Тема бесправного детства в рассказе А.П.Чехова "Ванька"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Конспект урока внеклассного чтения в 5 классе по рассказу А.П.Чехова "Ванька" с презентацией. На уроке учитель     знакомит обучающихся  с правами ребёнка в современном обществе, сравнивая их  с правами  ровесников в далёком прошлом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Тема урока: «Тема  бесправного детства в рассказе А.П.Чехова «Ванька»

            Цели урока: - учить анализировать текст, видеть идею, смысл рассказа;

                                   - совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного,    выразительного чтения;

                                   - обогащать словарный запас;

                              - познакомить обучающихся  с правами ребёнка в современном обществе, сравнив с правами их ровесников в далёком прошлом;

                             -  развивать эмоционально-чувственное отношение к действительности, личностное видение окружающего мира.

Оборудование:  проектор, экран, текст рассказа А.П.Чехова «Ванька»,     толковый                                                                                                                                                  словарь по рассказу, слова для словарной разминки.

Ход урока:

 1. Организация начала урока.

2. Сообщение целей и задач урока   1 слайд

     - Сегодня на уроке мы с вами продолжаем работать с рассказом А. П.Чехова «Ванька». Будем беседовать о главном герое, сравним, какими правами сегодня обладаете вы и какими правами обладает Ванька, поэтому тема нашего урока звучит так:

«Тема   детства в рассказе А.П.Чехова «Ванька». А вот какое детство было у Ваньки, мы выясним .  ( запись в тетради темы )

3.  Слово учителя.               2 слайд  3 слайд

    - Среди произведений Чехова много рассказов о детях. Он любил детей, умел с ними дружить, ему близки мысли и ощущения даже самых маленьких детей, в чем мы сегодня убедимся. В любви к детям была и нежность, и тревога. Писателя волновала судьба будущих граждан России.  Он знал, как мешают уродливые условия жизни многим детям вырасти добрыми, счастливыми, полезными людьми. Нищая деревня выбрасывала в город тысячи осиротевших детей. К.И.Чуковский писал: «Бедность у крестьян была такая, что им нечем было прокормить детей. Чуть бывало  . . . исполнилось мальчику 7 лет или 8, родители отдают его в город на фабрику, где за кусок хлеба ему приходится работать с утра до ночи. Часто дети на фабриках должны были вертеть большие колёса, которыми приводились в движение машины.»

      -    Вам сейчас сколько лет?  Деревенские ребятишки в этом возрасте зарабатывали сами кусок хлеба.

     4 слайд

 - Рассказ «Ванька» Чехов написал в 1886 году. Почему он так называется? Мы говорим, что так называть человека по имени невежливо?

 4. Словарная разминка. (По тексту рассказа «Ванька» А.П.Чехова)

А сейчас проведём словарную разминку. По одному выходим к доске и берём со стола слово, говорите, что это такое, если забыли, то обратимся за помощью к классу.

5. Беседа по произведению

1. О ком рассказ?  (А. П. Чехов рассказывает о девятилетнем мальчике сироте, Ваньке Жукове

  1. Что автор говорит о мальчике?   (Автор пишет о тяжелой жизни мальчика, которого отдали в ученье к сапожнику Аляхину)
  2. Нравится ли Ванька автору? Какое чувство испытывает А. П. Чехов к своему герою? (Докажи словами текста.) Почему? (Своё мнение.)
  3. Сколько частей в рассказе?        В рассказе 3 части:

     I ч. – знакомит нас с героем рассказа Ванькой;

     II ч. – письмо Ваньки к дедушке и воспоминания о деревне;

     III ч. – Ванька отправляет письмо и ложится спать с надеждой, что письмо      

                  дойдет до дедушки.

  1.   Для чего письмо Ваньки автор разделил воспоминаниями? (Для того чтобы читатель мог понять, что заставило Ваньку написать письмо деду. Нам автор показал жизнь мальчика в городе и в деревне.)
  2. Почему Ваньке прежняя жизнь кажется счастливой?
  3. Как жилось Ваньке в городе? (Примеры из текста)
  4. Какое чувство ты испытывал, когда читал рассказ?
  5. Сможет ли Ваньке помочь дедушка? Как вы думаете, получит ли письмо дедушка?

9. Хотелось бы вам помочь Ваньке?

10 А случайно ли то, что Ванька пишет его в ночь перед Рождеством?

