Квест-викторина по творчеству С.Есенина
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Голубева Анастасия Владимировна

Квест разработан специально для лагеря "Державный" в с.Кузьминское (рядом с с.Константиново) и ориентирован по территории лагеря. Однако задания легко приспособить и к другим обстоятельствам.

Возраст: 8-12 лет.

Всего 5 заданий: 1 - кроссворд по биографии; 2 - выбери нужное слово (тест: какое слово пропущено в стихотворении?); 3 - выразительное чтение; - 4 - сопоставление картинки и слова; 5 - создание иллюстрации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_po_eseninu_dlya_lagerya.docx395.49 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина по творчеству С.Есенина

специально для лагеря «Державный»

5 групп – 5 этапов

Группы начинают одновременно со своих этапов. Заканчивают тогда, когда проходят все 5 этапов. На каждом этапе нужно выполнить определенное задание за отведенное время. При успешном выполнении задания получают «подсказку» - куда идти дальше. За каждый пройденный этап начисляются баллы на усмотрение ведущих: хоть 5 максимум, хоть 300 – придумывается на месте. Главное, чтобы на одном этапе не менялся максимум и чтобы в конце этапа баллы обязательно были записаны в маршрутный лист команды. И «припечатаны» подписью или рисунком ведущего. Каждый этап – свой «символ» и цвет.

Если народа много, то на каждом этапе дежурят двое старших ребят и один взрослый. Один старший ребенок и один взрослый сопровождает команду с этапа на этап.

В начале игры нужно выбрать капитана, ему вручается «карта». У каждой команды есть такая карта в файле, туда же складывают подсказки, и ручка.

После того, как все этапы пройдены, подводятся итоги. Каждая команда получает какой-то приз.

Этап 1 (Крепость. Красное солнышко.)  – кроссворд (знакомство с биографией С.Есенина). Нужно 5 распечатанных кроссвордов, по одному на каждую команду. Если никак не могут угадать, то играем в «виселицу». Подсказка, куда идти – ключевое слово («столовая»);

Е

С

Е

Н

И

Н

К

О

Н

С

Т

А

Н

Т

И

Н

О

В

О

О

К

А

Л

И

Р

И

К

А

П

Р

И

Р

О

Д

А

В

А

С

И

Л

Ё

К

Т

Р

О

И

Ц

А

Я

И

Ч

Н

И

Ц

А

  1. Предположите, о каком же поэте – уроженце этих мест – пойдёт у нас сегодня речь? Зовут его Сергей Александрович, а фамилия… (Есенин)
  2. Как называется село, в котором он родился? (Константиново)
  3. Как называется река, на берегу которой находится это село? (Ока)
  4. Это село и эту реку воспел Есенин в своих стихах. Кстати, как называются одним словом стихи и песни, в которых ясно выражено личное чувство автора? Это слово созвучно с названием древнего музыкального инструмента, с которым изображается греческий бог Аполлон (Лира – Лирика)
  5. А как одним словом называются и реки, и леса, и поля… (Природа)
  6. Реки и небеса – синие, это любимый цвет поэта. Предположите, каков же был его любимый цветок? (василёк)
  7. А любимое дерево, конечно, береза. Символом какого праздника является ветка березы? (Троица)
  8. Вы уже, конечно, поняли, что за слово было зашифровано. Осталось ответить на последний вопрос: какое блюдо чаще всего можно было встретить в крестьянской столовой на Троицу? Подсказка: оно готовится из продукта, который мы дарим друг другу на Пасху! (яйцо – яичница)

Молодцы! Получайте подсказку и бегите на следующий этап!

Этап 2 (Столовая. Жёлтый банан.) – подставь слово (тестовое задание). На каждую группу своя бумажка. Ведущий ЧИТАЕТ (очень выразительно, тянет время) стих с паузой. Ребята смотрят на варианты слов и говорят, какое надо вписать.  Все слова по смыслу в итоге намекают на то, что надо идти к Богу, храму, церкви. Когда дети поняли, получают бумажку-подсказку «храм»;

Я теперь скупее стал в желаньях, 
Жизнь моя, иль ты приснилась мне? 
Словно я весенней гулкой ранью 
Проскакал на ___ коне. 

белесом 
белом 
розовом 
веселеньком 

Тихая долина 
Отгоняет сон, 
Где-то за дорогой 
Замирает ___. 

стон 
звон 
гром 
дождь

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах ____ .

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.

Образа

Тормоза

Мимоза

Иконы

Ах, как много на свете кошек, 
Нам с тобой их не счесть никогда. 
Сердцу снится душистый горошек, 
И звенит голубая ___ . 

