Исследовательская работа по литературе Образ «потерянного поколения» в творчестве Эриха Марии Ремарка и Эрнеста Хемингуэя на примере романов «Три товарища», «Прощай, оружие!»
творческая работа учащихся по литературе (10 класс) на тему

Нагайцева Марина Сергеевна

Обоснование выбранной темы: современная напряжённая обстановка в мировом сообществе (события на Украине, ситуация в Европе, военные действия в Сирии) обращает нас к писательскому опыту Эриха Марии Ремарка и Эрнеста Хемингуэя. Сегодня важно подумать о коллективной ответственности нации и отдельно взятого человека в вопросе мира на планете Земля. Общественная и индивидуальная ответственность в антивоенной борьбе – проблема, волнующая многих, нашла отражение на страницах романов двух писателей («Три товарища», «Прощай, оружие!»).

Объект и  предмет исследования:

объект  исследования – зарубежная литература XX века, творчество Эриха Марии Ремарка и Эрнеста Хемингуэя.

предмет исследования – образ «потерянного поколения» на примере героев романов  «Три товарища», «Прощай, оружие!».

Цель исследования:

Цель работы состоит в обосновании антивоенного пафоса произведений, чьи авторы находились по разные стороны фронта;

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Задачи исследования:

  1. Охарактеризовать художественный мир двух писателей (Э.М. Ремарка и Э. Хемингуэя);
  2. Проанализировать художественные произведения  «Три товарища»,  «Прощай, оружие!»  (тема, проблема, образы героев,  художественный пафос);
  3. Определить истинное значение понятия «потерянное поколение»;
  4. Сравнить жестокие и уродливые последствия войны на примере судеб героев двух романов;
  5. Охарактеризовать гуманистический пафос творчества двух писателей.

Научная гипотеза исследования заключается в следующем: если предположить, что два писателя, будучи участниками военных действий, говорят на страницах своих произведений о невозможности счастья в мире, чреватом войнами и социальными катаклизмами, то эта картина, несмотря на горечь утрат и трагичность ситуации, прославляет веру в торжество человека, в его нравственную гармонию.

Методы исследования:

  1. Биографический;
  2. Культурно-исторический;
  3. Сравнительный;
  4. Метод аналогии;
  5. Психологический.

Новизна исследования:

Работа носит учебный характер со сравнительным анализом на новом экспериментальном материале, не входящим в курс школьной программы по литературе.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования позволяют расширить научные представления о развитии  мирового литературного процесса.

Практическая значимость исследования заключается в том, полученные результаты исследования можно использовать  в качестве дидактического материала на факультативных занятиях по литературе, они увеличивают доказательную базу при написании сочинения по русскому языку на ЕГЭ.

Исследование опирается на содержание романов «Три товарища»,  «Прощай, оружие!»; литературно-критические статьи Иванченко Н.И., Сазанович Е.И., Ефимова И.М., напечатанные в современных периодических изданиях («Литература в школе», «Юность», «Звезда»); исследования творчества Хемингуэя, автора Гиленсона Б.А. , также использованы электронные образовательные ресурсы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota2.docx48.42 КБ
Файл remark_i_heminguey_2.pptx166.1 КБ

Предварительный просмотр:

XII региональная научно-исследовательская конференция учащихся

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 47»

Исследовательская работа

 по литературе

Образ «потерянного поколения» в творчестве

Эриха Марии Ремарка и Эрнеста Хемингуэя

на примере романов «Три товарища»,

«Прощай, оружие!»

 

Работу выполнила:

Леонтьева Мария

Школа№ 47, 10 класс

Научный руководитель:

М.С. Нагайцева

Учитель русского языка и литературы

Новокузнецк, 2016


Оглавление

I. Введение        

II. Образ потерянного поколения в творчестве Э.М. Ремарка и Э. Хемингуэя («Три товарища», «Прощай, оружие!»)………………………………………….5

1.        Художественный мир Э.М. Ремарка и Э. Хемингуэя        

2.        Художественное своеобразие романов («Три товарища», «Прощай, оружие!»)        

