Цикл уроков по роману Маркуса Зусака "Книжный вор" (точечный обзор)
статья по литературе (8 класс) на тему

Шашкова Надежда Андреевна

Что читают подростки? На какие вопросы ищут ответы в книгах? Как выбрать текст так, чтобы он и увлекал и обогащал душу в процессе чтения? Эти и многие другие вопросы стихийно, точечно освещает данный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл knizhnyy_vor.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл уроков по роману Маркуса Зусака «Книжный вор»

Читают ли подростки? Довольно долго мне казалось, что нет. Но практика показала, что многие читают – украдкой на уроках и переменах, поздними вечерами, ночами с фонариком под одеялом – читают вдохновенно, читают взахлеб. Вопрос состоит в том, какую литературу они выбирают для души, что будоражит их сердца, как воспринимают тексты,  на какие вопросы ищут ответы в книгах.

Прежде всего, подростки зачитываются зарубежной литературой. Многие из них проявляют интерес к книгам Брэдбери, Ремарка, Кинга, Сартра, Камю, Сафарли. Но наибольшей популярностью пользуются тексты с однозначной депрессивной тематикой. Вот некоторые из них. (Названия говорят сами за себя.)

Пауло Коэльо «Вероника решает умереть»

Александр Полярный «Сказка о самоубийстве»

Мацуо Монро «Научи меня умирать»

Стейс Крамер «50 дней до моего самоубийства»

Джон Грин «Виноваты звезды »

Два года назад одна из моих восьмиклассниц стихийно призналась, что не спит которую ночь, потому что читает… читает и не может остановиться… боится до дрожи в руках, но читает… «50 оттенков серого». Моему удивлению (и ужасу) не было предела, когда в течение 20-минутной перемены я выяснила, что эту книгу освоили все девочки класса. И не просто освоили, а усвоили законы подавляющей любви, переплетенной с насилием. Они еще не получили душевного опыта сопереживания героиням Тургенева, Бунина, Куприна, но уже чувствовали себя знатоками правды Эрики Джеймс. Довольно сложно было решиться говорить открыто о тех книгах, которые осваивают подростки. Но если они читают, то нужно и обсуждать прочитанное, расставлять акценты, учиться воспринимать тексты, не теряя собственного я. И  по мере необходимости и возможности, мы стали проводить спонтанные уроки «Книги, которые я читаю». На этот урок могла быть вынесенной на обсуждение любая затронувшая душу книга. Первоначально тексты предлагали дети. Стейс Крамер «50 дней до моего самоубийства»… Упоение болью, гиперболизация страдания, глубочайшая депрессия, отсчет дней до попытки свести счеты с жизнью. Говорить трудно, направлять – еще труднее, а осознавать, что среди учеников есть те, кто разочарован финалом книги, потому что считает, что главная героиня Глория должна была не инсценировать самоубийство и начать новую жизнь, а умереть. Осознавать это практически невозможно. Как невозможно справиться с восторгом, вызываемым тестом Мацуо Монро «Научи меня умирать», в котором Вик, не справляясь с жизненным потоком испытаний, после череды неудачных попыток самоубийства, все же сводит счеты с жизнью. Это страшно. Но правда в том, что многих подростков волнует не поиск смысла жизни, а таинство смерти, попытка определить, что же за той чертой, за тем порогом, попытка сбежать от жизненных неурядиц в иллюзорную тишину.

Общаясь с детьми, стихийно обсуждая читаемые ими тексты,  я довольно долго искала книгу, которая могла бы увлечь подростка с первых страниц и в процессе чтения обогатить душу.  Маркус Засак «Книжный вор»… Вот мой выбор.

Австралийский писатель Маркус Зусак родился в 1975 году и вырос на рассказах родителей – эмигрантов из Австрии и Германии, переживших ужасы Второй мировой войны. Австралийские и американские критики называют его «литературным феноменом» неспроста: он признан одним из самых изобретательных и поэтичных романистов нового века. Маркус Зусак – лауреат нескольких литературных премий за книги для подростков и юношества. Живет в Сиднее.

Что пишет мировая пресса о романе «Книжный вор»?

«Книжного вора» будут превозносить за дерзость автора… Книгу будут читать повсюду и восхищаться, поскольку в ней рассказывается история, в которой книги становятся сокровищами. А с этим не поспоришь.

New York Times 

«Книжный вор» бередит душу. Это несентиментальная книга, но глубоко поэтичная. Ее мрачность и сама трагедия пропускаются сквозь читателя, будто черно-белое кино, из которого украдены краски. Зусаку, быть может, и не довелось жить под пятой фашизма, но его роман заслуживает места на полке рядом с «Дневником Анны Франк». Похоже, роман неизбежно станет классикой.

USA Today 

Блестяще и амбициозно… Такие книги способны изменить жизнь, потому что, не отрицая внутренне присущей аморальности и случайности естественного порядка вещей, «Книжный вор» предлагает нам с таким трудом завоеванную надежду. А она непобедима даже в нищете, войне и насилии. Юным читателям нужны такие открытия важности слов и книг. Да и взрослым они не помешают.

