Рабочая программа по литературе для 7 класса
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Сергеевых Светлана Анатольевна

Данная программа, возможно, будет использована в работе начинающимися педагогами. Она составлена в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_progr_7_kl_2ch_korovina.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 7 А, Б КЛАССОВ.

Учебник: Литература, Коровина В.Я.

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по литературе для  7 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования,  Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы ( авторы  В.Я. Коровина, В.П. Журавлев,  и др.; под ред. В. Я. Коровиной . – М.: Просвещение, 2009)

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Структура документа

Рабочая программа включает следующие разделы:

пояснительная записка,  учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, учебно-методическое обеспечение для учащихся и учителей, литература.

Общая характеристика предмета

Литература как искусство словесного образа – это особый способ познания жизни, представление художественной модели мира, которая обладает таким важным преимуществом перед собственно научной картиной бытия, как высокая степень эмоционального воздействия. При этом художественная картина жизни человека, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, осваивается не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют художественным исследованием, человековедением, учебником жизни. Литература как один из ведущих гуманитарных предметов в российской школе предоставляет огромные возможности для формирования духовно богатой, разносторонне развитой личности, в жизни которой особое значение имеют культурные традиции, подлинные нравственные и эстетические ценности, нашедшие отражение  в лучших произведениях отечественной и мировой литературы. Учебный предмет «Литература» способствует развитию мышления и речи школьников, формированию комплекса коммуникативных умений, без которых невозможна социализация личности, раскрытие её потенциальных возможностей.

Цели и задачи:

- приобщить учащихся к богатству мировой литературы,

- развить  способности воспринимать и оценивать явления литературы и

  отраженные в них явления жизни,

- сформировать художественные вкусы, эстетические потребности,

  гражданскую идейно-нравственную позицию школьников,

- приобщить к чтению выдающихся произведений отечественной и мировой

  литературы,

- формировать представления о русской литературе как о социокультурном

  феномене,

- развить художественно-творческие способности, воображение учащихся,

- воспитать эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость при

  восприятии художественных произведений,

- развить навыки грамотного и свободного владения литературной речью.

Предполагаемые формы обучения

Чтение вслух произведений небольшого объема и аналитическая беседа по содержанию прочитанного, чтение вслух наиболее важных эпизодов произведений большого объема и аналитическая беседа по содержанию прочитанного, тесты по содержанию прочитанных произведений, лекции учителя, пересказ ( подробный, сжатый, выборочный , с изменением лица) эпизодов и целого произведения составление различных планов к тексту, подготовка индивидуальных сообщений учащимися на предлагаемые учителем темы и т. д.

Предполагаемые результаты

Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки учащихся 7 класса, которые содержат компоненты, связанные с умениями и навыками целостного анализа текста, литературоведческими знаниями и эстетическим воздействием литературного произведения на читателя.  

 

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение литературы отводится 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.

Учебно-тематический план.

Тема

Количество часов

Введение

1

Устное народное творчество.

4

Древнерусская литература.

3

Из русской литературы 18 века.

Творчество М. В. Ломоносова.

1

Творчество Г. Р. Державина.

1

Из русской литературы 19 века.

А. С. Пушкин.

6

М.Ю. Лермонтов.

4

Н. В. Гоголь.

3

И. С. Тургенев.

3

Н.А.Некрасов.

2

А. К. Толстой.

1

М. Е. Салтыков – Щедрин.

2

Л. Н. Толстой

2

 А. П. Чехов.

4

Стихи русских поэтов 19 века о природе.

1

Из русской литературы 20 века.

И. А. Бунин.

2

М. Горький.

4

В. В. Маяковский.

2

Л.Н. Андреев.

1

А.П. Платонов.

3

Б.Л. Пастернак.

2

На дорогах войны.

1

Ф. А. Абрамов.

1

Е. И. Носов.

2

Ю.П. Казаков.

1

Стихи русских поэтов о природе и восприятии окружающего мира.

1

А.Т. Твардовский.

1

Д.С. Лихачёв.

2

М.М. Зощенко.

1

Из зарубежной литературы.

5

Итоговый урок.

1

Резервные уроки.

2

Содержание тем учебного курса.

