Крылов И.А. Басня "Ларчик". Презентация, контрольная работа (тест), викторина к уроку литературы в 6 кл.
учебно-методический материал по литературе (6 класс) по теме

Колотухина Елена Владимировна

Материалы к уроку литературы в 6 кл. по теме "И.А. Крылов. "Ларчик". Презентация,  фонохрестоматия (читает В. Гафт),  контрольная работа  (тест)  по теме "Басни", викторина.

Цели:

- продолжить изучение творчества И.А. Крылова;

- проанализировать басню "Ларчик" как пример критики "мнимого мудреца" и неумелого хвастуна;

- выявить общечеловеческие нравственные ценности, утверждающиеся в баснях;

- развить интерес к художественному слову;

- проверить знания по теме "Басня".

Скачать:


Предварительный просмотр:

6 класс.

Контрольная работа по теме «Басня».

Вариант 1.

  1. Мораль басни - это:

а) краткое изречение, которое автор помещает перед текстом, чтобы помочь читателю понять основную мысли произведения;

б) краткий поучительный вывод;

в) художественный приём, основанный на иносказательном изображении предметов и явлений;

г) та часть басни, в которой описываются основные события.

  1. Назовите автора басни «Муха»:

а) И.А. Крылов;                                                б) Ж. де Лафонтен;

в) Эзоп;                                                              г) И.И. Дмитриев.

  1. В басне «Ларчик» И.А. Крылов высмеивает:

а) пустое мудрствование;                                б) жадность;

в) невежество;                                                   г) самолюбование.

  1. В какой басне говориться о  том, что об искусстве часто берутся судить невежды?

а) «Листы и Корни»;                                        б) «Ларчик»;

в) «Осёл и Соловей»                                        г) «Ворона и Лисица».

  1. Из какой басни эти строки? Запишите автора и название:

От басни завсегда

Нечаянно дойдёшь до были.

Случалось ли подчас вам слышать, господа:

«МЫ сбили! МЫ решили»?____________________________________

  1. Какой художественный приём лежит в основе басни?_____________
  2. В чём заключается мораль басни «Листы и Корни»?

  1. Приведите примеры крылатых слов и выражений, вошедших в наш язык из произведений  известных вам баснописцев.

_________________________________________________________

6 класс.

Контрольная работа по теме «Басня».

Вариант 2.

  1. Басня – это:

а) меткое народное выражение, вошедшее в нашу речь;

б) краткий  иносказательный рассказ поучительного характера;

в) произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле;

г) краткий устный рассказ с остроумной концовкой.

  1. И.И. Дмитриев написал басню:

а) «Свинья под Дубом»;                                           б) «Муха»;

в) «Осёл и Соловей»;                                                г) «Листы и Корни».

  1. Найдите мораль басни «Ларчик»:

а) «А Ларчик просто открывался»;

б) «Избави Бог и  нас  от этаких судей»;

в) «От басни завсегда

Нечаянно дойдёшь до были.

Случалось ли подчас вам слышать, господа:

«Мы сбили! Мы решили!»?

г)  «Случается нередко нам

И труд, и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться».

  1. В чём иносказательный смысл басни «Листы и Корни»?

а) без корней дерево погибнет;

б) Листы справедливо считают, что они  - «краса долины всей»;

в) Корни не умеют ценить красоту;

г) процветание государства зависит от всех социальных слоёв общества.

  1. Из какой басни эти строки? Запишите автора и название:

А та, поднявши нос,

В ответ ей говорит: «Откуда?- Мы пахали!»______________________

  1. Как называется иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты?________________
  2. В чём заключается мораль басни «Осёл и Соловей»?

  1. Приведите примеры крылатых слов и выражений из произведений И.А. Крылова.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И.А. Крылов. Басня «Ларчик». Урок литературы. 6 класс. Колотухина Е.В.

Слайд 2

И.А. Крылов (1769-1844) О каких важных и интересных фактах из биографии писателя вы узнали из статьи?

Слайд 3

И.А. Крылов - писатель-сатирик , издатель сатирических журналов, переводчик , баснописец , академик Императорской академии наук по отделению русского языка и словесности.

Слайд 4

Какие произведения принесли известность Крылову?

Слайд 5

Словарная работа: Басня - жанр литературы; короткий рассказ (чаще стихотворный), обычно про животных, говорящих и действующих по-человечески. Ларчик - небольшая шкатулка, маленький ларец.

