Рабочая программа по литературе для 9 класса (Маранцман)
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Попова Антонина Алексеевна

Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

·      Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312;

·      Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, 2007 год;

·      Примерная государственная программа по литературе, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

·      Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год;

·      Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

·      Методическое письмо Министерством образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;

·      Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-9 кл. / Под ред. чл.-кор.РАО, проф.В.Г.Маранцмана. – М., Просвещение.

Учебник: Литература: 9 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 1999.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_9_kl.l.marantsman.docx67.28 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе

Рабочая программа по литературе предназначена для обучения учащихся 9 класса ГБОУ СОШ № 280.

Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, 2007 год;
  • Примерная государственная программа по литературе, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год;
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • Методическое письмо Министерством образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
  • Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-9 кл. / Под ред. чл.-кор.РАО, проф.В.Г.Маранцмана. – М., Просвещение.

Учебник: Литература: 9 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 1999.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Учебная программа состоит из следующих пунктов:

  1. Введение. Сила слова;
  2. Античная литература;
  3. Литература средневековья;
  4. Литература возрождения;
  5. Русский классицизм;
  6. Сентиментализм;
  7. Романтизм;
  8. От романтизма к реализму;
  9. А. С. Пушкин;
  10. М. Ю. Лермонтов;
  11. Н. В. Гоголь;
  12. Теория литературы (резервные уроки).

Общее количество часов: 102 ч.

Часов в неделю: 3 ч.

Количество учебных недель: 34.

Программа обеспечивает достижение учащимися школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 280

имени М. Ю. Лермонтова

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

 __________ Ю. Б. Севастьянова

Приказ от _________ № ___

ПРИНЯТО

Педагогическим советом школы

Протокол от __________ № _____

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

 ____________ О. Б. Хамедов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Литература»

для 9 класса

на 2015 - 2016 учебный год

Составитель:

учитель русского языка и литературы

Попова Антонина Алексеевна

Санкт-Петербург

2015 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе предназначена для обучения учащихся 9 класса ГБОУ СОШ № 280.

Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, 2007 год;
  • Примерная государственная программа по литературе, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год;
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • Методическое письмо Министерством образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
  • Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-9 кл. / Под ред. чл.-кор.РАО, проф.В.Г.Маранцмана. – М., Просвещение.

Общая характеристика учебного предмета

В русской культуре литература всегда занимала ведущее место. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.

Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

− осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

− выразительное чтение художественного текста;

− различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

− ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

− заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

− анализ и интерпретация произведения;

− составление планов и написание отзывов о произведениях;

− написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

− целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей.

И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература. В  9  классе  решаются задачи  предпрофильной  подготовки  учащихся, закладываются  основы  систематического  изучения  историко-литературного  курса.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность.

      В ходе уроков 9 кл. учащимся даются следующие сведения из теории литературы:

  • Слово как жанр древнерусской литературы
  • Ода как жанр лирической поэзии
  • Жанр путешествия
  • Начальные представления о сентиментализме
  • Развивается представление о балладе
  • Начальное представление о романе в стихах
  • Развивается понятие реализм
  • Развивается понятие о трагедии как жанре драмы
  • Начальное представление о психологизме художественной литературы
  • Начальное представление о психологическом романе
  • Понятие о герое и антигерое
  • Понятие о литературном типе
  • Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме
  • Развивается представление о жанровых особенностях рассказа
  • Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения
  • Углубляются знания о рифме и способах рифмовки.

Цели и задачи изучения литературы

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Программа построена с учетом следующих принципов: психологического(учет возрастных интересов ученика); развивающего(обеспечения развития литературных способностей школьника); историко-хронологического(выделение основных эпох в развитии искусства); социального(сопоставление социальных и художественных систем писателя учет социальных потребностей времени, общественной психологии поколения); художественно-эстетического(рассмотрение литературы как особого вида искусства); литературоведческого(целостное отношение к литературному произведению, его теоретико-литературное осмысление).

Требования к уровню подготовки обучающихся

Изучение литературы в 9 классе  призвано обеспечить:

  • приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
  • формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
  • развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
  • воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
  • воспитание культуры речи учащихся.

Устно: 

  • Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
  • Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
  • Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная).
  • Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).
  • Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).
  • Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.

Письменно:

  • Письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с изученным.
  • Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
  • Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
  • Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
  • Создание письменного оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).
  • Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.

В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература» выпускники должны:

чтение и восприятие

  • прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,
  • воспроизвести их конкретное содержание,
  • дать оценку героям и событиям;

чтение,  истолкование и оценка

  • анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;
  • особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;
  • род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;
  • выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;
  • обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания;
  • объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;

чтение и речевая деятельность

  • пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
  • давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;
  • писать изложения на основе литературно-художественных текстов;
  • писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;
  • писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;
  • выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.

Требованиями к проверке и оценке достижения учащимися обязательного уровня подготовки по литературе таким образом должны стать:

  • обращенность любого задания (прямая или косвенная) к тексту художественного произведения; при этом предлагаются тексты произведений, разбиравшиеся в процессе обучения;
  • ориентация заданий на свободное речевое высказывание в его полной или краткой форме;
  • оценка ответов по двоичной (альтернативной) шкале: «верно» — «неверно», «достаточно» — «недостаточно»;
  • ориентация оценки на минимально допустимый уровень понимания художественного текста; при оценке ответов учащихся учитываются как различные возможные толкования содержания произведения, так и вариативность словесного выражения.

Общими показателями учебных достижений школьников в области литературного образования являются:

  • начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения;
  • факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);
  • глубина освоения идейно-художественного содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата раз личных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценки);
  • уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений);
  • качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).

Эти показатели в тесной взаимосвязи друг с другом характеризуют основные планируемые результаты обучения литературе.

Виды и формы контроля

В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, опрос в парах, практикум, самопроверки и взаимопроверки, тесты, комплексный анализ текста, устные рассказы по плану, сочинения, изложения.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе

Знания, умения и навыки учащихся оцениваются на основании устных ответов и письменных работ по пятибалльной системе оценивания.

I. Оценка устных ответов учащихся.

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему. При оценке ответа ученика надо учитывать:

1) полноту и правильность ответа,

2) степень осознанности, понимания изученного,

3) языковое оформление ответа.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части изучаемого материала, допускает ошибки искажающие смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

II. Оценка сочинений и изложений.

Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе, а вторая – по русскому языку.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

  •  соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  •  полнота раскрытия темы;
  •  правильность фактического материала;
  •  последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

  •  разнообразие словарного и грамматического строя речи;
  •  стилевое единство и выразительность речи;
  •  число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов).

Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:

Отметка «5» ставится, если:

1) содержание работы полностью соответствует теме;

2) фактические ошибки отсутствуют;

3) содержание излагается последовательно;

4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;

5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В работе допускается 1 недочет в содержании, 1 - 2 речевых недочета.

Отметка «4» ставится, если:

1) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);

2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;

3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;

4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3 - 4 речевых недочетов.

Отметка «3» ставится, если:

1) в работе допущены существенные отклонения от темы;

2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности;

3) допущены отдельные нарушения последовательности изложения;

4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;

5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов.

Отметка «2» ставится, если:

1) работа не соответствует теме;

2) допущено много фактических неточностей;

3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;

4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;

5) нарушено стилевое единство текста.

В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Содержание учебного курса

Девятый класс завершает литературное образование в основной школе. Чтобы дать законченное представление о развитии искусства слова, в программе разворачивается панорама эпох развития литературы от Античности до наших дней.

Трудность перехода ученика от нравственно-проблемного к историко-эстетическому подходу к явлениям искусства несомненна и требует особых усилий ученика и учителя для решения этой задачи. Курс 9 класса построен на смене эпох развития литературы, представленных общим планом обзора и крупным планом изучения монографической темы. Включение зарубежного материала объясняется тем, что некоторые эпохи (Античность, Возрождение) русская литература или миновала, или переживала в иных формах, и позднее, чем Европа.

Диалог национальных культур и диалог времен в нашей программе поддерживается диалогом разных видов искусства.
      Свободное потребление искусства в современных условиях не сводится только к чтению. Многочисленные каналы массовой информации предлагают аудио- и видеоматериалы, общение с которыми часто протекает «по касательной» и не требует от зрителя и слушателя напряжения, которое он испытывает как читатель. Эти обстоятельства побуждают в возможном финале школьного литературного образования сосредоточить внимание учеников на связях и различиях в постижении литературы и других искусств.
      Наблюдая за взаимодействием литературы и других видов искусства, в рамках нашего предмета более всего важно показать ученикам, что в художественном восприятии существуют общие элементы, но переносить опыт общения с искусством слова на живопись, музыку, кино, театр невозможно, ибо у них свои задачи и формы отражения жизни.
      Новой задачей 9-го класса оказывается освоение таких явлений, как литературное направление и творческий путь писателя. Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм предстают перед учениками как наследники и антиподы. При этом важно показать, что система правил каждого направления неизбежно сдвигается и варьируется в индивидуальном творчестве писателя.
      Рассмотрение творческого пути писателя возможно в какой-то степени в рамках многих монографических тем, но наиболее законченно предстает в теме «А. С. Пушкин». Здесь уроки творческой эволюции писателя наиболее поучительны и открыты ученикам, здесь стремительность взлета русского искусства от отечественного своеобразия к общемировому уровню особенно заметна. Труднее всего, однако, показать нравственное и художественное движение поэта в органическом единстве.
      Теория литературы, изучаемая в 9-м классе, побуждает учеников увидеть эволюцию родов и жанров литературы в их историческом движении. Теоретико-литературный опыт прежних классов обогащается основами исторической поэтики.
      Литературное творчество учеников наполнено стремлением расширить диапазон художественных интерпретаций литературного произведения, освоить стилистически разнообразные художественные манеры писателей и практически воплотить в литературных импровизациях законы разных жанров.
      В то же время мы сохраняем необходимую учебную работу над традиционными темами сочинений, существенно обновляя их тематику.

Методический комментарий к курсу 9 класса:

Введение (1 ч.)

Периоды развития литературы как вида искусства. Связь с историческим процессом и самостоятельные силы искусства, влияющие на его развитие. Разновременность ритма развития национальных культур. Смена художественных идеалов в искусстве. Сопоставление живописных полотен, музыкальных пьес и литературных произведений, принадлежащих разным эпохам. Размышления учеников об их своеобразии.

Античность (2 ч.)

Осознание личности человека как одной из сущностей всеобщего бытия, вписанной в мироздание и противостоящей ему. Идея рока, судьбы — проявление сложной гармонии человека и мира, поединка природных сил и индивидуального сознания человека и сопряженности их. Игра в следопытов, отыскивающих приметы античности в современном мире. Рассматривание скульптурных изображений греческих богов, чтение гимнов богам в переводе В. Вересаева и поиски архетипа среди знакомых литературных персонажей и окружающих людей.

Средневековье (8 ч.)

Средневековье как новый шаг в общественном сознании и художественном развитии человечества. Религиозная регламентация и возвышение духовной природы человека. Античная идея фатума и выбор между добром и злом, предоставленный человеку христианством. Исторические рамки переживания Средневековья в разных странах.

Национальное своеобразие средневекового искусства при общих его тенденциях. Сравнение Реймского собора (XIII в.) и Дмитриевского собора во Владимире (конец XII в.). Реймский собор как воплощение трудного пути человека к божественному идеалу. Надежда на чудо, мгновенное вознесение в высоту в Дмитриевском соборе. Дискуссия на тему: «Почему в православных церквах нет скульптуры?»

Литературное творчество. Описание одного из средневековых соборов.

«Слово о полку Игореве»
      Создание политической, нравственной и эстетической установки на чтение «Слова...». Актуальность идеи единения Руси в эпоху распада коммунистической империи. Решительное отвержение автором «Слова...» идеи самоутверждения личности и необходимость для современного человека преодоления эгоистических начал. «Монументальный реализм» (Д. С. Лихачев) и яркий символизм образов «Слова...».
      Лиризм стиля и ясность пропорций «Слова...» как противостояние хаосу современной массовой культуры. Древнерусское искусство как естественная среда «Слова...». Храм Покрова на Нерли и русская живопись (сообщения учеников).
      Историческая основа «Слова...» и споры о его авторе. Чтение «Слова...» в классе и словесное рисование; составление киносценария по некоторым эпизодам («Выступление в поход», «Второй бой с половцами и печаль Русской земли» и др.).
      Составление цитатного плана по ходу чтения. Диспут: «Почему в финале поэмы поют славу Игорю и князьям?» Сравнение переводов «Слова...» (плач Ярославны в переложении В. Жуковского, К. Бальмонта, Н. Заболоцкого). Композиция и стиль «Слова...».
      Работа с иллюстрациями В. А. Фаворского. Древняя поэма и опера А. П. Бородина («Князь Игорь»). Сочинения: «„Слово о полку Игореве“ — печальная повесть или песнь во славу?»; «Призывы Святослава и плач Ярославны»; «Человек и природа в „Слове о полку Игореве“».
      
Теория литературы. Понятие об эпической поэме.
      
Внеклассное чтение. Современные переложения «Слова...» (В. Соснора, О. Чухонцев, И. Шкляревский, Н. Чернов).
      
