С. А. Есенин "Песнь о собаке".
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Бахматова Ольга Геннадьевна

Технология продуктивного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon esenin_pesn_o_sobake.ppt1.4 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Александр Сергеевич Есенин «Песнь о собаке»

Слайд 2

№ Заглавие строф Вопрос(ы) автору Звук Цвет 1. Рождение щенков Почему такое большое значение придает поэт, казалось бы, маловажному событию, как рождение щенков? Тихо; урчание собаки. Яркий, ласковый свет золотого солнца, освещающего закут, златящиеся рогожи. Рыжий цвет (цвет солнца, цвет огня) шерсти. 1 строфа Утром в ржаном закуте, Где златятся рогожи в ряд, Семерых ощенила сука, Рыжих семерых щенят.

Слайд 3

2 строфа До вечера она их ласкала, Причёсывая языком, И струился снежок подталый Под тёплым её животом. № Заглавие строф Вопрос(ы) автору Звук Цвет 2. Появление хозяина Почему поэт обращает внимание на такую поэтическую деталь, как «теплый живот» матери- собаки? Звук языка, лижет, легкое Шуршание, ласковое журчание воды Постепенное уменьшение света (день переходит в вечер). Белый снег тает, превращаясь в бесцветную воду.

Слайд 4

3 строфа А вечером когда куры Обсиживают шесток, Вышел хозяин хмурый, Семерых всех поклал в мешок. № Заглавие строф Вопрос(ы) автору Звук Цвет 3. Бежала следом Почему хозяин «хмурый»? Почему «поклал», а не положил? Почему молчит мир? Куры молчат. Шаги хозяина не слышны. Тьма, мрак (вечер), “хмурый” хозяин, пришедший за щенками

Слайд 5

4 строфа По сугробам она бежала, Поспевая за ним бежать … И так д о лг о , д о лг о др о жала Воды незамёрзшей гладь. № Заглавие строф Вопрос(ы) автору Звук Цвет 4. «…дрожала/ Воды незамёрзшей гладь» Почему нет описания самого события? Почему первое предложение заканчивается многоточием? Зачем повтор слов ? Шорохи… Звук дыхания, скрип снега, всплеск Белый цвет сугробов. Стальной отлив воды

Слайд 6

5 строфа А когда чуть плелась обратно, Слизывая пот с боков, Показался ей месяц над хатой Одним из её щенков. № Заглавие строф Вопрос(ы) автору Звук Цвет 5. Возвращение Почему собака приняла месяц за своего щенка? Негромкие. Скрип снега, шорох языка На тёмном небе – месяц (может быть, рыжий)

Слайд 7

6 строфа В синюю высь звонко Глядела она, скуля, А месяц скользил тонкий И скрылся за холм в полях. № Заглавие строф Вопрос(ы) автору Звук Цвет 6. Месяц-щенок Почему “смотрела звонко” ? Звонко скулящий от горя и боли голос собаки, затем разочарованное молчание Синий цвет небесной выси. (Синий – сияющий. Вместо былой черноты!) Блеск (золотистый? серебристый?) месяца. Чернота после исчезновения месяца.

Слайд 8

7 строфа И глухо, как от подачки, Когда бросят ей камень в смех, Покатились глаза собачьи Золотыми звёздами в снег. № Заглавие строф Вопрос(ы) автору Звук Цвет 7. Глаза собачьи Каково значение строчки «когда бросят ей камень в смех»? Возможно, тонкий звук падающих “золотых звёзд”. Но снег заглушает его Белый цвет снега, поглотивший падающие в него “золотые звёзды”. Чернота, мрак нависшей над миром ночи.

Слайд 9

Цветовая гамма стихотворения № Название Цвет Вывод 1. Рождение щенков Присутствует удивительная торжественность, с которой мир встречает появление новых жизней в нём. Радуются вместе с матерью силы света, переживая чудо рождения. 2. Появление хозяина Мир теряет свои краски, свой свет: он молчит, словно устыдясь своей беспомощности перед силами зла. 3. Бежала следом 4. «…дрожала/ Воды незамёрзшей гладь» 5. Возвращение 6. Месяц-щенок Лишь раз всполохом цвета и света блеснул мир в шестой строфе, но радость, освященная надеждой, была недолгой: вместе с золотыми звёздами ушли из мира звуки, свет, цвет, а вместе с ними и жизнь. 7. Глаза собачьи Воцарилось серо-чёрно-белое беззвучие.

Слайд 10

Цветовая гамма стихотворения № Название Цвет Вывод 1. Рождение щенков Присутствует удивительная торжественность, с которой мир встречает появление новых жизней в нём. Радуются вместе с матерью силы света, переживая чудо рождения. 2. Появление хозяина Мир теряет свои краски, свой свет: он молчит, словно стыдясь своей беспомощности перед силами зла. 3. Бежала следом 4. «…дрожала/ Воды незамёрзшей гладь» 5. Возвращение 6. Месяц-щенок Лишь раз всполохом цвета и света блеснул мир в шестой строфе, но радость, освященная надеждой, была недолгой: вместе с золотыми звёздами ушли из мира звуки, свет, цвет, а вместе с ними и жизнь. 7. Глаза собачьи Воцарилось серо-чёрно-белое беззвучие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собаки и люди.

Использование проектной технологии как метода формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений на уроках иностранного языка - основа духовно- нравственного развития   учащихся н...

Поэтический диспут в кафе "Бродячая собака" (итоговый урок по теме "Серебряный век русской поэзии")

Урок представляет собой литературно-музыкальную композицию с элементами театрализации....

Урок — исследование по изучению стихотворения С.Есенина «Собаке Качалова».

В материале представлен конспект урока-исследования по творчеству Есенина...

Интегрированный урок "Подвиг собак на войне" ( Дню Победы посвящается)

Дәрес планы.I.Оештыру.1.Классны туплау һәм дәрескә әзерлекне тикшерү.2.Дәреснең темасы һәм максаты белән таныштыру.II.Актуальләштерү.1.Чтение и беседа по тексту стихотворения А.Твардовского “Две...

Урок литературы в 7 классе по теме " С. Есенин "Песнь о собаке". Гуманизм и искренность поэзии С. Есенина.

С. Есенин "Песнь о собаке". Гуманизм и искренность поэзии С. Есенина. Цель: обзорное знакомство с поэзией С. Есенина, приобщение учащихся к миру поэтических образов его лирики, углубить творческие спо...

Дидактические игры по теме "СОБАКА"

Представлены варианты дидактических игр для коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения в развитии. Подобные игры разработаны по всем основным темам....