Литературно-музыкальная композиция «Н.В.Склифосовский – доктор и человек» в рамках научно-познавательного лектория «Портреты великих…»
учебно-методический материал (11 класс)

Счастливцева Татьяна Юрьевна

Среди средств, повышающих эффективность воспитательной работы, особое место  занимает театральная постановка. В нашем случае это литературно-музыкальная композиция «Н.В.Склифосовский – доктор и человек»» как  яркий пример процесса воспитания театральным искусством. Ведь именно театральное искусство играет огромную роль в формировании духовно-развитой личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы. Театральное искусство дает возможность реализации таких потребностей как общение, самовыражение и творчество, вовлекает зрителя в действие, учит анализировать увиденное и услышанное, вырабатывает умение активно его  воспринимать и, наконец, эстетически формирует личность.

Созданный нами сценарий мероприятия поможет грамотно  в интересной и современной форме организовать образовательный процесс. Здесь представлены сценарий, презентация к мероприятию и фотоотчет мероприятия.

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        Департамент здравоохранения города Москвы

      Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 1»

(ГБПОУ ДЗМ «МК № 1»)

                           

 

Сценарий литературно-музыкальной композиции

«Николай Васильевич Склифосовский – доктор и человек»

                                         

Предмет: история, история медицины

             

Москва

2021

   

Цели:  Образовательные: формирование у студентов потребности в научных знаниях; закрепление, обобщение и систематизация полученных на занятиях  теоретических знаний и умений.

  Развивающие: развитие познавательных интересов, способностей и творческой активности; развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности; формирование умений проводить аналогии, устанавливать причинно-следственные связи; анализировать увиденное и услышанное.

  Воспитывающие: воспитание культуру общения и поведения студентов; формирование  культуры речи, приобщение к языку науки, предмет которой изучает студент; привитие коммуникативных навыков; формирование современного научного  мировоззрения и  интереса к избранной профессии; развитие общих человеческих ценностей: гуманности, милосердия, сострадания, уважения к жизни человека.

  Продолжительность: 45 минут

  Место проведения:  актовый зал

  Оснащение: компьютер с мультимедийной установкой, презентация (Приложение 1), видео, плакаты с цитатами Н.В.Склифосовского, портрет Склифосовского формата А2 черно-белый, костюмы (женское платье, мужские костюмы эпохи XIX, медицинские халаты, белые платки для сестер милосердия), реквизит (стол, стулья, скатерть, самовар, керосинка, сервиз, картина написанная маслом, перо, бумага, таз, кувшин, полотенце, хирургические инструменты, каталка с больным, стойка, на которой размещаются склянки с растворами «Эфир», «Хлорная вода», «Йодная настойка»), Ноктюрн "Разлука" М.И.Глинки.

  Методы:  информационно-просветительский, исследовательский (подбор литературных текстов и музыкальных произведений, художественных иллюстраций,  слайдов, картин, фотографий, световых эффектов и других наглядных средств), метод убеждения и формирования сознания личности.

  Технология подготовки композиции делится на несколько этапов:

- выбор материала для литературной композиции;

- структура композиции (композиционное построение), работа над текстом композиции;

- распределение ролей, чтение текста по ролям;

- репетиции, на которых отрабатывается каждая картина, интонация, пластика, дикция;

- оформление сцены, разработка костюмов;

- сценическое выступление.

  Педагогические требования к композиции: должна быть высокоидейной; литературные и музыкальные произведения должны быть высокохудожественными; композиция должна быть четко выстроена по законам драматургии; должна быть лаконичной, т.е. не более 45 минут; ведущие  как самые значимые лица постановки должны обладать актерскими данными,  коммуникабельностью, владеть культурой речи.

  Ожидаемый конечный результат – реализация литературно-музыкальной композиции; творческая самореализация обучающихся; формирование навыков коллективной и организаторской деятельности; формирование мотивации  к учению и познанию; умение ориентироваться в этических вопросах; овладение основами актерского мастерства.

                                           

(Звучит музыка.  Михаил Иванович Глинка. Ноктюрн "Разлука". Выходят ведущие, садятся за стол. Три чтеца становятся перед сценой.  Организаторы приветствуют гостей)

Организатор 1: Добрый день уважаемые преподаватели, студенты и гости!