Слайд 6

Басня как жанр литературы Басня- жанр сатирической поэзии, небольшое произведение, преимущественно стихотворное, нравоучительного характера. Цель басни: осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. Часто вводится диалог, придающий оттенок комедийности. Наличие морали (нравоучения): в начале или конце басни. Иногда мораль только подразумевается. Наличие аллегории: иносказательное изображение событий и героев Часто героями являются животные. Язык басни преимущественно разговорный.

Слайд 7

Выразительное чтение басни «Ларчик»

Слайд 8

Анализ басни «Ларчик» Над чем смеётся автор в басне? Выражено ли в тексте отношение Крылова к « механике мудрецу»? Какие пороки высмеивает писатель в этой басне? Найдите мораль басни.

Слайд 9

Работа с иллюстрациями к басне. Как данные рисунки соотносятся с текстом басни? Какая из иллюстраций понравилась вам больше всего и почему? Такими ли вы представляли себе героев басни?

Слайд 10

Попробуйте перечислить пороки человека, которые высмеивает Крылов в своих баснях.

Слайд 11

Контрольная работа по теме «Басня» Вариант 1,2.

Слайд 12

Д/З Басня «Ларчик»- выразительное чтение. Вопрос №4 из рубрики «Размышляем над прочитанным»- стр.43 Составить «Копилку крылатых слов и выражений», вошедших в язык из произведений Крылова.

Слайд 13

Автор шаблона для данной презентации: Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Сайт http://linda6035.ucoz.ru/



Предварительный просмотр:

6 класс.

Контрольная работа (тест) по теме: «Басни».

Вариант 1.

А1. Басня – это:

  1. меткое народное выражение, вошедшее в нашу речь,
  2. краткий иносказательный рассказ поучительного характера (может быть в стихотворной форме),
  3. произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле,
  4. краткий устный рассказ с остроумной концовкой.

А2.  И.И. Дмитриев написал басню:

  1. «Муха»,                                                 3) «Осёл и Соловей»,
  2. «Свинья под Дубом»,                           4) «Листы и Корни».

А3.  Найдите мораль басни «Ларчик»:

  1. «А ларчик просто открывался»,
  2. «Избави бог и нас от этаких судей»,
  3. «От басни завсегда

Нечаянно дойдёшь до были.

Случалось ли подчас вам слышать, господа:

,,Мы сбили! Мы решили!,,» ,

  1. «Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться».

А4. В чём иносказательный смысл басни «Листы и Корни»?

  1. без корней дерево погибнет,
  2. Листы справедливо считают, что они «краса долины всей»,
  3. Корни не умеют ценить красоту,
  4. процветание государства зависит от всех социальных слоёв общества.

В1. Из какой басни эти строки? Запишите автора и название.

А та, поднявши нос,

В ответ ей говорит: «Откуда? Мы пахали!»  ___________________________

В2. Как называется иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты?  ____________________

С1. В чём заключается мораль басни «Осёл и Соловей»?  ________________

_________________________________________________________________

6 класс.

Контрольная работа (тест) по теме: «Басни».

Вариант 2.

А1.  Мораль басни – это:

  1. краткое изречение, которое автор помещает перед текстом, чтобы помочь читателю понять основную мысль произведения,
  2. краткий  поучительный  вывод,
  3. художественный приём, основанный на иносказательном изображении предметов и явлений,
  4. та часть  басни, в которой  описываются основные события..

А2.  Назовите автора басни «Муха»:

  1. И.А. Крылов,                                                 2) Ж. де Лафонтен,
  1. Эзоп,                                                               4) И.И. Дмитриев.

А3.  В  басне «Ларчик»  И.А. Крылов высмеивает:

  1. пустое мудрствование,                                  3) невежество,
  2.  жадность,                                                       4) самолюбование.

А4. В какой  басне  говорится о том, что об искусстве часто берутся  судить невежды?

  1. «Листы и корни»,                                           3) «Осёл и Соловей»,
  2. «Ларчик»,                                                        4) «Ворона и Лисица».

В1. Из какой басни эти строки? Запишите автора и название.

От басни завсегда

Нечаянно дойдёшь до были.

Случалось ли подчас вам слышать, господа:

«Мы сбили! Мы решили!»                                 ___________________________

В2. Какой художественный приём лежит в основе басни?  _________________________________________________________________

С1. В чём заключается мораль басни «Листы и Корни»?  ________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ключ к тесту.

