Урок по лирике Лермонтова в 9 классе
статья по литературе (9 класс) по теме

Вадько Лилия Владимировна

На экране или на планшете репродукция картины Шишкина, уже знакомая ребятам. Я рассказываю, что картина  навеяна стихотворением Лермонтова, которое сейчас прочтет ученик . Почему художник написал картину? Что его заинтересовало? Что объединяет их: поэта и художника? Читаю фрагмент из сочинений ребят , написанных ими ранее. Учащиеся сами дополняют себя. , больше говорят о настроении двух художников, о мотивах грусти, одиночества,  надежды на встречу , может быть и неосуществимую. Мне важно показать ученикам  их рост: в 9 классе они понимают больше и глубже. А далее звучит песня  «Среди долины ровная» и сообщается , что написал ее Мерзляков, учитель Лермонтова в Благородном лицеи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_lirike_lermontova_v_9_klasse.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по лирике Лермонтова в 9 классе

          На экране или на планшете репродукция картины Шишкина, уже знакомая ребятам. Я рассказываю, что картина  навеяна стихотворением Лермонтова, которое сейчас прочтет ученик . Почему художник написал картину? Что его заинтересовало? Что объединяет их: поэта и художника? Читаю фрагмент из сочинений ребят , написанных ими ранее. Учащиеся сами дополняют себя. , больше говорят о настроении двух художников, о мотивах грусти, одиночества,  надежды на встречу , может быть и неосуществимую. Мне важно показать ученикам  их рост: в 9 классе они понимают больше и глубже. А далее звучит песня  «Среди долины ровная» и сообщается , что написал ее Мерзляков, учитель Лермонтова в Благородном лицеи.

         Уроки литературы  в 10 классе особенно неотделимы от творчества художников – передвижников, которых сближает с писателями 19 века борьба за передовые идеалы времени, за истинную народность, высокую духовность и чистоту. Не только более глубокому пониманию идейного замысла литературного произведения способствуют полотна художников, но и более глубокому осмыслению русской культуры, ее роли в духовной жизни народа, в пробуждении    его самосознания.

         Следует всегда помнить слова А.Герцена :  «Всегда важно, во имя чего художник берется за кисть» С Перовым, Маковским, Богдановым- Бельским я начинаю знакомить ребят в 5 классе, продолжая в 6-10 классах. Но если в младших классах об одной- двух картинах, то в 10 классе – об идейном, тематическом богатстве творчества художника. От первоначального чувства сострадания, которое я всячески стараюсь вызвать в детях, до понимания гражданских идеалов художников, оставшихся верными им всю свое жизнь. Во время работы над «Тройкой» В.Перова обязательно рассказываю о горестной судьбе мальчика, изображенного в центре картины, о его матери, о доброте и чуткости художника, написавшего для убитой горем  крестьянки портрет ее умершего сына. Это всегда трогает детей, помогает им понять истинный гуманизм художника, делает его близким человеком,  располагает к нему , пробуждает интерес к другим его картинам.  

         «Боярыня Морозова» вместе с «Владимиркой» Левитана венчает беседы о художниках- передвижниках, которые сопутствуют творчеству Тургенева, Чернышевского, Некрасова.    Своеобразным подведением итогов является заключительный урок после изучения поэмы «Кому на Руси жить хорошо»- выбор жизненного пути.

         И о Левитане начинается разговор в 5-6 классах, заканчивается в 10 классе во время изучения творчества А.П.Чехова.

         Теме детства в литературе   должна сопутствовать не только «Тройка», «Свидание»,  «У дверей школы», но и картины более светлые: «Савояр»,  «Спящий мальчик» Васнецова, «Воробьи», «Спящие дети» Перова, «Мальчик с собакой» Мурильо. Их объединяет любовь и сострадание, глубокое уважение к миру детства, к душевному богатству крестьянской детворы.

         Близка этой теме и другая – тема материнства, неотделимая от темы родной земли. Первые уроки литературы в 9 классе. Далекая древность. Как довести до их сознания мысль о том, что «Слово о полку Игореве» - не единственный шедевр, дошедший до нас. Культура Древней Руси была очень высока. Сколько памятников  литературы погибло ,сгорело, разрушено. Вот что уцелело! Смотрите репродукции с картин Рублева! Смотрите «Владимирскую Богоматерь»! Я хочу, что бы моим ученикам была близка «несравненная, чудесная, извечная песнь материнства, по выражению И.Грабаря. Рассказываем историю этой иконы. Я хочу, чтобы дети осознавали наследниками каких величайших ценностей они являются.