3.        Термин «потерянное поколение» в литературе        

III.Заключение.        

Список литературы        


I. Введение

Обоснование выбранной темы: современная напряжённая обстановка в мировом сообществе (события на Украине, ситуация в Европе, военные действия в Сирии) обращает нас к писательскому опыту Эриха Марии Ремарка и Эрнеста Хемингуэя. Сегодня важно подумать о коллективной ответственности нации и отдельно взятого человека в вопросе мира на планете Земля. Общественная и индивидуальная ответственность в антивоенной борьбе – проблема, волнующая многих, нашла отражение на страницах романов двух писателей («Три товарища», «Прощай, оружие!»).

Объект и  предмет исследования:

объект  исследования – зарубежная литература XX века, творчество Эриха Марии Ремарка и Эрнеста Хемингуэя.

предмет исследования – образ «потерянного поколения» на примере героев романов  «Три товарища», «Прощай, оружие!».

Цель исследования: 

Цель работы состоит в обосновании антивоенного пафоса произведений, чьи авторы находились по разные стороны фронта;

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Задачи исследования:

  1. Охарактеризовать художественный мир двух писателей (Э.М. Ремарка и Э. Хемингуэя);
  2. Проанализировать художественные произведения  «Три товарища»,  «Прощай, оружие!»  (тема, проблема, образы героев,  художественный пафос);
  3. Определить истинное значение понятия «потерянное поколение»;
  4. Сравнить жестокие и уродливые последствия войны на примере судеб героев двух романов;
  5. Охарактеризовать гуманистический пафос творчества двух писателей.

Научная гипотеза исследования заключается в следующем: если предположить, что два писателя, будучи участниками военных действий, говорят на страницах своих произведений о невозможности счастья в мире, чреватом войнами и социальными катаклизмами, то эта картина, несмотря на горечь утрат и трагичность ситуации, прославляет веру в торжество человека, в его нравственную гармонию.

Методы исследования:

  1. Биографический;
  2. Культурно-исторический;
  3. Сравнительный;
  4. Метод аналогии;
  5. Психологический.

Новизна исследования:

Работа носит учебный характер со сравнительным анализом на новом экспериментальном материале, не входящим в курс школьной программы по литературе.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования позволяют расширить научные представления о развитии  мирового литературного процесса.

Практическая значимость исследования заключается в том, полученные результаты исследования можно использовать  в качестве дидактического материала на факультативных занятиях по литературе, они увеличивают доказательную базу при написании сочинения по русскому языку на ЕГЭ.

Исследование опирается на содержание романов «Три товарища»,  «Прощай, оружие!»; литературно-критические статьи Иванченко Н.И., Сазанович Е.И., Ефимова И.М., напечатанные в современных периодических изданиях («Литература в школе», «Юность», «Звезда»); исследования творчества Хемингуэя, автора Гиленсона Б.А. , также использованы электронные образовательные ресурсы.


II. Образ потерянного поколения в творчестве Э.М. Ремарка и Э. Хемингуэя («Три товарища», «Прощай, оружие!»)

  1. Художественный мир Э.М. Ремарка и Э. Хемингуэя

Эрих Мария Ремарк родился в 1898 г. в Оснабрюке в семье переплетчика. Прошел войну рядовым солдатом. Был учителем начальной школы, торговым служащим, коммивояжером, репортером, пытался писать бульварные романы. В 1928 г. вышел его первый роман о первой мировой войне «На западном фронте без перемен». В этой книге с большой полнотой и художественной проникновенностью воплотилось непосредственное восприятие страшных будней войны, таких, какими их испытали люди потерянного поколения. Она принесла Ремарку мировую известность. Следующий роман «Возвращение» (1931 г.) был посвящен первым послевоенным месяцам. В нем в еще большей степени проявилось безысходное отчаяние, безнадежная тоска людей, не знавших, не видевших пути, чтобы вырваться из бесчеловечной, бессмысленно жестокой действительности; в нем проявилось, вместе с тем, отвращение Ремарка ко всякой политике, в том числе и революционной.

