Литература 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Кащеева Ольга Сергеевна

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2005 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина) под редакцией В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2006 и  учебника «Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учреждений (автор - составитель В.Я.Коровина. -  М.: Просвещение, 2009г.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_8_kashcheeva_o.s.docx97.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1» города Бийска Алтайского края

«Рассмотрено»

на м/о учителей_______

_____________________

 МБОУ «СОШ № 1»

Протокол №  

от «___»_______201__г.

«Согласовано»

зам.директора  МБОУ  «СОШ № 1»

_____________________/_____________________

«__»__________201_г.

«Принято»

Педагогическим советом МБОУ «СОШ № 1»

Протокол №  

от «__»______201__г.

«Утверждено»

Директор МБОУ «СОШ №1»

___________ /О.Н. Викарчук/

Приказ №  

от «____»_______201__г.

                                                                

                                                        

Рабочая программа

Литература 8 В-Г-Дкласс

наименованиеучебногопредмета, курса, класс

базовый

(уровень: базовый, профильный,

общеобразовательный, специального коррекционного обучения)

Учитель Кащеева Ольга Сергеевна

Квалификационная категориянет

2015 – 2016учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

стр.

Паспорт программы ..……………………………………………………                                            3

Пояснительная записка…………………………………………………………….4

Календарно-тематический поурочный план …………………………………                                   15

Требования к результатам изучения предмета «Литература» ………………58

Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся ……………..

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе……………                                     65

62

Лист корректировки Рабочей программы…………………………………………….

Приложение

63

Паспортрабочей программы для 8 класса литература

Тип программы:  программа основного общего образования.

Статус программы: рабочая программа по литературе.

Назначение программы:

  • для обучающихся (слушателей) образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

Категория обучающихся: учащиеся  8_классов МБОУ « СОШ № 1»

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени:  68 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 2 часа в неделю

Формы контроля: развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, выразительное чтение, пересказ (подробный, сжатый, выборочный), характеристика литературного героя, инсценирование, чтение наизусть, анализ эпизода, тест, знание теоретико-литературных понятий, сочинение, отзыв на художественное произведение

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 8 класса (Д) составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ
  2. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по Алтайскому краю, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
  3. Учебного плана МБОУ « СОШ №  1» на 2014-2015 учебный год.
  4. Авторской программы основного общего образования по «Литературе» под редакцией В.Я. Коровиной, 17-е издание, М.: Просвещение 2009.
  5. СанПиНа (2.4.2.2821-10)

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2005 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина) под редакцией В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2006 и  учебника «Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учреждений (автор - составитель В.Я.Коровина. -  М.: Просвещение, 2009г.).

Цели преподавания:

Приобщение учащимся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений  в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи преподавания:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
  • устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
  • научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
  • отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Методы и формы, технологии обучения:

  • Традиционное обучение
  • Активное обучение (сотрудничество, элементы контекстного подхода, индивидуализация обучения)
  • Интерактивные подходы (творческие задания, работа в малых группах)
  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровье сберегающие технологии;
  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

  Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения

Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

Устный пересказ: подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).

Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.).

Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.

Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5—9 классах.

Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).

Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).

Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.

Содержание учебного курса литературы 8 класс

Введение

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

Древнерусская литература

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

«Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. (обзор)

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Литература XVIII века

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. Домашнее сочинение по комедии.

Н.М. Карамзин

«Наталья, дочь боярская» .Понятие о сентиментализме.

Сочинение «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе XIII века»

Русская литература XIX века

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». Классное сочинение по повести «Капитанская дочка».

Внеклассное чтение «Пиковая дама»

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы. Анализ эпизодов из поэмы «Мцыри». Сочинение по поэме.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении. Домашнее сочинение по творчеству Н.В. Гоголя.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочиненияТеория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Внеклассное чтение «Отрочество»

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...». Анализ стихотворений.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

Русская литература XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ».  Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Максим Горький «Челкаш» - романтическое произведение. Романтизм.

