Главные вкладки

    Развитие речи ребенка средствами художественной литературы в области музыкального воспитания
    методическая разработка по музыке по теме

     Илясова Ирина Анатольевна

    Даны рекомендации по ознакомлению детей с художественной литературой в синтезе с музыкальным воспитанием.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx7.31 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                  «Развитие речи ребёнка средствами художественной литературы  в области музыкального воспитания»

    В каждом возрастном периоде дошкольного детства стоят свои задачи по ознакомлению с художественной литературой. С возрастом уровень восприятия литературных произведений  у детей повышается,  развивается поэтический слух.

    В младших группах перед воспитателем стоят задачи:  «Пробуждать у детей желание слушать рассказывание сказок, чтение  художественных  произведений, воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, рассказе, сочувствовать положительным героям»

    В программу ознакомления детей с художественной литературой входят сказки, рассказы, стихи и произведения «Малых форм» фольклора: потешки, песенки, скороговорки. Работая в тесном  взаимодействии с воспитателем,  я, на музыкальных занятиях, использую потешки, заклички, загадки, песенки из русского фольклора. Например: потешку «Две тетери», впоследствии можно использовать как  музыкальную игру в группе или  на участке.

    После слушания сказок: «Волк и козлята», «Кот, петух и лиса», «Колобок» можно повторить песенки действующих лиц. Например, в сказке «Теремок», очень важно, чтоб каждый герой исполнял свой вопрос  соответственно  образу: Лисичка  поёт высоким голосом, а мишка –  исполняет низким.

    «Кто – кто в теремочке живёт,

    Кто – кто в невысоком живёт?»                                                                                                                  

    Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши быстро запоминают такие образы, как Петушок – золотой гребешок, козлятушки – ребятушки, коза – дереза и т.п.                                                                                                                                                                                                                                                       Чтоб дети младшей группы приучались отвечать на вопросы педагога, можно вызывать по одному и предложить: «Анечка, вспомни  какую песню пела лисичка под окошком петушку?» Аня  исполняет :                                    «Петушок, петушок, золотой гребешок,

    Выгляни в окошко, дам тебе горошку!»

    Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей и они начинают использовать их в своих играх друг с другом.                                                               При  инсценировании  детьми  стишков можно брать небольшие, такие как «Игрушки» А.Барто, которые воспитывают у ребят чувство симпатии, положительные эмоции. Детям нравится созвучность строк и они легко запоминают наизусть . После исполнения песни «Лошадка»  /музыка М. Раухвергера, слова А. Барто / дети с желанием двигаются по залу прямым галопом. А  стихотворный текст программной  игры: «Солнышко и дождик» / музыкаМ. Раухвергера, слова А.Барто/ способствует улучшению качества исполнения танцевальных движений:

    «Смотрит солнышко в окошко,  - Ходьба врассыпную.

     Светит в нашу комнату.              - Руками  изображают фонарики.

    Мы захлопали в ладошки,            - Хлопки.

    Очень рады солнышку!»

     При таком музыкальном исполнении стиха, дети быстрее запоминают и обогащают свою художественную речь.

    Исходя из задач « Программы воспитания в детском саду»: «Воспитывать у детей  любовь к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ, развивать поэтический слух :/улавливать звучность музыкальность, ритмичность поэтической речи /. Чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений». Решать эти поставленные задачи помогает музыка.                                                                                                          Детей подготовительной  и старшей групп я приглашаю в музыкальную гостиную, где  предлагаю  определить  по поэтическим строкам  Русского поэта Ф Тютчева- какое музыкальное произведение мы  будем слушать:

    « На солнце тёмный лес зардел,

     В долине пар белеет тонкий.                                                                              

    И песню раннюю запел,

     В лазури жаворонок звонкий                                                                                                                               Дети предполагают, что прозвучит «Песня  жаворонка» П.И.Чайковского /узнают по портрету/– самого поэтизированного  и близкого нашей русской душе композитора.       

    Пробуждение природы ни кого не оставляет равнодушным. Признайтесь нам всем хочется побольше побывать на тёплой весенней улице, почувствовать, как ласковый ветер касается нашей щеки, а лучи солнышка согревают всё живое! Вот П.И.Чайковский  подметил это изменение в природе, услышал пение жаворонка и языком музыки рассказал нам  об этом.

    Вместе с музыкой хорошей                                                                                            К нам приходит волшебство,

    Осторожней, осторожней –

     Не спугнуть бы нам его!