После захвата власти гитлеровцами, в 1933 году, Ремарку пришлось покинуть родину. Некоторое время он жил в Швейцарии, затем во Франции, потом переехал в США, где и остался жить. Нацистские пропагандисты бешено травили его, обвиняя, прежде всего, в подрыве воинского духа, в дискредитации немецкой солдатчины.

Уже в эмиграции был издан роман «Три товарища» (1938 г.). В 1941 г. вышли романы «Возлюби ближнего своего»  о жизни эмигрантов-антифашистов. Той же теме посвящен роман «Триумфальная арка» (1946 г.). В книгах «Время жить и время умирать» (1954 г.) - о второй мировой войне и «Черный обелиск» (1956 г.) - о годах инфляции - все внятней и отчетливей ощущается целеустремленная, непримиримая ненависть писателя к фашизму и милитаризму.

Эрнест Хемингуэй родился 21 июля 1899 года в Ок-Парке, маленьком, чистеньком городке, рядом с Чикаго. Он рос в культурной, обеспеченной семье, и родители, каждый по-своему, пытались направить его интересы. Отец — врач по профессии и этнограф-любитель— увлекался охотой, брал с собой Эрна в леса, водил в индейские поселки, старался приучить сына наблюдать природу, зверей, птиц, приглядываться к необычной жизни индейцев. Видимо, он надеялся, что старший сын продолжит традицию семьи Хемингуэев, которая насчитывала несколько естественников, врачей, этнографов, путешественников-миссионеров. А мать любила музыку и живопись, и стремилась обучить сына игре на виолончели. Музыканта из Эрна не получилось, но любовь к хорошей музыке и к хорошим картинам с новой силой пробудилась в Хемингуэе уже в зрелые творческие годы.

 Во время Первой Мировой Войны Хемингуэй не был писателем, а был солдатом, завербовавшимся в один из санитарных отрядов, который США направили в итальянскую армию. В 1918 году он возвращался домой в ореоле героя. Во время Второй Мировой Войны Хемингуэй на пять лет забывает, что он писатель, так как он рядовой боец-фронтовик. Однако, творчество любого истинного писателя несёт отпечаток времени, и романы  Хемингуэя невозможно отделить от биографии. Но он не был простым летописцем собственной жизни, его личный опыт – опора созданного им творчества.

           Эрнест Хемингуэй – ровесник XX века. И события этого времени прошли через жизнь писателя. Он был активным участником трёх войн, две из которых были мировыми, поэтому в своих произведениях он с предельной честностью старался ответить на самые острые и больные вопросы современности.

        Существует выражение «хемингуэевский герой» [1, стр. 4]. Это герой с жёстким нравственным кодексом, способный сохранить честь и достоинство в экстремальных обстоятельствах. Его немногословные персонажи демонстрируют, как в опасной обстановке не пасть духом, действовать хладнокровно и достойно.

Оба писателя использовали в своих произведениях понятие «потерянное поколение», чтобы описать молодых людей, которые из-за полученных ими на войне душевных травм не в состоянии были устроиться в гражданской жизни. «Все хорошие книги похожи друг на друга: они правдивее жизни», - Эрнест Хемингуэй.

Чем же эти два писателя обогатили военную тему? В их произведениях отразились и уникальный фронтовой опыт, и огромный художественный талант.

«На западном фронте без перемен», «Возвращение» и «Три товарища» - первые книги Ремарка – явились своеобразным художественными документами эпохи, поэтическими летописями и манифестами поколения. В них отразилось мироощущение писателя, сдержанно страстного, застенчивого, сурового в своей нежности, печального в насмешливости, циничного в доброте. Больше всего он избегает красноречия, риторики, брезгливого отстраняется от звонких патетических слов. Его речь скупа, шершава, но тепла, как солдатская шинель; отрывиста и грубовато-насмешлива, но задушевна, ласкова, как ночной разговор в блиндаже, как неторопливая беседа старых друзей-фронтовиков за бутылкой рома.