Внеклассное чтениеВ.Г. Короленко «Парадокс».

Сочинение «Что значит быть счастливым?»

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники)

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев. Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе. Творческая работа учащихся.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно- воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Сочинение «ВОв в литературе XX века»

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке». «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов. Анализ стихотворений.

Зарубежная литература

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе «Путешествия Гулливера».  Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Календарно-тематический поурочный план

учебного предмета «Литература»

№ п/п

Тема

Виды деятельности обучающихся (практические, лабораторные, к.р., экскурсии др.)

Формы контроля

Требования к уровню подготовки учащихся

Оборудование

План

1

Русская литература и история.

Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.  Историзм творчества классиков русской литературы..

Работа с книгой, творческая работа.

Лекция, беседа.

Знать: информацию о взаимодействии литературы и истории.

Уметь:  объяснить различие между литературой и произведениями; составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа; пересказывать статью. Использовать на практике: владение  диалогической речью.

01.09. – 05.09.15

2.

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).

Лирические и хороводные песни. «В темном лесе, в темном лесе…», «Уж ты, ночка, ты; ноченька тёмная…», «Вдоль по улице метелица метёт…»

Творческая работа. Беседа.

Знать: своеобразие исторической и лирической песен; знать термины  

« историческая песня», «предание», содержание прочитанных произведений.

Уметь: выразительно читать, анализировать образы.

01.09. – 05.09.15

3.

Исторические песни. Предание как исторический жанр русской народной прозы. Предание «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и формы народных преданий.

Творческая работа. Беседа.

Знать: основные жанры УНТ; литературные термины, содержание произведений.

Уметь: выразительно читать, анализировать текст

Использовать на практике:  владение основными видами публичных выступлений

07.09. – 12.09.15

4.

Частушка как малый песенный жанр. Поэтика частушек. Отражение различных сторон жизни народа в частушках.

Выразительное чтение произведения. Беседа.

Уметь: выразительно читать, анализировать текст

Использовать на практике:  владение основными видами публичных выступлений.

07.09. – 12.09.15

5.

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы.  «Житие Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

Творческая, самостоятельная. Викторина «Узнай произведение и определи его жанр», беседа.

Знать содержание и историческую основу «Жития..», уметь воспринимать и анализировать художественный текст; определять род и жанр произведения; интеграция с уроками МХК, ИЗО; выбор чтения в соответствии с поставленной целью. Теория: житие, воинская повесть.

14.09. – 19.09.15

6.

Внеклассное чтение. «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои - крестьянские и купеческие сыновья. Особенности поэтики бытовой сатиры.

Урок внеклассного чтения, беседа.

Знать содержание и историческую основу «Жития..», уметь воспринимать и анализировать художественный текст; определять род и жанр произведения.

14.09. – 19.09.15

7.

Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме.

Практическая работа. Беседа, работа с книгой.

Знать: основные этапы жизненного пути Д.И. Фонвизина; содержание пьесы, черты классицизма; условия возникновения классицизма как литературного направления.

21.09. – 26.09.15

8.

Р.р. Подготовка к домашнему  сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века» (на примере 1-2 произведений»).

Творческая работа. Сочинение.

Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал; владение монологической и диалогической речью.

21.09. – 26.09.15

9.

И.А. Крылов -  поэт и мудрец. «Лягушки, просящие царя». «Обоз». Осмеяние самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Творческая. Инсценирование басни, рассказ учителя, беседа

Знать: основные этапы жизненного и творческого пути И.А.Крылова. Знать: языковое своеобразие басен Крылова. Знать о басне как жанре.
Знать: языковое своеобразие басен Крылова.

Уметь: выразительно читать, анализировать  басни.

Использовать на практике: владение основными видами публичных выступлений;

уметь анализировать басню как эпическое произведение.

28.09. – 03.10.15

10.

