Методы и формы формирования патриотических убеждений школьников средствами художественной литературы.
статья по литературе на тему

Методы и формы формирования патриотических убеждений  школьников средствами художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_i_formy_formirovaniya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и формы формирования патриотических убеждений  школьников средствами художественной литературы.

Являясь одной из составных частей нравственного формирования личности, воспитание патриотизма представляет собой целенаправленный процесс  включения учащихся в различные виды учебной и воспитательной работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотизма и стимулирования их активности по выработке у себя этих моральных качеств.
Всё это позволяет детально выявить содержание патриотизма. В частности, патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям.

Решение этих задач должно быть повсеместным на каждом этапе развития личности ребенка.
Итак, патриотическое чувство, желание и готовность защищать Родину осознаётся учащимися постепенно и не может быть сформировано в короткое время, требуя к себе постоянного внимания в течение всего времени обучения в школе. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что в силу возрастных особенностей учащихся отдельные задачи патриотического воспитания решаются по-разному в разных классах школы.
Педагогу необходимо знать важнейшие условия активного овладения учащимися знаниями патриотической направленности.
Первое условие – идейная и научная ценность, достоверность сообщаемых детям знаний. В этом случае возможные противоречия между усвоенными воспитанниками знаниями и окружающей их действительностью, их личным опытом могут преодолеваться, а знания, многократно подтверждаемые фактами жизни, - трансформироваться в личные убеждения учащихся.
Другим условием является связь пропагандируемых детям идей с их личным опытом. Так реализуется важнейший принцип воспитания – единство слова и дела, единство теории и практики.
Третье условие – это активный способ овладения информацией путём вовлечения самих детей в её поиск, обсуждение и пропаганду.
В практической деятельности учитель, выбирая методы и формы воспитания, обычно руководствуется целями воспитания и его содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, учитель сам решает, какие методы и формы взять себе на вооружение. Это зависит от многих факторов и условий, и в каждом случае педагог отдаёт предпочтение тому методу, который считает наиболее приемлемым в данной ситуации.
Рассказ учителя – это краткое живое повествование о каких-либо явлениях, фактах, событиях, людях.
Беседа предполагает активную роль самих детей в добывании и усвоении знаний. С её помощью ученики включаются в обмен приобретёнными ранее знаниями, используют свой жизненный опыт и, направляемые учителем, сообщают ему и друг другу те или иные сведения, делают новые выводы из ранее усвоенного. Эффективность беседы состоит в умении правильно ставить вопросы, которые требуют не только воспроизведения, но и размышления, рассуждения, осмысливания нового.
Личный пример воспитателя способствует выработке у учащихся личного отношения к усваиваемой информации. Сначала непроизвольно, а затем и осознанно они начинают подражать авторитетному воспитателю, его убеждения становятся их убеждениями в огромной степени благодаря воздействию повседневного личного примера педагога.
Я полагаю, что оружием педагога-филолога должно стать художественное   слово. Оно проникает в светлую душу ребенка, будит эмоции, разжигает фантазию, зовет к познанию тайн бытия, слово утешает и вдохновляет. Оно  помогает найти себя и не потерять в этом огромном  сложном, вечно меняющемся  мире. Оно учит   мыслить  самостоятельно. Сила художественного слова очищает,  облагораживает человека, формирует ценностное сознание. . Проникая в ценностный мир  слова,  учащиеся  постигают  великие истины: отношение к Родине, общественному долгу, труду, семье, религии, любви, искусству,  природе,  собственной личности.

Наряду с живым словом и личным примером воспитателя значимым средством информации является книга. Учебная, научно-популярная, художественная литература – неисчерпаемый источник знаний для школьников. Поэтому правильное руководство чтением детей позволяет педагогу решить многие воспитательные задачи.

Чтобы помочь школьнику осознанно и заинтересованно продвигаться в своем литературном образовании,  я создала систему внеклассного чтения , куда отобрала книги, позволяющие реализовать задачи патриотического воспитания школьника.

