Методическая разработка раздела "Лирика" 5класс. Программа Кутузова А.Г.
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Левченко Надежда Николаевна

5 КЛАСС называется “Фольклор и литература”. Он построен по жанровому принципу. Это значит, что каждый раздел включает в себя изучение произведений определённого жанра, принадлежащих перу как русских, так и зарубежных писателей; строится по сходному принципу, суть которого заключается в том, что, изучив обязательное произведение, учащиеся должны применить полученные знания для самостоятельного анализа, осмысления этого жанра.Это достигается  тем, что каждый раздел программы состоит из двух частей:обязательные произведения;“Советы библиотеки”, т.е. произведения, рекомендованные для самостоятельного чтения.В программу введена рубрика “Творческая мастерская”, материалы которой раскрывают “секреты” писательского мастерства и помогают формированию литературно-художественных умений.Изучение каждого раздела заканчивается рубрикой “Творческий практикум”, где учащиеся выполняют разного рода творческие задания. Такая структура уроков позволяет целенаправленно и планомерно готовить учащихся к читательской конференции,как итогу литературного развития за год. Поэтому курс каждого класса и заканчивается такой конференцией

Лирические стихотворения даны в учебнике-хрестоматии не вразбивку, а блоком. Такое изучение лирических произведений-принципиальная позиция авторов программы, которые считают, что знакомство с лирикой, обучение «самонастрою» на чтение стихов требует серьезного погружения в тему. Именно поэтому составители отказались от традиционных форм введение лирики в хрестоматию, когда она «прослаивает» эпические и драматические произведения, связываясь с ними  «идейно» (после «Муму» И.С.Тургенева- «Косарь» Кольцова А.В.) или объединяясь в тематические подборки («Родная природа в стихах русских поэтов»…)

Знакомство с лирикой, обучение восприятию поэтических текстов требуют серьезного погружения. Необходимо, чтобы в процессе постижения лирических произведений ученики увидели в стихах больше, чем видели до того, чтобы поняли: настоящие стихи многослойны, их можно воспринять по-разному, с меньшей или большей глубиной понимания. Поэтому в учебнике-хрестоматии «В мире литературы» для 5класса лирика собрана в единый блок, создавая тем самым представление  о самостоятельности, целостности, особенности мира «волшебных звуков, чувств и дум».

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon metodicheskaya_razrabotka_razdela_lirika5klass.ppt1000.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Программа: А.Г.Кутузов. В мире литературы. М, «Дрофа».2006г. УМК: А.Г.Кутузов, А.К.Киселев. В мире литературы. 5 кл., М, «Дрофа», 2010г. Методическая разработка раздела «Литература. Лирика». Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя школа № 1 г. Павлово Выполнила: Учитель русского языка и литературы Левченко Надежда Николаевна

Слайд 2

Пояснительная записка 5 КЛАСС называется “Фольклор и литература”. Он построен по жанровому принципу. Это значит, что каждый раздел включает в себя изучение произведений определённого жанра, принадлежащих перу как русских, так и зарубежных писателей; строится по сходному принципу, суть которого заключается в том, что, изучив обязательное произведение, учащиеся должны применить полученные знания для самостоятельного анализа, осмысления этого жанра.Этодостигается тем, что каждый раздел программы состоит издвухчастей:обязательные произведения;“Советы библиотеки”, т.е. произведения, рекомендованные для самостоятельного чтения. В программу введена рубрика “Творческая мастерская”, материалы которой раскрывают “секреты” писательского мастерства и помогают формированию литературно-художественных умений. Изучение каждого раздела заканчивается рубрикой “Творческий практикум”, где учащиеся выполняют разного рода творческие задания. Такая структура уроков позволяет целенаправленно и планомерно готовить учащихся к читательской конференции,как итогу литературного развития за год. Поэтому курс каждого класса и заканчивается такой конференцией. Лирические стихотворения даны в учебнике-хрестоматии не вразбивку, а блоком. Такое изучение лирических произведений-принципиальная позиция авторов программы, которые считают, что знакомство с лирикой, обучение «самонастрою» на чтение стихов требует серьезного погружения в тему. Именно поэтому составители отказались от традиционных форм введение лирики в хрестоматию, когда она «прослаивает» эпические и драматические произведения, связываясь с ними «идейно» (после «Муму» И.С.Тургенева- «Косарь» Кольцова А.В.) или объединяясь в тематические подборки («Родная природа в стихах русских поэтов»…) Знакомство с лирикой, обучение восприятию поэтических текстов требуют серьезного погружения. Необходимо, чтобы в процессе постижения лирических произведений ученики увидели в стихах больше, чем видели до того, чтобы поняли: настоящие стихи многослойны, их можно воспринять по-разному, с меньшей или большей глубиной понимания. Поэтому в учебнике-хрестоматии «В мире литературы» для 5класса лирика собрана в единый блок, создавая тем самым представление о самостоятельности, целостности, особенности мира «волшебных звуков, чувств и дум».

