Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме «В мире сказок А.С. Пушкина»
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Рощупкина Татьяна Григорьевна

Технологическая карта урока литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_5_klasse_v_mire_skazok_a.s._pushkina.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Безлепкинская основная общеобразовательная школа»

307026 Курская область, Мантуровский район, д. Разбираевка, ул. Садовая, д.6 Тел. 8(47155) 32-4-43

Технологическая карта

урока литературы в 5 классе

по теме «В мире сказок А.С. Пушкина»

                                                    Подготовила и провела

     Рощупкина Татьяна Григорьевна,

учитель русского языка и литературы

2017г.

                                                Технологическая карта урока литературы в 5 классе

1. Учитель: Рощупкина Татьяна Григорьевна

2. Место работы: МОУ «Безлепкинская основная общеобразовательная школа»

3. Должность: учитель русского языка и литературы

4. Предмет: Литература

5. Класс: 5

6. УМК: Коровина В. Я., Журавлев В. П. Литература: 5 кл. Учебник.: В 2-х ч. - М.: Просвещение, 2015

7. Тема урока: «В мире сказок А.С. Пушкина»

8.Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала

9. Цели урока:

Образовательные: обобщить и систематизировать изученное о сказках А.С. Пушкина;

углубить знание текста пушкинских произведений

Развивающие: развивать память, мышление, творческие способности обучающихся;

способствовать формированию коммуникативных компетенций через групповую форму работы

Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству А. С. Пушкина;

воспитывать неравнодушного, вдумчивого читателя;

воспитывать чувство товарищества, усидчивость

10. Оборудование и материалы:

для учителя – проектор, конспект урока, сказки А.С. Пушкина, портрет А. С. Пушкина, рисунки детей

для учащихся - маршрутный лист, раздаточный материал (карточки, кроссворды, рисунки), реквизит для выступающих детей

11. Формы работы учащихся:  коллективная, индивидуальная

                                                                          Характеристика этапов урока

Этапы урока

Содержание

учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

I. Организацион. момент

Я знаю, что вы любите читать,

Пытливые девчонки и мальчишки,

Я верю: вы внимательно прочли

Все эти пушкинские книжки.

Приветствует детей, эмоционально настраивает на урок, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

2

II. Формулирование темы урока

- Какие произведения А.С. Пушкина вы прочитали в этом учебном году?

А те сказки, которые читали раньше, помните?

Тогда мы можем отправляться в путешествие по страницам пушкинских сказок. Я желаю вам интересного путешествия!

И начнём мы его с представления команд.

Задаёт вопросы обучающимся.

Формулирует тему урока.

Отвечают на вопросы учителя.




Представляют команды.

2

III.

Основной этап урока

1. Станция Знакомая. На этой станции вас ждут вопросы, правильно ответив на которые, вы попадёте на следующую сказочную станцию.


2. Станция Разгадайка.

Вам предстоит решить кроссворд и определить, по какому произведению он составлен.


3. Станция Театральная.

Вернисаж литературных героев.

а) Работа по карточкам

б) Сценки по сказкам




4. Станция Художественная.

«Потерянная иллюстрация»

Чтобы организовать выставку рисунков по сказкам А.С. Пушкина, нужно разобрать иллюстрации, которые перепутались.

5. Станция Бюро Находок (предметов)

Читает отрывки из сказок А.С. Пушкина.



Раздаёт группам кроссворды.

Наблюдает за тем, как идёт работа детей.


а) Раздаёт детям карточки с заданием:

выразительно прочитать отрывок, назвать героя, который в нём описан.

б) Организует и направляет деятельность учащихся.




Показывает детям иллюстрации.



Заранее раскладывает на парте рисунки (зеркало, корыто, цепь, шапка - невидимка, бочка, золотая рыбка)

Отвечают, из какой сказки А.С. Пушкина эти слова.


Решают кроссворд,

Определяют,

по какому произведению он составлен.

а) Группой выполняют задание по карточкам.

