Проект по литературе "Эпос народов мира"
проект по литературе (7 класс) на тему

Городилова (Фокина) Ольга Борисовна

Проектная деятельность по литературе во внеклассной работе. Сценарий праздника "Эпос народов мира"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasport_proekta.stsenariy_prazdnika.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Паспорт проектной работы

Название проекта: «Проектная деятельность по литературе во внеклассной   работе (эпос народов мира)».

Автор проекта: Городилова Ольга Борисовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 4» г. Пикалёво им. А.П. Румянцева.

Учебный предмет: литература.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Заказчик проекта: МБОУ «СОШ № 4» г. Пикалёво им. А. П. Румянцева.

Цель проекта (практическая):

  • Подготовить и провести литературный праздник «Эпос народов мира»; способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей обучающихся.

Задачи проекта:

  • Образовательные – собрать и обобщить материал, способствующий углублению представлений обучающихся 4 и 7 классов о былинах, русских богатырях, дающий возможность сопоставить образы героев русского  былинного эпоса и карело – финского эпоса;
  • Развивающие – повышение познавательной, творческой активности обучающихся;
  • Воспитательные – способствовать формированию коммуникативной культуры разновозрастных участников проекта.

Вопросы проекта (проблема): небольшой объём произведений народного эпоса, включённых в школьные программы по литературному чтению и литературе; сложность понимания произведений народного эпоса обучающимися; снижение интереса обучающихся к чтению произведений народного эпоса.

Список литературы:

  1. Булгакова И.В. Нестандартные уроки литературы. 5-7 классы.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
  2. Былины.- М.: Современник, 1986.
  3. Калевала (в пересказе А.Любарской). – Петрозаводск: Карелия, 1973.
  4. Калевала. Карельские руны.- М.: государственное Издательство художественной литературы, 1956.
  5. Карело-финский народный эпос «Калевала».- М.: Белый город, 2004.
  6. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011.
  7. Литература. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся/сост. Г.В. Цветкова.- Волгоград: Учитель, 2011.

Видеоматериалы:

  1. «Илья Муромец», фрагмент мультфильма/режиссёр И. Аксенчук, «Союзмультфильм», 1956.
  2. «Илья Муромец и Калин-царь», фрагмент кинофильма/режиссёр А. Птушко, «Мосфильм».
  3. «Садко», фрагмент кинофильма/режиссёр А. Птушко, «Мосфильм», 1952.
  4. Презентация.

Аннотация

   Выбор темы данного проекта продиктован её актуальностью. Произведения народного эпоса включены в школьные программы по литературному чтению и литературе, составленными на основе ФГОС, но знакомство с ними сводится к нескольким текстам:

УМК «Школа России», 4 класс – былина «Ильины три поездочки»; УМК «Перспектива», 4 класс – былины «Ильины три поездочки» и «Исцеление Ильи Муромца»; УМК В.Я.Коровиной, 7 класс – былины «Вольга и Микула Селянинович» (чтение и изучение), «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (внеклассное чтение), «Садко» (самостоятельное чтение), карело-финский мифологический эпос «Калевала» (внеклассное чтение), французский героический эпос «Песнь о Роланде» (фрагменты).

Предполагаемый продукт: сценарий литературного праздника (внеклассное мероприятие).

Этапы работы:

Сроки

Название этапа деятельности

Содержание деятельности

ноябрь - декабрь

Постановка проблемы

Формулировка темы, проблемы, гипотезы работы

январь - февраль

Подготовка литературного праздника

Планирование деятельности по реализации продукта, сбор информации

март - апрель

Подготовка литературного праздника

Структурирование информации, изготовление продукта, оформление продукта

май

Проведение праздника

Выбор формы презентации, подготовка презентации, самоанализ, защита

                                            ВВЕДЕНИЕ

Выбор темы данного проекта продиктован её актуальностью. Произведения народного эпоса включены в школьные программы по литературному чтению и литературе, составленными на основе ФГОС: УМК «Школа России», 4 класс – былина «Ильины три поездочки»; УМК «Перспектива», 4 класс – былины «Ильины три поездочки» и «Исцеление Ильи Муромца»; УМК В.Я.Коровиной, 7 класс – былины «Вольга и Микула Селянинович» (чтение и изучение), «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (внеклассное чтение), «Садко» (самостоятельное чтение), карело-финский мифологический эпос «Калевала» (внеклассное чтение), французский героический эпос «Песнь о Роланде» (фрагменты).