          А иной раз легче понять писателя, человека, поняв его любовь к тому или иному произведению  искусства. Почему Достоевский любил «Сикстинскую Мадонну»? так радовался подаренной ему большой фотографии с этой картины. Она находилась в его комнате до последних дней. Что она давала ему? Помогала утвердится мысли ,  что «мир спасет красота»А может быть, Мадонна- Мать, сознающая трагизм судьбы своего сына, помогла Достоевскому описать рвущие душу страдания детей? Или страдания матери? Разве такой была бы Екатерина Ивановна, если бы не ее голодные  дети?  А Соня , не принимающая убийства, но страдающая убийце? Соня с ее истинной святой жертвенностью, любовью, душевным мужеством прошедшая горестный путь до конца. Все это , разумеется, не бесспорно. Слишком сложный писатель Достоевский. Сложна и глубока картина Рафаэля. Но я стараюсь помочь задуматься над всем этим, сделать для себя вывод, что высоты духа , истинной любви , осознание трагизма и жестокости, необходимостью искупления вины своей только страданием, только душевным мужеством своим.  

         Часто использую я на уроках и портретную живопись, которая никогда не несет только иллюстративную функцию. Рассматривая портреты поэтов и писателей, принадлежащих кисти разных художников, ребята учатся понимать способность живописи души изменчивой приметы переносить на полотно. А произведения портретной живописи начинаю использовать с 6-7 класса не только на уроках литературы, но и русского языка, предлагая такие нехитрые вопросы:

-Нравится (не нравится)  этот человек художнику? Благодаря чему вы догадались?

         Я очень люблю рембрантовских стариков. Этот художник научил меня видеть красоту  в изображении старческих лиц и рук. Об этом и надо говорить детям, но не в 10-11 классах, а раньше.

         Писали дети сочинения о своих друзьях, подругах. Одна девочка написала хорошую работу о своей матери: «мама- моя лучшая подруга». И вдруг : «Моя мама еще молодая, а руки у нее все в морщинках. Но об этом писать как-то стыдно» Стыдно? Стыдно писать о морщинках? А девочка мнется: «Ну, не стыдно, а…Лицо у мамы красивое, а …»

Значит , эстетика этой девочки не признает морщин. Спрашиваю: «А почему у мамы руки такие? А у бабушки твоей? А у ваших мам, ребята, какие?» Отвечают –то правильно. Надо искусство на помощь призвать. Потрясти их  чем-то. Читаю фрагменты из поэмы Р.Гамзатова «Целую женские руки». Слушают хорошо. Даю задание: опишите мамины, бабушкины руки. А на следующих уроках появляется репродукция с картин   Рембрандта: портрет Хендрикье, портрет брата, его жены. И будут даны задания: придумать жизнь этим людям. Будет показано много рисунков рук из альбома: молодых, старческих, узловатых. Прозвучит вопрос : Почему художник уделил сколько внимания рукам, а не глазам, зеркалу души, как утверждается? Дети придут к выводу, что трудовая, достойно прожитая жизнь интересна художнику не меньше, чем молодые, прекрасные лица. А потом можно будет перейти  к портретам известных людей, изображенных художниками 20 века. Придет черед и академика Павлова и хирурга Юдина. И будем продолжен разговор  «Что есть красота…»

            И чтобы понять это, нужно потрясение великой музыкой, творениями великих художников, которыми мы должны быть благодарны «за то, что они силой своего ума и таланта показали нам жизнь во всем ее многообразии , заставили каждого из нас понять , что такое могущество человеческого духа, справедливость, счастье, красота, любовь; что они дали нам услышать, как хохочут дети и равномерно дышит морская волна, дали узнать сияние ночей над полями и блеск мысли , рождающей истину    , дали почувствовать солнечное тепло у себя на ладони и запах расцветающей ржи». Эти прекрасные поэтические слова К.Г.Паустовского помогают соединить различные виды искусства одной идеей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по лирике Лермонтова. Урок литературы. 6 класс

Обобщающий урок по изучению лирики М.Ю.Лермонтова...

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ "НЕТ, НЕ ТЕБЯ ТАК ПЫЛКО Я ЛЮБЛЮ..." (урок литературы в 9 классе по теме "Любовная лирика Лермонтова")

I.                    МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАПВступительное слово учителя о роли в жизни  каждого поэта да...

Презентация урока по литературе "Любовная лирика Лермонтова М.Ю.", 9 класс

Данная презентация знакомит с творчеством М.Ю.Лермонтова....

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Контрольная работа по лирике М. Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени»"

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Контрольная работа по лирике М. Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени»"...

Конспект урока по литературе в 10 классе "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"

Конспект урока по литературе в 10 классе "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"....

Конспект урока по литературе в 9 классе по теме: Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова «Дума». Тема России и её своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзия.

Этапы отношения М.Ю. Лермонтова к Родине, ко времени, в котором он жил, к поколению, к государственности; выявить противоречия лирического героя.Формирование любви к русской литературе, русской природ...

Урок литературы по теме "Любовная лирика М.Ю. Лермонтова". 9 класс.

Лирика – непростой для восприятия учащихся род литературы. Особенность ее состоит в том, что в поэтическом произведении нет героя, а предметом изображения становится внутренний мир человека, его...