Вариант 1:

А1-2, А2-1, А3-4, А4-4, В1- И.И. Дмитриев «Муха», В2- аллегория.

Вариант 2:

А1-2, А2-4, А3-1, А4-3, В1- И.И. Дмитриев «Муха», В2- аллегория.

Литература:

Н.Е. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл.- М.: ВАКО, 2014 - стр.33-35.



Предварительный просмотр:

6 класс.

Викторина

«Знаешь ли ты басни И.А. Крылова»?

  1. Продолжи выражение:

1.  А ларчик…   (просто открывался).

2. А Васька слушает…   (да ест).

3. А вы, друзья, как ни садитесь…   (всё в музыканты не годитесь).

4. У сильного всегда…    (бессильный виноват).

5. Кукушка хвалит петуха за то…   (что хвалит он кукушку).

  1. Из какой басни эти слова?  (Назовите басню)

1. У сильного всегда бессильный виноват.  («Волк и Ягнёнок»)

2. Да только воз и ныне там.  («Лебедь, Щука и Рак»)

3. Голубушка! Как хороша!

    Ну что за шейка, что за глазки!

    Рассказывать, так, право, сказки!  («Ворона и Лисица»)

4. Вот то-то мне и духу придаёт,

    Что я совсем без драки

    Могу попасть в такие забияки!   («Слон и Моська»)

5. А вы, друзья, как ни садитесь,

    Всё в музыканты не годитесь.   («Квартет»)

6. Бессильному не смейся

    И слабого обидеть не моги!   («Лев и Комар»)

7. А Васька слушает да ест.  («Кот и Повар»)

8. Быть сильным хорошо, быть умным лучше.   («Лев и Человек»)

9. Сильнее кошки зверя нет.   («Мышь и Крыса»)

  1. Словарик крылатых выражений из басен И.А. Крылова. Объяснить значение выражения.
  1. Демьянова уха.   (Чрезмерное угощение, что-то настойчиво предлагаемое)
  2. Как белка в колесе.  (Употребляется по отношению к человеку, находящемуся в постоянных хлопотах, иногда безрезультатных)
  3. Мартышкин труд.   (Бесполезный труд, напрасные страдания)
  4. Дразнить  гусей.   (Стараться не задеть кого-либо, не вызвать раздражения)
  5. А ларчик просто открывался.   (Употребляется в отношении найденного просто  решения, поначалу кажущегося сложным)
  6. А Васька слушает да ест.   (Употребляется по отношению к человеку, который,  не оспаривая обращённых к нему доводов, продолжает делать по-своему)
  7. Видит око, да зуб неймёт.   (Употребляется по отношению к чему-нибудь видимому, но недостигаемому, недоступному)
  8. Избави бог и нас от этаких судей!  (Употребляется по отношению к людям, высказывающим своё мнение по тем вопросам, в которых они совершенно некомпетентны)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические тесты на уроках литературы

Как ни стараются составители программ по литературе превратить этот школьный предмет в нечто сугубо наукообразное, литература, на мой взгляд, по-прежнему призвана будоражить умы и души человечес...

из опыта работы по теме "Уроки литературы в малокомплектной школе"

В данном материале представлен обобщенный опыт работы по теме "Уроки литературы в малокомплектной школе"...

тесты к урокам литературы

Тесты к урокам литературы 9-11 классы, выполненные в программе My Test...

Организация исследовательской работы учащихся на уроках литературы через групповую форму организации ученической деятельности

В статье определены особенности организации групповой работы, изложены требования к учебному материалу, даны советы по комплектованию групп, обозначены функции учителя, предложен  план групповой ...

Тест к уроку литературы в 8 классе "Знаете ли Вы содержание романа А. С. Пушкина "Капитанская дочка"?

Данный тест позволит проверить, насколько хорошо обучающиеся знают содержание романа...

Интерактивный тест к уроку литературы в 7 классе по стихотворению В.Маяковского "Необычайное происшествие, бывшее с В.Маяковским летом на даче"

Интерактивная презентация-тест к уроку литературы в 7 классе по стихотворению В.Маяковского "Необычайное происшествие, бывшее с В.Маяковским летом на даче". Данную презентацию можно использовать как и...

Тесты к урокам литературы

Мною разработаны тесты к урокам литературы для 10 классов...