6 апреля 2021 года исполнилось 185 лет со дня рождения  одного из самых величайших врачей России Николая Васильевича Склифосовского.

 Организатор 2: Сегодня его фамилия известна многим, хотя бы потому, что в честь него назван главный институт скорой помощи России. При этом сам врач оставил в науке ярчайший след, а его открытия широко применяются и используются современными врачами. Тем не менее, о судьбе гениального врача известно не так много.

Организатор 1: Поэтому целью нашего мероприятия стало знакомство с деятельностью и вкладом в медицину великого ученого Николая Васильевича Склифосовского.  Представляем вашему вниманию литературно-музыкальную композицию «Николай Васильевич Склифосовский – доктор и человек».

(Читают стихотворение В. Тушновой «Хирург»)

Порой он был ворчливым оттого,
что полшага до старости осталось.
Что, верно, часто мучила его
нелегкая военная усталость.

Но молодой и беспокойный жар
его хранил от мыслей одиноких —
он столько жизней бережно держал
в своих ладонях, умных и широких.

И не один, на белый стол ложась,
когда терпеть и покоряться надо,
узнал почти божественную власть
спокойных рук и греющего взгляда.

Вдыхал эфир, слабел и, наконец,
спеша в лицо неясное вглядеться,
припоминал, что, кажется, отец
смотрел вот так когда-то в раннем детстве.

А тот и в самом деле был отцом
и не однажды с жадностью бессонной
искал и ждал похожего лицом
в молочном свете операционной.

Своей тоски ничем не выдал он,
никто не знает, как случилось это,-
в какое утро был он извещен
о смерти сына  где-то в Поднебесной

Не в то ли утро, с ветром и пургой,
когда, немного бледный и усталый,
он паренька с раздробленной ногой
сынком назвал, совсем не по уставу.

(Организаторы  и  чтецы  стихов уходят. Начинается показ презентации, сопровождаемый чтением ведущих)

Ведущий 2: Николай Васильевич Склифосовский родился 25 марта 1836 года на хуторе вблизи местечка Дубоссары Херсонской губернии в бедной дворянской семье. Николай был девятым ребенком.

Ведущий 1: Отец сам научил детей грамоте, приобщил к чтению.  Рассказы матери о работе отца во время холерной эпидемии привили Николаю любовь к медицине. Мечтой его стало поступление на медицинский факультет.

Ведущий 2: Однако нужда заставила родителей отдать часть детей в детский приют. И маленький Николай попал в Одесский дом для сирот. Единственным спасением для него стали книги и школьные занятия, особенно его интересовали естественные науки, изучение древних и иностранных языков, литература и история.

Ведущий 1: За отличные успехи педагогический состав Одесской 2-й гимназии наградил Николая Склифосовского серебряной медалью и выдал ему аттестат с отличием, предоставлявший льготы при поступлении в университет.

Ведущий 2: В 1854 г. Николай Васильевич  поступил в Московский университет на  медицинский факультет. Формирование научного мировоззрения Склифосовского проходило под влиянием таких видных ученых медицинского факультета как  Ф.И.Иноземцева,  знаменитого хирурга В.А. Басова, и конечно же таких замечательных ученых как  Н.И. Пирогова и И.М. Сеченова. Общественные взгляды  Склифосовского формировались под влиянием философских идей Герцена,  Чернышевского, Добролюбова.

Ведущий 1: Блестяще закончив учебу, Николай Васильевич в 1859 году возвращается в Одессу, где работает в городской больнице 11 лет. За это время он защищает докторскую диссертацию «О кровяной околоматочной опухоли».

Ведущий 2: В следующем году он был отправлен за границу, где провел два года. Там Склифосовский знакомится с ведущими врачами Европы: немецким хирургом Б. Ленгербеком, немецким патологом  Р. Вирховым,  французским урологом О. Непатоном, шотландским хирургом Д. Симпсоном. Надо отметить, что Склифосовский всю свою жизнь следил за  современными европейскими тенденциями в медицине, принимал участие в международных съездах.