Литературное творчество. Собственные вариации на тему «Слова...». Сравнение и оценка переводов.

Данте. «Божественная комедия»
      «Суровый Дант» и история отношения к нему русских читателей и поэтов (Пушкин, Блок, Брюсов, Ахматова). Жизнь Данте и его отношение к Флоренции. Сила личности, разнообразие деятельности и творения в искусстве мира по своим собственным законам как свойство человека, готовящего эпоху Возрождения в рамках Средневековья.
      «Божественная комедия» — поэма восхождения человека к совершенству. Преодоление зла любовью и высотой разума. «Ад», «Чистилище» и «Рай» как ступени преображения человека. Искусство и любовь к Беатриче — силы, помогающие поэту преодолеть хаос зла. Вергилий и Данте, равновесие разума и трепетности сердца.
      Создание установки на чтение «Ада» — дискуссия учеников на тему: «Какой из пороков человека самый страшный и какого наказания он заслуживает?»
      План «Ада» — система ценностей Данте. 5-я песня «Ада». Разность отношения Миноса, Вергилия и Данте к греху невоздержанности и страсти. Лирические сравнения как проявление отношения поэта к грешникам.
      Исповедь Франчески. Словесное рисование ее портрета и оценка иллюстраций Боттичелли и Г. Доре. Диспут «Спасительна или гибельна любовь у Данте?».
      26-я песня «Ада» и ее композиция. Осуждение Одиссея за заблуждения ума, ведущие к гибели людей. Сравнение учениками судьбы Одиссея у Гомера и Данте. Проявление сочувствия поэта к герою песни. Захваченность «безумным полетом» мысли человека и одобрение высокого представления о его назначении.
      33-я песня «Ада». Сравнение рассказа Уголино в переводе Катенина и Лозинского. Прослушивание фрагментов сонаты Ф. Листа «По прочтении Данте» и увертюры-фантазии П. Чайковского «Франческа да Римини». Размышления учеников о разности трактовки дантовской темы у композиторов.
      Сопоставление поэмы Данте с книгами писателей XX века о «земном аде»: А. Солженицын. «В круге первом»; В. Шаламов. «Колымские рассказы»; О. Волков. «Погружение во тьму» (групповая работа учеников по их выбору). Трагический оборот истории — наказание человека не за грех, а за духовную высоту. Дискуссия: «Кто из современных писателей ближе к Данте в убеждении, что человеку дано прорваться к свету, выйти к звездам?» Сочинения: «Композиция 5-й песни „Ада“», «За что наказан Одиссей у Данте?»
      
Внеклассное чтение. А. Солженицын. «В круге первом»; В. Шаламов. «Колымские рассказы»; О. Волков. «Погружение во тьму».
      
Литературное творчество. Сочинение-эссе «Спасительна или губительна любовь у Данте?», «Какой грех я считаю самым тяжелым?».

Возрождение (10 ч.)
      Человек — лучшее создание природы, с точки зрения гуманистов Возрождения. Назначение человека — осуществление своих склонностей. Выбор между добром и злом, характерный для Средневековья, и возрастающая свобода воли в Возрождении. Природа, наслаждение, красота как верховные ценности Возрождения.
      Замещение Бога человеком и религиозные сюжеты в искусстве Возрождения («Пьета» Микеланджело, «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля). Возвращение к античному идеалу гармонически развитого человека и новый состав гармонии («Давид» Микеланджело и его «Рабы», «Рождение Венеры» и «Весна» Боттичелли).
      Воспевание человека, равно возможное в библейских, евангельских и языческих образах. Сопоставление учениками античных, средневековых и возрожденческих изображений человека.
      Беспредельность свободы и угроза произвола, индивидуализма, сужение мира до рамок «я». Идеалы и кризис Возрождения в творчестве Вийона, Рабле, Сервантеса, Монтеня, Шекспира.
      Сикстинская капелла в Ватикане, расписанная Микеланджело, как раскрытие трагедии Возрождения. Мощь и разнообразие, одухотворенность и высокий строй чувств человека на фресках потолка. Гнев Христа и низость грешников в алтарной фреске «Страшный суд».
      
Внеклассное чтение. М. Монтень. «Опыты».
      
Литературное творчество. Сочинение «Почему человек может быть „венцом творения“ и „прахом“?»

У. Шекспир. «Гамлет»
      Жизнь Шекспира как поединок безвестности и славы, любви и отчуждения. Три периода творчества. Сонеты Шекспира — поэтические зерна его трагедий.
      «Гамлет». Сопоставление учениками оценок героя и смысла трагедии В. Г. Белинским и И. С. Тургеневым, А. Блоком и М. Цветаевой. Образ Гамлета в трактовках русских актеров (В. Качалов, М. Чехов, Э. Марцевич и др.).
      Нахождение основных вопросов к анализу трагедии и прослеживание развития действия в ней. Гамлет и Эльсинор. «Равновесие» Клавдия и безумие Гамлета. Рефлексия героя как призыв к действию. Дискуссия «Слабость воли или гуманизм побуждают Гамлета откладывать возмездие?». Полоний и его дети. «Прямая» мораль Лаэрта и искренность Офелии.
      Диспут «Кто виноват в гибели Офелии?». Поступки Гамлета как утверждение силы добра (разоблачение Клавдия, борьба за сердце королевы, казнь Розенкранца и Гильденстерна). Подвиг Гамлета, соединяющего «цепь времен» и восстанавливающего справедливость. Гамлет и Горацио.
      Разработка учениками партитуры чувств в одном из монологов Гамлета, мизансценирование диалогов. Рисунки и картины Врубеля «Гамлет и Офелия» и их оценка учениками.
      Сопоставление увертюры-фантазии Чайковского «Гамлет» и музыки к трагедии, написанной Д. Шостаковичем. «Гамлет» на современной сцене и в кино (И. Смоктуновский, В. Высоцкий, О. Янковский). Сочинения: «Гамлет и Эльсинор», «Причины промедления Гамлетом возмездия», «Как следует играть роль Гамлета (Клавдия, Полония, Лаэрта, Гертруды, Офелии)?»
      
Теория литературы. Жизнь литературного произведения во времени.
      
Внеклассное чтение. Стихотворения поэтов XX века, посвященные Гамлету (А. Блок, М. Цветаева, Б. Пастернак, В. Высоцкий и др.). У Шекспир «Отелло».
      
Литературное творчество. Сочинения: «Как бы я сыграл роль...»; «Лучшая постановка „Гамлета“»; «Мой Гамлет» (монтаж и выразительное чтение монологов).

