Мультимедийное образование как средство социальной адаптации обучающихся. Доклад.
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Карачёва Елена Валентиновна

В статье рассматривается опыт использования элементов информационных технологий на уроках русского языка и литературы. Представлены некоторые приёмы работы, которые можно использовать при работе над данной темой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karachyova_e.v._doklad.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад заочного семинара

«Мультимедийное образование как средство

социальной адаптации обучающихся»

                                                         

                                                             Карачёва Елена Валентиновна,

                                                      МБОУ ООШ № 1 н.п. Африканда,

                                                      учитель русского языка и литературы

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация

В статье рассматривается опыт использования элементов информационных технологий на уроках русского языка и литературы. Представлены некоторые приёмы работы, которые можно использовать при работе над данной темой.

Ключевые слова:

Современные условия, внедрение информационных технологий, современные школьники и современный учитель, из опыта работы (теоретический материал, работа с фрагментами кинофильмов, изучение биографии писателя, контроль усвоения материала, система компьютерных тестов, буктрейлер), формы ИКТ.

В современных условиях одной из главных задач образования является не просто получение учащимися определённой суммы знаний, а формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний и их накопления. Перед педагогами ставится новая задача – подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях.

Внедрение информационных технологий в структуру современного урока является одним из приоритетных направлений. Учитель должен быть современным. Он должен сочетать в своей педагогической деятельности традиционные и новые современные методы обучения.

Современные школьники активно используют персональный компьютер, сервисы Интернет, электронные учебники. Они легко и свободно разбираются в аудио-видео продуктах и компьютерных играх. Зачастую им не интересны уроки, построенные по принципу «доска-мел-бумага», поэтому в своей педагогической деятельности я активно использую элементы информационно-коммуникационных технологий. Использую не только потому, что требуют и «надо», но и потому, что это даёт возможность проводить уроки на новом современном уровне.

В моём классе есть компьютер и мультимедийный проектор. Они органично занимают место нового универсального технического средства обучения. Они дают наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя. В компьютере сохраняю все видео-, аудио-файлы. Все имеющиеся материалы систематизировала, они находятся в папках. Компьютер даёт  возможность включить в урок выступления мастеров слова, интегрировать литературу с музыкой, историей, живописью. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Теоретический материал по таким темам, как «Классицизм», «Романтизм», «Стихотворные размеры», «Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова» и другие, я представляю в виде презентаций, готовых или созданных мной. Это даёт возможность преподнести порой скучный лекционный материал более интересно и наглядно.

Работа с фрагментами кинофильмов на моих уроках литературы используется часто. Это не просто замена изучения произведения просмотром фильма, а сравнение экранизации с текстом произведения. Методическая литература предлагает нам большой материал, описывающий работу с видеофрагментами на уроке.

Так, например, при изучении произведения В.Г. Распутина «Уроки французского» (6 класс) я знакомлю школьников с важными фрагментами: «Игра в «чику», «Учительница и герой», «Занятия с Лидией Михайловной», «Посылка с макаронами», «Игра на деньги с учительницей». На уроках мы детально изучаем данные фрагменты по тексту, анализируем эпизоды, а затем сравниваем фрагменты кинофильма с текстом произведения В.Г. Распутина. Задаю такие вопросы:

- Понравились ли вам эпизоды фильма? Что именно привлекло ваше внимание?

- Как музыка передаёт состояние героя? Какова тональность? Соответствует ли тональность строкам Распутина?

- Сравните иллюстрацию к произведению (художник – И.Пчелко) с эпизодом кинофильма.

 Интересно проходят уроки изучения биографии писателей. В моей личной коллекции  они представлены в виде презентаций. Просмотр биографии в виде презентации сопровождается разными заданиями: записать основные факты биографии писателя, или написать  проверочную работу "Личность писателя", или ответить на вопрос логического задания (например, В чём заключается идейная позиция писателя…), или провести игру по фактам биографии.

На уроке литературы в 9 классе по теме «М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество» применила фрагменты нового, вышедшего в 2014 году,  историко-документального фильма «Лермонтов».

С помощью презентации я организовываю контроль  усвоения материала, преподнесённый в игровой форме в виде теста или игры. Учащиеся  могут создавать такие тесты самостоятельно. Презентация содержит триггеры (фигуры анимированы по клику на саму фигуру). Правильные ответы выделяются цветом, а неправильные – исчезают.

Вот пример теста по произведению Д.И. Фонвизина «Недоросль»:

Укажите, какому предмету обучал Митрофана Кутейкин?