Слайд 3

Цели и задачи раздела РАЗВИВАЮЩАЯ: Находить художественные особенности в тексте; Развивать навыки выразительного чтения; Развивать внимание, память, логическое мышление, монологическую и диалогическую речь учащихся; Развивать чёткость артикуляции; Развивать оценивание своих учебных достижений, своего эмоционального настроя Развивать умения совместной деятельности. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: Прививать любовь к Родине и русской природе; Формировать культуру восприятия стиха; Повысить внутреннюю мотивацию к изучению литературы. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: 1. Показать, что лирика-это не изображение событий, не описание пейзажа, а выражение состояния человека, его настроения, чувств, переживаний 2. Сформировать представление об особенностях стихотворной речи ,ритме и его роли в создании поэтической формы 3. Научиться передавать основной эмоциональный тон и особенности стихотворной речи в выразительном чтении.

Слайд 4

Психолого-педагогическая характеристика учащихся Восприятие Плановое Последовательное Всестороннее Внимание Концентрация Переключение внимания Мышление Словесно-логическое Абстрактное Рефлексивное Подростковый возраст (10-12 лет) Бурное развитие ведущих компонентов личности Произвольность,осознанность и интеллектуализация процессов Память долговременная Быстрота запоминания Увеличение объема запоминания Удержание информации ИНТЕРЕСЫ Разнообразные Глубокие Содержательные Устойчивые

Слайд 5

Ожидаемые результаты освоения раздела программы. В результате изучения раздела «Литература. Лирика» в 5-ом классе учащиеся должны знать/понимать: образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; изученные теоретико-понятийные понятия, как рифма, ритм,лирический герой, стопа, строфа, уметь: воспринимать и анализировать художественный текст; определять род и жанр литературного произведения; характеризовать роль изобразительно-выразительных средств; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Слайд 6

Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся. Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном. Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала Личностно-ориентированные технологии обучения , способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Технология индивидуализации обучения . Технология обучения в сотрудничестве . Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

Слайд 7

Образовательные методы и формы деятельности учащихся Методы Приемы объяснение, рассказ, беседа, работа с текстом, наблюдение, лингвистический эксперимент, практическая работа, заполнение таблицы, игровые задания. Формы фронтальная, индивидуальная, групповая частично-поисковый, проблемный, экспериментальный, словесно-наглядный

Слайд 8

Формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. сравнение и сопоставление; самостоятельное выполнение различных творческих работ; осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); выбор и использование выразительных средств языка; формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы; самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. владение техникой грамотного и осмысленного чтения; владение умениями выразительного чтения; восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства; умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю; умение определять жанрово-родовую природу произведения; умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки; умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее.

