Литературно-музыкальная композиция "Два портрета"
материал по литературе (8 класс) на тему

Внеклассное мероприятие "Два портрета"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturno.docx19.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция

«Два портрета»

Чтец 1:

Перед нами два портрета-два молодых женских лица. На одном из них-Анна Петровна Керн, другой рисует облик её дочери-Екатерины. Две женщины, чьи судьбы тесно переплелись с жизнью двух русских гениев-поэта Пушкина и композитора Глинки.

Чтец 2:

Анна Керн… С потрескавшегося от времени полотна глядят на нас большие, немного печальные глаза.

Это она-«гений чистой красоты», чьё имя навсегда связано с русской поэзией.

Раздаются первые звуки вальса М. Глинки из оперы «Иван Сусанин». В танце появляются участники вечера.

Чтец 1:

Петербург, 1819 год. Один из шумных светских вечеров с ужином, танцами, шарадами. Шутливо и весело переговариваясь с приятелями, Пушкин неотступно следит взглядом за очень юной, очаровательной женщиной. Его воображение поражает глубокая, затаенная грусть в огромных глазах незнакомки. «Как будто тяжёлый крест давил её», - такой запомнилась она поэту. К концу вечера он знает о ней уже многое.

Чтец 2:

Анна керн шестнадцатилетней девочкой выдана замуж за грубого, совершенно чужого ей человека, который к тому же старше её на 30 лет. А много спустя он читал с волнением строки дневника Анны Керн, где она говорит о своем муже:

Анна Керн:

Его невозможно любить, мне не дано даже утешения уважать его: скажу прямо, я почти ненавижу его. Мне ад был бы лучше рая, если бы в раю пришлось быть вместе с ним.

Чтец 1:

Многие мимолетные впечатления бесследно стерлись в памяти поэта, но образ Анны Керн глубоко запал в душу.

Звучит вступление к романсу М. Глинки «Венецианская ночь».

Чтец 2:

Прошло шесть лет. Пушкин, уже известный поэт, в ссылке, в глухом селе михайловском, далеко от столицы. Александр Сергеевич всегда был желанным гостем в соседнем селе Тригорском. Здесь он снова встретился с Анной Петровной керн, которая остановилась проездом у своей родственницы, хозяйки усадьбы. Дни в Тригорском проходили среди развлечений, стихов, музыки. Пушкин все чаще навещал своих соседей. Каждый вечер он с волнением слушал пение Керн. В этой женщине удивительно сочетались красота, женское обаяние и пленительный голос.

Исполняется романс Глинки «Венецианская ночь»

Чтец 1:

С каждым днем росло увлечение поэта. И вот наступил последний день ее пребывания в Тригорском.

Звучит «Мелодический вальс» М. Глинки

Чтец 1:

В этот вечер вся компания отправилась в гости в Михайловское. Вечер был так хорош, что молодым людям не хотелось сидеть в доме, и все разбрелись по старому, запущенному парку. Пушкин и Анна Керн шли заросшими аллеями. Оба молчали. Молчали в предчувствии разлуки. Молчали оттого, что трудно было выразить словами чувства, волновавшие обоих. Повинуясь минутному порыву, Анна Керн нагнулась, сорвала гелиотроп и, печально глядя в глаза поэта, протянула ему цветок.

Чтец 2:

Ранним утром следующего дня Пушкин отправился пешком в Тригорское. Знакомая дорога: вот озеро, вот граница Михайловского, три высокие сосны… Но в это ясное летнее утро все выглядит печальным: сегодня уезжает Анна Петровна, уезжает навсегда, и поэт хочет сделать ей прощальный подарок: только что изданную вторую главу «Евгения Онегина».

Чтец 1:

Вот и большой бом Тригорского. Анна Петровна, уже в дорожном платье, встретила поэта. Когда она с волнением раскрыла еще не разрезанные страницы подаренной книги, выпал небольшой листок – пять строф – стихотворение, которое навсегда вошло в историю русской лирики как один из шедевров.

