Конспект урока по литературе 6 кл. Пословицы и поговорки.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Конспект урока по литературе для 6 кл. к учебнику Коровиной. Тема урока: Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literature_dlya_6_kl.poslovitsy_i_pogovorki.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Михайлова Екатерина Валерьевна – учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №251 Кировского района Санкт-Петербурга
Название работы: Методическая разработка урока литературы в 6 классе на тему: «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки».
Предметная область: Литература
Класс: 6
Тема урока: Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки
Цель урока: Показать красоту и мудрость русских пословиц и поговорок; учить толковать прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Объяснить сходство и различие двух жанровых форм фольклора.
Планируемые результаты: знание понятий малые жанры фольклора, пословицы, поговорки; умение различать две жанровые формы, уместно использовать пословицы и поговорки, работать в парах, в группах.
Задачи урока:
- Образовательные: формировать умение различать малые жанры фольклора, такие как пословица и поговорка; обучить умению анализировать смысл пословиц и поговорок; расширять представления о культуре и истории родного края.
- Развивающие: развивать навыки устной речи учащихся;
- Воспитательные: воспитывать посредством анализа пословиц любовь к родной литературе, к Родине и своей семье.
Оборудование: учебник литературы, сборник пословиц О.Д.Ушакова, словарь В.И.Даля, словарь литературоведческих терминов, презентация.
Вид урока: урок усвоения нового материала, урок-игра.
Аннотация: Пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости. Разработанный урок помогает усвоить сложное понятие «пословица», знакомит со значениями многих поговорок и позволяет ученику учиться использовать «народную мудрость» в речи, понимать глубокий философский смысл достаточно простых, часто слышимых пословиц.
Ход урока:
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания по теме «Обрядовый фольклор».
- Актуализация знаний
Приведите примеры малых жанров устного народного творчества. Какие жанры вы знаете? (Загадки, колядки, потешки, считалки, прибаутки, пословицы, поговорки)
Какие пословицы и поговорки вы знаете? Как вы думаете, что такое пословица, а что такое поговорка?
Давайте попробуем выяснить это, убедившись на разных примерах.
- Работа по теме урока.
- Слово учителя
Пословицы и поговорки живут в речи народа уже много веков. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Собирать и записывать пословицы и поговорки стали очень давно. Самым знаменитым собирателем пословиц стал Владимир Иванович Даль (1801-1872). Свою жизнь он посвятил собиранию пословиц по всей России. Он записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников и солдат и систематизировал их по различным тематикам. Владимир Иванович Даль создал капитальный труд – четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок. Пословица играла и продолжает играть важную роль в жизни людей. Пословица и поговорка – это отражение народного сознания. Через использование пословицы люди осваивают окружающий мир. Метко и к месту сказанная пословица может заменить одно целое или несколько предложений, использование в речи пословиц важно и обязательно.
- Работа со словарем.
Работа в группах. Давайте выберем для каждой группы определенную тему: Родина, семья, дети, родители, труд, лень, ученье, друзья, враги, времена года. Теперь постарайтесь найти в словарях соответствующие вашим темам пословицы и поговорки, выпишите их к себе в тетради.
Каждая группа выбирает, выписывает текст в тетради и потом зачитывает найденные пословицы и поговорки перед классом.
3.Сравнение пословицы и поговорки.
Что же такое пословица? Обратимся к литературоведческому словарю.
(Индивидуальная работа: ученики читают словарную статью в словаре, записывают определение в тетради, зачитывают перед классом )
ПОСЛО́ВИЦА — краткое образное выражение с назидательным смыслом. Пословица часто имеет одновременно и буквальный и переносный (образный) план. Пословица может выполнять самые разные функции: подтверждать какой-либо жизненный факт (именно так бывает), давать оценку (это хорошо, а то плохо), рекомендовать, как поступать в том или ином случае (действуй так, а не иначе) и т. д. Возникновение многих пословиц связано с реальными историческими событиями (Вот тебе, бабушка, и Юрьев день;Москва от копеечной свечки сгорела). Образность пословиц часто связана с реалиями быта, повседневной жизни (Лестницу надо мести сверху, а не снизу; Клин клином вышибают). Пословица, имеющая характер совета, рекомендации, выступает в форме побудительного предложения (Любишь кататься — люби и саночки возить; На Бога надейся, а сам не плошай). Пословица со временем, утратив часть своего словесного выражения, может стать фразеологизмом.