Ведущий 1: Вернувшись на Родину, Николай Васильевич  продолжает работать в Одесской городской больнице. В 1870 году по рекомендации Пирогова  его приглашают на работу в Киевский университет, где он проработал сравнительно недолго. (На сцене появляется Склифосовский, садится за стол, пишет)

Ведущий 2: Склифосовского называют врачом четырех войн 19 века. В качестве врача - хирурга он принимал участие в австро-прусской, во  франко-прусской войне, в  балканской и русско-турецкой войнах, был  ведущим хирургом Русской императорской армии. (Выходят сестры милосердия и начинают готовиться к операции)

Ведущий 1: Будучи настоящим последователем знаменитого доктора Пирогова, Склифосовский правильно оценивал значение и важность для хирурга практической работы, в особенности знания военно-полевой хирургии. Накопленный на полях сражений опыт, позволил Склифосовскому усовершенствовать методы лечения огнестрельных ранений и переломов. Он стал крупным военно-полевым хирургом своего времени.

                   Инсценировка «Склифосовский – военно-полевой хирург»

Действие происходит на сцене

Ведущий 2: В условиях войны в хирургическом отделении госпиталя Николаем Васильевичем Склифосовским были произведены сотни операций. Вслед за своим учителем Пироговым он продолжает изучать течение после раневых инфекций.

(Склифосовский встает из-за стола, обращается в зал)

С.: Атмосфера в лазаретах заражается в течение первых же дней; гнойные заражения, холера производят страшные опустошения. Я сам перевязывал послеоперационных больных, сам делал им вскрытие…  (сокрушается, опять пишет, встает). Почему после многих счастливых операций больные гибнут от заражения крови, гангрены? (Обращается к медсестре)

  Марфа Семеновна, прошу Вас, подойдите ко мне. Передайте мои указания в отделение госпитального обслуживания (читает): «Грязное белье, матрацы, на которых лежали заразные больные, стены, около которых стояли кровати, губки, которыми обтирали гнойные раны – обеззараживать соединением хлора! И еще, это главное. Смазывать отечные места вокруг ран йодистой настойкой несколько раз в день». (С. протягивает медсестре сложенный лист). Возьмите, голубушка! (Сестра надевает на С. халат. Он подходит к тазику, моет руки, сестра поливает из кувшина, подает полотенце)

Ведущий 1: Большая заслуга принадлежит Склифосовскому в деле внедрения в хирургическую практику антисептического метода, а затем - асептического. Также вслед за Пироговым он стал горячим сторонником «системы рассеивания больных», чтобы не дать заразе возможности распространяться в госпитале. (Склифосовский дает распоряжение сестрам)

С.: Приготовьте марлевую маску. Кладите на лицо. Подаем эфир постепенно.

Ведущий 2: Хирургические операции в то время были мучительны и для больного, и для врача. Многие оперируемые не выдерживали нестерпимой боли и умирали. Единственным средством борьбы с болью, способным облегчить страдания, была скорость, с которой хирург мог производить операции. И вот теперь с применением эфирного наркоза можно было рассчитывать на успешный исход операции. (Склифосовский подходит к операционному столу)

С.: Один, два, три…. (говорит медсестре) Держите наготове между пальцев скальпель, зажим. Все, уснул, начали… (С. начинает делать операцию).

Ведущий 1: Склифосовский говорил: «Оперирует не инструмент, а рука хирурга».

Ведущий 2: Он работал по 12 часов в сутки, забывая о еде. Трогательны были заботы о нем медицинских сестер, подносивших ему во время работы то глоток вина, то кусок хлеба для поддержания сил.

Ведущий 1: Эфирный наркоз хирург широко применял в боевой обстановке.  Пока на Западе спорили о том, можно или нельзя применять наркоз в хирургической практике, Склифосовский произвел множество операций на поле брани под общим наркозом.

С. (обращается к медицинской сестре): Как можно тщательнее наложите листеровскую повязку. От этого зависит защита раны.

(обращается к больному): Очнулся, ну вот и славно. Через месяц, голубчик, Вы сможете ходить. А пока покой, строгий покой. Марфа Семеновна, перевязку сделать через 8 дней, рану как можно меньше беспокоить.

(Медсестры ухаживают за больным, каталку увозят со сцены. С. идет к столу, садится за стол, опять пишет, думает).

Ведущий 1: Работая в военных лазаретах, Склифосовский  ввел в широкое употребление применение гипсовых повязок.

С.: Я считаю, что рано наложенная гипсовая повязка предохраняет более или менее от развития распадающихся тромбов в венах. Выздоровление наступает быстрее, если гипсовая повязка наложена немедленно после сражения.

