"Герой нашего времени"
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему

Сыскова Татьяна Ивановна

Материалы к урокам по роману М.Ю.Лермонтова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geroy_nashego_vremeni.pptx2.6 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М.Ю.Лермонтов " Герой нашего времени". Материалы для уроков по роману «Герой нашего времени»

Слайд 2

Тарханы Пензенская область

Слайд 3

Поэт окончил Московский университет? (Нет) Послали в ссылку за стих-е «Смерть поэта»? (Да) Написал драму «Маскарад»?(Да Погиб у подножия Казбека?(Нет) «Мцыри»обозначает непослуш - ный ? (Нет). Произведения иллюстрировал Врубель? (Да) У Пушкина и Лермонтова есть стихи «Узник»? (Да) Воспитывала бабушка в имении Болдино? (Нет) «Смерть поэта»начинается словами: «Печально я гляжу на наше поколенье..»? (Нет) Опозорил чужую жену Кирибеевич ? (Да) Брата Бэлы звали Казбич?Да Прожил 37 лет? (Нет) Написал строки: Москва! Как много в этом звуке Для сердца русского слилось, Как много в нем отозвалось!(Не т) Цифровой диктант по теме "Биография Лермонтова".

Слайд 4

«Бэла» 3 «Максим Максимыч» 5 «Тамань» 1 «Княжна Мери» 2 «Фаталист» 4 Рассказчик в романе. Печорин Офицер ?

Слайд 5

Жанр : психологический роман.

Слайд 6

Приемы для раскрытия характера Печорина.

Слайд 7

Печорину хочется приблизиться к людям, далеким от его круга (контрабандисты, горцы, простые люди), но всякий раз конфликт непреодолим, пропасть углубляется. (Бэла погибает, Мери несчастна, Максим Максимыч обижен, контрабандистов спугнул). Печорин приносит людям несчастье, но и обнаруживает зло в мире, как Гамлет. Кто вправе судить его? Он сам себя судит и казнит… Странный человек.

Слайд 8

Каков Печорин в «Тамани»? При помощи каких средств создается таинственный, романтический мир? Как раскрывается личность героя в столкновении с контрабандистами? Почему интерес к людям не его круга уступает место равнодушию и иронии над собой? Он молод,неопытен,пылок ему интересны люди не его круга, смело бросается навстречу опасности. Образы ночи,паруса,песни как символы мятежного духа героя. Он заинтригован, они ему кажутся романтичными, смелыми. Попытки вторгнуться в чужую жизнь заканчиваются горьким итогом: разрушил гнездо,оставил слепого без средств,сам чуть не погиб.Янко и Ундина оказались коварными,расчетливыми, жестокими.Ощущение мира как тайны сменилось на мир убогой прозы.В этом причина самоиронии. "И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг контрабандистов?"

Слайд 9

Анализ эпизода «Ундина». Эпизод – фрагмент, обладающий самостоятельностью и законченностью. О чем узнает Печорин в этом эпизоде? Разделите эпизод на микротемы. Функция эпизода? Средства создания таинственного мира? Как раскрывается личность Печорина в столкновении с Ундиной? Какие детали портрета девушки настораживают героя? Метафорический диалог. Все тайны контрабандистов. 1.Песня.2.Портрет.3.Разговор. Герой заинтригован девушкой, желает раскрыть тайну. Образ ночи, паруса, песни, моря. Герой очарован, не чувствует опасности, испытывает интерес. «Коварная улыбка», «магнетические глаза», резкие переходы. Загадочность Ундины.

Слайд 10

Почему неизбежно столкновение Печорина с «водяным»обществом? Одинаковым ли предстает герой в обществе и наедине с собой? Зачем ведет дневник? Почему герою захотелось взбесить Грушницкого и поиграть с Мери? Почему себя считает «нравственным калекой»? "Княжна Мери"

Слайд 11

«За что они меня все ненавидят?»

Слайд 13

Печорин – «нравственный калека»… бесцельная игра с опасностью; разменивание жизни по мелочам; эгоизм, неспособность пожертвовать собой сделали его таким…

Слайд 14

Печорину доставляет удовольствие оскорбление гордости избалованной девушки, но он не знает, как разбудить душу светской красавицы, кроме интриги. Герой хочет взбесить Грушницкого за ложь, пустоту, лицемерие. Натура у Печорина кипучая, деятельная, но он понапрасну растрачивает свою энергию, оттого ему скучно , победа не радует. "Печорин - лишний человек"

Слайд 15

Жанр романа Перечислите главы в хронологической последовательности. Особенности композиции Приемы создания героя Почему Печорин считает себя «нравственным калекой»? Почему Печорин – «лишний» человек? Психологический роман «Тамань», «Княжна Мери» «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч» Инверсия, смена рассказ- чика, «разорванность» Исповедь,внутренний монолог, психологический портрет. Прожил без цели, приносил людям горе. Тест

Слайд 16

Презентацию подготовила Сыскова Т.И., учитель литературы МОУ "СОШ №23" г.Калуги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе по произведению М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Анализ и содержание повести "Тамань". Работа над образом Печорина. Лаконизм, выразительность прозы Лермонтова.

изложенный материал урока может использоваться на уроках литературы в 9 классе по программе Т.Курдюмовой, В.Коровиной, В.Полухиной....

Презентация к уроку литературы по темк "Композиция романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

Вопрос о композиции литературного произведения сложен для восприятия учащихся. Презентация помогает систематизировать материал и подвести итог работе над анализом произведения....

Литературная игра "Что? Где? Когда?"по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

Литературную игру можно использовать на заключительном уроке по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени", а также на внеклассном мероприятии....

Материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нелишни…» ( по роману В.Набокова «Машенька»); «О чём поёт эпохи муза…» (по лирике А. Блока)

В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нел...

РОМАН М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ». НАШИ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Статья посвящена анализу романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В рамках проведения юбилейных мероприятий к тексту произведения пришлось обращаться снова и снова. Данный материал составляют во...

Исследовательская работа «Герой нашего времени» - «грустная дума о нашем времени»

Выяснить, что позволилоВ.Г. Белинскому назвать романМ.Ю. Лермонтова «грустной думой о нашем времени»...

Конспект урока литературы в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «Печально я гляжу на наше поколенье!»

Анализ главы «Бэла»Цель урока:1. Вместе с учащимися рассмотреть характер и поступки героев в повести.2.Развивать умение находить в тексте материал  о герое3.Заинтересовать обучающихся  лично...