Внеклассное чтение. Отражение в баснях таланта Крылова – журналиста, музыканта, писателя, философа.

Урок внеклассного чтения, беседа.

Знать: определение понятий «басня», «аллегория».

 Уметь определять основную мысль текста, выразительно читать басни.

28.09. – 03.10.15

12.

К.Ф.Рылеев – декабрист, автор сатир и дум. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Предводитель казаков –  Ермак Тимофеевич. Текст думы К.Ф. Рылеева – основа народной песни о Ермаке.

Практическая. Беседа, работа с текстом.

Знать о думе как жанре, исторической основе произведения.
 Знать: термины, содержание произведения.

Уметь выразительно читать, анализировать поэтический текст, пользоваться справочной литературой.

05.10. – 10.10.15

13.

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «Я помню чудное мгновенье», «19 октября». Их основные темы и мотивы.

Беседа, работа с книгой, сообщение.

Знать: основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина;
исторические источники;
содержание изучаемого произведения.

Уметь: выразительно читать, анализировать, владеть различными видами пересказа.  

05.10. – 10.10.15

14.

Семинар. А.С. Пушкин  и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах).

Самостоятельная. Беседа.

Уметь обосновывать суждения, приводить доказательства.

12.10. – 17.10.15

15.

А.С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Отношение   народа, дворян и автора к предводителю восстания.

Практическая, самостоятельная.

Беседа

Уметь делать сообщение о Пугачевском восстании, о работе Пушкина над образом Пугачева; использовать различные виды чтения; владеть монологической и диалогической речью. Теория: роман, повесть, хроника, семейные записи

12.10. – 17.10.15

16.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои  и их исторические прототипы.

Аналитическая беседа, работа с текстом, устные сообщения.

Знать об исторической основе романа, о жанре, композиции, идейном содержании, системе характеров, (углубить понятие о художественном образе -характере), средствах характеристики.

19.10. – 24.10.15

17.

Гринев: жизненный путь героя, Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.

Письменная, самостоятельная  работа. Аналитическая беседа, работа с книгой.

Уметь рассуждать о роли отца, матери, Савельича в воспитании Петруши Гринева. Сообщения:

1) Первые жизненные испытания П.Гринева.

2) Что такое милосердие? Владение основными видами публичных выступлений;  следование этическим нормам и правилам ведения диалога

19.10. – 24.10.15

18.

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.

Письменная работа Аналитическая беседа, работа с текстом произведения.

Письменный ответ «Как и почему изменилось отношение Гринева к своему пребыванию в крепости?»; владение основными видами публичных выступлений; следование этическим нормам и правилам ведения диалога.

26.10. – 31.10.15

19.

Гуманизм и историзм  А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и о реалистическом произведении.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Беседа, опрос.

Знать: историю Пугачёвского восстания. Историю создания произведения.

Уметь: сопоставлять и анализировать факты истории с художественным произведением, в котором отражены определённые исторические собвтия.

26.10. – 31.10.15

20.

Р.р. Классное сочинение №1 по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Подготовка к сочинению.

Уметь выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное.

09.11. – 14.11.15

21.

А.С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема « человек и судьба» в идейном содержании произведения. Система образов персонажей в повести. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Выступления учащихся, работа по содержанию повести, творческая работа, опрос, беседа,

Умение определять тему и идею произведения, давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, доказывать свою точку зрения.

09.11. – 14.11.15

22.

Контрольная работа  по творчеству А.С. Пушкина.

Выполнение тестовой работы.

Знать: основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина;
исторические источники;
содержание изучаемого произведения.

16.11. – 21.11.15

23.

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

Лекция, работа с книгой.

Знать: основные факты жизни и творческого пути М.Ю.Лермонтова.

16.11. – 21.12.15

24.

М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически – условный историзм поэмы.

Совместная деятельность учащихся, работа с критическим материалом, мини-сочинение.