Строгая, временами даже кажущаяся нарочитой, объективность повествования Ремарка вместе с тем пронизана глубоким лиризмом. В «Трех товарищах», так же как в первых двух романах, рассказ ведется от первого лица. И это не просто искусственный литературный прием, а естественно необходимое выражение подлинного отношения художника к тому, о чем он пишет, потому что Роберт Локамп – это, прежде всего лирический герой, который видит мир и воспринимает людей, думает и чувствует во многом, как сам автор. Это нисколько не ослабляет индивидуального своеобразия его характера и психологии.

Литературная репутация Хемингуэя  основывается на стиле его прозы, который он оттачивал с большой тщательностью. Под сильным впечатлением от «Гекельберри Финна» Марка Твена, Гертруды Стайн и других писателей, он выработал в послевоенном Париже совершенно новый, простой и ясный стиль. Манера его письма, в основе своей разговорная, но скупая, объективная, неэмоциональная и нередко ироническая, оказала влияние на писателей всего мира и, в частности, существенно оживила искусство диалога.

Хемингуэй не собирался ошеломлять читателей «лобовыми» приемами, подчеркиванием ужасов войны, нагнетанием натуралистических подробностей. Его целью было не только свидетельство фронтовика, но и проза самой высокой пробы. Не только изображение окопной правды, но и проникновение в психологию человека во фронтовых условиях. «Прощай, оружие!» - книга сурово-реалистическая и лирическая. Книга о войне и о любви, в которой ставились большие философские, жизненные проблемы.


  1. Художественное своеобразие романов («Три товарища», «Прощай, оружие!»)

«Три товарища». Место действия романа «Три товарища» (1936) - Германия 20-30-х гг.: безработица, инфляция, самоубийства, голодные, бледные тени перед сверкающими витринами продовольственных магазинов. На этом сером безрадостном фоне развертывается история трех товарищей - представителей «потерянного поколения», чьи надежды убиты войной, неспособного к сопротивлению и борьбе. Люди, прошедшие через горнило войны, не могут уйти от призраков прошлого. Трагическая концепция жизни находит свое воплощение в судьбе каждого из трех товарищей. Война закончилась, но насильственная смерть не ушла из жизни героев романа. Военные воспоминания постоянно мучают героев. Как говорил Эрнест Хемингуэй: «Тот, кто выигрывает войну, никогда не перестает воевать».

Отто Кестер, Готфрид Ленц и Роберт Локамп были на фронте, теперь все трое работают в авторемонтной мастерской Кестера. Их жизнь пуста и бессмысленна, они полны ненависти и презрения к миру, их окружающему, но не менее сильно их убеждение, что мир изменить нельзя.

Некоторый интерес к политике испытывает лишь Ленц, за что друзья называют его «последним романтиком». Дорогой ценой платит Ленц за этот интерес: его убивают парни «в сапогах военного образца, в новых кожаных крагах светло-желтого оттенка» [ 5, стр. 211]. Ремарк нигде не говорит, что его герой убит фашистами. И месть его друзей за Ленца - это лишь акт личной мести, не более, в нем нет и следа социальной ненависти, сознания общественной опасности фашизма.

Светлой нотой в рассказе о безрадостном существовании друзей звучит рассказ о любви Локампа и Пат, но и эта любовь обречена на гибель: Пат неизлечимо больна. Ради ее спасения Кестер продает последнее, что у него осталось, но все напрасно.

Друзья, готовые пойти друг за друга в огонь и воду, бессильны что-либо изменить потому, что они убеждены, что изменить ничего нельзя. «А что, собственно, мешает нам жить, Отто?» - задает вопрос Локамп, но на него не получает ответа. Не отвечает на этот вопрос и Ремарк.

На первый взгляд может показаться, что в последних главах книги воплощены только безнадежность и отчаяние, только бессильная печаль: смерть, нищета, безысходная тоска, отчаяние...

