Лирика 19 века. Урок в 6 классе
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

ПРЕДСТАВЛЕНА РАЗРАБОТКА УРОКА "ЛИРИКА ПОЭТОВ 19 ВЕКА". РАЗРАБОТКА ДОПОЛНЕНА ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lirika_poetov_19_veka.doc46.5 КБ
Office presentation icon lirika_poetov_19_veka.ppt2.34 МБ

Предварительный просмотр:

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века

Форма урока: урок-практикум с использованием ИКТ.

Цель урока: пробудить интерес к поэзии – помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта; дать учащимся возможность «открыть себя» в работе со словом; развитие коммуникативных умений.

Оборудование урока: музыкальные записи П.И.Чайковского «Времена года», презентация  (репродукции картин художников-пейзажистов, фотографии и портреты поэтов), распечатка (художественные средства) на каждом столе.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, сопоставление и анализ стихотворений, устное рисование.

Ход урока: 

                                                                                                           Не то, что мните вы, природа:

                                                                                                           Не слепок, не безумный лик –

                                                                                                           В ней есть душа, в ней есть свобода

                                                                                                          В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф.И.Тютчев

1.Слово учителя:
Сегодня на уроке мы обратимся с вами к творчеству русских поэтов 19 века (См. презентацию, слайд № 1).

(слайд №1)

           

(слайд №2)

Федор Тютчев, Афанасий Фет, Иван Никитин, Яков Полонский, Аполлон Майков, Алексей Толстой (слайд № 2). Какие-то из этих имен вам уже знакомы, какие-то слышите впервые. Но всех этих поэтов объединяет чувство любви к Родине, стремление в своих стихах показать красоту родной природы, родного края.

Послушайте отрывок из воспоминаний А. Фета и представьте себе картину услышанного.

«Два года назад, в тихую осеннюю ночь я стоял… и смотрел на звездное небо. Крупные звезды пристально и лучезарно глядели мне в глаза, и, по мере того как я всматривался в тонкую синеву, другие звезды выступали передо мною и глядели на меня так таинственно и так же красноречиво, как и первые. За ними мерцали во глубине еще тончайшие блестки и мало-помалу всплывали в свою очередь. Ограниченные темными массами стен, глаза мои видели только небольшую часть неба, но я чувствовал, что оно необъятно и что нет конца его красоте».

(слайд №3)

- Итак, какую картину вы представляете, слушая эти строки?
- Каким словом можно передать самое главное ощущение от увиденного? Что поразило автора? (Красота) (слайд № 3)
- Каким вам представляется человек, так воспринимающий мир, природу? (Поэтичным).
- Мы иногда говорим: вот этого поэта я люблю, а этого – нет, я его не понимаю. Что значит понимать поэта?

Вывод: Понять поэта – значит войти в его мир. Поэта волнуют самые обычные, всем знакомые события: приход весны, наступление осени, летний дождь. Он глядит на них как бы впервые, глазами удивленного человека, которому неожиданно открылась невиданная ранее красота. Родная природа – неисчерпаемый, бесконечный источник поэзии. Давайте мы обратимся к пейзажным стихотворениям поэтов 19 века и попробуем понять, какие чувства, переживания, настроение стремились передать авторы этих стихов. Что они чувствовали, что они видели?

Цель урока: давайте же обратимся к пейзажным стихотворениям поэтов XIX века и попробуем понять, какие чувства, переживания, настроения стремились передать авторы этих строк. Что они чувствовали? Что они видели?

2.Работа с текстами.

I)Яков Петрович Полонский
(слайд №4)
Рассказ ученика. Яков Петрович Полонский прожил долгую и не очень счастливую жизнь. Писательская деятельность составляет шесть десятилетий. Родился и вырос Яков Петрович в Рязани, в небогатой дворянской семье. В двадцать лет без гроша в кармане, но с заветной тетрадью стихов приезжает в Москву. Через год, в 1840 году его стихотворения напечатали в журнале, а в 1841 году он издал небольшой сборник стихов «Гаммы», который имел успех. Свой долгий век Полонский прожил нелегко. Хотя го по достоинству оценили такие люди, как Тургенев и Некрасов, Тютчев и Фет, хотя у него учились Иван Бунин и молодой Блок, он не знал настоящего большого успеха. С горечью говорил: «Не велика моя нива, не весела моя жатва».

