тот получит сладкую конфету».

Мы тоже попробуем «осчастливить» друг друга.

Две команды сядут друг напротив друга и скажут друг другу комплименты.

Комплименты-это любезные слова о внешности, сопровождающиеся теплым взглядом. Первый комплимент от меня : «Твои глаза сияют сегодня необыкновенным светом».

Они подготовили приветствие и эмблемы. Дадим им слово.

Конкурс приветствий завершен, а жюри оценит их выступление .Максимальная оценка-6 баллов (3-за эмблему,3-за приветствие)

Поразминаемся со зрителями

Я хочу предложить вам веселую скороговорку (обращается к сидящим в зале) . Давайте произносить вместе:

Ща-ща-ща- мы несем с собой леща.

Ащ-ащ-ащ мы наденем плащ.

Щипцы да клещи-вот наши вещи.

И еще

Цапля, стоя на крыльце, написала букву ц.



Кто повторит ее 5 раз без ошибок?

Выходят смелые.

Наша разминка не случайна. Она является подготовкой к нашему следующему конкурсу. Все вы любите игру «Глухой телефон». Много раз играли в нее.

Команды сидят. Ведущий первому члену команды шепчет на ухо скороговорку

«Жук жужжит над абажуром». Она быстро передается всем членам команды. Чем лучше ее произнесет последний член команды, тем будет выше заработанный балл.

Скороговорка для второй команды: «Уже и ужи в луже».

Этот конкурс еще не завершен. Приложение к нему загадки. Но и они не простые. Ваша задача отгадать их и правильно поставить ударение в словах-отгадках.

1-й команде

На бахче у нас растет ,

Как разрежешь- сок течет:

Свеж и сладок он на вкус,

Называется…(арбуз)

Из меня посуду тонкую,

Нежно-белую и звонкую

Обжигают с давних пор,

Называюсь я …(фарфор)

2-й команде

Эту зелень ты не тронь:

Жжется больно, как огонь.

Неприметна, некрасива,

Называется (крапива)

Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог,

В ней бывает картотека,

Специальный…(каталог)

Жюри оценивает этот конкурс максимально в 5 баллов (3 за игру в телефон и по 1 баллу за загадки)

Следующий конкурс называется «Зебра». Перед вами кроссвордная сетка, раскрашенная как зебра. Задача команд разгадать по два вопроса, последний вопрос будет для зрителей.

В эту сетку требуется вписать следующие слова:

1. Животное ,которое гуляет само по себе.(Кошка)

2.Самый известный ведущий одной из вечерних детских передач. (Хрюша)

3.Животное, которое рано утром постучало в ворота. (Баран)

4.То, от чего маялся Шарик, пока ему не подарили фоторужье .( Скука)

5.То, что получили по почте мыши от кота Леопольда. (Карта)

Кроссворд-зебра для второй команды

Определения слов (сказочные):

1.Приспособление для передвижения по воздуху (ковер).

2.Событие,произошедшее между Дядей Федором и его родителями, и послужившее причиной его отъезда в Простоквашино (ссора).

3.Материал,из которого был изготовлен солдат (олово)

4. Шелковая ткань, из которой были сшиты платья для дочерей купца в сказке « Аленький цветочек»(атлас)

5.Предмет,делающий человека невидимым (шапка)

Конкурс капитанов. Он будет явной проверкой организаторских способностей.

Капитану 1-й команды . Организовать хоровод с «елочкой» в центре и , двигаясь пол кругу, спеть хором любимую детскую песню, кроме « В лесу родилась елочка»

Капитану 2-й команды. Построить команду в колонну по два и заставить маршировать с любой детской песенкой.

Сейчас мы немного отдохнем и ,надеюсь , развлечемся. Предлагаем зрителям поучаствовать в конкурсе «Озвучивание»

Каждой киностудии предлагается сымитировать звуки из предлагаемого отрывка.

-Ночь .В деревне Кантемировка тихо. Завывает ветер. Прокукарекал петух. Тут же залаяли дворовые собаки .Им в ответ вяло закудахтали куры в курятнике. Послышался звук шагов. Из-за горизонта появилось солнце.

-Раннее утро. Доктор Айболит сидит в комнате. Ласково похрюкивая, в комнате появляется свинья. Айболит нежно почесывает ей брюхо. Свинья повизгивает от удовольствия. Мерно постукивают дятлы. Шипящим шепотом попугай Карудо выпрашивает сахар. Восходит солнце.