Так, и все же не так. Потому что любовь и дружба сильнее смерти; потому что светла печаль мужественных и упрямых людей. Нет никаких зримых или хотя бы предполагаемых надежд на лучшее, но уже в самой сущности человеческих характеров героев романа, в их грубоватой сердечности, которую не поколебал весь горький опыт, вся грязь и все уродство их жизни, теплится робкая, но живая надежда на силу верной дружбы, доброго товарищества и настоящей любви.

В этой надежде – обаяние Ремарка-художника.

«Прощай, оружие!»

«Мир – хорошее место, и за него стоит драться, и мне очень не хочется его покидать», - говорил Хемингуэй. И герой его романа «Прощай, оружие!» (1929) борется за собственный мир, свой кусочек счастья среди всех ужасов войны. Речь идет о праве человека на достойную, полнокровную жизнь и деятельность.

В романе переплетаются две темы – тема войны и тема любви, обреченной на гибель. До подлинных высот трагизма поднимается автор в этом романе, рассказывая историю любви между двумя песчинками, захваченными кровавым смерчем мировой войны. Война вообще занимала значительное место в творчестве Хемингуэя. Еще в 1925 году в письме своему товарищу Хемингуэй писал: «Война – самая благодатная тема».

Действия романа разворачиваются на итало-австрийском фронте в 1917 году, Хемингуэй создаёт потрясающе яркие и сильные эпизоды военных будней, сражений, коротких дней отдыха, пьяный угар ресторанов в прифронтовых городках, гнетущую тоску лазаретов. На фронте идут дожди, в войсках свирепствует холера. Солдаты, не желающие воевать, наносят себе увечья. Одним из лейтмотивов в романе является образ дождя. Дождь создает атмосферу осени, слякоти, тяжести, безнадежности.

Герой роман, американец Фредерик Генри, лейтенант. На фронте он возглавляет подразделение санитарных частей итальянской армии. О герое Генри на страницах романа мимоходом сказано, что до войны он изучал архитектуру в Италии. Для образа героя и для его судьбы не имеет ни малейшего значения, с таким же успехом писатель мог наделить его любой другой профессией. Это упоминание имеет разве что чисто функциональное значение, чтобы оправдать знание героем итальянского языка и Италии вообще.

Хемингуэй не хотел ни в чем приукрашивать своего героя. Он показывает его человеком достаточно циничным, лишённым каких-либо политических или социальных идей. Генри не становится убеждённым противником войны, человеком действия, готовым бороться за свои новые убеждения. Нет, он индивидуалист и думает только о себе и о своей любимой женщине: «Я создан не для того, чтобы думать. Я создан для того, чтобы есть. Да, чёрт возьми. Есть, и пить, и спать с Кэтрин».

Он и Кэтрин бегут в нейтральную  Швейцарию. Они живут там в горах, наслаждаясь тишиной, прогулками по снежным тропинкам. Кэтрин ждет ребенка.

Герой романа испытывает всю полноту счастья. И, что особенно важно для всей концепции Хемингуэя, Генри впервые в своей жизни перестаёт быть одиноким. Но оказывается, что убежать от жестокости мира нельзя, даже в тихую нейтральную Швейцарию. Развязка надвигающейся трагедии не заставляет себя ждать: Кэтрин не может родить, ей делают кесарево сечение, и она умирает.

«Вот чем всё кончается. Смертью. Не знаешь даже, к чему всё это. Не успеваешь узнать. Тебя просто швыряют в жизнь и говорят тебе правила, и в первый же раз, когда тебя застанут врасплох, тебя убьют. Или убьют ни за что, как Аймо. Или заразят сифилисом, как Ринальди. Но рано или поздно тебя убьют. В этом можешь быть уверен. Сиди и жди, и тебя убьют», - заключает Генри.

В финале писатель приводит своего героя к осознанию жестокости, бессмысленности жизни, потерянности человека в этом огромном и враждебном мире. Герой уходит из больницы, где скончалась Кэтрин. Он идет к себе в отель «под дождем».