Классицизм
      Исторические корни классицизма. Монархия как утверждение нормативного поведения и вкуса. Регламентация жанров и их система, охватывающая разные стороны жизни. Рационалистическая гармония классицизма в картинах Клода Лорена «Полдень» и Никола Пуссена «Танкред и Эрминия». Определенность цвета и линии, четкость отношения художника к предмету. Размышления учеников над картинами и попытка определить возможности для художника.
      Восприятие мира как рациональной гармонии, основанной на иерархии ценностей. Архитектура классицизма, симметрия частей и равновесие пропорций. Подчинение целесообразности. Сравнение учениками средневекового храма, палаццо эпохи Возрождения и здания времен классицизма. Версаль и французские парки, где природа подчинена замыслу человека. Рассматривание картин А. Бенуа, исполненных любви к строгому порядку и иронии над попыткой вписать в него природу и человека. Идеальное царство разума и красоты в картинах К. Лорена «Полдень» и Н. Пуссена «Танкред и Эрминия». Чистота и контрасты цвета в живописи классицизма. Геометрические правила композиции картины. Пересказ учителем содержания трагедии П. Корнеля «Сид» (1636) и показ фотографий современных актеров (например, Ж. Маре) в роли Сида. Чтение монолога Родриго (д. I., явл. 6). Поединок любви и чести в душе героя. Победа высоких начал долга. Чтение учениками диалога Родриго и Химены (д. III, явл. 4). Мизансценирование диалога в групповой работе класса. Закон трех единств и его смысл в драматургии классицизма. Размышления над вопросом: «Каковы достоинства человека с точки зрения классицизма?»
      «Искусство поэзии» Н. Буало — путеводитель по жанрам классицизма. Чтение отрывков трактата в классе и размышления о том, как преобразились жанры в современном искусстве. Чтение в классе отрывков из произведений эпохи классицизма и игра в узнавание жанров.
      
Теория литературы. Классицизм как литературное направление.
      
Внеклассное чтение. Н. Буало. «Искусство поэзии».
      
Литературное творчество. Сочинение по картине Н. Пуссена.

Русский классицизм (9 ч.)
      Петровская эпоха и утверждение идеалов просвещенной монархии в России XVIII в. Гражданственность и патриотическая направленность как особенности русского классицизма, подсказанные не только национальной традицией, но исторически более поздним, чем в Западной Европе, протеканием художественного процесса. Осуществление в русском классицизме задач Возрождения и Просвещения.
      Общая характеристика русской литературы XVIII века. Особенности русского классицизма. М.В.Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».
 Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р.Державина. «Властителям и судиям». Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. «Памятник». Фонвизин «Недоросль». Тема и идея комедии.

Теория литературы. Углубление понятия о жанре оды.

Внеклассное чтение. А. Мицкевич. «Петербург» (из поэмы «Дзяды»), В. Маяковский. «Ода революции»; А. Вознесенский. «Ода сплетникам».
Литературное творчество. Сочинение на тему: «Камерон и Кваренги» или «Памятники Петру Великому». Сочинение типа художественного очерка «Любимые произведения эпохи классицизма (архитектура, живопись, скульптура, театр)»
      

Сентиментализм (6 ч.)
      Сентиментализм и демократизация литературы. Идеалы «третьего сословия» и культ непосредственного чувства, мирной природы, скромного и умеренного образа жизни. Оппозиция классицизму: не величие, а простота, не рассудочность, а чувствительность, не героизм, а наивное простодушие, не подвиги, а частная жизнь людей — ценности сентиментализма.
      Сопоставление портретов эпохи классицизма и сентиментализма (Лампи Старший и Грез, Левицкий, Боровиковский и Лосенко).
      Романы С. Ричардсона и «Сентиментальное путешествие» Л. Стерна, «Новая Элоиза» и «Исповедь» Ж.-Ж. Руссо, «Эмилия Галотти» Лессинга — провозвестники нового строя чувств и образа жизни. Прослушивание дуэта Лизы и Полины из оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама» («Уж вечер...», стихи В. А. Жуковского из элегии «Вечер») и Татьяны и Ольги из оперы «Евгений Онегин» («Слыхали ль вы?..», стихотворение А. С. Пушкина «Певец»). Растворение в чувстве, призыв к гармонии человека и природы, единству человеческих сердец — основное настроение сентиментализма.
      Заочная экскурсия в Павловский парк — живой памятник эпохи сентиментализма. Грустная задумчивость и естественное разнообразие пейзажей. Дворцы и хижины в их мирном соседстве. Созвучие идеалов скромной умеренности в сентиментализме и «меры вещей» в античности. Музы, изваянные скульптором Ф. Гордеевым. Природа, преображенная человеком, — «музыка для глаз» (Пьетро Гонзаго).
      Раскрытие душевного мира героев, их чувств и переживаний как главная задача произведений сентиментализма. Жанры романа в письмах, путешествиях, дневниках, исповеди как характерное воплощение сентиментализма.
      
Теория литературы. Понятие о сентиментализме.
      
Внеклассное чтение. Л. Стерн. «Сентиментальное путешествие».
      
Литературное творчество. Страницы дневника.

А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Изображение российской действительности. Особенности повествования в «Путешествии из Петербурга в Москву».

Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»
      Жизнь Карамзина — «подвиг честного человека» (А. С. Пушкин). Добродетели и пороки людей в «Истории государства Российского». Социальный конфликт и нравственные коллизии повести «Бедная Лиза». Размышления о бедности и богатстве кошелька и души. Дискуссия на тему: «В чем причины гибели Лизы?» Природа как аккомпанемент чувствам героев повести. Повествователь и его оценки героев. Групповая работа учеников по определению особенностей художественного стиля Радищева и Карамзина. Сочинение «Достоинство и долг личности в литературе сентиментализма».
      
Теория литературы. Стиль и идея произведения.
      
Внеклассное чтение. К. Паустовский. «Телеграмма», «Северная повесть»; Ю. Казаков. «Голубое и зеленое».
      
Литературное творчество. Сочинение типа повествования от первого лица «Милосердие и жестокость».

Романтизм (4 ч.)
      Неудовлетворенность действительностью, разочарование и порыв к иной жизни как причины возникновения романтизма. Отталкивание от обыденности, поиски необычайных характеров и исключительных обстоятельств в произведениях романтизма. Трагический поединок личности и общества, характера и судьбы как проявления конфликтной природы романтизма. Безграничность чувств, жажда свободы, неукротимость духа, вечное несогласие с окружающим — характерные свойства романтического героя.
      Портрет «Наполеон на Аркольском мосту» и портреты работы Ф. Рокотова и О. Кипренского. Разнообразное проявление жизни человеческого духа в произведениях романтиков. Доклады учеников о дружбе Ф. Шопена и Э. Делакруа. Коллективное рассматривание в классе картины Делакруа «Свобода на баррикадах» и сравнение ее с 12-м этюдом Шопена.
      Порыв и трагическое отчаяние, решимость и обреченность, энергия и одиночество — контрасты романтического восприятия, передающие ее драматизм и усиливающие резкость антитезы в произведениях романтизма. Узнавание по фрагментам текста произведений эпохи классицизма, сентиментализма, романтизма. Осмысление учениками произведений, знакомых по курсу предшествующих классов как характерно романтических (Лермонтов. «Парус», «Мцыри», «Демон»; Гёте. «Страдания молодого Вертера» и др.). Оживание романтизма в переломные эпохи. Поиски классом романтических явлений в литературе XX в.
      