Что читать о войне

Опорное слово

Название произведения, автор

1

Воинский долг, подвиг

В. Быков. Сотников;

Б.Васильев. В списках не значится; Г. Бакланов. Навеки девятнадцатилетние;

С. Смирнов. Брестская крепость.

2

Женщина и война

Б.Васильев. А зори здесь тихие;

С. Алексиевич. У войны не женское лицо;

 В. Каверин. Кнопка.

3

Любовь и война

В. Быков. Альпийская баллада;

В. Астафьев . Пастух и пастушка;

А. Толстой. Русский характер.

4

Военный быт

А. Лиханов . Пленные;

 В. Кондратьев . Сашка;

5

Война и дети

В.Богомолов . Иван;

 В. Быков . Болото;

А Платонов .Возвращение;

В. Семин. Ласточка- звездочка.

6

Милосердие на войне

В. Закруткин . Матерь человеческая;

 В. Вересаев. Мария Петровна.

Работая над анализом произведения,  уделяю должное внимание  формированию навыка анализа эпизода как единицы художественного произведения. Через индивидуальные опережающие задания  ( проследи за мыслями и действиями героя)  привлекаю учащихся к психологическому анализу текста. Работа с текстом художественного произведения  становится целенаправленной благодаря  вопросам, данным учащимся по тексту заранее,  рациональным приемам отбора материала  для анализа  системы образов, фиксации в тетради наиболее важных проявлений в поступках , речи героев, авторских оценках. Все это позволяет накапливать материал  и использовать его в творческих работах.

Художественная литература делает эмоциональный опыт героев произведения частью читательского эмоционального опыта. Обогащение духовного мира ребенка происходит через постижение идеалов и через сопереживания чувств героев, через соучастие и сочувствие.
Художественная литература способствует решению одной из самых трудных задач патриотического воспитания – трансформации знания, абстрактных идей во внутренние, нравственные убеждения личности.
Для того чтобы не только чувствовать себя патриотом, но и быть им, совершать поступки, достойные своего народа и Родины, необходима страстная внутренняя целеустремленность. Формированию этого качества может способствовать ориентация школьника на героя литературы, которого он выбирает в качестве своего идеала, подражает ему в своих поступках и действиях. В героических действиях с наибольшей силой и полнотой, во всем своем величии и красоте раскрывается внутренний облик человека. В героическом подвиге наиболее полно слиты воедино нравственные и эстетические отношения. А нам известно, что между патриотическим и эстетическим воспитанием существует сложная и многосторонняя связь, так как эстетическое отношение является составной частью понятия “патриотизма”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Формирование экологического сознания средствами художественно-эстетической деятельности».

Актуальность. Существенной чертой современной цивилизации остается экологический кризис, проявляющийся в виде разнообразных проблем.Преодоление экологического кризиса возможно через формирование...

Развитие речи ребенка средствами художественной литературы в области музыкального воспитания

Даны рекомендации по ознакомлению детей с художественной литературой в синтезе с музыкальным воспитанием....

Формирование нравственного качества милосердие средствами художественной литературы.

в тезисах статьи предлагается материал по теме для учителец литературы, работающих в 5-9 классах....

Формирование нравственного качества милосердие средствами художественной литературы.

в тезисах статьи предлагается материал по теме для учителец литературы, работающих в 5-9 классах....

Методы и формы гражданско-патриотического воспитания школьников. Из опыта работы.

Гражданско-патриотическое воспитание является одним из основных системообразующих факторов воспитательной системы нашей школы.Главная цель деятельности учителя, в первую очередь учителя истории, &nda...

Программа формирования лексико-грамматического строя и связной речи у учащихся 3-4 классов средствами художественной литературы

Программа представляет систему работы по формированию лексико-грамматического строя и связной речи средствами художественной литературы в сотрудничестве со всеми участниками образовательного процесса....

Программа формирования лексико-грамматического строя и связной речи у учащихся 3-4 классов средствами художественной литературы

Пособие адресовано учащимся 3-4 классов для групповых или индивидуальных занятий.Весь материал, представленный в программе, рассчитан на два года обучения и составлен с учетом возрастных особенностей ...