Слово учителя
Таким образом, можно сделать вывод, что пословицей называют законченное предложение – краткое и всегда нравоучительное.
Теперь попытайтесь дать определение поговорки.
(Индивидуальная работа: ученики продолжают читать словарную статью в словаре, записывают определение в тетради, зачитывают перед классом )
ПОГОВОРКА – это образное выражение, существующее в речи для эмоционально-экспрессивных оценок (например, «надоел как горькая редька» означает выражение досады.)
Чем отличается пословица от поговорки? (ученики делятся мнениями)
Запишем в тетради: (см.Слайды)
ПОСЛОВИЦА - жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме («Что посеешь, то и пожнешь»).
ПОГОВОРКА - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла. («Семь пятниц на неделе»).
Иными словами и пословицы, и поговорки — это краткие меткие изречения. Пословица содержит законченную мысль, а поговорка — это часть суждения без вывода.
4.Использование новых знаний на практике.
В.И.Даль называл пословицы коротенькими притчами. В отличие от пословицы, поговорка не имеет нравоучительного смысла. Даль писал: «Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица-ягодка; и это верно» И далее: «Это одна первая половина пословицы». Какую ценность для нас имеют поговорки и пословицы, почему мы считаем их важной частью народного творчества?
На слайде представлены пословицы и поговорки. Назовите, в какой колонке перечислены пословицы, а в какой – поговорки? Почему?
|
|
Большинство пословиц нельзя понимать буквально. Рассмотрим прямой и метафорический, т.е. переносный смысл пословиц.
Лес рубят — щепки летят. (см.слайды)
Прямой смысл — когда рубят деревья, действительно из-под топора летят щепки. Переносный смысл — нельзя сделать большое дело, не совершив маленьких погрешностей.
Не зная броду, не суйся в воду. (см.слайды)
Прямой смысл — реку вброд переходить можно тогда, когда хорошо знаешь, где находится брод. Переносный смысл — если хочешь сделать серьезное дело, надо сначала изучить, как его делать, чтобы не навредить самому себе.
Цыплят по осени считают.(см.слайды)
Прямой смысл — цыплят можно считать тогда, когда они вылупляются, но за лето некоторые могут умереть, кого-то из них унесет коршун или лиса. Поэтому говорят, что цыплят надо считать осенью, когда они уже выросли и научились прятаться от врагов. Переносный смысл — итоги надо подводить тогда, когда дело доведено до конца.
От яблони — яблочки, а от сосны — шишки.(см.слайды)
Прямой смысл — на яблоне растут яблоки, а на сосне растут только шишки. Переносный — не надо ждать, что дело, в результате которого должен возникнуть один результат, принесет другой.
5.Творческая работа.
Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь чтобы использовать простейшие пословицы или поговорки, вы должны достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить её к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда высказать своё суждение. Чтобы учиться использовать в своей речи пословицы и поговорки, предлагаю вам принять участие в небольшой игре, которая называется «Красна речь пословицей». Эта игра состоит из нескольких туров. Итак, начинаем. (см.слайды)
1 ТУР «Перевертыши». Узнайте пословицы в искаженном виде.(см.слайды)
- Враги не знают друг друга в счастье (Друзья познаются в беде);
- Глупые ноги ругают к старости. (Умную голову почитают смолоду);
- На своей Родине и зима прекрасна. (На чужой стороне и весна не красна);
- Великое безделье хуже крошечного бизнеса. (Маленькое дело лучше большого безделья);
- Чужие штаны подальше от себя (Своя рубашка ближе к телу);
- Безделье неумеху не страшится. (Дело мастера боится);
- Чижа романами угощают. (Соловья баснями не кормят);
- Умный умного не слышит близко. (Дурак дурака боится);
- Черт всем скажет, боров слопает. (Бог не выдаст, свинья не съест).
2 ТУР «Одним словом». Замените поговорки одним словом. (см.слайды)
- На попятный двор. (Отказаться);
- Заткнуть за пояс. (Победить);
- При царе Горохе. (Давно);
- Хоть шаром покати. (Ничего нет);
- Легок на помине. (Появился быстро);
- У черта на куличиках. (Далеко);
- Яблоку негде упасть. (Тесно);
- Как снег на голову. (Внезапно);
- Ни к селу ни к городу. (Невпопад).