Теория литературы. Понятие о романтизме.
      
Внеклассное чтение. Поэзия Н. Гумилева, М. Цветаевой, И. Бродского и др.
      
Литературное творчество. Эссе на тему: «Романтика и романтизм».

Дж. Г. Байрон. Лирика. «Корсар» или «Паломничество Чайльд-Гарольда»
      Необычайность судьбы поэта и легендарность его облика в глазах современников и потомков. Анализ стихотворений «Когда б я мог в морях пустынных...», «Песня греческих повстанцев», «Душа моя мрачна...». Сообщения учеников: «Образ Байрона в поэзии Пушкина», «Лермонтов — переводчик Байрона». Мотивы разочарования и одиночества в лирике Байрона и страстная проповедь борьбы и свободы. Оппозиция политическим режимам в Европе и восточные мотивы в поэмах Байрона. Композиция романтической поэмы. Восстановление учениками «утерянных» звеньев сюжета. Идеал гордой и сильной личности и ее трагическая судьба в поэзии Байрона.
      
Теория литературы. Композиция романтической поэмы.
      
Литературное творчество. Эссе «Романтический герой».

К. Ф. Рылеев. Личность и творчество.

В. А. Жуковский. «Вечер», «Море», «Светлана» 
      Жуковский — друг царей и поэтов. Тяготение к миру вечности и драматизм жизненных бурь. Природа в лирике Жуковского (сообщения учеников). Свободное дыхание поэтической речи и многообразие человеческих чувств. Сопоставительный анализ стихотворений «Вечер» и «Море» и ответ на проблемный вопрос: «Возможна ли гармония в природе?» Баллада «Светлана». Сон и явь в композиции баллады. Грусть о неосуществленности человеческих желаний. Словесное иллюстрирование эпизодов баллады.
      
Теория литературы. Баллада как жанр романтизма.
      
Внеклассное чтение. Д. Кедрин. «Зодчие».
      
Литературное творчество. Словесные этюды-пейзажи: «Утро», «Полдень», «Вечер», «Ночь».

От романтизма к реализму (11 ч.)

Тенденции развития искусства, подготовившие появление реализма как особого литературного направления, в котором предполагается, помимо верности деталей, «правдивость в воспроизведении типичных характеров в типичных обстоятельствах» (Ф. Энгельс). Изменение сюжетов и героев литературных произведений в сравнении с классицизмом, сентиментализмом, романтизмом. Способы проявления характера в разных литературных направлениях. Угадывание и мотивирование учениками портретов и пейзажей, принадлежащих разным литературным направлениям.

А.С.Грибоедова «Горе от ума». Чацкий в системе образов комедии «Горе от ума». Обучение анализу эпизода драматического произведения. И.А.Гончаров «Мильон терзаний».

Теория литературы. Понятие о реализме.

А. С. Пушкин. Лирика, «Евгений Онегин (23 ч.)
      Жизненный и творческий путь поэта. Детство в Москве и мотив семьи и Родины в лирике Пушкина: «Сон» (1816), «Простите, мирные дубровы...» (1817), «Домовому» (1819), строфы 36—38-я седьмой главы романа «Евгений Онегин», «Дорожные жалобы», «Моя родословная», «Два чувства дивно близки нам...», «Когда порой воспоминанье...» (1830), «Когда за городом задумчив я брожу...» (1836). Собирание учениками уже известных им по курсу предыдущих классов стихотворений, связанных с этой темой, — от «Зимнего вечера» до «Вновь я посетил...».
      Вопросы для обсуждения учеников: «Какое из пушкинских признаний любви к Родине вам кажется самым пылким и глубоким? Почему не отец и мать, а бабушка и няня стали для Пушкина символом семьи? Слиты или разделены в Пушкине любовь к малой родине и к государству?»
      Лицей и мотивы дружбы в лирике Пушкина. Доклады учеников о друзьях поэта. Групповая работа учеников над текстами стихотворений «Пирующие студенты» (1814), «19 октября» (1825), «Была пора...» (1836). Разрешение в беседе общего вопроса: «Как менялось представление Пушкина о дружбе?» (Дружба как общность настроения, близость судьбы и расширение горизонта личности, наконец, единство поколения перед лицом истории.) Самостоятельная работа учеников, прослеживающая изменение представлений о дружбе в поэтических посланиях Пушкина к Чаадаеву и их переписке. Заочная экскурсия «Пушкинский Петербург. 1817—1820 годы».
      Вольнолюбивая лирика. Изменение представлений Пушкина о свободе, прослеженное в классной беседе на материале уже знакомых ученикам стихотворений «К Чаадаеву», «Деревня» и новых текстов: «К морю» (1824), «Не дай мне Бог сойти с ума...» (1833). Свобода как естественный итог возмужания человека, обращение его к нуждам родины, как результат гуманного развития личности, как напрасное и самоотверженное служение народу, не способному пробудиться к достойной жизни, как удел природы и сильных личностей, как затаенная и неосуществимая мечта, как необходимое условие любви к жизни.
      Южная ссылка Пушкина. Доклады учеников о том, что восхищало и тяготило поэта на Кавказе, в Крыму, Бессарабии, Одессе по стихотворениям, письмам и воспоминаниям. Увлечение Байроном и романтические поэмы «Кавказский пленник» (1821) и «Бахчисарайский фонтан» (1823). Стихотворения «Фонтану Бахчисарайского дворца» (1824) и «К морю» как прощание Пушкина с романтизмом. Приобщение Пушкина к подлинной, неофранцуженной античности. Рассказ об Овидии и стихотворение «К Овидию». Поиски учениками в античной скульптуре произведений, соотносимых со стихотворением «Нереида».
      Лирика любви. Отличие чувств поэта от страстей его героев. Благородство и гуманность любовной лирики Пушкина, не исключающие ее трагизма. Оценка учениками актерских прочтений стихотворения «Я вас любил...» (1829). Сопоставление музыкальных трактовок стихотворения А. Алябьевым и Шереметьевым. «Заклинание» (1830) как пример свободного перевода Пушкиным стихотворения Барри Корнуэла. Дискуссия: «Что меняется и что остается неизменным в пушкинском отношении к любви от лицейского стихотворения „К Морфею“ (1816) до „Мадоны“ (1830)?» Образ любви в лирике Пушкина: одухотворяющее страдание (Лицей), пленительная и опасная игра (Петербург, 1817—1820 годы), природная стихия, рождающая вдохновение творчества (южная ссылка), синоним жизни, неискоренимая потребность человеческого сердца, не подвластная никаким обстоятельствам (Михайловское и конец 20-х годов), бескорыстное восхищение красотой и преодоление одиночества (30-е годы).
      Ссылка в Михайловское — испытание поэта силой обстоятельств и его победа над ними.
      Приближение к первоосновам жизни: природе, народу, истории. Мотив судьбы поэта и назначения поэзии в лирике Пушкина. Поэзия — исповедь сердца и радостное прикосновение к тайнам жизни, ее красоте: «К Батюшкову» (1814), «Певец» (1816), «Муза» (1821). Прослушивание романса А. Рубинштейна на текст стихотворения «Певец» в исполнении З. Долухановой и сравнение его с дуэтом Татьяны и Ольги в начале оперы П. Чайковского «Евгений Онегин».
      Поэзия как общественное служение, гражданское одушевление и самопожертвование, расширяющее границы личности до всеобщих начал: «Деревня» (1819), «Пророк» (1826). Создание установки на анализ последнего стихотворения с помощью иллюстраций М. Врубеля и романса Н. Римского-Корсакова. Разрешение проблемного вопроса: «Что было причиной преображения путника в пророка и какова его цена?» Попытка Пушкина в последекабрьский период защитить независимость поэта от «толпы». «Арион» (1827). Сопоставление стихотворения с мифом, сравнение редакций стихотворения. Групповая работа учеников над текстами стихотворений «Поэт и толпа» (1828) и «Поэту» (1830). Вселенская отзывчивость поэта и его трагическое одиночество. «Эхо» (1831). Преодоление трагического разлада со временем вознесением в вечность. «Я памятник себе воздвиг...» (1836). Прослушивание и оценка чтения стихотворения актерами (А. Шварц, Д. Журавлев, В. Яхонтов). Сравнение стихотворения Пушкина с одой Горация в переводе М. Ломоносова и Г. Державина.      

