Ролевая игра как прием литературного развития школьников
статья по литературе ( класс) на тему

Кирдяева Галина Александровна

Научная статья. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ролевая  игра как прием развития творческого потенциала учащихся на уроках литературы в средней школе.

                                                       

Автор статьи: Ошманкевич Г.А., учитель русского языка и литературы, СПб, 2016 год.

Личностно-ориентированный подход в обучении предполагает переход от традиционных методов и приемов к  более эффективным, отвечающим задачам антропоцентрической парадигмы образовательного процесса. Среди наиболее востребованных и актуальных технологий и методов, наряду с исследовательской деятельностью, проектной деятельностью, называют и игровые обучающие технологии, включающие в себя различные виды игр, в том числе дидактические и ролевые игры. На протяжении большего периода времени в школьном преподавании ролевой игре (далее РИ) незаслуженно мало уделялось внимания. Только в последнее время,  в том числе и в связи с переходом школы на федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, более активно стали разрабатываться различные игровые формы, методы и  ролевого характера. Это положение в полной мере касается и методики преподавания литературы. Игровые формы работы, методы и приемы разрабатывались в методике преподавания литературы такими специалистами, как  М. А. Рыбникова, В. В. Голубков, М.Д. Пушкарева, М.А. Снежневская,  Н.Д Петропавловская, Р.В. Глинтерщик., З. Я. Рез, Р. Ф. Брандесов, М. Г. Качурин, В.Г. Маранцман,  О. В. Белова,  А. Г. Ершова, и т.д.

Литературные игры в основном используют в младшем звене средней школы, и ролевые игры рассматриваются как одна из организационных форм литературного образования. Но в современной методике возникает  необходимость рассмотрения ролевой игры в системе литературного образования в средней школе в 5,7,9 классах. Применяя  дидактический потенциал ролевой игры как методического приема, позволяющий использовать ее на локальном уровне урока, органически соединяя РИ с другими методами и приемами работы, можно увидеть реальные  результаты работы учащихся. Современный урок литературы требует от учителя не только формирования читательских знаний, умений, навыков, но и активизации познавательной деятельности школьников, развития их литературных способностей, и РИ, основанная на соединении жизни  и искусства,  имеющая в себе обучающий, развивающий и воспитывающий потенциал, является тем эффективным приемом, которые отвечает названным задачам. 

Ролевая игра -  это вид  современной игровой образовательной технологии, направленный на развитие творческих  и познавательных способностей детей. В основе любой  РИ лежит: умение планировать деятельность; реализация деятельности  и ее регуляция; коммуникативная деятельность, диалог; работа воображения;  оценка  партнера по коммуникации и самооценка. Таким образом, можно сделать вывод, что РИ в полной мере отвечает требованиям стандартов второго поколения (ФГОС), что позволяет использовать  учителю данную технологию в урочной и внеурочной деятельности

Рассматривая РИ как прием литературного развития, направленный на раскрытие творческого потенциала детей  в среднем звене школы, могут быть использованы следующие виды игр,  основанные на связи литературы с другими видами искусств. Игры, основанные на связи литературы и живописи: «Заказ художнику», «Художественный редактор и иллюстратор». Или игры, основанные на связи кино и литературы: «Кастинг», «Репетиция эпизода фильма», «Режиссер и сценарист».

Каждая ролевая игра требует строгого методики проведения. Рассмотрим подробно данную методику на примере игры «Кастинг».

Ролевая игра «Кастинг» имеет в основе такой прием активизации сотворчества читателей как выразительное чтение. Выразительное чтение активно используется на уроках литературы, но однообразная, порой формальная организация приема часто приводит к тому, что у учащихся пропадает интерес к самому процессу выразительного чтения и ученик не чувствует потребности в нем. Именно РИ в данном случае может стать приемом, способствующим улучшению организации выразительного чтения на уроке, а  также в новом аспекте раскроет сам процесс выразительного чтения. Название игры, выбрано не случайно. Интерес учащихся к актерскому искусству обусловлен развитием в современном обществе киноиндустрии, а также огромным интересом подрастающего поколения к телевизионным фильмам и передачам. Попробовать себя в роли актера для учащегося намного актуальнее, чем прочитать текст перед классом, или даже рассказать его наизусть. Данная игра, конечно, в первую очередь связана с лирическими произведениями, но с другой стороны, проведение ее на основе прозаических текстов может сформировать потребность в выразительном чтении произведений эпоса и драмы.

