Конспект урок литературы по теме: «Что такое милосердие? Нужно ли оно?» (по рассказу А.Платонова «Юшка»)
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Смирнова Оксана Сергеевна

Описание материала: предлагаю вам конспект урока литературы в 7 классе   «Что такое милосердие? Нужно ли оно?». Это урок  в форме ток-шоу по рассказу А. Платонова «Юшка». Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы, работающим по программе В.Я.Коровиной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урок литературы по теме:

 «Что такое милосердие? Нужно ли оно?»

 (по рассказу А.Платонова «Юшка»)

Автор: Смирнова Оксана Сергеевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Школа№13 г. Благовещенска»

Описание материала: предлагаю вам конспект урока литературы в 7 классе   «Что такое милосердие? Нужно ли оно?». Это урок  в форме ток-шоу по рассказу А. Платонова «Юшка». Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы, работающим по программе В.Я.Коровиной.

Тип урока – урок формирования и совершенствования навыков и умений.

Цель урока: формирование понятия «милосердие», воспитание данной нравственной категории на литературном материале и жизненном опыте.

Цель деятельности классного коллектива  - добывание знаний в проблемной ситуации для определения понятия «милосердие», аргументированного обоснования необходимости милосердия в современном обществе.

Планируемые результаты:

предметные – совершенствование приемов  анализа литературного произведения; развивать навыки выразительного чтения;

- метапредметные – создание условия для формирования коммуникативной компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации;

личностные – формирование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства сострадания, умения быть внимательным и открытым к другим людям, недопустимость жестокости по отношению к живому существу.

Формирование УУД:

Познавательные

  • Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач
  • Устанавливать причинно-следственные связи
  • Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне

Регулятивные

  • Определять цель, проблему в деятельности
  • Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели

Коммуникативные

  • Излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами
  • Создавать тексты для решения разных задач общения
  • Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей

Личностные

  • Аргументированно оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности
  • вырабатывать свои мировоззренческие позиции
  • воспитывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый.

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент.

Здравствуйте, мы приветствуем вас в студии «Открытый класс».

Ведущие нашего шоу: учитель русского языка и литературы Смирнова Оксана Сергеевна

И ученик 7Б класса Зиновьев Григорий.

Представляем экспертов:

Эльмира Генриковна Кобыльникова – директор школы, психолог

Валентина Михайловна Лизунова  - социальный педагог

Володина Юлия Александровна, волонтёр организации «Горячие сердца»

  1. Открытие темы, мотивация.

Мы начинаем! Но вы заметили, что тема нашего разговора не обозначена.

Думаю, что тему нашего разговора поможет обозначить наш первый гость – призёр школьного этапа Всероссийского конкурса «Живая классика» Сукач Дмитрий, ученик 7 В класса.

Борис Ганаго  Письмо Богу (приложение 1)

- на какие мысли наводит рассказ, о чём заставляет задуматься?

На доске:

Доброта

Человеколюбие

Сострадание Взаимопомощь

Все эти качества есть составляющие понятия МИЛОСЕРДИЕ (что мило сердцу)

МЫ ОБОЗНАЧИЛИ ТЕМУ НАШЕГО РАЗГОВОРА

Но главный вопрос ещё не прозвучал. Внимание на экран. Вы видите толкование данного понятия по различным словарям.(презентация)

 В чём его особенность? (качество твоё, но нужно это кому-то, другому)

Современное общество устроено так, что люди как будто  в панцирях, ходят в психологической защите. У каждого какие-то неотложные дела. Все спешат, спешат. Иногда кажется, что слова милосердие, добродетель современное общество не воспринимает всерьёз, всё чаще вспоминая поговорку; «Каждый за себя». Так каков же, по-вашему, главный вопрос, который нам предстоит обсудить?

НУЖНО ЛИ МИЛОСЕРДИЕ?

- что может послужить материалом для наших высказываний, выводов? (жизненный опыт, знания, примеры из художественной литературы)

  1. Выход на проблемную ситуацию №1.

Исаак Сирин, подвижник 7в. писал:

«Что такое сердце милующее? — Возгорение сердца у человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных... При воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека источают слезы от великой и сильной жалости, обнимающей сердце. И от великого терпения умаляется сердце его, и не может оно вынести или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью божией…»

 - каждому ли человеку свойственно быть милосердным? (обмен мнениями)

 - Это, по-вашему, врождённое качество, его можно в себе воспитать, развить? (обмен мнениями)

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА  - ПСИХОЛОГА

 - что же может расположить к милосердию? Откуда возникает желание помогать людям? (обмен мнениями)

Можно ли научиться милосердию? С чего надо начинать?

Приглашаем поделиться своим мнением Тихомирова Илью

 - ребята, согласны ли вы с мнением Ильи?

 - приведите примеры литературных произведений, где герои показали образцы сострадания, человеколюбия, милосердия. ( высказывание студии)

ИТОГ: если человек от природы не чуткий, не добрый, не отзывчивый, то эти качества требуют формирования. Легче всего научиться милосердию на достойных примерах, рядом с людьми, нуждающимися в помощи.

  1. Выход на проблемную ситуацию №2.

Узнайте героя:  «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы»

(Юшка, герой одноимённого рассказа Андрея Платонова)

Думаю, что рассказ никого из вас не оставил равнодушным. Вы написали свои

отзывы. Давайте послушаем их. (2 отзыва, обсуждение)

 - как Юшка объясняет, почему дети его терзают? (не умеют любить, не знают, что делать для этого)

 - почему не умеют? (взрослые не научили)

 - а почему обижали этого человека взрослые? (срывали зло, шли домой спокойные)

 - как Юшка говорит о них? (сердце в людях бывает слепое)

 - что, по- вашему, означают эти слова? («слепое сердце» бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро, любящего только самого себя инее испытывающего жалости и сострадания к другим)

 - а был ли милосердным сам Юшка? (да, обладал редким даром любви ко всему живому, к людям, помогал сироте, отказывая себе во всём)

 - как изменила жизнь людей смерть Юшки? (заставила обратить внимание на то, какие они злые и жестокие) (приёмная дочь Юшки стала доктором и бескорыстно лечила тех, кто мучил и терзал Юшку)

Итог: как теперь вы ответите, нужно ли милосердие?