Женитьба Пушкина как видение счастья и попытка поэта найти его в частной жизни после разочарования в возможностях просвещенного правления Николая I. Все более обостряющийся конфликт с властью и светским обществом. Потеря читателя и занятия историографией и журналистикой.
            Трагедия жизни и ее преодоление светом надежды, выделенность человека из круга природных явлений, его «самостоянье», необходимость жить по собственным, а не только природным законам и ответственность за свою судьбу — характерные черты мироощущения Пушкина.
      Сравнение памятников Пушкину работы Опекушина, Баха и Аникушина и размышления учеников о том, какой памятник поэту и где они хотели бы поставить.
      Изучение романа «Евгений Онегин». Вступительные занятия. Пушкинский замысел и работа над романом. Размышление учеников над вопросом: «Почему менялся план романа в ходе его написания?» Аналитическое чтение глав романа и обдумывание его композиции. Выявление читательского восприятия романа учениками и определение учителем наиболее эффективного для класса пути анализа («вслед за автором», система образов, проблемный).
      Общий вопрос к проблемному анализу: «Почему Онегин отверг любовь „уездной барышни“ и так страстно полюбил „законодательницу зал“?» Разрешение общего проблемного вопроса в цепочке последовательно подчиненных друг другу проблемных ситуаций: «Одинаков ли Онегин в начале и в конце романа? В первой или в восьмой главе автор более сочувственно относится к герою? Под влиянием каких событий изменился Онегин? Почему дуэль сразила Онегина и кто был убит на дуэли: „поэт, задумчивый мечтатель“ или провинциальный помещик? Высокий или обыкновенный удел ждал Ленского? Почему Ольга забыла Ленского, а Татьяна ходит на могилу „брата своего“? Что сближает Татьяну с Ленским и в чем ее самобытность? Как и почему изменилась Татьяна и все ли прекрасно в этом преображении? Почему Татьяна, любя Онегина, отвергает его в восьмой главе романа?»
      Обострение проблемных ситуаций уроков столкновением суждений о романе его читателей и критиков (прежде всего В. Белинского и Д. Писарева) и разрешение проблемных ситуаций с помощью композиционного и стилистического анализа текста и сравнения его редакций.
      Заключительные занятия. Соотнесение героев и автора романа. Замкнутость героев в одном из мироощущений, предложенных культурой времени: скептицизм, трезвый рационализм, к которому близок Онегин, сентиментализм, родной для Татьяны, и романтизм, одушевлявший Ленского.
      Трагический тупик как следствие однолинейного измерения мира. Автор романа, открытый всем чувствам и мыслям, питавшим героев, и «вечно новый», как меняющийся в романе образ самой жизни (поле, кубок вина, море).
      Оценка учениками художественных интерпретаций романа — показатель освоения авторской позиции в произведении: чтение романа мастерами художественного слова (С. Юрский, М. Ульянов), иллюстрирование романа художниками XX века (М. Добужинский, К. Рудаков, Н. Кузьмин и др.), опера П. И. Чайковского.
      
Теория литературы. Понятие о романе в стихах. Традиции и новаторство в литературном творчестве.
      
Внеклассное чтение. Поэты XX века о Пушкине. М. Булгаков. «Последние дни».
      
Литературное творчество. Эссе: «Пути к счастью», «Нравственный закон и воля человека».

