«Чудо и сказка стиха в творчестве К. Д. Бальмонта («Фейные сказки», «У чудищ»)
план-конспект урока по литературе на тему

Фомина Татьяна Николаевна

Урок литературного чтения в 4 классе. УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Чудо и сказка стиха в творчестве К. Д. Бальмонта («Фейные  сказки», «У чудищ»)

Литературное чтение, 4 класс, УМК «Начальная школа 21 века”

Тип урока: урок открытия новых знаний и формирование УУД.

Цель: создание условий для усвоения данного произведения, развитие творческого мышления, формирование гражданского самосознания.

Задачи:

воспитательные:  формирование норм  нравственно – этического поведения, личностного отношения к окружающей действительности, воспитание  коммуникативности, умения давать оценку собственной деятельности,

метапредметные:  развитие навыка работы с текстом,  развитие мыслительных операций, формирование деятельностного подхода у учащихся на основе образовательной среды, развитие связной речи,  расширение словарного запаса учащихся,

предметные: продолжить знакомство с произведениями детской классической литературы, знакомство с биографическими  сведениями об авторе изучаемого произведения.

Планируемый результат: учащиеся должны иметь представление о прочитанном произведении, научиться делиться своими мыслями, отстаивать личную позицию.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Система контроля: контроль учителя, самоконтроль.

Формирование УУД.

Регулятивные: целеполагание, самооценка.

Познавательные действия: умение осознанно строить речевое высказывание, выделение познавательной цели.

Коммуникативные УУД:  постановка вопросов, умение выражать свои мысли, умение управлять своими действиями и действиями партнёра.

Оборудование: мультимедийное сопровождение  урока, выставка книг писателей – сказочников, исследовательские карты.

Технология проведения

Этапы урока

Задачи, УУД

1. Организация класса на работу.

-Здравствуй, миленький дружок!

Ты готов начать урок?

Все ли у тебя в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно стоят,

Все ли внимательно глядят?

Подготовить учащихся к работе, психологический настрой.

2. Актуализация знаний. Подведение к теме урока.

  Учитель предлагает детям отправиться в путешествие в страну Литературию, в одну из самых прекраснейших ее областей – поэтическую (слайд № 2,3, 4).

Учитель предлагает подумать:

-Что общего в произведениях изученных нами поэтов?

- Почему поэты обращались к теме детства?

- Поэт, о котором мы поведем разговор далее, так же черпал свое вдохновение, путешествуя мыслями, чувствами в эту страну. Я предлагаю вам послушать стихи, которые ребята подготовили в тайне от вас и попытаться почувствовать их, чтобы ответить на вопрос: кому принадлежат стихи? (Слайды № 5,6,7,8)

- Чьи стихи? Как догадались?

-  Какое чудо в них?

- А как назвать человека сумевшего привычные, обыденные вещи превратить в чудо?

Рассказ учителя:

- В 1905 г. выходит книга К. Бальмонта «Фейные сказки», одна из очаровательнейших книг в русской поэзии. (Слайд № 9)

- Кому же поэт посвятил свои стихи?

- Кто является героем его стихов?

- Где встречаемся с ними? На что опирается поэт?

- Какой литературный прием использует Бальмонт?

-Что такое олицетворение?

-Кто вдохновляет поэта?(слайд №10)

-Кто такая Муза?

-Когда же К. Бальмонт встречался с этими героями, когда он так хорошо изучил их?

Вовлечь учащихся в учебную деятельность, развитие логических операций. Подвести учащихся к формулировке темы урока.

УУД: регулятивные, коммуникативные.

3. Новая тема.

Учитель предлагает ребятам мысленно отправиться на историческую родину К. Бальмонта  (Слайд № 11)

 Слушание рассказов учащихся о детстве маленького К.Бальмонта.

 - И вот однажды, сидя на берегу пруда мальчик увидел чудищ

Формирование мотивации к обучении, деятельностного подхода у учащихся.

УУД: познавательные.

1). Чтение и обсуждение произведения.

Учитель под музыку читает стихотворение  « У чудищ» (слайд №12)

- Какие мысли, чувства возникли во время слушания?

- Смогли ли вы после первого прочтения понять смысл?

- Какова же будет наша задача при открытии новых сторон творчества К. Бальмонта сказочника?

Перечитайте шепотом стихи, постарайтесь вдуматься, чтобы понять смысл стихов и суть души самого        поэта.