Но через всю жизнь пронес он веру в чудесную силу поэзии и высокое назначение поэта. В лучшем, что им написано, он останется прекрасным лирическим поэтом – искренним, музыкальным..

Стихи Полонского мелодичны, напевны, многие из них положены на музыку: «Мой костер в тумане светит», «Вечерний звон».


Слушаем стихотворение стихотворения «По горам две хмурых тучи…» (фонохрестоматия; учебник, стр.306))

Беседа и анализ стихотворения:

1) Какую картину рисует Полонский?

Летний горный пейзаж, знойный вечер переходит в ночь.

2)Пейзаж очень динамичен, т.е. есть движение. С помощью какой части речи передается движение?

 Это впечатление создают глаголы.

 Прочитайте по порядку глаголы («блуждали», «сползали», «сошлись» - «не уступили», «огласили», «грянул», «засмеялось», «сказалась», «вздохнула», «не смели повторить», «улеглись и обомлели») - так постепенно нарастает и успокаивается действие.


3) Обратите внимание, пейзаж этого стихотворения контрастен, резок: тучи, скалы, пустыня, гром, яркая молния, раскаты эха. Что позволяет нам не только увидеть, но и услышать все происходящее? Какой прием? (аллитерация – повторение согласных звуков – «р»).

4) Живость картине также придает олицетворение. Что такое олицетворение?
Найдите примеры олицетворений в тексте. (тучи блуждали, эхо засмеялось, скала стоном сказалась, вздохнула). Этот стон утихомиривает пейзаж: не смели повторить удара тучи, улеглись и обомлели).


5) А какую роль играют эпитеты? (хмурые тучи, знойный вечер, влажные дебри, резко засмеялось, жалобно сказалась, скала горючая) – создают тревожную картину, передают настроение стихотворения.

II) Е.А.Баратынский.

(слайд№5)

 

Рассказ ученика: Родился  в  небогатой дворянской семье.

В 1819 он был зачислен рядовым в Петербургский лейб-гвардии егерский полк. В это время он познакомился Пушкиным. В 1820 — 1826 Баратынский служил в Финляндии. Видное место в его творчестве этой поры занимает элегия

В апреле 1825 Баратынский был произведен в офицеры, в 1827 вышло в свет собрание его стихотворений — итог первой половины его творчества.

В 1835 вышло второе издание его произведений, которое казалось тогда итогом его творческого пути. Но последней книгой Баратынского стал сборник "Сумерки"

В 1843 поэт провел в Париже, В стихотворениях Баратынского той поры — бодрость и вера в будущее.

Стихи Баратынского, как и стихи  Полонского, очень музыкальны. Его элегия «Разуверение» было положено Михаилом Глинкой на музыку. («Не искушай меня без нужды…»)

Слушаем стихотворение Е.А.Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..» (фонохрестоматия; учебник, стр.304).

Анализ стихотворения:

1.Что увидел поэт в весенней природе?

2.Что особенно дорого поэту весной?

3.Каких предложений по эмоциональной окраске здесь больше? Для чего автор их использует? (Автор использует восклицательные предложения для передачи чувства восхищения, единения человека и природы.)

4.Какой прием использует автор в следующих отрывках?

а) «…ласкаясь к солнечным лучам, летают облака…»        ласковые звуки (л)

б) «Шумят ручьи! Блестят ручьи!        гремящий звук (р)

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед!»

в) «Еще древа обнажены,        шуршащие звуки (ж, щ,ш)

Но в роще ветхий лист,

Как прежде, под моей ногой

И шумен и душист».

5.Чем заканчивается стихотворение? Читаем последнее четверостишие.

Вывод: душа человека стремится к гармонии, к слиянию с природой.

III)Алексей Константинович Толстой

(слайд №6)

Рассказ ученика: Алексей Константинович Толстой родился 24 августа  в Петербурге в знатной дворянской семье. Получил хорошее домашнее образование.

В 17 лет он был зачислен в Московский архив Министерства иностранных дел, затем был на дипломатической службе в Германии.

Литературным творчеством Толстой занимался с раннего возраста. Писал стихи, фантастические и исторические повести.

В последние годы обратился к поэзии (писал баллады и политические сатиры в стихах).

Многие его стихотворения положены  на музыку русскими композиторами ("Колокольчики мои", "Ты знаешь край, где все обильем дышит", "Курган", "Средь шумного бала..." и др.).