Знать: содержание  поэмы «Мцыри»; оценку образа  Мцыри В.Г.Белинским.

Уметь: выявлять романтические черты главного героя произведения. Уметь выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку. Уметь выражать и обосновывать свое мнение о герое.

23.11.- 28.11.15

25.

Композиция и художественные особенности поэмы. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Развитие представлений о жанре романтической поэмы.

Аналитическая беседа, выразительное чтение, работа с книгой, цитатный план.

Знать: определение понятий «образ», «композиция».

Уметь  выявлять поэтическую идею стихотворения, основные художественные средства

23.11.- 28.11.15

26.

Р.р. Обучение сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»:

1.«Анализ эпизода в поэме «Мцыри» (по выбору учащегося).

2.«Мцыри как романтический герой».

3.«Природа и человек в поэме «Мцыри».

Сбор материала к сочинению, его систематизация. Сочинение

Уметь: отбирать материал для раскрытия темы, соблюдать его композиционную структуру . Выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное.  

30.11– 05.12.15

27.

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать:  основные факты жизни и творческого пути писателя; основы сценического поведения.

30.11– 05.12.15

28.

Н.В. Гоголь.  «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания и постановки комедии.  «Ревизор» в оценке современников.

Работа над содержанием действия, комментированное чтение, выполнение предложенных заданий. Беседа, опрос,  анализ текста, работа с книгой.

Знать особенности драматического произведения; литературного жанра; определение понятия «комедия»; характеристика действующих лиц комедии, устное рисование.

07.12. – 12.12.15

29.

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе.

Проблемные задания, чтение по ролям, совместная деятельность, характеристика героев.

Знать:  содержание комедии; позицию автора по отношению к каждому  из героев. Уметь: перефразировать мысль; владение монологической и диалогической речью; поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

07.12. – 12.12.15

30.

Хлестаков.  Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как общественное явление.

Совместная деятельность учащихся, пересказ, чтение по ролям.

Уметь :выражать и обосновывать свое мнение о герое, а также сравнивать с реальным историческим лицом.

14.12. – 19.12.15

31.

Р.р. Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, финала, немой сцены.

Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»).

Самостоятельная, творческая работа.

Сочинение.

Уметь: искать нужную информацию в источниках различного типа.  Анализировать поэтический текст; характеризовать особенности сюжета, композиции.

14.12. – 19.12.15

32.

Н.В. Гоголь.  «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным  лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества.

Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.Выделение этапов развития сюжета.Устная и письменная характеристика героев и их нравственная оценка.

Знать: историю создания произведение, понятие «маленький человек» в литературе.

Уметь: развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный  Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал; владение основными видами публичных выступлений материал; владение основными видами публичных выступлений.

21.12. – 26.12.15

33.

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.

Аналитическая беседа. Проблемные вопросы.

21.12. – 26.12.15

34.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Создание средства комического в произведении. Ирония, сатира, гипербола, гротеск, пародия, эзопов язык.

Поиск материалов о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы.

Пересказ.

Знать:  основные факты жизни и творческого пути писателя. Особенности сатирических произведений, уметь творчески читать произведение, аргументировано высказывать  отношение к затронутым автором проблема.

Уметь: выразительно читать, анализировать произведение; пересказывать, участвовать в диалоге  по прочитанному  произведению.

11.01. – 16.01.16

35.

Р.р. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города».

Подготовка к домашнему сочинению № 2.

Урок развития речи. Творческая работа.

Знать: основные сведения о творчестве и биографии поэта, основные темы и мотивы его творчества.

Отбирать материал для раскрытия темы, соблюдать его композиционную структуру . Выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное.  

11.01. – 16.01.16

36.

Контрольная работа. По творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Контрольная работа.

Тест.

Знать:  основные факты жизни и творческого пути писателей; содержание произведений.

Уметь: определять идею, тему, основной конфликт произведения, давать характеристику главным героям.

18.01. – 23.01.16

37.

