Выступление на методическом объединении: «Социально-нравственное воспитание школьников средствами художественной литературы через пословицы и поговорки»
методическая разработка

Макарова Светлана Юрьевна

Выступление на методическом объединении: «Социально-нравственное воспитание школьников средствами художественной литературы через пословицы и поговорки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении

Тема: «Социально-нравственное воспитание школьников средствами художественной литературы через пословицы и поговорки»

           

             

                  Подготовила: Макарова С.Ю.

                         

                                  -2023- год

1 слайд

Моя тема самообразования в этом году: Это Социально-нравственное воспитание школьников средствами художественной литературы через пословицы и поговорки»

2 слайд

За последние несколько лет в нашей стране произошли большие перемены: изменился общественный строй, подверглись резкой критике процессы, которыми мы когда-то гордились. Но как бы не изменялось общество, воспитание у детей чувства любви к родной стране, развитие добрых чувств по отношению к своим близким должны оставаться неизменными.

  •     Приобщать ребенка к миру художественной литературы необходимо с раннего возраста, иначе будет поздно, так как с взрослением ребенок теряет остроту восприятия слова, способность восторгаться красотой и чудом человеческой речи.
  •     Обедняется словарный запас и, как следствие, понижается уровень интеллектуальных возможностей.
  •     Нарушается процесс социализации, вхождение в общество, знакомство с его моральными и духовными ценностями, что порождает конфликт.
  •     Не читающие дети не приучают к чтению своих детей, что постепенно ведет к духовному отчуждению представителей различных поколений в семье.

3 слайд

Что же такое нравственность?

  • Нравственность подразумевает под собой понятия и суждения, отражающие сущность нравственных явлений, дающих возможность детям осознать, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что нельзя. Определяющим критерием нравственного развития являются поступки и действия, соответствующие нормам морали и общества.

4 слайд

Существуют такие задачи социально-нравственного воспитания школьников:

 1. Формирование основ нравственных качеств личности ребенка, его начальных представлений и эмоций, поведенческих позиций.

  • 2. Формирование бережного отношения к морально-этическим, общечеловеческим ценностям.
  • 3. Развитие самоконтроля и самосознания ребенка с целью соответствия его поведения определенным правилам и стандартам, принятым в обществе.

5 слайд

Какие же существуют основные формы взаимодействия с детьми:

  • знакомство с произведениями литературы, сюжеты которых отражают нравственные проблемы;
  • нравственно-этические беседы;
  • сочинение историй, сказок;
  • игровое проектирование проблемных ситуаций.
  • Знакомство с пословицами и поговорками

Основой работой по ознакомлению школьников с художественной литературой являются следующие принципы:

  •    - учет возрастных особенностей при отборе произведений художественной литературы, которые будут максимально способствовать полноценному нравственному становлению детской личности;
  •    - обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей;
  •    - уважение к личности каждого ребенка

7 слайд

Источником нравственного опыта всегда служили пословицы и поговорки. Они отражают наиболее существенные стороны народного мышления, хозяйственного уклада и быта, морали и нравственности

  • В чём же различие поговорок и пословиц?
  • Мы вместе с ребятами попытались найти ответ

8 слайд

Что же такое пословица?

Пословица- это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. (В родном доме и каша гуще)

А поговорка? – это яркие бойкие народные выражения, дающие меткую оценку событию, поступку, человеку

С ребятами мы играли в такие игры:

1.Закончи пословицу

2.Расшифруй и узнаешь

3.Зарисуй пословицу.

4.Собири пословицу или поговорку.

5.Отгадай

Все эти игры можно использовать в любом мероприятии, включать, как различные задания.

 Пословицы учат ценить добрые дела, людей, которые их совершают, стремиться самому быть добрым, понимающим, милосердным. Встречи с пословицами и поговорками заставляют каждого человека задуматься над его мировоззрением, пересмотреть многие постулаты в своей жизни, оценить свою жизнь, свои поступки, совершаемые с какой-то целью или бесцельно. Пословицы помогают понять, что есть добро и зло, освоить правила жизни в обществе передающиеся из поколения в поколения.

С помощью пословиц и поговорок ребенок постигает основополагающие ценности народного воспитания : ценностное отношение к матери, как одной из главных святынь; ценность материнства, как единство природного и духовно-нравственного начала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи ребенка средствами художественной литературы в области музыкального воспитания

Даны рекомендации по ознакомлению детей с художественной литературой в синтезе с музыкальным воспитанием....

Программа элективного курса "English Through Proverbs" - "Английский язык через пословицы и поговорки"

Программа данного курса направлена на решение проблемы формирования и развития навыков устно-речевого общения в логике диалога культур. Страноведческий и учебный материал позволяет  расширить кру...

Методы и формы формирования патриотических убеждений школьников средствами художественной литературы.

Методы и формы формирования патриотических убеждений  школьников средствами художественной литературы....

Выступление на методическом объединении на тему: «Воспитание инициативы и самостоятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья через учебную и трудовую деятельность, как фактор социализации в современное общество».

Материал может быть использован педагогом-психологом для выступления на методическом объединении учителей трудового обучения, учителей-предметников и всех педагогов специальных (коррекционных) школ 8 ...

Методические рекомендации по патриотическому воспитанию школьников средствами музыкального искусства

Методические рекомендации могут быть использованы учителями образовательной области "Искусство"...

Выступление на Методическом совете "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОПК"

Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской шк...

"Формирование экологического воспитания школьников посредством художественной литературы"

Выступление на тему: "Формирование экологического воспитания школьников посредством художественной литературы"....