Педагогические цели игры:

  1. Установка на чтение художественного текста, активный и эмоциональный сам процесс выразительного чтения.
  2. Проверка эмоциональной сферы восприятия художественного текста на этапе анализа произведения.
  3. Подготовка  к выразительному чтению (вживание в ситуацию произведения).
  4. Установка на творческий прием -  словесное рисование (например, портреты героя).
  5. Средство непосредственной, живой интерпретации художественного текста на заключительном этапе изучения произведения.
  6. Установка на проведение более сложной игры, например, репетиция эпизода фильма.
  7. Изучение художественно-выразительных средств (метафоры, эпитет, сравнение и т.д.) через их «живое» представление в слове (способ их иллюстрации).  

Сюжет игры:

Роль 1.

Вы – режиссер, выбирающий актера на роль в фильме, сценарий которого написан по произведению. Ваша задача: выбрать актеров, наиболее подходящих для данной роли.

Для этого необходимо:

1. Узнать из текста, как описывает своих героев автор.

 2.Определить критерии своего выбора (например, соответствие  авторскому видению, степень выразительности и т.д.).

Роль 2.

Вы – актер, который очень хочет сняться в фильме по произведению.

Ваша задача:

  1. Выбрать отрывок из произведения с речью вашего героя и прочитать его.
  2. Прочитать текст выразительно и передать образ героя наиболее полно

Роль 3. Зрительный зал – комиссия.

Задача. Проголосовать за того или иного актера.

Методика проведения РИ «Кастинг»

  1. В подготовке игрового пространства в данном случае требуется либо два стула перед партами, возможно подготовка таблички с надписью «Кастинг» для создания игровой атмосферы на уроке. Таблички с надписями: режиссер и актеры.
  2. Введение в игру: знакомство с целью может происходить по принципу,  как найти ответ на вопрос во время анализа художественного произведения, либо учитель объявляет, что сейчас перед классом будет представлена  проблема, которую надо решить на уроке, либо объявляет показ уже найденного решения (собственной интерпретации) и т.д.
  3. Провести установку на игру. Виды установок:
  • игра по распределению  ролей – например: «Кто больше назовет русских режиссеров»? и т.д.,
  • мини-игра «Кастинг» как установка на игру « Репетиция эпизода фильма»,
  • чтение сказки по ролям для 5-6 класса.
  1. Погружение в игру:
  • Раздача игрового материала (напечатанный текст на карточках, для экспертов карточки лучше раздать до урока).
  • Получение задания (чтение задания может занять дополнительное время, также может потребоваться время на подготовку).
  1. Реализация игры (проведение сессии).

На этом этапе важно позволить учащимся почувствовать игровую атмосферу, можно ввести дополнительные роли игроков (сам учитель может выступать в роли помощника режиссера и вносить свои подсказки). Только после осознания того, что учащиеся являются не просто учениками, читающими текст перед классом выразительно, а актерами и режиссерами, произойдет непосредственное решение задачи на двух уровнях: задачи роли и задачи читателя-школьника, который работает над процессом выразительного чтения текста.