6.  Сравнение прав деревенского ребёнка в 19 веке и прав детей сегодня

       

       Наша страна Россия – правовое государство

В Конвенции о правах ребенка записано “…Ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе”. Эта охрана и забота возлагается на родителей ребенка. Семья – маленькое государство, где действуют свои порядки и обычаи. Давайте посмотрим, какими правами обладаете сейчас вы и какими обладает  наш герой Ванька?

 

        5 слайд сравнение

С рождения ребёнок имеет право

  •  на имя;
  •   жить и воспитываться в семье, насколько это возможно,
  • знать родителей и жить вместе с ними (если это не противоречит интересам ребенка);
  •    на заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими);
  •  на всесторонне развитие и уважение человеческого достоинства;
  •    выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;
  •    на защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их замещающими),
  •  на гражданство;
  •    иметь на праве собственности имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка);

         6 слайд обязанности

                         Говоря о правах, мы не должны забывать об обязанностях.

С рождения ребёнок имеет обязанности:

  • слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации;
  •  соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

                                        Ответственность

  •  перед родителями и лицами, их заменяющими, воспитателями и преподавателями;
  •  перед своей совестью.

      Давайте подведём итог:- Какими правами обладает наш герой?

         - Какое детство было у Ваньки?

          - Какое прилагательное добавить в формулировку темы нашего урока?

            7 слайд Тема урока: «Тема  бесправного детства в рассказе А.П.Чехова «Ванька»

7. Просмотр презентации Болдырева Андрея

   - Уже несколько лет проводится конкурс презентаций «Я имею право знать». В этом году принял участие ученик вашего класса Болдырев Андрей. Эту презентацию я предлагаю вашему вниманию.  

- Понравилась презентация? Очень важно, чтобы вы знали свои права и помнили об обязанностях.

   

8. Итог урока.

    А сейчас подведём итог урока.

          -     Чему сегодня учились?

          -     Какие выводы можно сделать?

- А.П.Чехов в своём рассказе «Ванька» показал тяжелое, бесправное детство ребёнка.

   В наше время вы обладаете правами и обязанностями, очень важно, чтобы ваши права соблюдались, за этим следят определённые организации,  у нас в школе – социальный педагог Дронова Елена Николаевна, есть даже телефоны доверия для детей (висит на доске объявлений).

 9. Выставление оценок.

10. Домашнее задание :   8 слайд

      письменно ответить на вопрос: « Как жилось Ваньке в доме сапожника Алёхина?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема детства в рассказе А. П. Чехова «Ванька»

Слайд 2

Антон Павлович Чехов 1860-1904г.

Слайд 3

Произведения А.П.Чехова

Слайд 4

Рассказ «Ванька» 1886 год

Слайд 5

С рождения ребенок имеет права: на имя; жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, знать родителей и жить вместе с ними (если это не противоречит интересам ребенка); на заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими); на всесторонне развитие и уважение человеческого достоинства; выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы; на защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их замещающими), на гражданство; иметь на праве собственности имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка);

Слайд 6

С рождения ребенок имеет обязанности: слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации; соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах. ответственность перед родителями и лицами, их заменяющими, воспитателями и преподавателями; перед своей совестью.

Слайд 7

Тема бесправного детства в рассказе А. П. Чехова «Ванька»

Слайд 8

Домашнее задание: письменно ответить на вопрос: «Как жилось Ваньке в доме сапожника Алёхина?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мир детства в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

Урок литературы в 6 классе с применением здоровьесберегающих технологий...

КОНСПЕКТ урока по литературе в 6 классе по теме: «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». К уроку прилагается рабочая карта.

КОНСПЕКТ урока по литературе в 6 классе по теме: «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»(урок-образ). К уроку прилагается  рабочая карта....

КОНСПЕКТ урока по литературе в 6 классе по теме: «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». К уроку прилагается рабочая карта.

КОНСПЕКТ урока по литературе в 6 классе по теме: «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»(урок-образ). К уроку прилагается  рабочая карта....

Тема детства в рассказе Ф. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и пьесе В. Леванова «Выглядки». Методическая разработка

На основе достоверных событий художественный замысел писателей разных эпох поднимается до обобщения и типизации. Факты действительности, изображаемые Ф.М. Достоевским и  В. Левановым, становятся ...

Тема: «Изображение детства в рассказе Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

Цель:  Выявить актуальность  рассказа  Ф.М.Достоевского: «Мальчик у Христа на ёлке».А). Личностные  результаты:Воспитыватьнеприятие жестокости, проявление милосерд...