Урок литературы. Защита проекта «Сборник волшебных сказок народов мира».
план-конспект урока (5 класс) на тему

Адам Алёна Анатольевна

Данный урок литературы является завершающим этапом в реализации ряда занятий по техногогии проекта. Учащиеся 5 класса самостоятельно изучали сказки народов мира, а затем на завершающем занятии представили лучшую волшебную народную сказку.

"Представление" сказки включало пересказ, создание иллюстраций, сформулированную мораль, анализ фабулы и композиции. Итоговым продутом проекта выступает созданная ребятами книга "Сборник народов мира". Дети самостоятельно написали к ней аннотацию, оглавление, разместили иллюстрации, оформили титульный лист, а также создали обращение к читателям с наилучшими пожеланиями от редколлегии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Фамилия Имя  Отчество   Адам Алёна Анатольевна

Предмет                                Литература

Класс                                      5

Тип урока                              итоговый, урок развивающего контроля

Тема урока                            защита проекта «Сборник сказок народов мира»

Цель                                формирование умений и навыков по сбору, обработке и представлении информации по указанной теме.                    

Планируемые результаты

  • Предметные (знать) поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
  • Предметные (уметь) обобщить сведения о структуре книги (титульный лист, оглавление, содержание, иллюстрации), особенностях волшебной сказки, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки пересказа, анализа текста.
  • Личностные самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять Злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать

Понятия: титульный лист, форзац, оглавление, аннотация, иллюстрации, обращение к читателям, сказывание, композиция волшебной сказки, мораль, рецензия.

Межпредметные связи: живопись, икт, культурология, этика

Методы обучения эвристический, объяснительно-иллюстративный

Технология: проект


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 Формируемые УУД

Организационный момент

 

Предлагает назвать цвет, который в данный момент нравится больше остальных, прочитать «значение» этого цвета  и определить свою готовность к работе.

Работают с «палитрой настроения», выбирают цвет, соответствующий настроению и готовности к работе в данный момент.  

личностные: внимание, уважение к окружающим коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция

 

Актуализация знаний

 

Координирует работу в группах, проверяет отгаданные кроссворды, организует обсуждение темы урока.

Разгадывание кроссворда в группах, формулирование темы урока, обсуждение, выбор наиболее точной формулировки темы. Просмотр презентации слайды №1-3.

познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

личностные УУД: развитие готовности к сотрудничеству

 

Активное целеполагание

Отвечает на вопросы учеников по заполнению оценочных листов и титульного листа.

Знакомство с оценочными листами, титульным листом будущего сборника (раздаточный материал)

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение оценивать ответ по заданным критериям; видеть свою работу частью общего проекта.

регулятивные УУД: целеполагание

Представление проектов

 

Помощь в организации презентации проектов, устная рецензия выступлений, фронтальная беседа между презентациями. 

Участники 3 групп выступают с сообщениями,просмотр подготовленной  детьми (группа №2) презентации и иллюстраций (все группы), слайды №4-17.

 В течение урока заполняют таблицу и оценочные листы. Между выступлениями творческих групп обсуждение макета титульного листа к сборнику сказок.

 

познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать свою точку зрения;

коммуникативныеУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

личностные УУД: уважительное отношение к человеку.регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата. 

Итоги урока.

Рефлексия

 

Формулирует задание: написать от лица составителей сборника сказок обращение к читателям.

На обратной стороне титульного листа пишут обращение к читателям (индивидуальная работа). 

Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность.

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки письменного послания широкой аудитории.

 

Домашнее задание

 

Предлагает вспомнить начало занятия, цветовую палитру, определить, изменилось ли настроение к концу занятия, выбрать цветовую гамму для титульного листа. Оформление титульного листа цветом, обращение к читателям закончить дома (обязательное для всех), добавить в получившийся сборник 2 волшебные сказки разных народов мира (название, аннотация) – по желанию.

Работают с цветовой палитрой, задают вопросы по оформлению титульного листа. 