  1. Завершение игры проводится тогда, когда режиссер, откорректировав работу актера, выносит свое мнение о прохождении кастинга.
  2. Выявить рефлексию и осуществить дебрифинг.
  • Рефлексия: эмоциональная оценка поведения игроков.
  • Установление фактов  происходит в виде высказывания мнений игроков, о степени решения своих задач, а также оценке экспертов, высказывающих свое мнение о выборе режиссера и прочтении текста актерами.
  • Анализ причин поведения. На этом этапе происходит выявление способов поведения игроков в соответствии с ролью актера и режиссера,  происходит возвращение к литературным задачам, стоящих перед участниками игры и выясняется степень их решения. Особым важным моментом при анализе будет адекватность оценки режиссером качества прочтения литературного текста, а также способности эмоционально передать образ героя. Именно на этом этапе учитель приходит к выводу, достигнута  ли цель, поставленная им до проведения игры.
  • Планирование действий. Итог игры «Кастинг» подводится в виде советов по улучшению качества чтения (выразительности) и рекомендаций от группы экспертов в виде нового видения образов героев, переданных актерами.
  1. Повторение данной игры планируется либо в соответствии с планом анализа произведения (например, словесное рисование портретов уже других, второстепенных персонажей при анализе эпизода, главы и т.д.), либо намечается повторение такой же игры в качестве проверки домашнего задания на следующем уроке, но с учетом рекомендаций, полученных в ходе обсуждения.

Ролевая игра не просто способствует процессу социализации и диктует механизмы личностного поведения. Развивающие возможности РИ практически безграничны. Человек, который уже способен оценивать свою деятельность со стороны, интерпретировать точку зрения, чуть отвлекаясь от своего «я», уже будет раскрыт не только для коммуникации, но и для творчества. Креативность мышления, поисковый характер деятельности, высокий уровень воображения и восприятия, способность к самооценке, деятельностная позиция личности - вот что может открыть данная технология,  построенная в рамках определенной  методики и с определенной целью.

Таким образом,  ролевая игра как фактор литературного развития будет эффективна при высокой мотивации учащихся к данной игре, при соотношении возрастных возможностей учащегося с сюжетом и целью ролевой игры,  при проведении обсуждения РИ и ее повторении.