Слайд 9

Поурочное планирование раздела программы Тема Система знаний Система деятельности Диагностика (вид и форма контроля) Лирика как род литературы. А.С.Пушкин «Птичка» Лирика как род литературы. Знакомство с понятием «лирика». Анализ лирического стихотворения-от внешнего к внутреннему, от изображения к выражению, от высказывания к смыслу «Медленное чтение», комментирование слов и общего смысла Подобрать пейзажное стихотворение, наиболее точно передающее твое состояние сегодня вечером А.С.Пушкин «Туча». «Еще дуют холодные ветры…». Понятие об эпитете и олицетворении. Пейзаж-опосредованное выражение настроения.Пейзажная лирика подобна пейзажу в живописи (сопоставление стихов с репродукциями картин И.Левитана «Озеро. Русь» и И.Остроухова «Сиверко» Наблюдение, работа с текстом, составление таблицы, практикум Выразительное чтение стихотворений А.С.Пушкин. «Бесы». «Зимняя дорога».Первоначальное понятие о стихотворном ритме. Сюжетно-событийный план произведения и перелом человеческого бытия. Ритм-обязательная составляющая стихотворной речи. Выразительное чтение, комментированное чтение статьи учебника, прослушивание и обсуждение фрагментов из «Метели» Г.Свиридова., работа в группах в процессе анализа стих. «Зимняя дорога» по вопросам, предлагаемым в учебнике-хрестоматиии Коллективное инсценированное чтение «Бесов», самостоятельная работа по вопросам в учеб нике-хрестоматии .Самостоятельно прочитать «Утес», «На севере диком стоит одиноко…» и нарисовать их цветовую гамму , гамму настроения и чувств.

Слайд 10

Лермонтов «На севере диком стоит одиноко…», «Утес». Пейзаж как средство выражения настроения Элементы лингвопоэтики, сопоставление стихов с картинами Шишкина. Выразительное чтение, аналитическая беседа, Выучить наизусть любое из стихотворений М.Ю.Лермонтов «Парус», «Когда волнуется желтеющая нива»: способы создания поэтического образа. Составление цветовой палитры «Паруса», выразительное чтение,сопоставительный анализ стихов по вопросам в учебнике-хрестоматии. Картина Шишкина «Рожь» и стихи Фета «Зреет рожь над жаркой нивой» и Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» Понятие о рифме Выразительное чтение, работа в группах, синтез, анализ Нарисовать иллюстрацию к стихотворению, выразительное чтение; найти метафоры. Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной» «Чародейкою Зимою»,«Зима недаром злится…», «Весенние воды» Элементы лингвопоэтики, «гнездо» эпитетов в стихотворении «Есть в осени…»,звукопись, оли цетворение в стихотворении «Чародейкою Зимою», сопоставление пейзажной лирики с музыкой Чайковского, Вивальди.Рифма. Метафора. Выразительное чтение, «медленное чтение», выделение ключевых слов, эвристическая беседа, работа в группах по сопоставительному анализу стихов «Зима недаром злитс я», «Чародейкою Зимою»; «Весенние воды», практикум по статье «Готовимся к выразительному чтению» Составить партитуру и подготовить выразительное чтение одного из стихотворений А.А.Фета. Индивидуальнок задание: подобрать музыку Чайковского к стихотворениям Фета