Н.С. Лесков. Слово о писателе. Н. С. Лесков и Тульский край. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита беззащитных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа.

Сообщения учащихся, викторина.

Знать: основные факты жизни и творческого пути писателя, содержание  изучаемого произведения

Уметь:  передавать содержание прочитанного произведения; владение монологической и диалогической речью

18.01. – 23.01.16

38.

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Л. Н. Толстой о Тульском  крае. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: основные факты жизненного и творческого пути Л.Толстого, содержание рассказа содержание изучаемого произведения; прием «контраста».

Уметь: участвовать в диалоге  по  прочитанному произведению; анализировать  текст; характеризовать особенности сюжета, композиции.

25.01-30.01.16

39.

Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа.

Аналитическая беседа, проблемные вопросы.

Знать: особенности композиции рассказа «После бала», её роли, о роли приёма антитезы в идейной и художественной ткани рассказа.

Уметь сопоставлять эпизоды рассказа, владеть различными видами пересказа.

25.01-30.01.16

40.

Внеклассное чтение. Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество».

Внеклассное чтение

Форма контроля: устные ответы на вопросы.

Знать: основные сведения биографии и писателя; уметь: анализировать образы главных героев, определять тему, идею произведения.

01.02.-06.02.16

41.

Внеклассное чтение. Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова.

Проблемные задания,  сообщения учащихся, отзывы о прочитанных стихотворениях.

Знать: содержание стихотворных текстов.

Цель: уметь выразительно читать стихотворение, развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства; умение вступать в речевое, строить письменное высказывание – анализ поэтического текста.

01.02.-06.02.16

42.

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Самый большой город земли». Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

Поиск материалов о биографии и творчестве писателя.

Устный рассказ о писателе.

Восприятие текста рассказа.

Знать: основные факты жизненного и творческого пути писателя, сюжет рассказа.; отличительные признаки юмора и сатиры; владеть навыком показывать роль предметной детали в рассказах А.. П. Чехова.

Уметь: анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному;  воспринимать и анализировать художественный текст, выделять смысловые части рассказа, составлять план прочитанного, формулировать идею, проблематику произведения.

08.02-13.02.16

43.

И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Психологизм прозы писателя.

Проблемные задания, сообщения учащихся, работа с книгой.

Знать: основные факты жизни  и творческого пути И.А. Бунина, содержание рассказа.
Уметь: сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев, выражать свое отношение к прочитанному.

08.02-13.02.16

44.

А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Понятие о сюжете и фабуле.

Лекция, рассказ, беседа, работа с книгой.

Знать: основные факты жизни и творческого пути А.И. Куприна, содержание рассказа.

Уметь: анализировать стихотворный текст.

Уметь: определять род и жанр литературного произведения.

15.02.-20.02.16

45.

Р.р. Урок-диспут «Что значит быть счастливым?»

Подготовка к домашнему сочинению  № 3 по рассказам Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна.

Аналитическая беседа, участие в коллективном диалоге, диспут.

Сочинение.

Уметь: отбирать материал для раскрытия темы, соблюдать его композиционную структуру . Выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное.  

15.02.-20.02.16

46.

А.А.Блок. Слово о поэте.  «Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл.

Сообщения учащихся, работа над стихотворением, анализ стихотворения, аналитическая беседа.

Знать: основные факты жизни и творчества поэта.

Уметь: определять род и жанр литературного произведения, формулировать тему, идею, проблематику произведения, выразительно читать стихотворения.

22.02-27.02.16

47.

С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев»- поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Понятие о драматической поэме.

Сообщение учащихся, работа над фрагментами поэмы, аналитическая беседа.

Знать: основные факты жизни и творчества поэта.

Уметь: анализировать стихотворный текст, определять род и жанр литературного произведения.

22.02-27.02.16

48.

Р.р.  Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина.  Подготовка к домашнему сочинению.

Урок развития речи.