Последний конкурс « Домашнее задание»

В основу домашнего задания положены пословицы. Оцениваться будет артистизм, юмор, умение «сыграть» тему и ,конечно, использование речевых оборотов.

Пословица 1-й команде

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Пословица 2-й команде

Ученье-свет, а неученье -тьма. 

Вот и закончилась игра.

Команды славно постарались.

Я думаю, чтоб не остались

В обиде зрители, что всех

Нас сопровождал здоровый смех.

Осталась шуточка одна,

Последняя .Ее жюри нам скажет

И прямо на того укажет,

Кто победил.

Объявление оценок за последний конкурс, объявление итоговых оценок.

Наступил финал.

И может быть, не каждый ждал

Такой концовки, и не всех

Такая радует развязка.

Но главным был здесь все же смех

Мы будем рады видеть вас.

Теперь заканчиваем речь

Привет , друзья, до новых встреч.



Литературная викторина

(Для учащихся 7–9 классов ).



Кому посвящены эти строки? 

1. Я помню чудное мгновенье: 
Передо мной явилась ты, 
Как мимолетное виденье, 
Как гений чистой красоты. (А. Пушкин, Анне Петровне Керн) 

2. Я вас любил; любовь ещё, быть может, в душе моей угасла не совсем...(А. Пушкин, Анне Алексеевне Олениной)

3. Исполнились мои желания.


Творец тебя мне ниспослал, моя Мадонна.., 
Чистейшей прелести чистейший образец… (А. Пушкин, Наталье Гончаровой)

4. Я красивых таких не видел... (С. Есенин, сестре Шуре)

5. Я встретил Вас – и всё былое. 
В отжившем сердце ожило…(Тютчев, 
Елене Александровне Денисьевой)

6. И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить,


Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить. (Фет, Марии Лазич) 

Назовите авторов следующих строк:

1. О, как убийственно мы любим,


Как в буйной слепоте страстей 
Мы то всего вернее губим, 
Что сердцу нашему милей! (Тютчев) 

2. Я тебе ничего не скажу, 
Я тебя не встревожу ничуть, 
И о том, что я молча твержу, 
Не решусь ни за что намекнуть. (Фет)

3. Среди миров, в мерцании светил


Одной звезды я повторяю имя... 
Не потому, чтоб я её любил, 
А потому, что я томлюсь с другими. (И. Анненский) 

4. О, как на склоне наших лет 
Нежней мы любим и суеверней... 
Сияй, сияй, прощальный свет 
Любви последней, зари вечерней. (Тютчев)

5. Любить иных тяжёлый крест,


А ты прекрасна без извилин, 
И прелести твоей секрет 
Разгадке жизни равносилен. (Б. Пастернак)

6. Чем меньше женщину мы любим,


Тем легче нравимся мы ей… (А. Пушкин, “Евгений Онегин”)

7. Я вспомнил прежних лет безумную любовь,


И всё, чем я страдал, и всё, что сердцу мило было, 
Желаний и надежд томительный обман... (А. Пушкин, “Погасло дневное светило...”)

8. Мне дорого любви моей мученье-


Пускай умру, но пусть умру любя. (А. Пушкин, “К Наталье”) 

9. О да, любовь вольна как птица, 
Да всё равно – я твой! 
Да всё равно мне будет сниться Твой стан, твой огневой.  (А. Блок)

10. Не верят в мире многие любви


И тем счастливы; для иных она 
Желанье, порожденное в крови, 
Расстройство мозга иль виденье сна. (М.Ю.Лермонтов) 

Назовите авторов следующих афоризмов: 


  1. Любви все возрасты покорны. (А.С. Пушкин) 

  2. Счастливые  часов не наблюдают. (А.С.Грибоедов) 

  3. Любовь – претрудная школа жизни. (И.А. Гончаров) 

  4. Любовь сильнее смерти и страха смерти. (И.С.Тургенев) 

  5. Хочешь быть счастливым – будь им. (Козьма Прутков) 

  6. Любовь к себе – вот роман, который длится всю жизнь. (О.Уайлд ) 

  7. Любить — это не значит смотреть друг на друга, любить—значит вместе смотреть в одном направлении. (Антуан де Сент-Экзюпери) 


Вспомните строки, посвященные этим женщинам.

Можно показать портреты А.П.Керн, Н.Н.Гончаровой, Е.Денисьевой, Л.Менделеевой и др.