Слайд 11

Общее и особенное в пейзажной лирике А.А.Фета. «Ласточки пропали…», «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Еще весны душистой нега…», «Зреет рожь над жаркой нивой» Ритм. Рифма. Эпитеты. Слово учителя о поэзии Фета. Прослушивание выразительного чтения и музыкальных фрагментов, подобранных ребятами. Работа в группах по анализу стихов Фета. Поэтический конкурс. Выразительное чтение, работа в группах по анализу предложенных стихов, выполнение творческого задания Подобрать или вспомнить эпитеты разных авторов к словам-образам «береза», «тишина», «лес», «утро».Самостоятельное чтение лирических стихотворений (см. список в главе учебника-хрестоматии «Читаем стихи сами») Урок-практикум «Лирика.Стихи. Ритм» Обобщение представлений о лирике, выявления различия между стихотворной и нестихотворной речью, роль ритма в создании стиха. Занимательное стихосложение. Выразительное чтение, работа в группах по нахождению тропов, восстановление деформированного текста, лингвистческий эксперимент, творческая работа. Сочинить стихотворение о любом времени года; или составить стихотворение по предложенным рифмам найти тропы в прочитанных стихах Фета А.А. Урок внеклассного чтения «Времена года в русской поэзии» Эссе на тему: «Это удивительное время года» ; выучить наизусть стихотворение поэта 19 века о природе

Слайд 12

Тип урока: урок изучения нового материала Тема урока: Лирика как род литературы. Лирическое стихотворение А.С.Пушкина «Птичка»:внешние и внутренние планы стихотворения «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели» С.Маршак Дидактическая задача: формирование новых знаний.

Слайд 13

ЦЕЛЬ УРОКА : формирование нового понятия «лирика» развитие воображения и внутреннего слуха учащихся Психологические особенности учащихся : В подростковом возрасте происходит сдвиг в мыслительной деятельности , наблюдается нарастающая способность к словесно-логическому мышлению (операции с понятиями) и абстрактному мышлению . Методы и приемы, используемые для достижения цели : Метод : частично-поисковый, словесно-наглядный Приемы : Игровые задания Заполнение таблицы Работа с текстом Медленное чтение

Слайд 14

Тема урока: Понятие об эпитете и олицетворении( Пушкин А.С.»Туча», «Еще дуют холодные ветры…» Тип урока:урок-практикум Цели урока : Формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту Развивать познавательный опыт, художественный вкус. Моделировать среду для раскрытия творческого потенциала личности, индивидуальных особенностей каждого ученика Задачи урока: Образовательные: Сформировать понятие об эпитете, Олицетворении, научить отличать его от прилагательного, находить в тексте Развивающие: Развивать навыки анализа лирического произведения Способствовать творческому росту учащихся, стремлению к созиданию. Формировать речевую, лингвистическую, исследовательскую компетенции. Воспитательные: Приобщать к красоте русского пейзажа. Воспитывать эстетические чувства через различные виды искусства. Воспитывать любовь и бережное отношение к поэтическому слову. Знания, умения, навыки и качества: 1. Формируются базовые знания о языке художественной литературы, в частности об эпитете как средстве художественной выразительности, 2. Закрепляются практические навыки частичного анализа поэтического текста, 3.Актуализируются знания об особенностях формы и содержания лирического произведения. 4. Развивается личность школьника, его эстетический опыт, познавательная культура, логическая память.

Слайд 15

Урок внеклассного чтения «Времена года в русской поэзии» Данный урок спроектирован в соответствии с принципами педагогической технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). Цели урока: формирование интереса учащихся к знакомству с русской поэзией о родной природе; воспитание патриотизма, уважения к отечественной культуре; формирование культуры чтения (ориентация в источниках информации, адекватность восприятия написанного и услышанного, критическая оценка текста); развитие общеучебных умений (слушать и слышать; бегло и выразительно читать; выделять в информации главное; планировать свою деятельность, в частности, устную и письменную речь; формулировать выводы); развитие личностных качеств, формирующих критическое мышление (рефлективность, креативность, толерантность, самостоятельность); развитие связной речи учащихся.