    Затем мы продолжаем знакомиться с творчеством П.И.Чайковского

    Слушаем фрагмент пьесы «Нянина сказка» из «Детского альбома» П.И.Чайковского/ кассета /.

    Это произведение похоже на колыбельную, наверно няня рассказывает какую – то сказку ребёнку перед сном.

    А  строки русского поэта К. Ибряева  детям  подсказывают , какое произведение  будет звучать в следующую минуту:

    Льётся музыка рекой,

    Вьётся нотною строкой,

    Снова звуков полноводье

    Захлестнуло всё вокруг.

    И кораблики мелодий

    Выплывают из- под рук!

    Их волна крутая кружит,

    Но сдержать не может, нет!                                                                            

    В царство кукол, в мир игрушек

    Мы плывём за ними в след!

    Эти волшебные строки  приводят детей нас на праздник в королевство сластей, где всех  встречает «Фея Драже» из балета « Щелкунчик» П.И.Чайковского  /дети слушают танец «Феи Драже/

     Далее, в  художественной  мастерской,  ребята  пробуют  нарисовать музыку, которую  будут слушать,  после отгадывания  загадки  об инструменте,  начинающем  это великолепное произведение:

    Звенят серебряные струны,

     Как будто струйки водяные.

    И на волнах, качая шхуны,

     Резвятся ветры удалые.

    И ветер, и волну морскую-

    Всё струны нам изображают.

    Всё звуки музыки рисуют

    Какой  же инструмент играет?

    Зовут его красиво, звонко,

    Но не Татьяна и не  Марфа.

    А звуки нежны, струны тонки,

    Наш инструмент  зовётся….

     /АРФА /

    Да, во вступлении к вальсу слышна нежная, воздушная мелодия  арфы.

    Я предлагаю послушать  праздничный  « Вальс  цветов» из балета «Щелкунчик», который звучал в честь прихода Марии с принцем в сказочную страну сластей. Дети знакомятся с понятием- Вальс /в переводе с французского означает: «Кружиться»  /

                                                                                                                                   Посещение ребятами музыкальной  гостиной   хочется закончить словами поэта К. Ибряева:

    И от грусти, и от скуки могут вылечить нас всех,

       Озорных мелодий звуки, песни, пляски, шутки, смех!

    Только в синтезе музыки, поэзии и других видов художественной  литературы будет  развитие речи ребёнка наиболее эффективным и плодотворным.                            

                                                           Музыкальный  руководитель                                                                  

                                                            Илясова И.А.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекционно-развивающая программа «Развитие креативности подростков средствами художественного образа».

    Развитие креативности, создаст предпосылку для реализации творческого потенциала в социально приемлемой форме, что в свою очередь будет эффективным путем профилактики асоциального поведения, и в частн...

    Организация коррекционной работы по речевому развитию детей младшего школьного возраста с дизартрией, средствами художественной литературы.

    Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос коррекции речевого развития детей младшего школьного возраст с дизартрией. Для реализации поставленной цели используются средства художественной литер...

    Рецензия на программу ФГТ "Музыкальная литература" в области музыкального искусства "фортепиано"для ДШИ

    Внутренняя рецензия на программу ФГТ "Музыкальная литература" в области музыкального искусства "фортепиано"для ДШИ...

    Паронимы и парономазия: нормы употребления в речи и средства художественной выразительности на уроках русского языка для учащихся 5 – 11 классов (Система подготовки к ЕГЭ частей А2 и В8

    Презентация подготовки к ЕГЭ по выявлению средств художественной выразительности. Учащиеся различных возрастных категорий тренируются в выявлении паронимов и парономазии в художественных произведениях...

    Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка.

    Наиболее важным средством связи между ребенком и окружающим миром является речевое общение, которое является одной из сложных высших психических функций человека. Речь ребенка не является врожденной с...

    Программа формирования лексико-грамматического строя и связной речи у учащихся 3-4 классов средствами художественной литературы

    Программа представляет систему работы по формированию лексико-грамматического строя и связной речи средствами художественной литературы в сотрудничестве со всеми участниками образовательного процесса....

    Программа формирования лексико-грамматического строя и связной речи у учащихся 3-4 классов средствами художественной литературы

    Пособие адресовано учащимся 3-4 классов для групповых или индивидуальных занятий.Весь материал, представленный в программе, рассчитан на два года обучения и составлен с учетом возрастных особенностей ...