Конкурс чтецов на тему «Поэт с поэтом говорит» .

(для учащихся 5 -9 классов)

Цель: - побуждение к чтению

- воспитание любви к природе

- развитие речи учащихся

Оформление: портреты русских поэтов, осенние пейзажи                              Ведущий: в природе драгоценные камни не блестят, не бросаются в глаза, и только опытный взор увидит в куске необработанной породы сказку земли. А гранильщик помогает невзрачному камню, испытав его на прочность, засверкать всеми гранями. Таков и труд читателя. Литературное произведение, как и камень, нуждается в обработке. Без читателя оно молчит, оставаясь пачкой сшитых листов. А заговорит с тем, кто умеет спрашивать, кто знает и чувствует, когда, о чем и как надо спросить.

Замечали ли Вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке? Да, настоящее чтение – увлекательнейшее занятие, диалог читателя с автором, труд, приносящий радость творчества.

Умейте читать с интересом и не торопясь, умейте слушать автора, собеседника, себя!

Сегодня мы проводим конкурс чтецов исполнительского мастерства. Ваши товарищи, одноклассники, приготовили для исполнения поэтические отрывки, а Ваша задача: вслушаться в их чтение и определить достойнейших, окунуться в удивительный мир поэзии.

II. Представление жюри.

III. Конкурс.

Ведущий: Жизнь многообразна и всегда индивидуальна.

Каждое утро всходит солнце, каждый день поют птицы, каждый день улыбаются дети, но все и всегда – особо.

Всякий раз привычное открывается тебе неожиданной стороной, одаряет тебя новыми чувствами.

Истинная поэзия оттого и бессмертна, что способна распахивать сердца навстречу прекрасному, что – привычная, знакомая – таит в себе вечно первозданное, никогда не изведанное.

Стихотворения о природе. Казалось бы, узкая, определенная тема. Но чуткому сердцу они дарят многое, потому что в природе, как сказал еще Ф.И.Тютчев, «есть душа,…есть свобода, есть любовь,…есть язык»

Множество поэтов обращали свое поэтическое слово на удивительное время года «Осень»

А.С.Пушкин любил осень, она давала ему силу и жажду творчества

1.Чтение стихотворения А.С.Пушкина

Ведущий: Размышления о судьбе простого народа, судьбе Родины часто в творчестве русских поэтов сливались с образом осени.

2.Чтение стихотворения С.Есенина

Ведущий: Русская литература XIX века воплотила в поэтическом слове мир родной природы, мир красоты родной земли:

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям.

3.Чтение стихотворения А.А.Фета

4.Чтение стихотворение Ф.И. Тютчева

Ведущий: Как мы видим, картины природы многолики: и «дивная пора» с «золотом и багрянцем лесов», и «скучная картина» с «серостью и сумраком небес». Все оттенки человеческих чувств и переживаний отражает осенний пейзаж русской земли.

Хотелось бы обратиться к творчеству поэта Вам незнакомого

5.Чтение стихотворения И. Овчаровой

Подведение итогов.

Слово жюри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "поэты Серебряного века приглашают..."

Конспект литературной гостиной, имитирующей встречу поэтов начала прошлого века на "Башне" Вяч. Иванова...

Литературная гостиная "Русские поэты и писатели в отечественной войне 1812 года" (презентация)

Презентация содержит материал для проведения литературной гостиной "Русские поэты и писатели в отечественной войне 1812 года" (к 200-летию победы русских войск). Рассчитана для учащихся 8-11 классов....

литературно-музыкальная композиция "Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне"

Уважаемые коллеги,  с этой композицией мы выступали перед своими учениками в день 2 февраля... Наши ученики были восхищены и удивлены талантами наших педагогов...

Литературная гостиная «Он поэт родной земли» (по творчеству С. Есенина)

Работа «Литературной гостиной» – это способ реализации творческого потенциала, увлекательная форма погружения в художественный мир произведения, прозаического или поэтического, стимул для более глубок...

Поэт мысли - литературный вечер, посвященный поэту Е.А. Баратынскому

Материал для учителей русского языка и литературы....

Литературная гостиная "Русские поэты о войне"

Сценарий Литературной гостиной для средней школы...

Литературно-музыкальный салон «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне…»

Цели данного мероприятия: формировать в детях интерес к историческому прошлому своей страны; помочь ощутить историю, культуру своего народа, его представления о чести, совести и справедливости &ndash...