 Как показывает практика современной школы, времени, отведённого на знакомство с произведениями народного эпоса, недостаточно для более глубокого их изучения.

В ходе работы над проектом был проведён опрос среди обучающихся двух 4-х и двух 7-х классов (всего 93 человека) с целью узнать, что знают они о русских былинах и эпосе «Калевала». Результаты опроса показали следующее:

  • Знают, понимают, что такое былина – 30 человек (32 %);
  • Сумели назвать прочитанные ими былины – 56 человек ( 60 %), но преимущественно называли былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и «Садко»;
  • Перечислили героев былин – 66 человек ( 71 %), среди которых назвали: Илью Муромца – 51 человек, Добрыню Никитича – 32 человека, Алёшу Поповича – 28 человек, Садко – 27 человек.
  • Сумели ответить на вопрос: что такое «Калевала» - 7 человек ( 18 %).

   Опрос показал, что обучающиеся младшего возраста путают былины с пословицами, баснями и сказками ( среди названных произведений встречались «Ну, погоди!», «Ворона и Лисица», «Обезьяна и очки», «Волк и семеро козлят»; среди героев назывались Петух, Заяц, Лиса, Волк, Иван-царевич, черепаха, обезьяна); круг чтения ограничен (назывались преимущественно былины, прочитанные на уроках; большинство обучающихся знает только имена 1-2 богатырей); несмотря на то, что опрос проводился спустя какое-то время (конец ноября) после изучения «Калевалы» в 7 классе (сентябрь), обучающиеся затруднились назвать, что знают об этом эпосе. Уроки по разделу «Эпос народов мира» в 7 классе показали, что современные школьники с трудом усваивают сложный по содержанию и форме материал.

   Изучение культурного наследия народов мира – неотъемлемая часть духовно-нравственного воспитания школьников.

   В центре эпических произведений народного творчества стоит богатырь, который защищает свой народ. В нём воплощена вечная мечта народа о сильном и справедливом защитнике.

   На внеклассном мероприятии – литературном празднике «Эпос народов мира» - школьники расширят представление о былинах, русских богатырях, познакомятся с карело-финским эпосом «Калевала» и Элиасом Лённротом, который в 19 веке собрал на территории Ижорской и Карельской земель, современной Ленинградской области и Карелии, и обработал древние народные песни – руны; узнают о том, что финский народный инструмент кантеле, на котором пел свои руны старый Вяйнемёйнен, имеет свой аналог в русской музыкально-былинной истории – гусли; о том, что 28 февраля – День «Калевалы» - ежегодно отмечается в Финляндии и Карелии (28 февраля 1835 года Э. Лённрот подписал своё предисловие к первому изданию «Калевалы»).

   Литературный праздник проводится в городской детской библиотеке во внеурочное время. Участники праздника: две команды по 6 человек от 4-х классов принимают участие в конкурсах.

    В подготовке и проведении праздника принимают участие семиклассники. Подготовка к празднику проходит поэтапно:

Основные этапы

Содержание деятельности

1. Погружение в проблему

Формулирование цели, задач

2. Организация деятельности

Планирование подготовки к мероприятию, разбивка на группы и распределение ролей

3. Осуществление деятельности

Работа в группах, обсуждение задач участников группы

4. Проведение праздника

Анализ результатов, взаимооценка деятельности

   Работа организуется в следующих группах:

  • Информационная ( 4 человека) – осуществляет поиск информации о Карелии, об истории карелов, их занятиях, национальных костюмах, об Элиасе Лённроте, о героях эпоса «Калевала»;
  • Творческая ( 8 человек) – помогает учителю составлять сценарий, готовит выступление и инсценировку фрагмента «Калевалы», оформляет декорации и элементы костюмов;
  • Техническая ( 2 человека) – отвечает за фотографии, презентацию к празднику.

Первый блок праздника посвящён былинам, второй блок – эпосу «Калевала». В празднике использованы фрагменты мультфильмов и кинофильмов о былинных богатырях и героях.                                                                         

                                      ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

                   Литературный праздник «Эпос народов мира»

Цель:

 сформировать представление о художественном многообразии и духовном единстве произведений эпоса народов мира на примере русских былин и «Калевалы».