Регулятивные: самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия

Коммуникативные:  уметь использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

 

Список использованной литературы:

  • Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: основное общее образование: в 2 ч. / Т.В. Рыжкова, М.К. Костюхина,   Г.Л. Вирина, И.Р. Николаева; под ред. И.Н. Сухих. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.

  • Методические рекомендации и тематическое планирование по литературе для 5 класса: методическое пособие: основное общее образование / Т.В. Рыжкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.




Предварительный просмотр:

Сказки народов  

           мира

Обращение к читателям.

Дорогие ребята, вам очень повезло, вы встретились с этой волшебной книгой сказок. Обязательно прочитайте её, потому что ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________



Предварительный просмотр:

Оценочный лист

Оценку произвел ____________________________(Фамилия, имя).

Этапы подготовки проекта

Фрагменты проекта

Количество

возможных

баллов

«Чудесный конь»

«Дочка пекаря»

«Дух железа»

Иллюстрации

Критерии оценки

Изображение соответствует/не соответствует тексту сказки

До 5 баллов

Передается отношение художника к изображаемому

До 3 баллов

Аннотация

Текст отражает /не отражает краткое содержание сказки

До 5 баллов

Верно сформулирована мораль сказки

До 3 баллов

Пересказ

Полнота воспроизведения текста

До 3 баллов

Эмоциональная подача

До 3 баллов

Речевое оформление (наличие/отсутствие ошибок)

До 5 баллов

Слаженность работы в группе

До 5 баллов

Итого

32-27 баллов «5», 26-21 «4», 20-15 «3», менее 15 баллов «2»

Ваши советы и пожелания

  1. Группа

  1. Группа

  1. Группа

C:\Users\Postoronniy\Desktop\открытый урок литература\цвета настроения.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Защита проекта «Сборник сказок народов мира»

Слайд 2

Оглавление Индейская сказка « Чудесный конь » Английская сказка « Дочка пекаря » Вьетнамская сказка « Дух железа »

Слайд 3

Английская сказка «Дочка пекаря»

Слайд 4

Сказка дочка пекаря. Это весьма поучительная сказка, в ней рассказывается о девочке, которая очень хорошо пекла хлеб, но была настолько горда собой, что даже не могла дать нищенке нормального, свежеиспечённого хлеба. За что потом её хорошенько проучили. О сказке

Слайд 5

Сходства с русской народной сказкой Сходства: 1) В этой сказке используется волшебное число 3 2) Различная нечисть 3) Наказание за некрасивые поступки 4) Вывод. Некая поучительность Разные народы , а похоже пишут

Слайд 6

Отличия от русской народной сказки Отличия: 1) Другая нечистая сила ( разные персонажи) 2) Более краткое описание событий 3) Совсем нет стихотворной формы и присказки Есть и различия

Слайд 7

Положительный Фея пришедшая в пекарню является положительным героем. Она хочет узнать о девочке и вознаградить её в случае хорошего поведения Отрицательный Девочка является отрицательным героем, потому что настолько горда, что совершенно безразлична к окружающим. Также девочка очень жадная, ведь дала старушке очень маленький кусок хлеба, а также она очень зла Герои сказки

Слайд 8

Вместо присказки используется некий вопрос: А знали ли вы о чем либо? Дальше идёт повествование, в конце которого мы узнаём ответ на заданный в начале вопрос. Что используется вместо присказки и конца?

Слайд 9

Иллюстрации к сказке «Чудесный конь»

Слайд 10

Иллюстрации к сказке «Чудесный конь»

Слайд 11

Иллюстрации к сказке «Чудесный конь»

Слайд 12

Иллюстрации к сказке «Чудесный конь»

Слайд 13

Иллюстрации к сказке «Чудесный конь»

Слайд 14

Иллюстрации к сказке «Дух железа»

Слайд 15

Иллюстрации к сказке «Дух железа»

Слайд 16

Иллюстрации к сказке «Дух железа»



Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 5 классе

Тема. Защита проекта «Сборник волшебных сказок народов мира».