С. (встает из-за стола и подходит к краю сцены, обращается в зал): Самое главное для врачей – это спасение жизни людей. Надо стараться проникнуть посредством опыта и наблюдения при постели больных сквозь таинственный мрак болезни – вот чего требует обязанность каждого мыслящего врача. (С. подходит к столу берет керосинку и уходит).

Ведущий 2: Склифосовский был сторонником выжидательного лечения. Считал, что при ранениях брюшной полости, грудной клетки и ампутациях главное строгий покой раненого.

Ведущий 1: В 1880 году Склифосовский был единогласно избран на кафедру факультетской хирургической клиники при Московском университете. Данной клиникой он заведовал 14 лет.

Ведущий 2: Через три года он получил пост директора Института усовершенствования врачей в Петербурге, где проработал до 1900 года. За эти годы он успел воспитать целую плеяду талантливых учеников, среди которых были: Спижарный, Кузьмин, Сарычев, Траубер, Яковлев.

                   Инсценировка «Вечер в доме Склифосовских»

(Действие происходит на сцене. Склифосовский с женой готовится к встрече гостей. Накрывают на стол: ставят самовар, расставляют чашки)

Ведущий 1: Николай Васильевич принадлежал к прогрессивной части русской интеллигенции, дружил с врачом С.П.Боткиным, юристом А.Ф.Кони, профессором химии и композитором А.П.Бородиным.  Встречался с Л.Н.Толстым.  Дома у Склифосовских бывали композитор П.И.Чайковский, художник В.В.Верещагин. Интересы Склифосовского были достаточно обширны: он любил живопись, литературу, музыку.

Ведущий 2: Его вторая жена была лауреатом международного музыкального конкурса Венской консерватории, а дочь училась музыке у Николая Рубинштейна. В доме Николая Васильевича нередко проводились музыкально-литературные вечера. (Жена Склифосовского играет на фортепиано музыкальное произведение П.И.Чайковского)

     (В  комнату входит Боткин, Кони и молодые врачи, дамы)

С: Как хочется верить, что грядущее поколение будет развиваться при иных, лучших условиях, чем те среди которых развивались мы.

Софья Александровна: (перестает играть, поворачивается к мужу) Полноте Вам, Николай Васильевич, классическая гимназия в России дает образование и ведет к верхам власти и культурному управлению.

С. (обращается к гостям): А я представляю себе, что когда-нибудь на Руси будет заложена школа, в которой образование ума и правильное развитие тела гармонически сольются с разумом, точным и основательным нравственным воспитанием юношей.

(Входит художник Верещагин, в руках у него картина)

Верещагин: Друг мой, Николай Васильевич! Вы вчера приезжали, но я писал!!! Вот принес вам подарок! (дарит Склифосовского пейзаж). Если вы устанете от трудов, долго глядите на мою картину и тогда отдохнете!

Софья Александровна: Господа, давайте попросим Елизавету Дмитриевну спеть!

Все вместе: Просим! Просим!  (Поет Елизавета Дмитриевна)

(Все восхищенно кричат: Браво! Браво! Уходят со   сцены парами)

Ведущий 1: Тысячи жизней спас Склифосовский, и все же смерть преследовала его. История семьи Склифосовского трагична: его молодая жена умерла в 24 года, оставив ему троих маленьких детей. Во второй раз Николай Васильевич женился на гувернантке своих детей.  Брак оказался на удивление прочным и счастливым.

 Ведущий 2: Из всех семерых детей великого хирурга до пожилого возраста дожила только старшая дочь Ольга. Один сын – Борис, умер в младенчестве, другой – Константин, скончался в 17 лет из-за туберкулеза почек. Самый старший - Владимир -  будучи студентом вступил в тайную террористическую организацию и получил от нее задание убить друга их семьи губернатора Полтавы. Юноша не захотел стать предателем, и потому застрелился в собственной комнате.

Ведущий 1: Это событие сильно повлияло на отца, тот оставил работу и занялся садоводством в своем полтавском имении, где вскоре умер от инсульта в возрасте 68 лет. Но и после его смерти история его семьи не "выпрямилась". Еще один его сын, Николай, был вскоре убит в русско-японской войне. Другой, Александр, пропал в Гражданскую войну.