   Ожидаемые результаты:

Личностные – формирование уважительного отношения к культуре, истории, традициям народов России и народов мира; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и с младшими в процессе творческой деятельности; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира.

Метапредметные – формирование умения организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; развитие  устной речи.

Предметные – умение сопоставлять героев разных произведений; сопоставление духовно-нравственных ценностей русской литературы и культуры с духовно-нравственными ценностями других народов.

 

                                                 

                             Сценарий литературного праздника

( Приложение - презентация, слайд 1)

Ведущий 1. 

Сегодня мы узнаем о культуре и традициях не только русского народа, но и другом народе, проживающем в Ленинградской области: карелах. Для этого нам придётся отправиться в историческое путешествие во времени, мысленно перенестись на сотни лет назад. Вы готовы отправиться с нами в путешествие в далёкое прошлое, в те времена, когда на Русь с запада и с востока, с севера и с юга нападали враги?

Ответы зала.

                       (слайд 2 «Богатыри земли русской»)

Сказитель 1.

Ой вы гой еси, добрые молодцы и молодушки, собрались мы не на честной пир, а на беседу добрую да складную. Чтоб был у нас мир да лад и согласие. И велась беседа наша речью плавною. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в нашей беседе и внимательно слушали. Всё, что услышали, может вам пригодиться.

                         (слайд 3)

Сказитель 2.

А расскажем-то мы вам о былинах, о старинах. И  всего-то их было больше ста с лишним. Да пришли они к нам из времён давних, передавались они народом из уст в уста. А для нас их сберегли собиратели былин, что ездили по городам да сёлам и записывали их от простых крестьян – сказителей.

Ведущий 2.

Кто из вас поведает нам, что такое былина?

Ответы зала.

Былина – жанр русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, народных героях, сложенные в Древней Руси, отразившие исторические события.

Былина – от слова «быль». Это повествование о том, в реальность чего верили.

На севере былины назывались «старины, старинки».

Существует два основных цикла былин – киевский и новгородский. Сложились они во время расцвета Киева и Новгорода. Начнём своё повествование о былинах киевского цикла.

                        (слайд 4)

Сказитель 1.

Самой старой-то былиной считается былина о Святогоре - богатыре, или о Колыване, как прозвали его. И был тот Святогор – богатырь силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался под облако ходячее. Земля-матушка носить его не могла. Конь под Святогором по колено проваливался, земля под ним прогибалася.

Сказитель 2.

А кто скажет, почто Святогора так прозвали?

Ответы зала.

Сказитель 1.

Да потому. Что Святогора – богатыря могли выдерживать только горы, вот там-то он и проживал. Хорош был Святогор, да не нужен был ему никто. Не защищал он земли русской от захватчиков. Только и знал, что силой своей гордился да бахвалился: «Я без истины сыт, я без правды силён, я могуч, я велик, и богат, и счастлив».

Сказитель 2.

А народ-то стал забывать его. Нужен был народу такой богатырь, чтоб землю русскую защищал, неправды не терпел, за обиженных вступался, а силой-то чуть больше человеческой обладал.

Сказитель 1.

А скажите-ка, люди добрые, кто ж на смену Святогору-богатырю в былины пришёл? Кому десятая часть всех былин посвящена?

Ответы зала.

                                 (слайд 5)

Ведущий 1.

Конечно, Илье Муромцу. Это он побеждает всегда, во всех боях и сражениях. Посмотрим, каким изображён Илья Муромец в мультфильме.

      (просмотр фрагмента из мультфильма «Илья Муромец», 1956 г., режиссёр        Иван Аксенчук, «Союзмультфильм»)

Ведущий 2.

А сейчас мы проведём блиц-опрос. Что значит «блиц»? (быстрый ответ)

                (вопросы задаются каждой команде по очереди, за правильный ответ команда получает жетон)

  • Где родился Илья Муромец? (родом он из села Карачарово)
  • Как долго сиднем сидел Илья Муромец? (33 года)
  • Кто исцелил Илью? (калики перехожие)
  • Сколько их было? (трое)

Ведущий 1.

А теперь посмотрим, каким изображён богатырь Илья Муромец в кинофильме. После просмотра мы проверим ваше внимание. Будьте внимательны!