Начинает звучать романс М. Глинки «Я помню чудное мгновенье» в фортепианном изложении. Может быть использована запись «Прощального вальса» М. Глинки. На фоне звучащей музыки Пушкин достает листок со стихами.

Пушкин:

читает «Я помню чудное мгновенье…»

После последнего четверостишия Анна Керн берет у него из рук листок и повторяет последние строки… Пауза… Далее идет текст как бы от имени Керн.

Керн:

«Когда я кончила читать эти стихи, - вспоминает Керн в своих «Записках», - он долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил и не хотел возвращать. Насилу я выпросила их…»

Звучит ноктюрн Глинки «Разлука»

Чтец 2:

После отъезда Анны Петровны Пушкин вновь и вновь возвращается в своих воспоминаниях к образу пленившей его женщины. В письме к своему другу он пишет: «Я все ночи хожу по саду, говорю: «Она была здесь», камень. О который она споткнулась, лежит у меня на столе, рядом с ним – завядший гелиотроп…»

Чтец 1:

И вот перед нами другой портрет – бледная, задумчивая девушка, дочь анны Петровны Керн, Екатерина. Она не столь хороша, как анна. Но унаследовала большие печальные глаза матери… в ее бледном, с плотно сжатыми губами лице было даже что-то страдальческое, обреченное…

Чтец 2:

Такой увидел ее впервые Михаил Иванович Глинка. Это было на одной из семейных вечеринок у замужней сестры Глинки – Марии Ивановны Стунеевой. В гостиной, как всегда, было шумно и оживленно. Здесь собрались друзья композитора – литераторы, музыканты, ценители искусства – «милая и талантливая братия», как называл их Глинка.

Чтец 1:

В этот раз Глинка был не в духе. Он не сел, как обычно за рояль и ушел в другую комнату, когда начался контраданс. Сегодня опять пропал день для творчества, и так глупо. Утром он было собрался записать мелодии, которые мучили его всю ночь. Он хотел положить их в начало своей новой оперы «Руслан и Людмила». Он уже их так явственно слышал и видел, как вдруг не обнаружил на обычном месте нотной бумаги. Вызванная служанка объявила: «Барыня распорядилась не давать денег на нотную бумагу. Говоря, что очень много расходуете…»

Чтец 2:

Это было той каплей, которая переполнила чашу терпения. Вообще в последнее время постоянные стычки, ссоры с женой лишили его аппетита. Он не мог, как прежде писать, писать самозабвенно… Все валилось из рук. Рядом бок о бок вот уже несколько лет жила эта вздорная, глупая, напыщенная женщина – его жена, интересы которой не шли дальше балов, нарядов, карт, лошадей. А для этого нужны были деньги, деньги и еще раз деньги… и Глинка обязан был доставать их любыми путями: нудная служба в певческой капелле, отвлекавшая его от творчества, уроки пения, фортепиано. Но денег все равно не хватало… сам композитор довольствовался малым… На уроки и на службу ходил пешком, хотя в сарае стояла превосходная четверка лошадей для светских выездов жены…

Чтец 1:

Какой же выход? Какой? Ответа он не находил. Одно знал: так дальше продолжаться не может, не должно… От невеселых мыслей композитора отвлекли звуки музыки : в соседней комнате танцевали вальс…

Начинает звучать средняя часть «Вальса-фантазии» Глинки. Прислушиваясь к музыке, чтец продолжает рассказ.

И почти в ту же минуту он увидел ее…

- Кто это, Маша, -  спросил Глинка у сестры.

- Екатерина Керн, разве ты не знаком? Пойдем, я тебя представлю.

- Представлять не надо, - улыбнувшись, сказала Керн. – Это кто же из русских не знает своего великого композитора? – она говорила просто и с достоинством. Глинка знал и раньше, что Екатерина Керн вела трудовую жизнь и не была похожа на женщин своего круга. Но он никогда не думал, что в ней столько мягкости и обаяния, а в больших темных глазах столько дружеского участия и внимания к собеседнику.