Выбирают ученика, который будет отвечать.

б) Инсценируют фрагменты «Сказки о царе Салтане» и «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»

в) Оценивают игру актёров, благодарят их.

Называют произведение А.С. Пушкина, к которому сделана иллюстрация.

Капитаны команд выбирают рисунок, называют, что изображено, из какой сказки.

30

IV. Подведение итогов игры


Объявляет итоги игры.

Выступает с заключительным словом.

Оценивают деятельность команды

3

V. Рефлексия

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя. Оценивают урок, свою работу на нём и работу одноклассников

3

Ход урока

1. Организационный момент

Слово учителя:

Приветствует детей, настраивает на урок.

Я знаю, что вы любите читать,

Пытливые девчонки и мальчишки,

Я верю: вы внимательно прочли

Все эти пушкинские книжки.

II. Формулирование темы урока

- Какие произведения А.С. Пушкина вы прочитали в этом учебном году?

А те сказки, которые читали раньше, помните?

Тогда мы можем отправляться в путешествие по страницам пушкинских сказок. Маршрут путешествия – на доске. Мы побываем на станциях: Знакомая, Разгадайка,

Художественная, Театральная, Бюро находок. Я желаю вам интересного путешествия!

И начнём мы его с представления команд.

Представление команд.

III. Основной этап урока:

1. Станция Знакомая. Здесь вас ждут знакомые произведения А.С. Пушкина. Задание: узнайте произведение по строчке:

1) «33 богатыря, Все красавцы удалые, Великаны молодые, Все равны как на подбор - С ними дядька…» («Сказка о царе Салтане»)

2) «Братья в ту пору домой Возвращалися толпой… Им навстречу, грозно воя, пёс бежит…» (Сказка о мёртвой царевне…»)

3) «А голова ему вослед, Как сумасшедшая, хохочет, Гремит: «Ай, витязь! ай, герой! Куда ты? тише, тише, стой!»

4) «В синем небе звёзды блещут, В синем море волны хлещут, Туча по небу идёт, Бочка по морю...» («Сказка о царе Салтане»)

5) В терему меж тем одна / Приберет и приготовит. / Им она не прекословит, / Не перечут ей они. / Так идут за днями дни. («Сказка  о мёртвой царевне…»)
6) «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет; он бежит себе в волнах на поднятых парусах». («Сказка о царе Салтане»)

7) « Княжна встаёт, и вмиг шатёр, и пышной роскоши прибор, и звуки арфы – всё пропало…» («Руслан и Людмила»)

8) « Буду служить тебе славно,  Усердно и очень исправно,  В год за 3 щелка тебе по лбу, Есть же мне давай вареную полбу". ("Сказка  о попе и о работнике его Балде")
9) Дом царевна обошла, Все порядком убрала, Засветила богу свечку, Затопила жарко почку…

10) Со вздохом витязь вкруг себя / Взирает грустными очами. /«О поле, поле, кто тебя /Усеял мертвыми костями? («Руслан и Людмила»)

11) « Ой, вы, гости-господа, Долго ль ездили, куда? Ладно ль за морем иль худо, И какое в свете чудо?» («Сказка о царе Салтане»)

12) «Старик не осмелился перечить, Не дерзнул поперёк слова молвить. Вот идёт он к синему морю, Видит, на море чёрная буря»

13) «Лежит несчастная девица / Среди подушек пуховых, / Под гордой сенью балдахина; / Завесы, пышная перина / В кистях, в узорах дорогих…

14) «В руки он ее берет / И на свет из тьмы несет, / И, беседуя приятно, / В путь пускаются обратно…» («Сказка  о мёртвой царевне…»)

15) Негде, в тридевятом царстве, / В тридесятом государстве, / Жил-был славный царь Дадон. / Смолоду был грозен он… («Сказка  о золотом петушке»)

16) Вдруг шатёр / Распахнулся... и девица, / Шамаханская царица, /Вся сияя как заря, /Тихо встретила царя. («Сказка  о золотом петушке»)

2. Станция Разгадайка

Кроссворд по поэме «Руслан и Людмила»

е

о

4 ш

К

а

Е

а

р

е

Р

о

Й

п

л

Н

к

а

О

л

О

в

а

ф

М

О

8 б

Р

а

Т

По горизонтали:

1 С помощью какого оружия можно победить похитителя Людмилы?