Библиография

  1. Азаров П.А. Радость учить и учиться. – М., 1989.
  2. Альбеткова Р.И. Игра на уроках словесности в 7 классе//Русская словесность. - 2000. - №4.
  3. Аникеева  Н. П. Игра в педагогическом процессе.  - Новосибирск , 1989.
  4. Ариян М.А. Варианты ситуативных ролей для средней школы//Иностранные языки в школе. – 1985. - №1.
  5. Баминова С. Звездный час: урок-конкурс //Литература (прил. к газете «Первое сентября»). - 1996. - №15.
  6. Белова О.И. Игра на уроках литературы как средство развития творческой активности школьников: Автореф. дис. … канд. пед. наук. - Л., 1984.
  7. Беньковская Т.Е. Направление, школа, система в методике преподавания литературы: Монография /Под ред. В.Г. Маранцмана. – СПб., 2004.
  8. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.– Л., 1992.
  9. Брандесов Р.Ф. О творческой активности ученика на уроках литературы. – Л.,1978.
  10. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. - М., 1997.
  11. Булгакова И.В. Нестандартные уроки литературы 5-7 классы. – Ростов/нД., 2003.
  12. Венгер Л.А. Игра как вид деятельности // Вопросы психологии. – 1978. - №3.
  13. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка//Вопросы психологии.- 1966. -№6.
  14. Газман О. С. В школу – с игрой. – М., 1991.
  15. Губарева И. Урок-игра «Умники и умницы» по повести «Левша» Н. С. Лескова//Литература (приложение к газете «Первое сентября»).- 1999. – №28.
  16. Двирник С., Смеркович Л. Сценирование ролевой игры//Magister Ludi. -2002. - №7
  17. Долинина С.Я. Литературный турнир. – М.,2001.
  18. Елизарова И. В. Литературное развитие в игре//http://sch108. minsk.edu.by/main.aspx? uid=737737
  19. Ермолаева М. Г. Игра в образовательном процессе. – СПб., 2005.
  20. Ершова А. П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя (Педагогическая режиссура). - М., Воронеж, 1995.
  21.  Ершова А.П., Леваньшина Т.В., Никольский Л.А. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы как средство развития зрительской и читательской культуры школьников. – М., 1983.
  22. Жуковская Р.И. Игра в ее педагогическом значении. - М. 1968.
  23. Иванова С. Ролевая игра на уроках литературы в старших классах//http: //lit.1september.ru/articlef.php?? b=2000104011.
  24. Игры на уроках литературы в 4-6 классах: Методические рекомендации; сост. Белова О.И. – Л., 1982.
  25. Ильина В.А. Литературные викторины. – Волгоград, 2001.
  26. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: введение в активные методы обучения. – М., 1998.
  27. Кассандрова Т. И. ,Сулимова И.С. Литературные игры по творчеству отдельных писателей. – Екатеринбург, 1993.
  28. Качурин М.Г. Развитие творческой активности школьников в процессе преподавания литературы. – М.,1978.
  29. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. – М.,1996.
  30. Козак О.Н. Сборник литературных викторин. – СПб, 1998.
  31. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. Иностранные языки в школе// .- 1989. - №4.
  32. Кривко- Апинян Т. А. Мир игры – СПб., 1999.
  33. Куприянов Б. В., Рыжков М.И., Фримман И. И. Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей. – М.,2001.
  34. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Советская педагогика. -1944.  -№ 8-9.
  35. Лившиц О.Я. Педагогические аспекты использования ролевых игр в учебно-воспитательном процессе.  - Ростов/Д., 1990.
  36.  Литература. Учебник-хрестоматия для 5 классов средних общеобразовательных школ. – 2-е изд./Под ред. член-корр. РАО, проф. Маранцмана В.Г.; Мирзоян М.А. – СПб., 1997.
  37. Литература. 7 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч., Ч 1. /Под ред. В.Г. Маранцмана–  М., 2005.
  38. Литературные праздники и нетрадиционные уроки. 5-7 классы./под ред. Л.Г. Массандоновой. – М., 2002.
  39. Майоров И.А. Педагогическое значение ролевых игр // Третья Всерос. науч.-практ. конф. «Вуз культуры и искусств в образовательной системе региона". – Самара. -2004.
  40. Македон Т.А. Сценически-игровая деятельность на уроках литературы в средних классах как средство углубления восприятия художественного произведения. - М., 1994.
  41. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников.  - Л., 1974.
  42. Маранцман В.Г. Проблемное изучение романа Лермонтова «Герой нашего времени»// Литература в школе. -  1984.- №4.
  43. Маранцман В.Г. Литература: 9 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. – 4-е изд. – М., 1997.
  44. Массандилова И. Импровизационная игра на уроках литературы в среднем звене//Искусство в школе. – 2000 – №3.
  45. Ментс  Мори Ван Эффективное использование ролевых игр в тренинге. – СПб.: Питер, 2002.
  46. Методика преподавания литературы. Учеб. пособие для высших  учеб. заведений /под ред. В.В. Голубкова. – М., 1962.
  47. Методика преподавания литературы: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. №2101 «Рус. яз. и лит./под ред. З. Я. Рез. – М., 1985.
  48. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов/Под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана: В 2 ч. – М., 1995.
  49. Миллер С. Психология игры. -  СПб., 1999.
  50. Мильруд Р.П. Организация ролевых игр на уроке// Иностранные языки в школе. -  1987. - №3.
  51. Миновская О.В., Сенченко Н.А. Включение старшеклассника в ситуационно-ролевую игру. // Крылатый вестник. -  2001. - № 2.