Оборудование: использование ИКТ, мультимедийный проектор, компьютерная презентация.

Планируемые результаты:

Предметные: обобщить сведения о структуре книги (титульный лист, оглавление, содержание, иллюстрации), особенностях волшебной сказки, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки пересказа, анализа текста.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять Злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, родителями и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, раздаточный материал.

Межпредметные связи: живопись.

Тип урока: итоговый

Методы и приемы обучения: создание и комментирование иллюстраций к сказкам, сказывание сказок народов мира, демонстрация презентаций, работа с таблицей в тетради,оценивание выступления одноклассников по заданным критериям, беседа, работа с текстом.

План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Организация начала урока

Словесный, визуальный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

-Закрой глаза, определи свое настроение в данную минуту и придай ему цвет. На парте перед каждым учеником находится «палитра настроения», каждый ученик находит выбранный цвет и читает о его «психологической наполненности».

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

1.Мотивация к учебной деятельности

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

личностные УУД: развитие готовности к сотрудничеству

регулятивные УУД: целеполагание

Разгадайте кроссворд:

 «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо».

  1. Название реки из сказки.
  2. Название моста.
  3. Имя героя сказки.
  4. Мать Чудо-Юды.
  5. Его бросил Иван на ковер.
  6. Туда пустили братьев.

hello_html_98b98d0.png

Ответы:

1. Смородина. 2. Калинов. 3. Иван. 4. Змеиха. 5. Кушак. 6. Кузница.

- Во всем мире люди разных народов читают сказки. Вы подготовили свой первый проект – живую книгу: сегодня она заговорит вашими голосами, вашими глазами посмотрит на наш мир. Каждый из вас трудился над частью этой волшебной книги, готовы собрать ее воедино? Сформулируйте и запишите тему урока самостоятельно.

Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.

2. Постановка учебных задач.

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: целеполагание

- В ходе урока нам необходимо не только выигрышно представить наш фрагмент будущей книги, но и оценить фрагменты, отобранные другими мастерами.

Знакомство с оценочными листами, титульным листом будущего сборника (Заполняются по ходу урока.)

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшей работы. Организация обратной связи.

1.Проверка домашних заданий

Словесный, познавательный

познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

личностные УУД: уважительное отношение к человеку.

регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.

- Вы проделали большую работу. И сейчас мы посмотрим на результаты вашего труда.

Выступают с сообщениями и презентациями. В течение урока заполняют таблицу и оценочные листы. Между выступлениями творческих групп обсуждаем макет титульного листа к сборнику сказок.

Этап 4. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность.

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

- Вот и подошел к концу наш урок. Все вы хорошо поработали. Вспомните начало урока и цвет своего настроения, изменился ли он?

Теперь посмотрите на титульный лист будущего сборника сказок и  представьте его ярким, красочным. Таким вы его сделаете дома, завершив оформление. А сейчас на обратной стороне этого листа  закончите обращение мастера, создателя книги, к будущим читателям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Защита проектов "Традиции и обычаи народов Оренбургской области"

В буклете отражены традиции и обычаи народов Оренбургской области...

Защита проектов "Традиции и обычаи народов Оренбургской области"

В буклете отражены традиции и обычаи народов Оренбургской области...

Урок-игра "Олимпийское пятиборье"(по теме "Мифы народов мира")

Урок предназначен для 6 класса. Материал поможет повторить материал в увлекательной форме. На уроке присутствуют приёмы театрализации. Игра состоит из 5 конкурсов...

Исследовательский проект по музыке "Танцы народов мира"

Танец - это, прежде всего, красивое зрелище, которое можно не только слышать и наблюдать, но и всячески исполнять: в движении, в пении, на музыкальных инструментах. В этом плане народные тан...

«Музыка - главное действующее лицо многих сказок народов мира».

Тема урока: «Музыка -  главное действующее лицо многих сказок народов мира».Цель урока: прививать учащимся любовь к музыке через сюжеты рассказов и сказок. Показать воздействие музыки...