Художественное своеобразие сказок Г.Х. Андерсена: теоретический аспект
статья по литературе на тему

Павлиоглова Татьяна Владимировна

Данная работа создана прежде всего в помощь учителю, раскрывающему для учеников удивительный мир и оригинальность сказок писателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nazarenko_statya.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: Художественное своеобразие сказок Г.Х. Андерсена: теоретический аспект

        Сказки Андерсена давно и вошли прочно в практику уроков литературы в школе. К ним обращаются как в начальных, так и в средних классах. Так, в учебниках начальной школы можно найти сказки «Гадкий утенок», «Стойкий оловянный солдатик» и др., а  5 классе средней школы традиционно изучается сказка « Снежная королева», хотя иногда авторы программ (напр., А.Г. Кутузов), обращаются и к другим сказкам писателя («Дикие лебеди»).  

          Существуют различные   подходы к  изучению сказок на уроках литературы. В методических пособиях и на сайтах Интернета  рядом с уроками традиционного характера можно найти уроки, построенные на основании различных технологий (например, в технологии   мастерской).   В интернете можно найти  много разработок  уроков и игрового характера. Вместе с тем, учитель, работая со сказками Андерсена, не всегда  достаточно глубоко владеет материалом о художественных  особенностях его творчества.  Данная работа создана прежде всего в помощь учителю, раскрывающему для учеников удивительный мир и оригинальность сказок писателя.

К сожалению, по теме  исследовательской литературы крайне мало.  Данная работа   опирается в основном на труды    Брауде Л.Ю. ( «Скандинавская литературная сказка», «Сказочники Скандинавии»,  « По волшебным тропам Андерсена»)  и некоторых других литературоведов.

         Данная работа будет интересна как студентам начальной школы, так и студентам модуля «русский язык и литература», а  также  учителям школ в их работе со сказками Андерсена.

В основе литературных сказок Андерсена лежат не только сюжеты народных сказок и народные предания, поверья, пословицы, но даже  отдельные литературные произведения. Причём в его произведениях, построенных на преданиях, поверьях и т.д., более свободно осуществляется индивидуальная авторская воля. Такие сказки являются как бы переходной ступенью между андерсеновскими обработками сказок и его оригинальными литературными произведениями.

Андерсен основал традицию литературной сказки, открыл закон её обновления и развития, раздвинул рамки жанра: его литературная  сказка опирается на народную и использует множество литературных источников, а также бытовую реальность.

У Андерсена сказка всегда связана с реальностью: и по содержанию, раскрывая основные коллизии - борьбу добра со злом, трудолюбия и лени; и по своей направленности, выдвигая перед человеком высокие моральные идеалы и уча его руководствоваться ими. Но у сказки есть свои специфические средства, одним из которых является фантастика - прием, не уводящий сказку от жизни, а позволяющий взглянуть на жизнь с необычной точки зрения.

Описание природы и жизни людей, введение темы науки, связанной с природой, придают сказкам Андерсена большую достоверность и реалистичность.

Важную роль в сказках играет автор – рассказчик, не скрывающий своих симпатий и антипатий к героям, с характерной оценочной интонацией и определённостью суждений.

Таким образом, языковые особенности сказок Андерсена стали одним из художественных открытий писателя, дали основание для появления произведений, которые будут относить к андерсеновской традиции. (В нашей литературе «русским Андерсеном» будут называть сказочника конца 19 века Петра Вагнера,  автора сборника   «Сказки кота  Мурлыки»).

        Ханс Кристиан Андерсен,   всемирно известный автор литературных сказок,  шел к этому жанру долгим и сложным путем. И хотя в его собрании сочинений можно найти произведения самых разных жанров – от лирических стихов до романа, именно сказка сделала его имя известным для читателей мира.

Народные предания, поверья, пословицы, которые когда-либо слышал писатель, дали основу для оригинальных андерсоновских сказок. Литературная  сказка датского писателя опирается на народную и использует множество литературных источников, а также бытовую реальность, тем самым подтверждая свою оригинальность.

Для Андерсена сказка явилась способом видеть мир, способом его познать.  И это познание заключается в стремлении к добру, в твердом сопротивлении человека мрачным силам действительности, в бескорыстной борьбе за правду. Сказки Андерсена носят философский характер, и их приближённость к притчам делают их особенными. Жизнь, по Андерсену, - это испытание. Надо уметь переносить ее тяготы и не жаловаться на судьбу

Писатель создает множество самых разнообразных персонажей - от традиционных,  до необычных:  растения, животные предметы - это ещё одна отличительная черта сказок датского писателя. Каждому герою присущ свой  характер, сохраняют свои природные свойства, приобретая при этом черты и судьбы человеческие.

Расширив круг героев, Андерсен расширил пространство сказок, вследствие чего сказки стали реалистичнее и достовернее. Расширение пространства сказки определило использование   такого художественного средства, как пейзаж. Пейзаж у датского писателя делится на городской и сельский.Он помогает понять внутреннее состояние героя.

Близкий к разговорному эмоциональный язык автора способствует яркой индивидуальности писателя. Автор наделял героев речью, которая служит средством их характеристики. Языковые особенности сказок Андерсена стали одним из художественных открытий писателя, они дали основание для появления произведений, которые будут относиться к андесеновской традиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В мире сказок Х.К.Андерсена

Тема урока: В мире сказок Х.К. АндерсенаМесто урока в системе уроков: заключительныйЦели урока:- закрепить и  обобщить полученные знания учащихся по сказкам Х.К.Андерсена;Задачи:   ...

Статья "Сравнительный анализ художественных образов (на примере сказок Г.Х. Андерсена "Русалочка" и А.Н. Толстого "Русалка") "

В статье дан пример сравнительного анализа персонажей сказок Г.Х. Андерсена «Русалочка» и А.Н.Толстого «Русалка» на уроке литературы в 6 классе....

"Удивительный мир сказок Г.Х.Андерсена"

ЦЕЛИ:Образовательные: 1. Вспомнить с детьми  различных сказочных героев и сказки.2. Работать над чёткостью и правильностью прочитанного, максимальной выразительностью речи. Коррекционны...

Научно - исследовательская работа "Идейно - эстетическое своеобразие сказок М.Е.Салтыкова - Щедрина"

Данный материал поможет учителям при подготовке к уроку по творчеству М.Е. Салтыкова - Щедрина...

Внеклассное мероприятие по литературе "В стране сказок Г.Х. Андерсена"

Интерактивная игра  "В  стране сказок Г.Х. Андерсена" построена по принципам игры "Крестики-нолики"...

Проект«Памятники героям сказок Г.Х.Андерсена».

Тип проекта:- информационный,-  групповойПроблема:- современные школьники практически не читают книги и поэтому не знают, что существуют памятники литературным героям.Цель проекта:- обобщить инфо...