                                            1) арифметике

                                            2) французскому языку

                                            3) географии

                                            4) грамматике

На уроках русского языка я применяю специально разработанную систему компьютерных тестов, позволяющую контролировать уровень владения орфографией и пунктуацией, а также выявить в ходе тестирования причины ошибок и получить обоснованную индивидуальную рекомендацию, помогающую избежать ошибок в дальнейшем. Ученик сам задает темп работы ответов на вопросы, сразу же получает оценку за свою работу. Он может воспользоваться подсказкой, может посмотреть количество допущенных ошибок. Конечно, преимущество использования на уроке компьютерных программ  неоспоримо: это и оперативный контроль знаний, что дает значительную экономию учительского времени, и элемент занимательности, повышающий интерес учащихся к обучению, и создание условий для индивидуальной работы. Благодаря компьютерным тестам учащиеся приобретают навыки самоконтроля за усвоением учебного материала.

С этого учебного года стала применять в работе с обучающимися очень интересный приём – создание буктрейлера.

Буктрейлер – небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной форме о какой-то интересной книге; видеоролик по мотивам книги; короткий видеорассказ о книге на 2 – 3 мин.

Задача – рассказать о книге, заинтересовать и заинтриговать. Необходимо выстроить сюжет таким образом, чтобы читателю захотелось прочитать эту книгу.

Для того чтобы создать буктрейлер, учащимся необходимо несколько раз перечитывать произведение или его фрагменты. В работу по созданию видеоролика вовлечены даже те ребята, которые слабо активированы на учебный процесс. Они с удовольствием выбирают музыку, картинки, фотографии, ещё и ещё раз перечитывают произведение, чтобы в результате показать полученный буктрейлер.

В этом учебном году учащиеся 8 класса создали два буктрейлера:

- по произведению А.П. Платонова «Возвращение»;

- по произведению А.И. Бунина «Кавказ».

Буктрейлер по произведению «Кавказ» был представлен на открытом фрагменте урока по творчеству И.А. Бунина в рамках городского семинара «Эффективность использования педагогических технологий, направленных на формирование универсальных учебных действий» (22.01.2015 г.)

С использованием ИКТ уроки становятся более разнообразными, насыщенными, на них используются не только репродуктивные методы, но и эвристические. Вся эта работа способствует осознанию учащимися своих возможностей и умственных способностей, пониманию учебных задач, формированию устойчивых интересов к изучению русского языка и литературы, развитию творческого потенциала, повышению мотивации к обучению. Это позволяет добиваться стабильных результатов.

Формы ИКТ, применяемые мною:

1. Готовые электронные учебники в качестве наглядных пособий с их

иллюстративными, анимационными возможностями

- Русский язык. Библиотека электронных наглядных пособий. Кирилл и Мефодий, 2003.

- Русский язык. Практикум. Мультимедийный интерактивный учебник, 2004.

Литература. Библиотека электронных наглядных пособий. Кирилл и Мефодий, 2003.

- Электронное приложение к газете «Первое сентября» (Русский язык. Презентации, раздаточные материалы, карточки, упражнения, комплекты заданий к ГИА)

- Электронные энциклопедии, справочники, словари по предметам.

2. Цифровые образовательные ресурсы.

Создаю сама и совместно с обучающими мультимедийные презентации в программе Power Point. Активно использую на уроках такие, как: «Характеристика русской литературы 18 века. Гражданский пафос русского классицизма», «Музы А.С. Пушкина», «НЕ с причастиями», «Сочетание знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи» и другие.

 Работа с ресурсами сети Internet. Развитие навыка работы в Интернете:

  • подборка дополнительной учебной информации для уроков;
  • подборка информации для научно-исследовательской деятельности и участие в различных конкурсах, для создания рефератов, индивидуальных и иных сообщений обучающимися («Что обозначает моё имя?», «Для чего необходимы псевдонимы?»);
  • сайты образовательных учреждений региона и страны, «Википедия», «fipi», Демоверсия ГИА, ЕГЭ, обращаюсь на сайты: http//vvv. edu.ru., http//vvv.eidos.ru/olimp/.

Список использованной литературы

1. Богомолова О.Б. Преподавание информационных технологий в школе. Методические рекомендации. – М.: Лаборатория базовых данных, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИЗМЕНЕНИЯМ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена применению новых педагогических технологий при обучении студентов....

АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИЗМЕНЕНИЯМ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена применению новых педагогических технологий при обучении студентов....

АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИЗМЕНЕНИЯМ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена применению новых педагогических технологий при обучении студентов....

Доклад заочного семинара «Мультимедийное образование как средство социальной адаптации обучающихся»

На заочном семинаре выступила с докладом "Использование элементов информационных технологий как средство активизации знаний обучающихся"...

Доклад на педагогическом совете школы на тему: “Обеспечение успешной адаптации обучающихся 5-х классов”.

   Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса - сложный этап, и не тол...

Доклад «Достижение образовательных результатов- от содержания образования- к жизненной компетенции обучающегося с ОВЗ»

laquo;Достижение образовательных результатов- от содержания образования- к жизненной компетенции обучающегося с ОВЗ»      Рассматриваются подходы к структуре и сод...

Адаптация обучающихся в учреждении дополнительного образования

Ребенок в новом коллективе проходит все ступени адаптации. В учреждениях дополнительного образования можно использовать современные и интересные формы работы для успешной адаптации обучающихся в объед...