На самом деле смерть Кэтрин – это лишь трагическая случайность, которая в данном случае не зависела ни от войны, ни от Генри, ни от самой Кэтрин. Следует говорить о победе не тёмных, а светлых сил. Генри и Кэтрин в условиях враждебной им действительности, несмотря на все ужасы войны, сохранили чистоту и красоту своих душ. Своей любовью они победили войну.

Роман «Прощай, оружие!» заполняет новую страницу в биографии хемингуэевского героя, показывает генезис «потерянного поколения», приоткрывает завесу над той бездной, в которую оно заглянуло на войне.


  1. Термин «потерянное поколение» в литературе

Литература «потерянного поколения» сложилась в европейских и американских литературах в течение десятилетия после окончания первой мировой войны. Зафиксировал ее появление 1929 год, когда были изданы три романа: «Смерть героя» англичанина Олдингтона, «На Западном фронте без перемен» немца Ремарка и «Прощай, оружие!» американца Хемингуэя. В литературе определилось потерянное поколение, названное так с легкой руки Хемингуэя, поставившего эпиграфом к своему первому роману  «Фиеста. И восходит солнце» (1926) слова жившей в Париже американки Гертруды Стайн: «Все вы - потерянное поколение». Эти слова оказались точным определением общего ощущения утраты и тоски, которые принесли с собою авторы названных книг, прошедшие через войну. В их романах было столько отчаяния и боли, что их определяли как скорбный плач по убитым на войне, даже если герои и спасались от пуль. Это реквием по целому поколению, не состоявшемуся из-за войны, на которой рассыпались, словно бутафорские замки, идеалы и ценности, которым учили с детства. Война обнажила ложь многих привычных догм и государственных институтов, таких, как семья и школа, вывернула наизнанку фальшивые моральные ценности и ввергла рано состарившихся юношей в бездну безверия и одиночества.

Внезапно оказалось, что война и первые послевоенные годы уничтожили не только миллионы жизней, но и идеи, понятия; были разрушены не только промышленность и транспорт, но и простейшие представления о том, что хорошо и что плохо; было расшатано хозяйство, обесценивались деньги и нравственные принципы.

Общим для этих писателей являлось мироощущение, определявшееся страстным отрицанием войны и милитаризма. Но в этом отрицании, искреннем и благородном, ощущалось полное непонимание социально-исторической природы, природы бед и уродств действительности: они обличали сурово и непримиримо, но без какой бы то ни было надежды на возможность лучшего, в тоне горького, безотрадного пессимизма.
Однако различия идейного и творческого развития этих литературных «ровесников» были весьма существенны. Они сказались в последующих судьбах писателей «потерянного поколения». Хемингуэй вырвался за пределы трагически безысходного круга его проблем и его героев благодаря участию в героической битве испанского народа против фашизма. Несмотря на все колебания и сомнения писателя, живое, горячее дыхание народной борьбы за свободу придало новые силы, новый размах его творчеству, вывело его за пределы одного поколения.

Герои книг писателей «потерянного поколения», как правило, совсем юные. Они - индивидуалисты и надеются, как герои Хемингуэя, лишь на себя, на свою волю. Герои Ремарка находят утешение в любви и дружбе, не отказываясь от кальвадоса. Это их своеобразная форма защиты от мира, принимающего войну как способ решения политических конфликтов. Героям литературы «потерянного поколения» недоступно единение с народом, государством. «Потерянное поколение» противопоставило обманувшему их миру горькую иронию, ярость, бескомпромиссную и всеохватную критику устоев фальшивой цивилизации, что и определило место этой литературы в реализме, несмотря на пессимизм, общий у нее с литературой модернизма.

Ремарк характеризует представителей потерянного поколения как людей жестких, решительных, признающих только конкретную помощь, ироничных с женщинами. Чувственность у них преобладает над чувствами. В романах Ремарка за простым ровным голосом беспристрастного описателя скрывается напор отчаяния и боли за этих людей.