Знать: историю создания произведений, исторические факты, на основе которых написаны произведения.

Уметь: анализировать образы героев и авторское отношение к ним, составлять план сочинения и создавать текст.

29.02.-05.03.16

49.

И.С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству.

Лекция, работа с учебником, сообщения учащихся.

Знать: основные факты жизни писателя.

Уметь: владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге; передавать содержание прочитанного текста, умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства;
умение вступать в речевое общение.

29.02.-05.03.16

50.

Внеклассное чтение. Журнал «Сатирикон» «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Тэффи. «Жизнь и воротник». М.М. Зощенко. «История болезни».

Урок внеклассного чтения.

Развивать навыки выразительного чтения, анализа рассказов.

07.03. –12.03.16

51.

М.А. Осоргин.  Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».

Лекция, рассказ, беседа, работа с книгой.

Знать: основные факты биографии и творческого пути писателя.

Уметь сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев, выражать свое отношение к прочитанному.

07.03 –12.03.16

52.

Контрольная работа. По творчеству Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, М.Горького, А.А. Блока, С.А. Есенина.

Контрольная работа. Тест.

Знать: основные сведения о творчестве и биографии писателей, основные темы и мотивы их творчества;

Уметь анализировать произведение.

14.03-19.03.16

53.

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения родине. Восприятие поэмы современниками.

Лекция, аналитическая беседа. Работа с книгой.

Знать образную систему словесного искусства, содержание изучаемого произведения; содержание изучаемых глав.

Уметь: определять род и жанр литературного произведения, формулировать тему. Идею, проблематику изучаемого произведения; анализировать художественный текст, давать характеристику герою, характеризовать особенности сюжета.

14.03-19.03.16

54.

Василий Теркин- защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского.

Инсценирование, выразительное чтение, аналитическая беседа, конспектирование.

Знать: методику анализа произведения.

Уметь: выделить основные темы и проблемы, отметить стилевое многообразие поэмы.

21.03. – 26.03.16

55.

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А. Твардовского в поэме.

Лекция, аналитическая беседа. Работа с книгой.

Знать образную систему словесного искусства, содержание изучаемого произведения; содержание изучаемых глав.

Уметь: анализировать поэтический текст.

21.03. – 26.03.16

56.

Внеклассное чтение. А.П. Платонов Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

Проблемные вопросы, викторина, комментированное чтение.

Знать: основные факты биографии и творческого пути писателя.

Уметь  участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

04.04-09.04.16

57.

Р.р. Урок-концерт. Стихи песни о Великой Отечественной войне.

Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату»), Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют»), А.Фатьянова («Соловьи»), Л.Ошанина («Дороги»), Е.К. Маслова «Земля моя», «Доля солдатская», «Старые солдаты».

Инсценирование, выразительное чтение, аналитическая беседа.

Знать: поэтов военного времени и их творчество, стихи наизусть; содержание произведений о Великой Отечественной войне.

Уметь: выразительно читать произведения, участвовать в диалоге по прочитанным произведениям.

04.04-09.04.16

58.

В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе.

Викторина, сообщение учащихся, работа со статьей, выразительное чтение.

Знать: основные факты жизни и творчества писателя, содержание рассказа.

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выделять и формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения, владеть различными видами пересказа.

11.04-16.04.16

59.

Р.р. Классное сочинение №2 на тему «Великая Отечественная война в литературе 20 века» (произведение по выбору учащегося).

Творческая работа. Сочинение.

Знать: поэтов военного времени и их творчество, стихи наизусть; содержание произведений о Великой Отечественной войне.

Уметь: писать сочинение на заданную тему; логически строить ответ, используя цитатный материал

11.04-16.04.16

60.