М. Ю. Лермонтов. Лирика. «Герой нашего времени» (15 ч.)
      Краткость жизни поэта и противоречия в его лирике. Размышления над детством и юностью поэта (Тарханы, Москва, Кавказ) и над тем, откуда пришли к Лермонтову желания свободы, борьбы и покоя, красоты. Стихотворение «Желание» (1832) и обнаружение в ходе анализа своеобразия чувств поэта. Сравнение с романсом А. Рубинштейна. Проблемная ситуация к изучению жизни и творчества поэта: «Остался ли Лермонтов верен желаниям своей юности?»
      Лермонтов и светское общество («Смерть поэта», «1 января 1840 г.»). Письма поэта и воспоминания о нем. Контраст внутреннего самочувствия и поведения. Убийственный холод и преступность светского круга. Осознание Лермонтовым разности своей и пушкинской судьбы. Сопоставление трактовок стихотворения «Смерть поэта» (в прочтении А. Остужева, В. Качалова, В. Яхонтова).
      Отношение Лермонтова к своему поколению. Стихотворение «Дума». Выбор лермонтовских портретов к стихотворению (Заболотский, Горбунов, Будкин). Любовь в жизни и лирике Лермонтова («Нищий», «Я не унижусь пред тобою...», «На светские цепи...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...»). Сопоставление со стихотворениями «Я видел раз ее...» и «Не пой, красавица, при мне...» Пушкина. Романсы на стихи Лермонтова (Алябьев, Даргомыжский, Шишкин).
      Трагическая муза Лермонтова и спасительность творчества. «Поэт», «Умирающий гладиатор», «Есть речи...», «Журналист, читатель и писатель». Сопоставление стихотворений «Пророк» Пушкина и Лермонтова и иллюстрации Врубеля к ним.
      Природа и Родина в лирике Лермонтова («Родина»).
      «Герой нашего времени». Сопоставление предисловий к роману и журналу Печорина и нахождение центрального вопроса к анализу: «Действительно ли Печорин — герой своего времени?» Последовательное рассмотрение столкновений Печорина с «дикаркой» Бэлой, «добрым» Максимом Максимычем, «честными контрабандистами», «водяным обществом». Превосходство Печорина над людьми и обстоятельствами. Стилистический анализ речи Печорина и других героев. Друзья и враги Печорина. Оценка иллюстраций к роману. Любовь в жизни Печорина и игра в любовь. Суд героя над самим собой и беспощадный анализ своих поступков и мыслей. Поединок с судьбой в «Фаталисте». Дискуссия: «Победил ли Печорин судьбу?» Обоснование учениками композиции романа. Оценка кино- и телеинтерпретаций романа (А. Эфрос и др.).
      Сочинения: «„Горные вершины“ души Лермонтова»; «Любить, но кого же?..»; «„Пророк“ Пушкина и Лермонтова»; «История жизни Печорина»; «Глаза и слова героев романа Лермонтова»; «Печорин и Максим Максимыч»; «Печорин и Грушницкий»; «Печорин и Вернер»; «Способен ли Печорин любить и отчего любят его Бэла, Вера и Мери?»; «Автор и герой романа Лермонтова»; «Онегин и Печорин»; «Печорин и Гамлет».
      
Теория литературы. Углубление понятия о романе. Строфика стихотворения.
      
Внеклассное чтение. Поэты XX века о Лермонтове (П. Антокольский, А. Ахматова, Г. Иванов и др.). А. Вампилов. «Утиная охота». Б. Окуджава. «Путешествие дилетантов».
      
Литературное творчество. Записи в дневнике Печорина по повестям «Бэла» и «Максим Максимыч». Сочинение-эссе по теме: «В чем задача искусства: в сладких грезах или горьких истинах?». Сочинение по жизненным впечатлениям на тему: «Портрет моего друга».

      
Н. В. Гоголь. «Мертвые души» (10 ч.) 
      Странность человеческого облика Гоголя и необычайность его писательской судьбы. Детство в Васильевке и ощущение жизни как природного праздника. Нежинский лицей: идеалы вольнолюбия и скука «небокоптителей». Переезд в Петербург: честолюбивые мечты и унижение человека. Таинство жизни в «Вечерах...» и трагикомедия русской действительности в «Ревизоре», «Женитьбе», «Петербургских повестях» и «Миргороде». Доклады учащихся о гоголевских спектаклях и фильмах и размышления над причинами обращения к Гоголю современного искусства.
      Замысел «Мертвых душ» и затворничество Гоголя в Риме. Гоголь и искусство. Гоголь в кругу русских художников (А. Иванов и др.). Заочная экскурсия, подготовленная учениками: «Гоголь в Риме». Читательские впечатления учеников и размышления над вопросом: «Почему Гоголь назвал „Мертвые души“ поэмой?»
      Губернский город в оценке Чичикова и автора. Стилистический анализ текста как способ приближения к художественному методу Гоголя. Композиционный анализ глав о Манилове и Коробочке и выразительное чтение диалогов о продаже мертвых душ. Размышления над вопросом: «Почему Ноздрев и Собакевич — „мертвые души“?» Просмотр кинофрагментов и сопоставление с текстом поэмы. Психологические и социальные корни превращения Плюшкина в «прореху на человечестве». Сопоставление образа, созданного Гоголем, и «Скупого рыцаря» Пушкина. Смысл последовательности «помещичьих» глав. Словесное рисование сатирических героев. Понятие о комическом и трагическом конфликте поэмы. Сопоставление помещиков с «живыми» душами крестьян.
      Связь сюжета городских глав с «Повестью о капитане Копейкине». Понятие о типизации (общие черты жизни столицы и провинции).
      Инсценирование эпизодов поэмы. Диспут о причинах успеха и краха предприятия Чичикова. «Непотопляемость» зла в произведениях Гоголя (финал «Ревизора» и воскресение Чичикова в его биографии). Составление монтажа лирических отступлений и выяснение авторского взгляда на происходящее. Сравнение эстетических позиций Пушкина и Гоголя (7-я глава и реминисценции из Пушкина в тексте поэмы).
      Попытки просветления жизни. Гоголь в работе над вторым томом «Мертвых душ» и «Выбранными местами из переписки с друзьями». Дискуссия: «Стал ли Гоголь христианским пророком?»
      Сочинения: «Почему Гоголь назвал „Мертвые души“ поэмой?»; «Какой мир противостоит в поэме „мертвым душам“?»; «Ноздрев и Хлестаков»; «Как и почему Плюшкин стал „прорехой на человечестве“?»; «Почему Гоголь заставил Чичикова заблудиться? (Смысл последовательности „помещичьих“ глав)»; «Неделя из жизни губернского города»; «Значение повести о капитане Копейкине в композиции „Мертвых душ“»; «„Ревизор“ и „Мертвые души“ (связи и отличие)»; «Почему Чичиков — главный герой поэмы?»; «О чем скорбит и о чем мечтает автор поэмы?»; «Иллюстрации к поэме Гоголя „Мертвые души“».
      
Теория литературы. Эпос и лирика в их взаимодействии. Романтизм и реализм.
      
Внеклассное чтение. И. Ильф и Е. Петров. «12 стульев», «Золотой теленок».
      
Литературное творчество. Сочинение типа описания города или села. Сочинение-эссе по теме: «Все может статься с человеком».

ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ

Учащиеся 9-го класса должны уметь:
      • прослеживать темы русской литературы в их исторических изменениях;
      • определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стиле поэтов и писателей разных эпох;
      • определять идейную и эстетическую позицию писателя и критика в литературной борьбе эпохи;
      • анализировать произведение литературы с учетом особенностей художественного метода и жанровой специфики;
      • оценивать проблематику современной литературы в соотнесении с идейными исканиями художников прошлого;
      • анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
      • различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
      • осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
      • выявлять и воссоздавать концепцию критической статьи;
      • от концептуального осмысления отдельных произведений подняться до осознания эстетического и нравственного идеала писателя;
      • сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, общее и различное в них, путях и способах их разрешения;
      • оценивать идейно-художественные искания прозаиков и поэтов в контексте эпохи;
      • использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации;
      • написать режиссерскую экспликацию к спектаклю или экранизации;
      • написать очерк об образе эпохи по произведениям разных видов искусства.