3 В кого превращается колдунья, показывая путь сопернику Руслана?

6 Отказывая пастуху второй раз, колдунья сказала: «…, я не люблю тебя!»

7 О ком в поэме написано: «Пустыни сторож безымянной…»

8 Кем приходится Голова Черномору?

По вертикали:

2 Кто похитил Людмилу?

4 Что помогло Людмиле стать невидимой?

5 Имя одного из соперников Руслана.

3. Станция Театральная.

На Театральной станции

Талантливый народ живёт.

Там много интересного,

Вас вернисаж героев ждёт!

а) Вернисаж литературных героев. Я раздаю карточки с текстом. Выразительно прочитайте отрывок, назовите героя, который в нём описан.

1. Высока, стройна, бела, И умом, и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива. (царица)

2. В унынье, с пасмурным челом, За шумным праздничным столом Сидят 3 витязя младые…

3. Всё смолкло. В грозной тишине Раздался дважды голос странный. И кто - то в дымной глубине Взвился чернее мглы туманной … (Черномор)

4. В дорогой собольей душегрейке, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки (старуха)

5. Повар, конюх, плотник… Спит себе на соломе, Ест за четверых, Работает за семерых. (Балда)

6. И входит с важностью за нею, / Подъяв величественно шею, / Горбатый карлик из дверей: / Его-то голове обритой,/ Высоким колпаком покрытой, /

Принадлежала борода.

7. А сама -то величава, Выплывает, будто пава; А как речь - то говорит, Словно реченька журчит. (Царевна. «Сказка о царе Салтане»)

8. «И вдруг сидит передо мной Старушка дряхлая, седая, Глазами впалыми сверкая, С горбом, с трясучей головой…»

б) Инсценирование фрагментов «Сказки о царе Салтане» и «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях».

4. Станция Художник.

«Потерянная иллюстрация». Чтобы организовать выставку рисунков по сказкам А.С. Пушкина, нужно разобрать иллюстрации, которые перепутались.

Назовите произведение А.С. Пушкина, к которому сделан детский рисунок.

5. Станция Бюро Находок. Конкурс капитанов. Помогите вернуть находки в произведения А.С. Пушкина (яблоко, корыто, цепь, бочка, золотая рыбка).

Назовите сказку.

IV. Подведение итогов урока. Объявление итогов.

К концу подошло путешествие наше,

Но с книгами не расстаёмся мы, друзья,

Они нам много интересного расскажут.

«Читайте книги!» - призываю я.

Наследие А.С. Пушкина велико. Вам предстоит прочитать ещё много его замечательных произведений!

V. Рефлексия.

А наше путешествие по пушкинским сказкам вам понравилось?

В какой момент урока вы чувствовали себя особенно успешными?

Что вам понравилось на уроке больше всего?

За что вы похвалили бы себя на уроке?

Что изменили бы в своих действиях на уроке?

С кем было интереснее всего работать в группе? Почему?

Какой этап вызвал трудности?

Какая команда работала сплочённее?

Было ли путешествие полезным для вас?

Что бы ты изменил на уроке в последующем?

VI. Задание на дом: стр. 119 – 123 (чтение). Стр. 119 (вопросы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...

Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — нравственный идеал А. С. Пушкина. Ольга и Татьяна Ларины: сходство и различие»

Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений  Онегин». Татьяна  Ларина  — нравственный  идеал  А. С. Пушкина. Оль...

Технологическая карта урока для 7 класса на тему: " В мире насекомых"

Данный материал предназначен для работы по разделу "В мире животных"....