Внеклассное чтение. Русские поэты о Родине, родной природе. И. Анненский «Снег», Д. Мережковский «Родное», «Не надо звуков», Н.Заболоцкий «Вечер на Оке», Н. Рубцов «Встреча», «Привет, Россия», Н. Асеев «Осень», Музыка из окон»,Е. К. Маслов «Исповедь». «Град Олегов», Л. Н. Маслова «Мой город».

Проблемные задания, выразительное чтение.

Знать: образную природу словесного искусства.

Уметь: определять род и жанр литературного произведения, выразительно читать стихи, участвовать в диалоге по прочитанным произведениям.

18.04 -23.04.16

61.

Внеклассное чтение. Поэты  Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп «Мне трудно без России», З.Гиппиус «Знайте!», Дон Аминадо «Бабье лето», И.Бунин «У птицы есть гнездо».

Проблемные вопросы, комментированное чтение. Опрос.

Уметь: определять род и жанр литературного произведения, знать образную систему словесного искусства.

18.04-23.04.16

62.

У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.  Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

 Лекция, аналитическая беседа, работа с книгой.

Знать: основные факты жизни и творчества В.Шекспира, содержание трагедии.

Уметь: воспринимать и анализировать художественное произведение, определять род и жанр литературного произведения, характеризовать систему образов.

25.04 -30.04.16

63.

Сонеты У. Шекспира: «Кто хвалится родством своим со знатью», «Увы, мой стих не блещет новизной». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии.

Лекция, аналитическая беседа. Работа с книгой.

Знать: произведения писателя.

Уметь: раскрыть пафос пьесы, прославляющей верность в любви, непобедимость искреннего чувства, высокую гуманность.

25.04 -30.04.16

64.

Жан Батист Мольер. Слово о писателе.  «Мещанин во дворянстве»- сатира на дворянство и невежественных буржуа.

Устный рассказ о писателе.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику произведения.

02.05-07.05.16

65.

Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии.

Лекция, беседа.  Работа с книгой.

Знать: содержание пьесы;  черты классицизма.

Уметь: анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику произведения.

02.05-07.05.16

66.

Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. Гротесковый характер изображения.

Поиск материалов о биографии и творчестве поэта.

Устный рассказ о поэте. Участие в коллективном диалоге.

Знать: основные факты биографии писателя, содержание произведения.

Знать: особенности сатирических произведений,

Уметь: воспринимать и анализировать изучаемое произведение; уметь творчески читать произведение.

09.05 – 14.05.16

67.

В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.

66

Знать: основные факты биографии писателя -романиста; содержание романа.

Уметь: воспринимать и анализировать изучаемое произведение; определять род и жанр литературного произведения;
характеризовать особенности сюжета композиции.

09.05 – 14.05.16

68.

Урок-зачет. Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето.

Проблемные задания, зачет.

16.05.-21.05.16

Требования к результатам изучения предмета «Литература»

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей иформ социальной жизни в группах и сообществах, включаявзрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастныхкомпетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
    осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основепризнания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения литературы:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе ипознавательной деятельности, развивать мотивы и интересысвоей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процесседостижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать своидействия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятиярешений и осуществления осознанного выбора в учебной ипознавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешатьконфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своёмнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результатыизучения литературы:

  • знание авторов  и  содержание  изученных  художественных  произведений;
  • знание основных  теоретико-литературные  понятий:  фольклор,  устное  народное  творчество;  жанры фольклора;  сказка,  виды  сказок;  постоянные  эпитеты,  гипербола,  сравнение; летопись  (начальные  представления); роды  литературы:  эпос,  лирика, драма;  жанры литературы  (начальные  представления); басня.  Аллегория,  понятие  об  эзоповском  языке; баллада  (начальные  представления);  литературная  сказка;  стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки;  «бродячие  сюжеты» сказок; метафора, звукопись  и аллитерация; фантастика в  литературном  произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция  литературного  произведения;  драма  как  род  литературы  (начальные  представления),  пьеса – сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные  представления);
  •  умение воспроизводить  сюжет  изученного  произведения  и  объяснять  внутренние  связи  его  элементов;
  • умение отличать стихотворение от  прозы, используя сведения о стихосложении (ритм,  рифма, строфа);
  • умение видеть связь между различными видами искусства и использовать их  сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному  произведению;
  • умение выявлять основную нравственную проблематику произведения;
  • умение определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать  причинно-следственные связи между ними;
  • умение прослеживать изменение настроения  (интонации)  в стихотворении;
  • умение воспринимать  многозначность слов в художественном тексте, определять  их  роль  в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных  средствах  языка  проявление  авторского отношения к изображаемому;
  • умение различать  особенности  построения  и  языка  произведений  простейших  жанров  (народная и литературная сказка, загадка,  басня,  рассказ);
  • умениепользоваться  алфавитным каталогом  библиотеки;
  • умение ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения,  аннотация, оглавление, предисловие, послесловие  и  др.);
  • умение выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги,  учитывая  жанровое  своеобразие произведения  (сказка,  загадка,  басня,  рассказ);
  • умение подготовить (устно и  письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
  • умение словесно воспроизводить  картины, созданные писателем  (пейзаж,  портрет);
  • умение аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы  поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты,  речь,  находить  прямые  авторские  оценки;
  • умение видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких  произведений;
  • умение написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале  жизненных и литературных впечатлений;
  • умение сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни и  т.д.;
  • умение создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному  произведению.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания изученного произведения.

4 Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.

В связи с этим:

Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования  своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа могут быть допущены неточности.

Оценкой«3» оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения; об умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки главных героев роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно- художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.

Оценкой«2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.

Формы контроля и учета достижений обучающихся

Обязательные формы и методы контроля

Иныеформыучетадостижений

текущая аттестация

итоговая (четверть, год) аттестация

урочная деятельность

внеурочная деятельность

- развернутый ответ на вопрос

- анализ эпизода

- комментирование

- выразительное чтение

- пересказ (подробный, сжатый, выборочный)

-характеристика литературного героя

- Инсценирование

- чтение наизусть

- анализ эпизода

- тест

- знание   теоретико-литературных понятий

- сочинение

- отзыв на художественное произведение

-анализ динамики текущей успеваемости

- участие  в выставках, конкурсах, соревнованиях

- активность в проектах и программах внеурочной деятельности

- творческий отчет

- портфолио

- анализ психолого-педагогических исследований

График

тестовых,  контрольных работ, самостоятельных работ

№ п/п

Вид работы

Тема

Дата

часы

Примечание

Домашнее сочинение

 «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века» (на примере 1-2 произведений»).

С 22.09. по 27.09.14

1

Классное сочинение

По повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

С 3.11. по 8.11.14

1

Контрольная работа  

По творчеству А. С. Пушкина.

С 10.11. по 15.11.14

1

Классное сочинение  

По поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»:

1.«Анализ эпизода в поэме «Мцыри» (по выбору учащегося).

2.«Мцыри как романтический герой».

3.«Природа и человек в поэме «Мцыри».

С 24.11. по  29.11.14

1

Домашнее сочинение

«Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»).

С 8.12.

по 13.12.14

1

Домашнее сочинение

Анализ эпизода из романа «История одного города».

С 22.12. по  27.12.14

1

Контрольная работа

По творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина.

С 12.01. по 17.01.15

1

Домашнее сочинение

По рассказам Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна.

С 09.02. по 14.02.15

1

Домашнее сочинение

Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина.

С 24.03. по 28.03.15

1

Контрольная работа

По творчеству Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, М.Горького, А.А. Блока, С.А. Есенина.

С 09.03. по 14.03.15

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9

Учебно-тематическое планирование      по литературеКласс 9...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Задачник-практикум по литературе класс

Практические задания по литературе  класс...

Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРА Класс 5-9 кл

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРАКласс 5-9 кл...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...

Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8

Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8...