III. Заключение.

Романы Э. М. Ремарка и Э. Хемингуэя посвящены антивоенной теме, которая так остро и больно звучит сегодня. Любому человеку должно быть очевидно: этот путь уже ведом, человечество не раз проходило дорогой насилия, крови, гибели и лжи. По мнению писателей, мир, допускающий войну, бессчётные человеческие страдания сам безумен, счастье в таком мире невозможно. Но авторы убеждены, что простые человеческие ценности, такие как человеколюбие, доверие, любовь и здравый смысл возобладают над бесчеловечностью цивилизации, несмотря на трагичность ситуации.  

В центре их произведений герои, которые ненавидят войну, лицемерие и корыстолюбие. Эти герои горячо и взволнованно любят людей такими, какими они есть, несчастливыми, грешными, измученными,  изуродованными  испытаниями. Трагедии войн, боль «потерянного поколения», время «вывихнувшее сустав» и  созданный на страницах двух романов в чём-то циничный, в чём-то щемяще-чистый маленький мир верной дружбы и чистой любви  - вот образы, созданные великими мастерами слова.

Вера в торжество человека, в его нравственную гармонию - гуманистический пафос произведений.


Список литературы

  1. Гиленсон, Б.А. Эрнест Хемингуэй: Книга для учащихся./ Б.А. Гиленсон - М.: Просвещение, 2010. – 192с.
  2. Иванченко, Н.И. Эрих Мария Ремарк. Роман «Три товарища» / Н.И. Иванченко // Литература в школе.- 2009.- №3.-С. 47-49.
  3. Ефимов, И.  Эрнест Хемингуэй / И. Ефимов // Звезда.-2012.-№ 8.- С. 177-201.
  4. Мелихов, А.М. Праздник, который всегда без нас / А.М. Мелихов// Нева.- 2011. - № 3.-С. 211-219.
  5. Ремарк Э.М. Три товарища. Роман / Э.М.Ремарк. Пер. с нем. И. Шрайбера. – М.: «Издательство АСТ», 2011. 384с. – (Зарубежная проза XX века).
  6. Сазанович, Е. Эрих Мария Ремарк. Три товарища / Е. Сазанович// Юность. – 2013.- № 6 . – С. 18-19.    

Электронные ресурсы

  1. www.libtxt.ru/chitat/heminguey_ernest/12260-Proshchay_oruzhie.html

  1. http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/veraksich-hh-vek-kurs-lekcij/lekciya-2.htm


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательская работа по литературе Образ «потерянного поколения» в творчестве Эриха Марии Ремарка и Эрнеста Хемингуэя на примере романов «Три товарища», «Прощай, оружие!»

Слайд 2

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ объект исследования – зарубежная литература XX века, творчество Эриха Марии Ремарка и Эрнеста Хемингуэя. предмет исследования – образ «потерянного поколения» на примере героев романов «Три товарища», «Прощай, оружие!».

Слайд 3

Цель исследования: Цель работы состоит в обосновании антивоенного пафоса произведений, чьи авторы находились по разные стороны фронта.

Слайд 4

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: Охарактеризовать художественный мир двух писателей (Э.М. Ремарка и Э. Хемингуэя); Проанализировать художественные произведения «Три товарища», «Прощай, оружие!» (тема, проблема, образы героев, художественный пафос); Определить истинное значение понятия «потерянное поколение»; Сравнить жестокие и уродливые последствия войны на примере судеб героев двух романов; Охарактеризовать гуманистический пафос творчества двух писателей.

Слайд 5

Научная гипотеза исследования : если предположить, что два писателя, будучи участниками военных действий, говорят на страницах своих произведений о невозможности счастья в мире, чреватом войнами и социальными катаклизмами, то эта картина, несмотря на горечь утрат и трагичность ситуации, прославляет веру в торжество человека, в его нравственную гармонию.

Слайд 6

ЭРИХ МАРИЯ РЕМАРК « На западном фронте без перемен » (1928) «Возвращение» (1931 г.) «Три товарища» (1938 г.). «Триумфальная арка» (1946 г.). «Время жить и время умирать» (1954 г.) «Черный обелиск» (1956 г.)