  1. Выход на проблемную ситуацию №3.

 Владимир Карпович Железников, писатель и драматург, писал:

 «Можно презреть, наказать, помочь, но мучит нехорошо, стыдно. Это ожесточает человека. Надо быть милосердным»

В мире много жестокости, и писатель хотел показать, что зарождается она в детстве. О каком произведении пойдёт речь, узнали?  (повесть «Чучело»)

 - вспомните главных героев повести.

 - почему Ленка для дедушки красавица, а для одноклассников Чучело?

 - за что девочке объявили бойкот?

 - что вы чувствовали, читая сцены травли и издевательств?

ДАДИМИ СЛОВО ЭКСПЕРТУ -  СОЦИАЛЬНОМУ ПЕДАГОГУ.

 ЧТО же чувствует человек, которого «травят»

Послушаем отрывок из повести «Чучело» Читает Величко Милица, призёр муниципального этапа конкурса «Живая классика» (приложение 2)

- чем был для ребят эпизод сожжения чучела? А для Ленки?

- что изменилось в Ленке после костра?

(смотрим эпизод кинофильма) научилась прощать! Ещё один эпизод

- как изменились ребята?

«И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода. Потому что терпеть больше не было сил.

Рыжий вдруг встал, подошел к доске и крупными печатными неровными буквами, спешащими в разные стороны, написал:

«Чучело, прости нас!»

- какое чувство остаётся после прочтения повести: оптимизм или пессимизм, почему?

Итог:  только сильные умеют прощать. Но прощать должны уметь все, потому что прощение - это ответ почти на любой вопрос, прощение - это дар, который преподносит судьба. Хоть ошибаться свойственно человеку, а прощать свойственно Богам, всё же надо уметь прощать, и простить всех своих обидчиков, чтобы на душе стало легче и всё было хорошо

  1. Выход на проблемную ситуацию № 4

Ещё один гость торопится вам о чём-то напомнить. Слушаем Савкина Никиту. (Александр Яшин «Спешите делать добрые дела») (приложение 3)

 - почему надо спешить?

ПРИГЛАШАЕМ ЭКСПЕРТА – ВОЛОНТЁРА (рассказ о деятельности)

Итог: для человека нормально быть милосердным. Заповедь о миловании есть одна из заповедей блаженств. Вера, милосердие – именно это животворит в первую очередь…

ИТОГИ  разговора:

 - что же такое милосердие?

-модно ли развить в себе эту черту?

- нужно ли милосердие в современном мире?

Святитель Иоанн Златоуст писал: «Человек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лук. 6, 36). И не будем почитать жизнью время, проведенное без милосердия».

Завершить нашу встречу я хочу притчей  «О двух волках» (приложение 4)

Каждый из нас может выбрать, какого волка в себе он хочет и  будет кормить. Ищите, верьте, любите, прощайте, прокладывайте свои дороги… И тогда у вас всё получится! До новых встреч.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Толковый словарь С.И. Ожегова: Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка: Милосердие – готовность помочь кому-либо из чувства сострадания, человеко- любия, снисхождения, помощь кому-либо, вызванные такими чувствами. Толковый словарь .Н.Ушакова: Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается . «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля: Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость.

Слайд 7

Узнай героя

Слайд 8

Сердце Юшки Жизненная формула Юшки любовь к природе любовь к Родине любовь к людям любовь ко всему живому

Слайд 13

Чучело 1. avi Чучело 2. avi

Слайд 19

Домашнее задание: По материалам урока составить памятку. План. 1. Что такое милосердие (сформулировать понятие) 2. Что для вас милосердие, как вы его понимаете. 3. Укажите произведения, в которых мы встречаемся с проявлением доброты, сострадания, милосердия. 4. Коротко перескажите эпизод из названных произведений, в котором ярко проявилось милосердие героя. 4. Сделайте вывод: нужно ли милосердие в современном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы по теме:"Особенности рассказа М.М. Зощенко "Галоша".

Материал содержит подробную разработку урока литературы в 6 классе по теме "Особенности рассказа М.М. Зощенко "Галоша" (по программе Т.Ф. Курдюмовой). Это урок изучения нового материала,...

конспект урока литературы по теме "Постепенная деградация человеческой души в рассказах А.П.Чехова"

Разработка урока литературы в 10 классе по рассказу А.Чехова "Анна на шее"...

Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)

Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...

Урок литературы в 7 классе «Верь в великую силу любви!» (По повести А.Платонова «Юшка»)

Цель: способствовать формированию навыков литературоведческого анализа произведения, обеспечить повторение и закрепление таких понятий как сострадание, милосердие, гуманизм, нравственность; развивать ...

План-конспект урока литературы по теме «Мир глазами ребёнка в рассказе А.П. Платонова «Никита»

План-конспект урока литературы по теме  «Мир глазами ребёнка в рассказе А.П. Платонова «Никита»...

конспект урока литературы по теме: "И.С.Тургенев. Литературные портреты главных герое рассказа "Бежин луг" 6 класс

К конспекту урока прилагается рабочий лист с таблицей для работы с текстом....

Урок литературы в 7 классе Верь в великую силу любви! (По повести А.Платонова «Юшка»)

Урок литературы в 7 классе Верь в великую силу любви! (По повести А.Платонова «Юшка»)...