"Формирование экологического воспитания школьников посредством художественной литературы"
статья

Люция Ринатовна Гайфутдинова

Выступление на тему: "Формирование экологического воспитания школьников посредством художественной литературы".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Выступление34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экологического воспитания школьников посредством

художественной литературы.

     Слово является основным средством воспитания любви к живой природе. Художественная литература знакомит ребенка  разными моделями поведения по отношению и к природе. Отношение к окружающей среде – это соотношение знаний, чувств и действий. Из этого следует то, что важно воспитать  в детях не только любовь к природе, но и работать надо экологическим  воспитанием.

    Художественная литература , имеет большой воспитательный и показательный пример .  Три проблемы раскрывает Астафьев в произведении «Царь-рыба» . Первая- человек  и природа-  единое целое. И об этом надо помнить всегда. Образу сопоставляется образом Гоги.  В главном герое- Акиме Астафьев  изобразил красоту души человеческой. Ему  чужды порки  такие, как злость и  вредность.  Он всей душой любит людей. Аким чуток и человечен к окружающей среде.  Да, у Акима сложная судьба. Ему приходится  убивать  животных. Но им не движут меркантильные интересы. Он вынужден охотится ради  существования. То есть Акимом движет  закон выживания: хищник – жертва. Однако С. Ломинадзе говорил о герое Астафьева: «… такой уверенный, разворотливый, умелый в лесу, не то чтобы жалкий был, а потерянный какой-то, до крика одинокий, всем чужой, никому не нужный».
   Гоги противоположность   Акима.  Он умен и интеллигентен. По жизни Гога ставит себя повелителем природы. От этого он чувствует вседозволенность. У него потребительское отношение. Не давая в замен, Гоги многого хочет от жизни. Подобный герой есть и  М. Горького. В Ларре – объекте повествования старухи Изергиль.    Эгоизм увеличивается до прихоти и каприза. Он,  не созидая, требует жизненные блага.  Поэтому одиночество его бесконечно. У Астафьева все  намного грустнее.  Гога, возносив себя, отрекается от всех моральных ценностей и включает  самоуничтожение. Жизнь для него теряет всякий смысл. Автор своего героя убивает.
      Браконьерство Астафьева  волнует не меньше первой.  В произведении мы видим двуличие героев в поступках. Браконьерство Астафьев приводит как  непростительный поступок.  Его волнует не только гибель живой и неживой природы, но он тревожится за  человека  , который теряет свою человечность. Следующий из проблем, который поднимает Астафьев-  это очерствение душ людей.  В  смысле отрицания  человека от воссоединения с природой в единое целое. Отказ от признания  за все содеянное, зло, которое совершила..
 В повести В. Распутина «Прощание с Матерой»поднимается несколько иная проблема. Здесь нравственные и духовные переживания людей занимают основную позицию. Природа раскрывается, как творец, связующее звено между поколениями.  Весь трагизм ситуации состоит в том, что из-за гидроэлектростанции жители Матеры вынуждены переселится.  Бездушное отношение молодого поколения ломает жизни стариков. Переезд для них очень тяжелый шаг. Именно здесь все им напоминает о горестях и радостях жизни. Они очень горько терять память об умерших.   В произведении Распутина миссия хранителя прошлого предписана природе. Потеря всего прошлого, памяти его гложет.

     Не все в этом мире компенсируется удобствами. Нельзя променять память на комфорт. Человечество, потеряв прошлое, включает саморазрушение. После этого человечество само себя погубит изнутри. Человеку нужна та земля, где прах его родителей, где отгремели лучшие годы его жизни.

  Действительно, экологические проблемы не только у нас, они не знают границ и стран.  Данный кризис касается не только одной страны, он всеобщий. Потому что мы - жители одной планеты. И проблемы должны решаться сообща. Залогом экологической культуры является бережное отношение ко всему окружающему.

            В цивилизованном мире, где сформирована экологическая культура, человек, перестает быть потребителем. Природа ценится как достояние.   И каждый старается относиться к природе бережно и разумно. Его поступки отличаются и с ответственностью. Таким образом, развитие экологического образования и воспитания является первостепенной. Поиск решений экологических проблем, привлечение к этому всеобщего внимания является актуальным вопросом современного образования. И это в силах литературы.

Библиография

1. Борейко В. Е. Любовь к природе: Спорные вопросы.//Гуманитарный экологический журнал. Т.6. Вып. 2.-2004

2. Воронина Н. В. Экологическое воспитание школьников.//www. Den-za-dnem.ru/page.php? article=412

3. Дементьева О. Н. Воспитательные возможности урока литературного чтения, способы и методы их реализации.//demen.21416s23.edusite.ru/DswMedia/doklad.doc

4. Высказывания современников о Паустовском. paustovskiy. niv. ru/paustovskiy/bio

5. Климцова Т. А. Экология в начальной школе.//Начальная школа.- 2000.- №6 www. paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/bio/avtobiografiya-1966.htm

6. Экологическое воспитание.//rodniki62.narod.ru/akologija.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТУРИЗМА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В работе рассматривается процесс экологического воспитания и просвещения детей в системе школьного обучения с применение дистанционных образовательных технологий.  Выявляются перспективные направ...

Методы и формы формирования патриотических убеждений школьников средствами художественной литературы.

Методы и формы формирования патриотических убеждений  школьников средствами художественной литературы....

Формирование экологической культуры школьников посредством предметов естественнонаучного цикла

В статье раскрываются основные задачи экологического воспитания школьников, приводятся примеры методов формирования экологической культуры школьников, способы решения задач экологического образования ...

Формирование экологического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства. Создание тематического рисунка.

Формирование экологического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства. Создание тематического рисунка....

Мастер - класс для педагогов: "Формирование экологического воспитания учащихся посредством творческой деятельности"

Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологического воспитания, установить тесное сотрудничество между педагогами дополнительного образования и педагогами - орг...

«Формирование экологической культуры школьников посредством технологии проектной деятельности обучающихся на уроках химии и внеурочной деятельности».

Cовременная химия направлена на решение глобальных проблем устойчивого развития человечества — сырьевой, энергетической, пищевой и экологической безопасности, проблем здравоохранения....

Выступление на методическом объединении: «Социально-нравственное воспитание школьников средствами художественной литературы через пословицы и поговорки»

Выступление на методическом объединении: «Социально-нравственное воспитание школьников средствами художественной литературы через пословицы и поговорки»...