Чтец 2:

В продолжение вечера Глинка все время наблюдал за Екатериной Ермолаевной. Слушал ее голос, следил за движениями рук – и что-то необычно светлое, еще не осознанное рождалось в душе. Впервые за многие годы он почувствовал, что молод, силен и счастлив, несмотря ни на что.

Чтец 1:

А вскоре у Екатерины Керн появились ноты романса Глинки на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье…». И опять, как пятнадцать лет назад, когда Пушкин вручил стихи Анне Керн, они зазвучали признанием.

Исполняется романс «Я помню чудное мгновенье…»

Чтец 2:

Глинка стал все чаще бывать у сестры, ибо только там он мог видеть Екатерину керн, ее хрупкую, тоненькую фигуру, любоваться ее нежным, почти прозрачным лицом.

Начинает звучать вступление к романсу «Если встречусь с тобой»

День, когда Екатерина Керн протянула композитору выбранные для него стихи Кольцова «Если встречусь с тобой», был самым счастливым днем в его жизни… Он теперь знал – его чувство не безответно. Он тут же сел к роялю, пристроив стихи на крышке, и запел, импровизируя.

Звучит романс «Если встречусь с тобой»

Чтец 1:

В те дни Глинка пишет в дневнике: «мне гадко было у себя дома, зато сколько жизни и наслаждений с другой стороны: пламенные поэтические чувства к Екатерине Керн, которые она вполне понимала и разделяла».

Теперь, продолжая работу над оперой «Руслан и Людмила», Глинка часто думал о Екатерине Ермолаевне. Ее нежный, поэтический образ стал душой и вдохновением его музыки. На нотную бумагу ложились мелодии редкостной прозрачности и красоты.

Чтец 2:

Вскоре публика восхищалась новым сочинением господина Глинки. Это был грустный вальс необыкновенно изящного и прозрачного мелодического рисунка.

Начинает звучать мелодия «Вальса-фантазии»

На титульном листе сочинения стояла надпись: «Посвящается Дмитрию Стунееву». Но вальс посвящался только ей – Екатерине Керн. В нем были и тоска, и любовь, и страдания композитора.

Чтец 1:

Прошло два года… Два года горения, творчества, счастья. Ивдруг все рушится, рушится тогда, когда, казалось бы, жизнь стала налаживаться. Объявлена премьера «Руслана и Людмилы». Бракоразводный процесс с женой близился к концу. И вдруг известие – Екатерина керн тяжело заболела, ей угрожает чахотка.

Туманным холодным утром две повозки встречаются в Гатчине6 в одной карете едет Екатерина Керн с матерью, в другой – дорожной коляске – Глинка. Встречаются, чтобы снова разъехаться в разные стороны. Анна Керн везет свою больную дочь на юг. Путь Глинки – домой, на родину, в Смоленск.

Глинка стоит у обочины и долго смотрит вслед карете. На сердце тяжело, мрачные, неопределенные предчувствия теснятся в нем… вот и ушло из его жизни самое дорогое, самое необходимое, самое светлое…

Чтец 2:

Прошло много лет. Вновь и вновь возвращался композитор к вальсу, сочиненному в «дни любви и младости». Возвращался, словно хотел вернуть дорогие сердцу воспоминания… последнюю редакцию Глинка сделал в 1856 году, накануне своей смерти.

Звучит финал «Вальса-фантазии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Литературно-музыкальные портреты. Методические рекомендации для уроков литературы

Литературно-музыкальные портреты. Методические рекомендации для уроков литературы...

Литературно-музыкальная композиция " Свет рождества" для музыкально-драматического кружка "АМПЛУА"

Таня: Рождество - праздник этот самый длинныйОн веселый и старинный,Наши предки, пили, ели,Веселились две недели.Наряжались и шутили,Праздник ждали и любилиТак давайте же у насВстретим мы его сейчас!Н...

Литературно-музыкальная композиция «Н.В.Склифосовский – доктор и человек» в рамках научно-познавательного лектория «Портреты великих…»

Среди средств, повышающих эффективность воспитательной работы, особое место  занимает театральная постановка. В нашем случае это литературно-музыкальная композиция «Н.В.Склифосовский &ndash...