Ведущий 2: Когда к власти в России пришли большевики, вдова и дети Склифосовского получили бумагу от Ленина, в которой значилось, что семью знаменитого врача "трогать" нельзя. Но  эта бумага не спасла их, и уже парализованную Софью Склифосовскую и дочь Тамару в 1918 году зверски убили махновцы за то, что они "родственники генерала". В горниле Гражданской войны не стали разбираться в том, что генеральское звание было пожаловано Склифосовскому за его участие в войнах как доктора, лечившего всех раненых, независимо от положения.

Ведущий 2: Открывая 5 съезд российских хирургов,  профессор Рейн сказал: «30 ноября  1904 года в час ночи скончался Николай Васильевич Склифосовский. С ним сошел в могилу несомненно один из самых выдающихся хирургов нашего отечества, имя которого мы привыкли ставить тотчас после имени великого Пирогова, слава его как научного работника и как хирурга распространена далеко за пределы России»                                        

Ведущий 1: Научные труды Склифосовского значительно продвинули вперед хирургию, гинекологию, стоматологию. Он разработал оригинальную операцию соединения костей при ложных суставах ("замок Склифосовского"), требовал включить стоматологию как науку в программу высших медицинских учебных заведений.

Ведущий 2: Склифосовский внес большой вклад в развитие челюстно-лицевой хирургии. Первым в мире применил местное обезболивание раствором кокаина при операции по поводу расщелины твердого неба. Сконструировал аппарат, поддерживающий наркоз во время операции в полости рта.

Ведущий 1: Одним из первых Николай Васильевич начал производить лапаротомию, овариотомию, что положило начало развитию «полостной» хирургии.  В числе первых хирургов произвел гастростомию.

Ведущий 2: Благодаря Склифосовскому, в России зародилась хирургия печени и желчных путей. В числе первых он стал оперировать на желчном пузыре, положил начало развитию хирургии щитовидной железы.

Ведущий 1: Всего Склифосовским было написано 114 научных работ, в которых отражены личный опыт и новаторские идеи.

Ведущий 2: Склифосовский был видным общественным деятелем: принимал активное участие в созыве пироговских съездов русских врачей, был председателем XII Международного конгресса врачей в Москве, одним из организаторов и председателем первого съезда русских хирургов, соредактором журналов "Хирургическая летопись" и "Летопись русской хирургии".

Ведущий 1: Он был почетным членом Московского университета, Военно-медицинской академии, медицинских обществ  врачей России и Европы.

(Выходят  чтецы, становятся перед сценой. Читают стихотворение Э.Асадова «Высокий долг»)

…  Врачи бывали разными всегда:

     Один пред трудной хворостью смирялся,

     Другой же не сдавался никогда

     И шел вперед. И бился и сражался!

     Горел, искал и в стужу и в грозу,

     Пусть не всегда победа улыбалась,

     И все же было. Чудо совершалось.

     И он счастливый смахивал слезу...

     Ведь коль не он - мечтатель и боец,

     И не его дерзанья, ум и руки,

     Каких высот достигли б мы в науке

     И где б мы сами были, наконец?!

 

     Нельзя на смерть с покорностью смотреть,

     Тем паче где терять-то больше нечего,

     И как порою ни упряма смерть -

     Бесстрашно биться, сметь и только сметь!

     Сражаться ради счастья человечьего.

 

     Так славьтесь же на много поколений,

     Упрямыми сердцами горячи,

     Не знающие страха и сомнений

     Прекрасные и светлые врачи!

(Звучит музыка. Михаил Иванович Глинка. Ноктюрн "Разлука").


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.Поклонимся великим тем годам!

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.«Поклонимся великим тем годам!»...

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 70-летию Победы русского народа в Великой отечественной войне «Поклонимся великим тем годам…»

Ведущий:Поклонимся великим тем годам,Тем славным командирам и бойцам,И маршалам страны и рядовым,Поклонимся и мёртвым, и живым,Всем тем, которых забывать нельзя,Поклонимся, поклонимся друзья.Всем миро...

Литературно-музыкальная композиция "Два портрета"

Внеклассное мероприятие "Два портрета"...

Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Н.В.Склифосовский – доктор и человек» к 185-летию русского хирурга Н.В.Склифосовского

        Методическая разработка «Н.В.Склифосовский – доктор и человек» предназначена для преподавателей в качестве методической рекомендации при проведении...