Слайд 7

«Совесть обычно мучает не тех, кто виноват», - Эрих Мария Ремарк.

Слайд 8

«Три товарища» Друзья, готовые пойти друг за друга в огонь и воду, бессильны что-либо изменить потому, что они убеждены, что изменить ничего нельзя. «А что, собственно, мешает нам жить, Отто?» - задает вопрос Локамп , но на него не получает ответа. Не отвечает на этот вопрос и Ремарк.

Слайд 9

Это страшное слово… война Во время Первой Мировой Войны Хемингуэй не был писателем, а был солдатом, завербовавшимся в один из санитарных отрядов, который США направили в итальянскую армию. В 1918 году он возвращался домой в ореоле героя .

Слайд 10

Эрнест Хемингуэй: «Все хорошие книги похожи друг на друга: они правдивее жизни », « Мир – хорошее место, и за него стоит драться, и мне очень не хочется его покидать », « Война – самая благодатная тема », «Тот, кто выигрывает войну, никогда не перестает воевать».

Слайд 11

«Прощай, оружие!» Генри и Кэтрин в условиях враждебной им действительности, несмотря на все ужасы войны, сохранили чистоту и красоту своих душ. Своей любовью они победили войну.

Слайд 12

Термин «потерянное поколение» в литературе Литература «потерянного поколения» сложилась в европейской и американской литературах в течение десятилетия после окончания первой мировой войн Оба писателя, Хемингуэй и Ремарк, использовали термин «потерянное поколение», чтобы описать молодых людей, которые из-за полученных на войне ими душевных травм не в состоянии были устроиться в гражданской жизни .

Слайд 13

Потерянное поколение Это реквием по целому поколению, не состоявшемуся из-за войны; война и первые послевоенные годы уничтожили не только миллионы жизней, но и идеи, понятия; представления о том, что хорошо и что плохо; в ойна вывернула наизнанку фальшивые моральные ценности и ввергла рано состарившихся юношей в бездну безверия и одиночества.

Слайд 14

страстное отрицание войны и милитаризма мир, допускающий войну, человеческие страдания сам безумен; простые человеческие ценности, такие как человеколюбие, доверие, любовь и здравый смысл возобладают над бесчеловечностью цивилизации .

Слайд 15

гуманистический пафос произведений Вера в торжество человека, в его нравственную гармон ию

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа по литературе. Образ Наполеона в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".

В данной работе представлены  материалы исследования текста романа Л.Н. Толстого "Война и мир". Путем анализа мнений главных героев о Наполеоне, анализа характеристик, которые дает этому историче...

Защита научно-исследовательской работы по литературе. Образ Наполеона в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

Данные материалы составлены для представления научно-исследовательской работы на конференции. Вниманию пользователей сайта представляю презентацию "Развенчанный герой", в которой показана эволюция обр...

Исследовательская работа по литературе Образ учителя в повести Георгия Полонского «Доживем до понедельника»

Предметом нашего исследования является образ учителя в творчестве  Г. Полонского, а именно в повести « Доживем до понедельника»Цель работы – ознакомиться с творчеством  писателя , с его...

Исследовательская работа по теме "Образ звезды в русской литературе"

Исследовательская работа подготовлена для представления на научно-практических конференциях....

Научно-исследовательская работа по литературе "Образ коня в литературе" (6 класс)

Основная цель данного исследования - рассмотреть образ коня в литературе на примере произведений, изучаемых в школьной программе. Социологический опрос среди шестиклассников показал, что уровень знани...

Открытый урок по литературе . Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"( Подготовка к ВПР на уроке литературы, работа с текстом)

Урок направлен на развитие навыков анализа текста, монологической и диалогической  речи, читательской грамотности учащихся. Задания связаны с материалами ВПР по русскому языку в 6 классе (2 часть...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ: “Собирательный образ Анны Карениной ”

Ученица ставит цель исследовать, какие реальные женщины, их судьбы стали прототипами образа Анны Карениной в романе Л.Н.Толстого "Анна Каренина". Образ главной героини романа до сих пор волн...