Слушаем стихотворение «Где гнутся под омутом лозы…» (фонохрестоматия; учебник, стр.308)

Словарная работа.

(слайд №7)

Анализ стихотворения:

1.Какое время года рисует поэт?

2.Это стихотворение – сценка. Что здесь происходит?

   (Песня стрекоз убаюкивает героя, он уже не видит опасности)

3.Творческая мастерская.

А сейчас нас ждет творческая мастерская (слайд № 8).

Задание: необходимо подобрать свои эпитеты вместо пропущенных.

А затем мы сверим с оригиналом стихотворения А.Фета.

(слайд №8)

Вывод по уроку: сегодня на уроке мы познакомились со стихотворениями Полонского, Баратынского, Толстого. Попытались понять их, прочитать выразительно, передавая настроение поэта. Мы рассмотрели художественные средства, которые помогают создать выразительную картину (эпитет, олицетворение, аллитерация). Сами поработали в творческой мастерской, соревнуясь с поэтом. Но, самое главное, что урок показал,

(слайд №9)

5.Репродукции картин. (слайд №10-18)

Но не только поэты обращались к родной природе за вдохновением. Давайте посмотрим репродукции картин под музыку П.И.Чайковского «Времена года»

 

6.Выставление оценок.

7.Домашнее задание.

Стр. 304, 306, 308 выучить стихотворение наизусть (по выбору учащихся).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века.

Слайд 2

Русские литераторы 1850-х годов: И.Тургенев, В.Соллогуб, Л.Толстой, Н.Некрасов, Д.Григорович, И.Панаев, П.Мельников, Я.Полонский, И.Гончаров, А.Краевский, А.Дружинин, А.Писемский.

Слайд 4

Яков Петрович Полонский. «Не велика моя нива, не весела моя жатва». (1819 – 1898)

Слайд 5

Евгений Абрамович Баратынский (1800-1844) Известный поэт, один из выдающихся представителей русской лирики

Слайд 6

Алексей Константинович Толстой Литературным творчеством Толстой занимался с раннего возраста. Писал стихи, фантастические и исторические повести.

Слайд 7

Словарная работа Омут – водоворот на реке, глубокая яма на дне реки или озера Лоза – гибкий длинный стебель ивы или винограда Отлогий берег – спускающийся под небольшим уклоном

Слайд 8

..… картина, Как ты мне родна: … .. равнина, … .. луна. Свет небес ….., И ….. снег, И саней ….. … .. бег. Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна. Свет небес высоких , И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег. А.Фет. Творческая мастерская

Слайд 9

Подведем итоги Читать стихи – это душевный труд; Стихи требуют от читателя сопереживания и погружения в мир поэта; Родная природа – неисчерпаемый, бесконечный источник поэзии.

Слайд 10

Окрестности села Овстуг

Слайд 11

И.И.Шишкин «Перед грозой»

Слайд 13

Э.М.Завьялова «Осень».

Слайд 14

А.А.Рылов «Зеленый шум».

Слайд 15

И.И.Шишкин «Ручей в березовом лесу».

Слайд 16

И.И.Левитан «Март»

Слайд 17

А.Э.Солодилов «Весенние воды»

Слайд 18

И.И.Левитан «Заросший пруд».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Любовная лирика Маяковского" в 11 классе

Этот урок относится к категории уроков с постановкой проблемы и постепенным ее решением....

Обобщающий урок по лирике Лермонтова. Урок литературы. 6 класс

Обобщающий урок по изучению лирики М.Ю.Лермонтова...

Урок по лирике Лермонтова в 9 классе

На экране или на планшете репродукция картины Шишкина, уже знакомая ребятам. Я рассказываю, что картина  навеяна стихотворением Лермонтова, которое сейчас прочтет ученик . Почему художник написал...

Презентация к уроку истории средних веков в 6 классе "Королевство франков в 6-8 веках"

Презентация содержит слайды, содержащие план урока, логические схемы, задания для самостоятельной  практической работы учащихся и для закрепления изученного на уроке. Основано на учебнике  и...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Презентация к уроку по теме: " Тема любви в лирике В.Маяковского" (11 класс)

quot; Тема любви в лирике В. Маяковского" в 11классе является основным для восприятия как личности поэта Маяковского,так и понятия его неоднозначной лирики любви. В.Маяковский пережил необычные ...

Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова урок 6 класс

Урок по творчеству М.Ю. Лермонтова для 6 класс...