  1. Введение. Изображение человека как важнейшая  идейно – нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении.
  2. Устное народное творчество. Предания как поэтическая автобиография народа. Былины. Воплощение в них нравственных свойств русского народа. Тематическое различие Новгородского и Киевского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Пословицы и поговорки как воплощение народной мудрости. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц. Пословицы народов мира. Сходства и различия пословиц разных стран мира на одну тему.
  3. Из древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, прославление любви и верности.
  4. Из русской литературы 18 века. М. В. Ломоносов. Уверенность поэта  в будущем русской науки и её творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний па благо Родины важнейшей чертой гражданина. Г. Д. Державин. Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
  5. Из русской литературы 19 века. А.С. Пушкин «Полтавский бой», «Медный всадник». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление  мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление Петра 1 и Карла 12. «Борис Годунов». Образ древнерусского летописца как образ древнерусского писателя. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям. «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства  и чувства протеста. Трагическое  и гуманистическое в повести.

М. Ю. Лермонтов. «Песня про…купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта 16 века , их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому.

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей – запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию. Смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.

И. С. Тургенев. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе. Нравственные проблемы в стихотворениях.

Н. А. Некрасов . Своеобразие его музы.

А. К. Толстой. Исторические баллады. Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского « рыцарства», противостоящего самовластью.

М. Е. Салтыков – Щедрин. Сказки. Нравственные пороки общества, осуждаемые писателем.

Л. Н. Толстой. «Детство». Взаимоотношения детей и взрослых. Проявление чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

И. А. Бунин. «Цифры». Воспитание детей в семье. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

А. П. Чехов. «Хамелеон» как живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа.

Стихи русских поэтов 19 века о родной природе.

  1. Из русской литературы 20 века.

М. Горький. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Вера в творческие силы народа.

В. В. Маяковский. Лирика. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. Лирический герой поэта.

Л. Н. Андреев. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев.

А. П. Платонов. «Юшка».Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка – незаметный герой с большим сердцем. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

Б. Л. Пастернак. Картины природы в его стихах. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны. Стихи поэтов – участников войны.

Ф. А. Абрамов. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно – экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Е. И. Носов. «Кукла», «Живое пламя». Сила внутренней духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе.

Ю. П. Казаков. «Тихое утро». Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

Стихи поэтов 20 века о Родине.

А. Т. Твардовский. Лирика. Выражение душевных настроений состояний человека в стихах поэта.

М. М. Зощенко как писатель – юморист.

7.  Из зарубежной литературы.

Р. Бернс. Баллады. Д. Г. Байрон. Лирика, общая характеристика. О. Генри « Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Р. Брэдбери. « Каникулы». Мечта о чудесной победе добра.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса:

В результате изучения литературы в 7 классе ученик должен

- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях

  литературы разных эпох;

- верно понимать, интерпретировать произведение и высказывать свои

  суждения в процессе анализа;

- аргументировать оценку героев и событий всем строем

  художественного произведения – от отдельного тропа до композиции-

  и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;    

- усвоить основные сведения по теории литературы;  

- проявить литературные способности;

- уметь обобщать прочитанное и делать выводы;

- проявлять чувство любви к отечественной литературе.

Учебно  - методическое обеспечение

Для учащихся

Коровина В.Я.  и др. Литература: 7 кл.: Учеб.: В 2 ч. – М.: Просвещение,    

          2009.  

          Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим. : Дидактические материалы: 7  

кл. – М.: Просвещение 2007, 2008 .

Фонохрестоматия к учеб. «Литература 7 кл.». – М.: Аудио-школа,

Просвещение, 2009.

Для учителя

Коровина В.Я. Литература: 7 кл.: Метод. советы. – М.: Просвещение,

2000, 2001, 2003.

Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. Книга для учителя.-

М.: Просвещение, 2009.

Аркин И.И.Уроки литературы в  6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2008.

Литература

1.Вялкова Г. М. Рабочие программы по литературе. 5 – 9 классы ( по программе под редакцией  В. Я. Коровиной) . Методическое пособие. – М.: Издательство « Глобус», 2009.

2.Коровина В. Я. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. –М ., «Просвещение», 2009  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...