- Каков характер произведения?

-С какой строки понятен юмористический смысл стихотворения?

- Откуда поэт знает, что там все как прежде?

- Какие еще слова и выражения подчеркивают шуточный характер происходящего?

- Кто же такой лирический герой: просто хулиган или поэт?

- Для чего же он хочет пойти к Кощею?

- Какие это песни?

- Какая его цель?

- Что скажете о стихах?

- Почему?

- Уберите их. Что изменилось?

- Какова цель приближения к змею?

- Какие?

-Зачем же К. Бальмонт исследует сказочные дебри?

-Какой мир автора мы раскрыли?

- Справились ли мы с нашей задачей, поставленной перед анализом произведения?  

Закрепление умения читать выразительно,  используя знания работы с поэтическим произведением.

Учащиеся работают в паре по памятке (Слайд № 13).

Конкурс на лучшего чтеца (2-3 человека)

Формирование познавательной активности, развитие мышления.

УУД: коммуникативные, познавательные.

2). Физминутка

 «Избушка»  

3). Работа в группах. ( у учащихся исследовательские карты и тексты произведений: К.Бальмонт «У чудищ», А.Пушкин «У лукоморья»

                                     

Постановка учителем проблемы для исследовательской работы в группе.(слайд № 14)

- Можно ли поставить К. Бальмонта рядом с гениальным А. Пушкиным?

Вопросы исследования:

-Есть ли в данных произведениях сходство героев и событий?

-Какие отличия вы могли бы назвать, анализируя сказки А. Пушкина и К. Бальмонта?

-Звучит отрывок из стихотворения К. Бальмонта «Русский язык»

Развитие коммуникативности, мышления, подвести учащихся к выводу.

УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

4. Рефлексия.

Предложить ответить на вопросы:

-Понравился ли вам сегодняшний урок?

-Какое чудо вы открыли в творчестве К. Бальмонта?

-Как вам было на уроке? (слайды № 15,16)

-Покажите свое настроение (смайлики)

Подвести итог проделанной работе на уроке.

УУД: регулятивные.

5. Домашнее задание.

Всем: выразительно прочитать в учебнике стр. 37;

По желанию: 1)выучить стихотворение наизусть; 2) найти и прочитать другие стихи К. Бальмонта из цикла  «Фейные сказки». Подготовить отзыв о прочитанном.

                 Перечень используемых материалов:

  1. Базовый учебник Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч.2 / [авт.-сост. Л.А. Ефросинина]. - М.: Вентана-Граф, 2013
  2. Рабочая тетрадь № 2, 2 класс, авт. Л.А.Ефросинина,  М.: Вентана-Граф, 2013
  3. http://school-collection.edu.ru/catalog/res

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народное творчество о ткачестве: сказки, стихи, пословицы.

Волшебство преображения природного материала в привычную бытовую вещь поражает и завораживает Приведи, веретено,Жениха мне под окно. Челночок, ты мой проворный!Тки дружку ковер узорный!...

Народное творчество о ткачестве: сказки, стихи, пословицы.

Волшебство преображения природного материала в привычную бытовую вещь поражает и завораживает Приведи, веретено,Жениха мне под окно. Челночок, ты мой проворный!Тки дружку ковер узорный!...

Три чуда из сказки А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане ..."

Данный урок проводился в 7 классе с учащимися коррекционной школы 8 вида. К нему имеется презентация, если кому она понадобится пишите valya99@mail.ru...

Методическая разработка "Жизнь и творчество К.Д.Бальмонта"

Методическая разработка  «Жизнь и творчество К. Д. Бальмонта»  рекомендуется для преподавателей литературы, работающих в средних специальных учебных заведениях....

Учебно – методическое пособие: Ролево – игровой, творческий, долгосрочный проект: «Что за чудо эти сказки»

  Актуальность  проблемы:          Важно донести до сознания дошкольников обра...

Разработка урока по литературе в 11 классе по теме «Поэт в художественном мире символизма. Творчество К.Д. Бальмонта»

Работа содержит поэтапную разработку ведения урока по литературе в 11 классе...

Конспект внеурочного занятия по литературе "Ах, что за чудо, эти сказки!"

Данное занятие рассчитано на учащихся 4 - 5 классов в качестве обощения изученного материала по сказкам А. С. Пушкина. Занятие содержит теоретическую часть (повторение), игровую форму (творческие зада...