Современный урок литературы (тезисы)
статья по литературе на тему

Каков он, современный урок литературы? Что является его основой? какие методы должны быть использованы на уроке?  Какова структура урока? каковы основные типы урока? Какова его главная цель?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_metodicheskom_obedinenii_uchiteley.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении учителей-филологов Зудовой Е.Ю. по теме: Современный урок литературы (тезисы).

1.Урок – основное звено в литературном образовании и воспитании учащихся, в котором представлены в сложном взаимодействии все основные элементы учебного процесса: цель, содержание, средства, формы организации познавательной деятельности. Эта форма обучения обладает большими возможностями не только для освоения фундаментальных знаний по предмету и формирования общенаучных и специальных умений, но и для многонаправленного воспитания и развития личности ученика.

   Каков же он, современный урок литературы?

2. Прежде всего он должен быть творческим. Творческий характер современного урока – необходимое качество. Оно пронизывает деятельность учителя и его воспитанников. Стимулируется творчество прежде всего содержанием материала, который должен нести в себе новизну для обучающихся, доступные для них достижения современного литературоведения, опираться на имеющиеся знания, умения, быть связанным со смежными предметами, с жизнью, с личным опытом учащихся.

3. Материал урока должен быть интересен учащимся конкретного класса, эмоционально и доступно изложен, концептуален(объединён одной идеей), в нём необходима высшая точка интеллектуального и эмоционального напряжения – кульминация.

4. Методы обучения, используемые на современном уроке, должны представлять оптимальное единство репродуктивных и поисковых, с тем чтобы обеспечить усвоение учащимися базовых знаний, стимулировать самостоятельность, критичность мышления, формировать способности самим решать проблемные ситуации, осуществлять научное исследование.

5. Формы организации познавательной деятельности учащихся – индивидуальная, групповая, фронтальная (коллективная) – должны находиться в тесном взаимодействии. Важнейшая задача учителя – обеспечить личностно ориентированное обучение, создать условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их интересов, умений, потребностей. На основе учёта индивидуальных особенностей школьников на уроке возникает возможность осуществлять дифференцированное обучение. Структура современного урока литературы свободна, подвижна, но всегда имеет свою логику, дидактическую обоснованность.

6. Урок обогащается различными средствами обучения: от учебника до компьютера, их использование должно быть эффективным, педагогически и психологически мотивированным, соответствующим природе учебного предмета.

   Урок литературы по возможности должен быть произведением искусства: взаимосвязью, взаимообусловленностью компонентов обеспечивается его целостность, содержанием, методическим творчеством учителя – его неповторимость, изучением литературного произведения по законам искусства – его эстетический характер.

7. Эстетическое на уроке литературы неотделимо от нравственного. Атмосфера на занятии должна быть доверительной, располагающей к искренности, взаимоуважению и доброжелательности. Это зависит от нравственных качеств, образованности, общей культуры учителя, от его способности к сотрудничеству, к демократическому стилю общения, высокому уровню речевого поведения.

8. Структура урока должна быть гибкой, учебные ситуации – разнообразными, сложные задания целесообразно чередовать с более лёгкими, фронтальный опрос перемежать с индивидуальным, один вид деятельности – с другим, например: чтение учителя сменяется чтением учащихся, анализ эпизода – просмотром иллюстраций, устная работа – письменной и т.д. При этом важно соблюдать логику развёртывания познавательной деятельности учащихся, стремиться выстраивать урок по законам драматургического сюжета – завязка, кульминация, развязка. Урок, особенно в средних классах, не должен быть монотонным, его кульминация может быть связана с выразительным чтением произведения или фрагмента из него, интересной интерпретацией, проблемным вопросом или заданием, привлечением другого вида искусства, творчеством учащихся и пр.

9. Структура урока во многом определяет тип урока. На сегодняшний день в дидактике наиболее признанным для определения типа урока являются два критерия – по дидактическим целям и по месту уроков в общей системе обучения. Типология уроков выглядит следующим образом: 1) комбинированные; 2) уроки изучения новых знаний; 3)уроки формирования новых умений; 4) уроки обобщения и систематизации изученного; 5) уроки контроля и коррекции знаний, умений; 6) уроки практического применения знаний, умений.

10. Главная цель литературного образования – воспитывать грамотного, талантливого читателя, умеющего наблюдать, размышлять, чувствовать в процессе общения с книгой. Формирование культуры чтения требует не только начитанности, теоретических знаний о литературе как искусстве слова, но и умений, навыков, в первую очередь умений видеть в произведении его внутренний смысл, проникать в его подтекст, воспринимать целостно, в единстве формы и содержания, владеть способностью выразительного чтения и рассказывания, сочинительства в устной и письменной форме.

11. Решение этих сложных задач во многом зависит от методически и психологически грамотного выбора типа и вида урока.

      В настоящее время классификация уроков по этапам изучения литературного произведения выглядит следующим образом:

      А) уроки чтения литературного произведения (первичное восприятие);

      Б)  уроки анализа, осмысления произведения (аналитическое чтение, углубленный анализ);

      В)   обобщение изученного ученного учителем ( заключительное слово), учащимися (итоговые высказывания, ответы на вопросы устно или письменно);

      Г)    уроки внеклассного (дополнительного) чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диалог как основа современного урока литературы в старших классах

Обобщение опыта работы в старших классах, описание приемов, создающих условия для вовлечения учащихся в учебный диалог на уроках литературы....

Современный урок литературы по теме "А.С. Пушкин "Дубровский"

Урок литературы по теме "Тайны Пушкина" подготовлен по произведению А.С.Пушкина "Дубровский" с использованием ресурсов Единой Коллекции интернета. Урок литературы соответствует требованиям ФГОС...

Домашняя самостоятельная работа учащихся как важный элемент современного урока литературы

На уроках, как бы хорошо они ни проводились, имеет место концентрированное запоминание, и зна­ния переводятся лишь в оперативную, кратковремен­ную память. Чтобы перевести их в память долговременную, у...

Современный урок литературы. Задачи и проблемы.

Методическая разработка напрвлена на повышение качества и эффективности уроков литературы в школах с нерусским (родным) языком обучения. В работе представлен многолетний опыт работы учителя словесност...

Практико-ориентированный проект по теме: «Моделирование современного урока литературы в условиях перехода в ФГОС второго поколения»

•        Отличительной  особенностью ФГОС является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося....

Мастер – класс на тему: «Остаться на пароходе современности... (Современный урок литературы)»

Цель мастер-класса - знакомство учителей с приемами, помогающими разнообразить современный урок литературы, заинтересовать учащихся, мотивировать их на чтение художественных произведений....