( просмотр фрагмента из кинофильма «Илья Муромец и Калин-царь»)

Проверим внимание.

       (вопросы задаются каждой команде по очереди, за правильный ответ команда получает жетон)  

  •  Назовите богатырей, представленных в кинофрагменте. (Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич)
  • Какими здесь предстают богатыри? (они могучие, дружные)
  • Чем они отличаются друг от друга? ( Илья самый старый и мудрый, Добрыня дипломатичный, Алёша Попович самый молодой и задиристый)
  • Как князь Владимир хочет встретить посланца Калин-царя? (С дарами и с хлебом-солью)
  • Чем возмущён Илья Муромец? (Он не желает унижаться перед невеждой, считает, что русские люди ни к кому на поклон не должны идти)
  • Какие черты характера демонстрирует Илья Муромец в этом эпизоде? (непокорность, гордость, он упрямый)

Ведущий 2.

Не один Илья Муромец был богатырём на русской земле. Их было много. И трое из них – самые главные – изображены на картине «Богатыри» Виктора Михайловича Васнецова.

                                         ( слайд 6)

Назовите их.

Ответы зала.

Сказитель 2.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси.

Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням землю русскую!

Не затмить им наше солнце красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не шелохнется!

Ведущий 1.

А теперь конкурс «Богатырский словарь».

Посмотрите ещё раз на картину «Богатыри» и составьте словарь из слов, обозначающих снаряжение богатырей.

(командам выдаются карточки:

колчан

ножны

кольчуга

шлем

палица

щит

Чья команда быстрее и правильнее составит словарь? Участники дают определения к словам на карточках и показывают на картине предметы.)

(Словарь :

Колчан

Футляр для стрел

Кольчуга

Старинный воинский доспех в виде рубашки из стальных колец

Палица

Старинное оружие, тяжёлая дубинка с утолщённым концом

Ножны

Футляр для меча или кинжала

Шлем

Воинский доспех, защищающий голову

Щит

Округлая металлическая доска, защищающая в бою от стрел

Сказитель 1.

Не забыть бы о былинах новгородского цикла, что стоят особливо, в стороне от других.

                                           (слайд 7)

Ведущий 2.

Как вы думаете, чем правление в Новгороде отличалось от правления в Киеве?

Ответы зала.

Да тем, что, в отличие от других городов, в Новгороде правил сам народ, или вече. Сам решал, сам делал. А в других городах князья сидели, народом правили.

                                           (слайд 8)

Новгород в то время был богатым городом. Много из него великих путешественников и мореплавателей вышло. Торги его далеко славились. В город приезжали отовсюду люди торговые. Не случайно героями новгородского цикла стали купцы.

Вы скажете, кто?

Ответ зала.

                                            (слайд 9)

Да, это Садко-купец.

Мы посмотрим отрывок из фильма о Садко, увидим, как жили в то время в Новгороде. В фильме прозвучит музыка, написанная композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым, который родился и провёл юность в городе Тихвине.

(просмотр кинофрагмента «Садко» (1952 г.), пост. А. Птушко, «Мосфильм»)

Ведущий 1.

Много можно бы ещё рассказать о былинах, что прославляли богатырей русских, землю-матушку, которая рождала таких могучих воинов. Сквозь все тяготы-страдания, горе великое пронёс народ веру в силу свою и величие, помогала ему та вера выжить в самое трудное время.

Из Новгорода мы отправляемся в Карелию.

                                                   (слайд 10)

Ведущий 2.

Карелия находится на территории России. Это любимое место отдыха многих. Природа этой северной земли холодна, неярка, но мила. Здесь богата природа, много озёр и обилие валунов.

                                                   (слайд 11)

Ведущий 1.

Жемчужинами Карелии стали Валаам, Кижи, водопад Кивач, Онежское и Ладожское озёра.

Чтец 1.

Над лесом, над озёрами

Взлечу, как птица, я.

Волнуешь ты просторами,

Карелия моя!

С тобой хочу быть рядышком

Под небом голубым.

Я – дочь России-матушки,

Я – часть твоей судьбы!

                                                    (слайд 12)

Ведущий 1.