орда

звезда
гроза

лоза

Вот оно, глупое счастье
С белыми окнами в сад!
По пруду лебедем красным
Плавает тихий ___ .

Вомбат

Закат

Откат

Мой брат

Гляну в поле, гляну в небо -

И в полях и в небе ___.

Снова тонет в копнах хлеба

Незапаханный мой край.

Май

Лай

Рай

Грай

Этап 3 (Храм. Синяя звездочка.) – выразительное чтение стихотворения. Ведущий выдает команде стихотворение и 4 минуты на подготовку. Участвуют ВСЕ: может, все читают. Может, один читает, остальные создают «музыкальный» фон. Может, по строчкам: это нужно деткам объяснить. Про что стихотворение? Что описывается? Как вы думаете, если бы Есенин здесь, в лагере, писал это стихотворение, откуда он мог бы наблюдать всё описанное? (от Креста поклонного). Вот туда и идите!

Весенний вечер

(Из цикла "Больные думы")

Тихо струится река серебристая

В царстве вечернем зеленой весны.

Солнце садится за горы лесистые.

Рог золотой выплывает луны.

Запад подернулся лентою розовой,

Пахарь вернулся в избушку с полей,

И за дорогою в чаще березовой

Песню любви затянул соловей.

Слушает ласково песни глубокие

С запада розовой лентой заря.

С нежностью смотрит на звезды далекие

И улыбается небу земля.

1915

Этап 4 (Крест. Зеленое дерево.) – угадай, что есть что (картинка – слово). Ведущий читает детям стихотворение с малоизвестными словами. На столе перед ним картинки и отдельно – слова. Детям нужно назвать, что изображено на картинке. Получают бумажку и бегут туда;

В хате

Пахнет рыхлыми драчёнами;

У порога в дежке квас,

Над печурками точёными

Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за солонкою –

Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные

Над оглоблями сохи,

На дворе обедню стройную

Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,

От пугливой шумоты,

Из углов щенки кудлатые

Заползают в хомуты.

1914

Хомут

Махотка

Оглобли сохи

Попелица

Ухват

Драчёны

Потом сказать, что они молодцы, хорошо поработали, теперь можно и отдохнуть, расслабиться, в теплой водичке поплескаться, с веничком попариться… где? В бане! (бумажка-подсказка);

Этап 5 (Баня. Фиолетовое облачко.) – нарисуй иллюстрацию к стихотворению (можно коллективно, можно индивидуально). На этапе нужен большой запас листов бумаги и разные рисовальные вещи (карандаши, фломастеры, ручки). Про что стихотворение? Про природу и Родину. А Родину нам, разумеется, надо защищать. Конечно, нам надо идти в крепость  (бумажка-подсказка).

"За темной прядью перелесиц"

За темной прядью перелесиц,

В неколебимой синеве,

Ягненочек кудрявый - месяц

Гуляет в голубой траве.

В затихшем озере с осокой

Бодаются его рога, -

И кажется с тропы далекой -

Вода качает берега.

А степь под пологом зеленым

Кадит черемуховый дым

И за долинами по склонам

Свивает полымя над ним.

О сторона ковыльной пущи,

Ты сердцу ровностью близка,

Но и в твоей таится гуще

Солончаковая тоска.

<…>


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе по творчеству С.Есенина

Данный урок раскрывает светлые и трагические стороны в жизни Сергея Есенина, помогает понять жизненные идеалы поэта....

Презентация к уроку литературы в 11 классе по творчеству С.Есенина

Помогает ученикам ярко и наглядно представить важнейшие моменты из жизни поэта....

Контрольная работа Разработка проекта урока литературы в XI классе по теме «Жизнь и творчество С.Есенина» «Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою» С.Есенин

О Сергее Есенине, который живёт в нашей памяти как яркая звезда начала XX столетия-  серебряного века русской поэзии. Он появился на свет как будто в пору завершения золотой осени, на грани с неп...

Урок литературы по творчеству С.Есенина "Светлое и трагическое в жизни и творчестве Сергея Есенина"

Методическая разработка урока-обзора по творчеству Сергея Есенина.Цели урока:Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие взгляд на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвыше...

урок литературы на тему "Голубая Русь" Сергея Есенина"(Тема Родины в творчестве С.Есенина)

Урок-исследование проводится после знакомства с творческой биографией поэта. Объектом исследования становится "голубая Русь" С Есенина....

Методическая разработка урока по творчеству Сергея Есенина "Чувство Родины - главное в моем творчестве"

Творчество Сергея Есенина уникально. Не случайно Горький писал о нем "Есенин не столько человек, сколько орган созданный исключительно для поэзии, для передачи бескрайней печали полей, любви ко в...