3 ТУР «Откуда пословица?». Из какого источника появилась пословица? (см.слайды)
- Битый не битого везет. (Из сказки «Лиса и волк»);
- Кому вершки, а кому корешки. (Из сказки «Мужик и медведь»);
- А Васька слушает да ест. (Из басни И. Крылова «Кот и повар»);
- А воз и ныне там. (Из басни И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»);
- А ларчик просто открывался. (Из басни И. Крылова «Ларчик»).
4 ТУР «О чем пословица?». Определите темы пословиц:
«Трудолюбие», «Глупость», «Дружба», «Родина», «Учение», «Нерадивость», «Трусость» и т.д.
Список пословиц:
- С родной земли – умри, не сходи
- Своя земля и в горсти мила
- Всякая сосна своему бору шумит
- Глупа та птица, которой свое гнездо не мило
- Продай кафтан, да купи буквицу
- Корень учения горек, да плод сладок
- Сперва аз да буки, а там – и науки
- Неразумного учить – в бездонную кадку воду лить
- Под лежачий камень вода не течет
- Дерево смотри в плодах, а людей смотри в делах
- Горька работа, да сладок хлеб
- Двое пашут, а семеро руками машут
- На голове густо, а в голове пусто
- Лоб, что лопата, а ума небогато
- Волков боятся - в лес не ходить
6.Подведение итогов.
Выставляем оценки за лучшие ответы и комментарии на уроке.
- Рефлексия
Какую роль играют пословицы и поговорки в речи?
8.Заключение:
Таким образом, пословицы и поговорки – это источник народной мудрости, уходящий своими корнями в далекое прошлое. Пословицы и поговорки сопровождают человека всю жизнь. Они посвящены Родине и труду, учению и лени, здоровью и природе, родителям и друзьям. Благодаря точности и простоте пословицы легко усваиваться в детском возрасте и воспринимаются как жизненная норма. Пословицы и поговорки обогащают и украшают речь человека, развивают воображение.
9.Домашнее задание:
Проиллюстрировать пословицу или поговорку.
Список использованной литературы:
- Малюгина В.А., Черных О.Г. Игровые уроки по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 256 с. – (Мастерская учителя словесника).
- Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).
- Лит.: Снегирев И. М. Русские в своих пословицах: В 4 кн. М., 1831—34; Даль В. И. Напутное// Даль В. И. Пословицы рус.народа. М., 1862; Тимошенко И. Е. Лит.первоисточники и прототипы 300 рус. пословиц и поговорок. Киев, 1897;Аникин В. П. Рус.нар. пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957; Кондратьева Т. Н. Собств. имена в пословицах, поговорках и загадках рус.народа // Вопр. грамматики и лексикологии рус. языка. Казань, 1964.
- Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения: Словарик школьника. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2008.-96с.
- http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/09/11/malye-zhanry-folklora-poslovitsa-i-pogovorka
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"
План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...
Конспект урока по литературе УМК В.Я.Коровина 5 класс на тему "Пословицы и поговорки".
Урок литературы в 5 классе по теме "Пословицы и поговорки", построен в виде конкурсной программы....
Презентация к уроку в 6 классе "Пословицы и поговорки"
Презентация к уроку литературы по ФГОС в 6 классе на тему "Пословицы и поговорки"...
Разработка урока внеклассного чтения "Русские пословицы и поговорки" 5 класс
Урок внеклассного чтения представлен на Всероссийский конкурс "Мой урок - 2018"...
Конспект урока по литературе 6 класс "Пословицы и поговорки"
Конспект урока по литературе6 класс"Пословицы и поговорки"...
план-конспект урока на тему "Роль пословиц и поговорок в английском и русских языках.Средства выразительности текста"
план-конспект урока на тему "Роль пословиц и поговорок в английском и русских языках.Средства выразительности текста" 9 класс...
Выступление на методическом объединении: «Социально-нравственное воспитание школьников средствами художественной литературы через пословицы и поговорки»
Выступление на методическом объединении: «Социально-нравственное воспитание школьников средствами художественной литературы через пословицы и поговорки»...