Карелия находится по соседству с Финляндией. Сегодня Финляндия – самостоятельное государство. Союз культур Карелии и Финляндии подарили миру старинные песни – руны. Свыше ста лет прошло с тех пор, как карело – финский эпос «Калевала» появился в мировой литературе. Это подлинно народное творение.

   

                                                    (слайд 13)

Ежегодно, в последний день зимы, 28 февраля, в Финляндии и в Карелии отмечается День «Калевалы».

                                                    (слайд 14)

Устраивается «Калевальский карнавал» с костюмированным шествием, театрализованными представлениями на сюжеты из эпоса.

                                                    (слайд 15)

Ведущий 2.

«Калевала» - это не только карело-финский народный эпос, но это ещё и населённый пункт на севере Карелии, расположенный в пятистах пятидесяти километрах от Петрозаводска.

                                                    (слайд 16)

Чтец 1.

Жители Карелии – карелы, среди которых и родилась «Калевала», занимались земледелием, охотой, рыбной ловлей, разводили скот. Немалое значение имело бортничество (пчеловодство). Жили карелы в деревянных избах. Хорошо было развито кузнечное дело (что нашло отражение в «Калевале»). Карелы изготовляли оружие, разнообразные ювелирные изделия из олова. Излюбленные цвета карелов: белый, красный, коричневый, реже – синий. Женщина носила длинную белую юбку, тонкую льняную рубашку, тёмно-серый передник, головной платок. Другой вариант – тёмно-коричневая юбка, серый передник, светло-серое наплечное покрывало.

Мужчины носили шерстяные или льняные рубашки, закреплявшиеся у ворота застёжкой и штаны. Пояс был кожаный, с железной пряжкой.

                                                (слайд 17)

Чтец 2.

Много лет тому назад по тихим деревушкам, затерянным в карельских лесах, бродил человек, одетый в длинный сюртук из грубого сукна да в простые крестьянские башмаки. Добродушный и немного неуклюжий, он вызывал недоумение, так как всюду, где появлялся, просил об одном – поведать ему народные песни – руны.

Это был Элиас Лённрот.

Скромный сельский лекарь, сын деревенского портного, он глубоко понимал народную поэзию и любил её. Он совершил несколько поездок в глубь Карелии с целью собирания рун.

Выбрав лучшие, он опубликовал в 1835 году первое издание эпоса под названием «Калевала».

Лённрот, однако, не был удовлетворён этим неполным собранием и продолжал поиски рун в беломорской Карелии и в тогдашней финляндской Карелии и Олонце.

Окончательный текст «Калевалы» содержал пятьдесят рун.

                                                (слайд 18)

Чтец 1.

Руны исполнялись певцами. Часто пение сопровождалось игрой на кантеле – музыкальном инструменте.

Ребята, на какой русский музыкальный инструмент похож кантеле?

( на гусли)

Эпос «Калевала» переведён более чем на 50 языков мира.

Ведущий 2.

Давайте познакомимся с героями эпоса «Калевала».

                                                (слайд 19)

Ведущий 1.

Главный герой «Калевалы» - Вяйнемёйнен – старый певец и мудрый прорицатель, пахарь, охотник и умелый мастеровой. Выше всего в жизни он ценит воинскую доблесть, трудовые подвиги и знания.

Основу сюжета «Калевалы» составляет борьба Вяйнемёйнена  и его товарищей за Сампо – маленькую волшебную мельницу – источник изобилия и счастья народа.

                                                (слайд 20)

Ведущий 2.

Илмаринен – знаменитый кузнец Калевалы. Он молчалив, спокоен и всегда серьёзен. В кузнице он куёт целыми днями. Он куёт мечи, копья, косы, ножи и даже женские украшения. Величайшим творением Илмаринена является мельница Сампо.

                                             

                                                    (слайд 21)

Ведущий 1.

Лемминкайнен – молодой удалой боец. Он вырос беззаботным юношей. Он отличный лыжник и искусно владеет мечом. Он бесстрашный смельчак, идущий навстречу опасностям. Но он любит побахвалиться, бывает неосторожен. В эпосе необдуманные поступки Лемминкайнена приводят к печальным последствиям.

                                                     (слайд 22)

Ведущий 2.

Лоухи – злая хозяйка севера. Лоухи – злая волшебница, хозяйка мрачной северной страны Похъёлы. Именно в её руки попадает мельница Сампо.

                                                     (слайд 23)

Ведущий 1.