The New York Times Review of Books 

Подростков толщина книги, ее темы и подход автора могут, пожалуй, отпугнуть, но книга, несомненно, увлекает своим вдохновенным повествованием.

The Washington Post's Book World 

Эта история разобьет сердца как подросткам, так и взрослым.

Bookmarks Magazine

По роману «Книжный вор» мы провели три урока.

  1. Первый урок носил ознакомительный, вводный характер. Несколько слов об авторе. И чтение пролога– медленное, вдумчивое, полное вопросов, цепляющее. Поиск ответа на единственный вопрос:

- От чьего лица ведется повествование? Почему?

Тот факт, что повествование ведётся от лица Смерти, уже сам по себе привлекает внимание подростка,   побуждает читать.

Рассказчик, Смерть, Итог часто забывается и только временами напоминает о своём присутствии отдельными монологами и наблюдениями, а тем временем перед глазами читателя проносится жизнь девятилетней Лизель Мемингер, которой пришлось пройти нелегкий путь в Гитлеровской Германии и выжить.

  1. Судьбе юной Лизель, Ганса и Розы,  Макса, Ильзы Герман, Руди и теме Холокоста был посвящен второй урок. Книга была к этому моменту уже прочитана, но на вопрос «Что такое Холокост» внятный ответ смог дать всего один ученик.

Что же такое «Холокост»? В переводе с древнегреческого Holocaustosis означает "всесожжение", "уничтожение огнем", "жертвоприношение". Термин «холокост» впервые был использован будущим лауреатом Нобелевской премии мира писателем Эли Визелем как символ газовых камер и крематориев лагерей уничтожения, а в современной научной литературе и публицистике обозначает политику нацистской Германии, ее союзников и пособников по преследованию и уничтожению 6 млн. евреев в 1933-1945 годах.

На этом уроке мы говорили о том, как страшно было быть евреем, сколько самоотверженности и силы человеческого духа потребовалось Гансу Хуберману, чтобы укрыть  и выходить в своем доме еврея, какой душой обладала Лизель, осмелившаяся пройтись в колонне евреев рядом со своим другом Максом, не побоявшись последствий, которые мог сулить этот поступок ей и ее семье. Готовых вопросов для этого урока не было и нет, важно было ответить на вопросы детей, которые возникли в процессе прочтения и вывести их к пониманию того, что принято называть толерантностью, уважительным и трезвым отношением к любому человеку вне зависимости от его национальных или индивидуальных убеждений.

Неважно, какой ты национальности, сколько денег у тебя в кармане и сколько тебе лет. Все люди в мире - твои братья и твои сестры. И ты должен поступать с ними, как с равными. Если старик упал на дороге от усталости и голода, то ты, как Ганс Хуберман, должен подойти к нему и протянуть ему кусочек хлеба. Несмотря на то, что он еврей, и его ведут в концлагерь. Если ты маленькая девочка, а твой друг шагает в этом строю смертников-евреев, то ты будешь бежать и бежать за ним и вставать в строй, чтобы лишь идти с ним рядом, шаг в шаг. Потому что он твой друг. И не важно, что за кровь в нём течет, какого цвета его глаза и волосы!

  1. Роман «Книжный вор» многогранен, кипуч, охватывает сразу множество тем, проблем и доводит это множество до своего логического завершения. Поэтому последний – третий урок по книге Маркуса Зусака прошел в русле подготовки к ОГЭ.  Мы говорили о внутреннем мире человека и о том, как этот мир видится Смерти, подводящей итог, о нравственном выборе и о решении спасти жизнь еврея, о любви и взаимоотношениях Руди и Лизель, Макса и Лизель, о материнской любви и о Розе, сумевшей принять не только в свой дом, но в свое сердце приемную дочь, о дружбе и взаимовыручке, о жизненных ценностях, о доброте и о Рождестве в подвале дома Хуберманов, о силе духа, о книгах, способных успокоить людей во время бомбежки, о человечности. Точечно определяли тезис и подбирали аргумент из книги, работали с отдельными главами, отрывками, цитатами. Класс был разбит на небольшие группы, которые заранее готовили материал по определенным тезисам.

Подводя итог осмысления романа, было важно еще раз прочесть финал и понять, что смерть «обуревают люди», обуревает сама жизнь, ее загадка, ее смысл.

О романе «Книжный вор» говорить хочется бесконечно, чтобы ничего не упустить. Прочитайте его сами и вы увидите то, что заставит вас задуматься, улыбнуться, взгрустнуть, вздохнуть, в гневе потрясти кулаком и... возможно, украдкой смахнуть предательские слезы с глаз… Эта книга нещадно терзает все струны души, которые только есть в человеке, заставляя его чувствовать, мыслить, реагировать от первой до последней страницы.

Н.А.