Слайд 16

Основные этапы урока. 1. ВЫЗОВ - актуализация и обобщение знаний по теме; - мотивация учащихся к изучению темы; - побуждение школьников к активной работе на уроке. 1) «Путешествие» по временам года с загадками. 2) Ассоциации. 2. ОСМЫСЛЕНИЕ - получение новой информации; - осмысление полученной информации; - соотнесение этой информации с уже имеющимися знаниями; - поддержание активности школьников в процессе приобретения знаний. 1) Чтение с пометками на полях. 2) Беседа по прочитанному тексту. 3. РЕФЛЕКСИЯ - закрепление знаний; - обобщение информации; - присвоение учеником нового знания; - формирование у каждого школьника собственного восприятия изучаемого материала и отношения к нему. 1) Работа с репродукциями и стихотворными строчками (проверка домашнего задания). 2) Чтение и истолкование лирического произведения на уровне восприятия и оценки. 4 . НОВЫЙ ВЫЗОВ - актуализация и обобщение знаний по теме; - поддержание и развитие интереса к изучаемой теме; - пробуждение интереса школьников к творческой работе на уроке и вне урока. 1) Составление вопросов для целостного анализа стихотворения. 2) Самостоятельная работа со стихотворениями, выполнение по желанию дополнительных заданий (домашнее задание).

Слайд 17

Список литературы Для учителя 1.Ельцова О. Е. .Поурочные разработки по литературе» по программе под редакцией А.Г.Кутузова, Москва. «ВАКО», 2007год. 2. Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. Москва. Айрис-пресс, 2002 год. 3.Петрова А. М.Литература 5 класс: поурочное планирование. Ростов - на- Дону. Феникс, 2007 год. 4.Серёгина Л.М. Тематическое планирование по литературе 5-9 классы (по программе А.Г Кутузова). Волгоград, Учитель, 2003 Год 5.Серёгина Л.М. Литература 5класс: Поурочные планы (по программе А.Г.Кутузова). Волгоград. Учитель,2004 год. 6Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе 5-8 классы. Методическое пособие. Москва. Дрофа, 1996 год Для учащихся 1.Литература: справочные материалы для школьника. – М. 1994. 2.Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М. 2000. 3.Кондрашов В.Н. Литературные викторины. – М. 1968. 4.Козак О.Н. Литературные викторины. – С.-Пб.1998. 5.Полухина В.Т. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 5 класс. – М. 2000. 6.Фогельсон И.А. Литература учит. М. 1998. 7.Энциклопедия для детей. Всемирная литература (в 2-х частях). Издательский центр «Аванта +», 2005 год 8. Я познаю мир. Литература. Москва, издательство АСТ-ЛТД, 1997 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разработки и программы

представлены методические разработки кружка и программы...

Методическая разработка раздела программы по истории 7 класс

Материал содержт презентацию методической разработки раздела программы по истории России для 7 класса к учебнику "История России  конец XVI-XVIIIвв.", авторы А.А Данилов, ЛГ. Косулина....

Методическая разработка раздела программы по математике в 5 классе "Обыкновенные дроби"

Одно из первых математических понятий, с которым ребёнок встречается в школе, – понятие о числе. Это понятие является одним из базовых понятий математики, и его усвоение имеет для учащегося большое зн...

методическая разработка раздела программы формирования здорового образа жизни "Здоровье и безопасность жизнедеятельности"

разработка включает в себя задачи программы, актуальность, направления программы, ожидаемые результаты, обоснования формы работы, список литературы...

Методическая разработка. Рабочая программа по предметному курсу экологии. 10 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник «Экология», для 10-х классов

Рабочая программа разработана на основе авторской  учебной программы : Экология . 10 класс. Авторы программы: Е. А .Криксунов ,  В.В. Пасечник 2002 г ....

Методическая разработка. Рабочая программа по предметному курсу экологии. 11 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник

Программа  рассчитана  на реализацию в течение 34 учебных недель в объеме 2 часа в неделю, в общем объеме  68  часов. В программу внесены изменения в связи с уменьше-нием количеств...

Методическая разработка. Рабочая программа 4 года обучения к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Классический танец»

Задачи данной программы:Образовательные-Обучение классическому танцу-Формирование интереса к хореографическому искусству, раскрытие его многообразия и красоты-Стремление привить учащимся умение слышат...