А сейчас мы откроем одну из страниц «Калевалы».

Вместе с двумя своими друзьями Вяйнемёйнен отправляется по морю в лодке в сумрачную страну Похъёлу в надежде добыть Сампо.

Инсценирование «Герои Калевалы отправляются в Похъёлу за Сампо».

Действующие лица:

- старый , мудрый Вяйнемёйнен;

- Осина;

- Сосна;

- Дуб;

- кузнец Илмаринен;

- охотник Лемминкайнен;

- автор – сказитель.

Автор: Однажды решил старый, мудрый Вяйнемёйнен смастерить себе лодку, чтобы плыть на ней в  далекую сумрачную страну Похъёлу.

Вяйно: Только где же найти мне такое дерево, чтобы крепкая получилась лодка, чтобы не перевернулась быстрая ладья, не затонул дощатый челн? Возьму- ка я топор с золотой ручкой и отправлюсь на восток.

Автор: Долго шел он и вдруг увидел осину вышиной в три сажени.

Вяйно: Скажи мне, Осина, будешь ли  ты служить мудрому песнопевцу? Будешь ему доброй лодкой?

Осина ( задрожала старая Осина всеми листьями): Сам посуди, какая из меня выйдет лодка! Давно уже нет во мне прежней силы. Самое сердце мое подточил червяк, объел мои листья, обглодал мои корни.

Вяйно: Пойду я дальше, теперь на север. Попытаю там себе счастья.

Автор: Долго шел он и возле дороги увидел Сосну вышиной в шесть сажень, толщиной в три обхвата.

Вяйно: Скажи мне, Сосна, будешь ты хорошей лодкой для мудрого песнопевца? Будешь прямо стоять на воде и слушаться весел и руля?

Сосна (зашумела своими ветками): Нет, песнопевец, не выйдет из меня доброй лодки. Слишком уж я стара, только и гожусь, чтобы вили вороны на моих ветках свои гнезда.

Автор: Пошел дальше Вяйнемёйнен, идет он на южную сторону. И видит – стоит могучий дуб, высотой в сто сажень.

Вяйно: Скажи, могучий Дуб , отец деревьев, сослужишь ты мне верную службу? Сможешь стать крепкой лодкой, или пустой у тебя ствол? Или стар ты и немощен ?

Дуб : Да, крепкий у меня ствол, не подточил мои корни червяк! Трижды за лето солнце прогревало меня до самого сердца, на моей вершине сидел светлый месяц, на моих ветвях отдыхали птицы. Довольно во мне силы, чтобы сослужить тебе добрую службу.

Автор: Взялся за работу старый, мудрый песнопевец. Без топора и гвоздей – вещим своим  словом, могучей песней строит он лодку.

Осина: Одну песню спел – и уже готово  крепкое дно.

Сосна: Спел другую – и поднялись высокие борта.

Дуб: Спел третью – и стали  на место медные уключины.

Вяйно: Ветры, вы мой челн гоните,

             Вы качайте, волны, лодку,

             Чтоб не брать мне в руки  весел,

             Чтоб не пенить ими воду

             На спине широкой моря,

             На его просторе синем!

Автор: И оправился  Вяйно к кузнецу Илмаринену.

Вяйно: Послушай, друг мой кователь, давай-ка отправимся по морю в сумрачную страну Похъёлу за чудесной мельницей Сампо. Не для того ты выковал чудо-мельницу, чтобы богатела жадная старуха Лоухи, чтобы ломились ее кладовые. Не место для Сампо темная пещера.

Илмаринен: Как же мы отберем ее у злой старухи? Разве ты не знаешь, что крепкие корни держат  мельницу Сампо под землей?

Вяйно: А мы разрубим корни острыми мечами, и унесем Сампо из каменной пещеры! Пусть всем добрым людям на земле, всем, кто любит солнце, приносит  чудесная мельница Сампо свои дары!

Илмаринен: Твоя правда, Вяйномёйнен. Хоть и опаснее путь по морю, зато прямее. Несет лодку теченьем, подгоняет ее ветер, торопят быстрые волны.  Сперва выкую я тебе, друг, огненный меч, которым ты расколешь на кусочки каменные горы. Ну, а теперь, пора нам и в путь собираться!