  52. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - М., 1976.
  53. Мосунова Л.А. Методика обучения словесному рисованию на уроках литературы в 5-7 классах. Учебно-методическое пособие. – 1999, Киров.
  54. Найденов Л.Ю., Майман Р.Р. Методика выразительного чтения. Учебное пособие для студентов. – М., 1985.
  55. Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей. – М., 2005.
  56. Олейник Т.И. Ролевая игра в обучении диалогической речи шестиклассников//Иностранные языки в школе. -  1989 - №1.
  57. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.,2006.
  58. Пассов В.И., Стояновский А.М. Ситуация речевого общения как методическая категория //Иностранные языки в школе. -  1989. - №2
  59. Пассов В.И., Стояновский А.М. Ситуативная позиция как основа создания ситуации речевого общения. //Иностранные языки в школе. -  1990.- №1.
  60. Петропавловская  Н.Д. Литературные вечера в школе. – М., 1962.
  61. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. -  М., 1996.
  62. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе. – М., 2004.
  63. Программа литературного образования 5-9 классы /под ред. В.Г. Маранцмана. М., 2005.
  64. Пушкарева М.Д. Внеклассное чтение художественной литературы в 5 классе (Из опыта работы в школе). – М., 1956.
  65. Пушкарева М.Д., Снежневская М.А. «Внеклассное чтение художественной литературы в 5-7 классах. – М., 1962.
  66. Рез З.Я. Организация творческой деятельности учащихся на занятиях по литературе. -Л.,1979.
  67. Репринцева Е.А. Игра в образовании ребенка: от прошлого к настоящему.  Курск,2004.
  68. Родомазова Е. «Молчалины блаженствуют на свете, или Суд над Молчалиным: Необычный урок, проведенный в десятых классах сельской школы//Литература (Прил. к газете «Первое сентября»).- 1995.-№30.
  69. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии  в 2 т.- М.: Педагогика,1989.
  70. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения: Пособие для учителя. – 4-е изд. – М., 1985.
  71. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М., 1998.
  72. Скляренко Н.К., Олейник Т.И. Обучение диалогической речи с использованием ролевых игр в 7 классе// Иностранные языки в школе. -1985.-№1.
  73. Стрелкова Е. Игра на уроках литературы: 5-10 класс//Искусство в школе. – 1994.-№2.
  74. Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. - М., “Просвещение”,1984.
  75. Творческая работа учащихся в процессе изучения литературы/Под ред. Н.В. Колокольцевой/Глинтерщик Р.В. Развитие речи в связи с развитием образного мышления учащихся при изучении русской литературы в старших классах.  – М., 1964.
  76. Терентьева Н.Г. Библиографический указатель  «Методика преподавания литературы (1980 – 2000гг.)». – М., 2002.
  77. Тодорова С. «Встать! Суд идет». Деловая игра как активная форма обучения на уроках литературы//Литература (пр. к газ. «Первое сентября»). – 1999. - №36.
  78. Тулаева Е.Б. Славна богатырями земля русская» Сценарий литературного состязания по былинам//Литература в школе. – 1997. - №3.
  79. Филогенов А.В., Филиппов В.Э. Игровые технологии в школе.- Красноярск. -2001.
  80. Фомина  Е.А. Ролевые игры как один из приемов познавательной деятельности учащихся на уроках литературы//Педагогический вестник Карелии. – 2002. -№1.
  81. Хейзинга И. Человек играющий.  - М., 1982.
  82. Ципенко Н.Н. Литература. Русские и зарубежные произведения. Игровые уроки. 5-6 классы. - М., 2002.
  83. Чуракова Р.Г. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх. Сборник ролевых игр. - М.,1991.
  84. Шенкман В. «Своя игра» в 10 классе: О возможностях использования формы телепередачи «Своя игра» //Литература (прил. к газете «Первое сентября»).- 2000.- №24.
  85. Шилов П.Л Методика и техника проведения ролевой игры. // Alma mater. -1991. -№3.
  86. Шмаков С.А.Игры учащихся – феномен культуры. – М.,1994.
  87. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.
  88. Якушкина Т. В. Мифологический КВН. Сценарий//Литература в школе. – 1997. -№4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролевая игра как прием интенсификации процесса развития умений в иноязычном устно-речевом общении у учащихся средней общеобразовательной школы (на материале английского языка)

Ролевая игра как прием интенсификации процесса развития умений в иноязычном устно-речевом общении у учащихся средней общеобразовательной школы(на материале английского языка). Теоретические основы....

Значение сюжетно-ролевой игры в психо-физическом развитии ребенка.

Организация многосюжетной ролевой игры на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста....

Ролевая игра как средство обучения развития речи на уроках английского языка

Обучение устной разговорной речи очень важно, поскольку разговорная речь значительно отличается от литературной. Одной из задач обучения иностранному языку является включение обучаемых в повседневное ...

«Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

       Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь р...

консультация для воспитателей Сюжетно – ролевые игры 21 века в развитии коммуникативной компетенции у детей с ОВЗ

Материал предназначен для воспитателей и специалистов, работающих с дошкольниками, имеющими различные нарушения в развитии....