Поурочно-тематическое планирование

Общее количество часов: 102 ч.

Часов в неделю: 3 ч.

Количество учебных недель: 34.

Период

№ урока

Тема урока

Контроль

1 четверть

Сила слова (1 ч.)

 

1

Волшебная сила искусства

 

Античная литература (2 ч.)

 

2

Античная литература

 

3

Эсхил. "Прометей прикованный"

 

Литература средневековья (8 ч.)

 

4

Русское средневековье

 

5

"Слово о полку Игореве" и культура Древней Руси.

 

6

Историческая основа "Слова". Древнерусский язык.

 

7

"Слово о полку Игореве": восприятие произведения

 

8

"Слово" в русском искусстве.

 

9

Самостоятельная работа.

самостоятельная работа

10

Данте. "Божественная комедия"

 

11

Данте. "Божественная комедия"

 

Литература возрождения (10 ч.)

 

12

Возрождение. Общая характеристика эпохи

 

13

В. Шекспир.Личность и творчество.

 

14

"Гамлет": восприятие трагедии

 

15

Комментированное чтение

 

16

Комментированное чтение

 

17

Образ Гамлета. Интерпретации образа

 

18

Классицизм в искусстве и литературе

 

19

"Гамлет" в кино и на современной сцене.

 

20

"Гамлет" в кино и на современной сцене.

 

21

Контрольная работа.

контрольная работа

Русский классицизм (9 ч.)

 

22

М.В. Ломоносов - деятель эпохи Просвещения

 

23

Личность и творчество Г.Р. Державина

 

24

Чтение стихотворений поэта

 

25

Д.И. Фонвизин. Личность и творчество

 

26

Комедия "Недоросль". Тема, идея комедии.

 

27

Комментированное чтение.

 

2 четверть

28

Комментированное чтение.

 

29

Образ Митрофанушки в комедии

 

30

Самостоятельная работа.

самостоятельная работа

Сентиментализм (6 ч.)

 

31

А.Н. Радищев. Обзорная лекция

 

32

Вн.чт. "Путешествие из Петербурга в Москву"

 

33

Н.М. Карамзин "Бедная Лиза"

 

34

"Бедная Лиза". Чтение и анализ.

 

35

"Бедная Лиза" - произведение сентиментализма

 

36

Самостоятельная работа.

самостоятельная работа

Романтизм (4 ч.)

 

37

Романтизм. Д.Г. Байрон

 

38

К.Ф. Рылеев. Личность и творчество

 

39

В.А. Жуковский - русский романтик

 

40

Чтение стихотворений поэта

 

От романтизма к реализму (11 ч.)

 

41

А.С. Грибоедов. Судьба писателя

 

42

Комедия "Горе от ума": восприятие произведения

 

43

Комментированное чтение 1 действия

 

44

Комментированное чтение 2 действия

 

45

Комментированное чтение 3 действия

 

46

Комментированное чтение 4 действия

 

47

Фамусов и фамусовская Москва.

 

48

Главный конфликт комедии.

 

3 четверть

49

Образ Чацкого в комедии

 

50

Чтение наизусть фрагментов комедии.

 

51

Контрольная работа.

контрольная работа

А. С. Пушкин (23 ч.)

 

52

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество поэта.

 

53

Стихотворения поэта о дружбе.

 

54

Лицей в судьбе поэта

 

55

Любовная лирика поэта

 

56

Шедевры любовной лирики Пушкина

 

57

Развитие речи. Анализ стихотворения

 

58

Тема вольности и свободы в лирике Пушкина

 

59

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина

 

60

Чтение и анализ стихов поэта.

 

61

"Евгений Онегин": восприятие романа.

 

62

День Онегина

 

63

Онегин и Ленский в деревенском кругу

 

64

Письмо Татьяны

 

65

Исповедь Онегина

 

66

Сон и именины Татьяны

 

67

Дуэль

 

68

Татьяна в доме Онегина

 

69

Татьяна в Москве

 

70

Последняя встреча героев

 

71

Образ автора на страницах романа

 

72

Критики о романе

 

73

Обобщающее занятие. Современность романа

 

74

Контрольная работа.

контрольная работа

М. Ю. Лермонтов (15 ч.)

 

75

М.Ю. Лермонтов. Судьба поэта

 

76

Лермонтов и светское общество.

 

77

Лермонтов и его поколение.

 

78

Назначение и судьба поэта в лирике Лермонтова.

 

4 четверть

79

Тема Родины в поэзии Лермонтова

 

80

Чтение и анализ стихов поэта.

 

81

"Герой нашего времени": тема, история создания, композиция романа.

 

82

"Бэла"

 

83

"Максим Максимыч"

 

84

"Тамань"

 

85

"Княжна Мери"

 

86

"Фаталист".

 

87

Образ главного героя

 

88

Роман М.Ю. Лермонтова в критике.

 

89

Контрольная работа.

контрольная работа

Н. В. Гоголь (10 ч.)

 

90

Н.В. Гоголь. Судьба писателя

 

91

"Мертвые души": тема, история создания, идея поэмы, жанр.

 

92

Образ города.

 

93

Образы помещиков и народа в поэме.

 

94

Путешествия Чичикова

 

95

Кто же он? Проблема главного героя романа

 

96

Авторские размышления о судьбе России

 

97

Контрольная работа.

контрольная работа

98

Просмотр фильма "Мертвые души".

 

99

Просмотр фильма "Мертвые души".

 

Теория литературы / резерв (3 ч.)

 

100

Теория литературы

 

101

Теория литературы

 

102

Теория литературы

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Литература: 9 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 1999.
  2. Программа литературного образования. 5-9 классы. Под редакцией В. Г. Маранцмана – М.: Просвещение, 2005.
  3. Русская поэзия на уроках литературы. 9-11 классы. Метод. Пособие. – Спб.: «Паритет», 2003.
  4. Сборник кроссвордов по литературе / И. П. Степанова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
  5. Литература в схемах и таблицах / Е. А. Титаренко, Е. Ф. Хадыго. – М.: Эксмо, 2015.
  6. Русская литература XIX – XX вв. в вопросах и ответах / О. Е. Гайбарян. – Ростов н/Д: Феникс, 2015
  7. http://www.slovopedia.com/
  8. http://feb-web.ru/
  9. http://lit.1september.ru/
  10. http://nsportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...