Автор: Увидел такую прекрасную лодку  веселый Лемминкайнен, удивился и крикнул:

Лемминкайнен: Чья это лодка плывет на волнах? Кто держит руль на корабле? Куда вы путь держите?

Вяйно: На север наш путь лежит, в суровую страну Похъёлу за чудесной мельницей Сампо. Хотим, чтобы  во все дома приносила она богатство и счастье!

Лемминкайнен: О старый, мудрый Вяйнемейнен! Возьмите меня третьим в ваш трудный поход! Есть у меня две сильные руки, прикажу им, возьмутся они за меч, послужат доброму делу.

Вяйно: Что ж, садись и ты в челнок!

Автор: Лодка с героями страны Калевы скрывается из виду.

Все герои: Ты , порог, не пенься бурно,

         Не шумите грозно, воды!

         Ты, шумящих вод хозяин!

         Обрати ты в мох утесы,

         Обрати ты в щуку лодку,

          Чтобы плыть ей через волны,

          Через горы водяные!

Ведущий 2.

Посмотрите, ребята, что привезли из-за моря герои Калевалы!

                             (герои выносят мельницу Сампо)

Чтец 1.

Сампо -  мельница чудесная –

Принесёт покой и счастье

Всем героям Калевалы.

Землю сделает цветущей.

Ведущий 2.

Посмотрите на мельницу Сампо.

Что с ней происходит?

Вращение мельницы символизирует мир и процветание на родной земле, богатый урожай и крепкое здоровье. Всего этого мы желаем и вам!

(командам предлагается выполнить задания: «Закончи предложение» (приложение 1) и отгадать кроссворд (приложение 2).

Подведение итогов.

  • Назовите героев былин киевского цикла.
  • Назовите героев былин новгородского цикла.
  • Чем похожи и чем отличаются герои русского былинного эпоса и герои карело-финского эпоса «Калевала»?
  • Чему учат нас герои народного эпоса?

  • «Микрофон»

Что вы сегодня открыли для себя?

Что вам понравилось на празднике?

Награждение команд.

                                                                                                                        Приложение 1

                                    «Калевала»

Задание: закончите предложения.

 «Калевала» – это ______________________________ .

Первое издание «Калевалы» вышло в свет в ________  году.

Эпос «Калевала» переведен более чем на ____    языков мира.

День «Калевалы» отмечается ________________________ .

В основу «Калевалы» лег ___________________________________________ .

Калевала» состоит из ______  .

Составителем «Калевалы» является финский фольклорист _______________ .

 

                                                                                                 

                                                                                         

                                                                                                                           Приложение 2    

   

                                          КРОССВОРД

1

6

2

7

3

4

5

1. Название эпоса

2. Создатель эпоса

3. Кователь мельницы  «Сампо»

4. Охотник, веселый парень

5. Музыкальный карельский инструмент

6. Главный герой эпоса

7. Эпические песни

                                                                                             

                                                                                                   

 

         

         

     

 

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект по музыке "Танцы народов мира"

Танец - это, прежде всего, красивое зрелище, которое можно не только слышать и наблюдать, но и всячески исполнять: в движении, в пении, на музыкальных инструментах. В этом плане народные тан...

Проект "Нумерации разных народов мира"

Материал содержит презентацию проекта "Нумерации разных народов мира".Арифметика каменного векаЕгипетская нумерация Вавилонская нумерацияЗапись чисел в ИндииАрабская нумерацияРимская нумерацияСлавянск...

Урок литературы. Защита проекта «Сборник волшебных сказок народов мира».

Данный урок литературы является завершающим этапом в реализации ряда занятий по техногогии проекта. Учащиеся 5 класса самостоятельно изучали сказки народов мира, а затем на завершающем занятии предста...

Проект «К толерантности через игры народов мира в спортивном клубе»

Проект «К толерантности через игры народов мира в спортивном клубе»...

Проект «Игры народов мира»

Проект «Игры народов мира»...

Публикация проекта. Жилища народов мира. Жилища кочевников

Проект на тему: "Жилища народов мира. Жилища кочевников...

Итоговый проект на тему «обычаи и обряды народов мира»

Итого вый про ект на тему " об ычаи и бр яды " георрафия 9а. Далал аоадад влалалвл алдвдвочлвьв лвдьцоалутвоадуьаоалвлвь...