конспект урока по литературе в 7 классе "На чем держится мир?"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

конспект урока по литературе в 7 классе по повести В.Железникова "Чучело"  Урок помогает разобраться в идейном содержании повести, извлечь необходимые каждому нравственные уроки,  показать, как страшна духовная ограниченность для становления личности.

        

        Рразвивает монологическую речь: дети учатся выражать свои размышления в форме развернутого аргументированного ответа.

       

         Урок должен подвести к мысли, что жестокость равно разрушительна и для тех, на кого она направлена, и для тех, кто ее совершает, быть милосердными, проявлять уважение к старшим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass_na_chem_derzhitsya_mir7.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения по повести В.Железникова «Чучело».

Учитель высшей категории г.Брянска Митрачкова Елена Николаевна

На чем держится мир?

Цели:

          обучающая: помочь разобраться в идейном содержании повести, извлечь необходимые каждому нравственные уроки,  показать, как страшна духовная ограниченность для становления личности.

         

         развивающая: развивать монологическую речь: выражать свои размышления в форме развернутого аргументированного ответа.

       

          воспитывающая: защищать чувство человеческого достоинства, подвести к мысли, что жестокость равно разрушительна и для тех, на кого она направлена, и для тех, кто ее совершает, быть милосердными, проявлять уважение к старшим.

                                                        Можно презреть, наказать, помочь,    

        мучить нехорошо, стыдно, нельзя.

        Это ожесточает человека. Надо быть

        милосердным.

        В.Железников.

        Ход урока.

                       Слово учителя.

  Принято считать, что детство – это безоблачная, беззаботная пора. Согласны ли вы с этим? Более полный ответ на этот вопрос дают ваши домашние сочинения на нравственную тему «Мой мир».

                     Чтение  сочинений.

  Эти сочинения помогают понять вас, понять то, что вас волнует и тревожит. Уже в детстве вам приходится сталкиваться с болью, жестокостью, равнодушием.

  Это очень хорошо понимает В. Железников, написавший повесть «Чучело», над которой мы сегодня будем работать. Эта повесть о вас и для вас. Это уникальная книга для двенадцатилетних школьников, ведь в этом возрасте обостряется желание занять свое место в коллективе, утвердиться, очистив его от ребят, не похожих на других. И начинается война: ядовитые гонки, бойкоты, преследования, драки. Такая ситуация возникла и в классе, описанном в произведении Железникова. Повесть  «Чучело» призвана помочь раскрыть вам истинный смысл нравственных ценностей, со страшной быстротой исчезающих из нашей жизни и показать вам, на чем, на самом деле держится мир. Сегодня на уроке мы попытаемся разобраться в содержании повести и извлечь важные и нужные каждому из нас нравственные уроки, ответив на вопрос, который содержится в названии темы нашего урока.

                        Запись темы урока.

                        Эпиграф.

                        Сообщение о писателе (заранее подготовленный ученик).

                         Беседа по вопросам.

  -Какими  словами вы бы выразили ваши впечатления о книге?

  -Какие страницы показались вам  наиболее яркими?

   Итак, обращаемся к тексту повести.

   Война давно позади. В тихом городке на берегу Оки мирно течет трудовая жизнь. Городок небольшой, но древний, много бедствий и битв переживший за свою восьмисотлетнюю историю. На одном из холмов городка высится с заколоченными дверями и окнами старинный дом уважаемой всеми горожанами династии Бессольцевых.Но вот возвращается в родной дом майор в отставке Н.Н.Бессольцев. Он полон мечты и стремления исполнить свой последний, патриотический и поэтический долг.

  -Какой?

 

 -Принято считать, что дом – начало начал. Почему, как вы думаете?

  -Основное назначение родительского дома  - объединить в сознании людей все времена в одно целое. Что помогает установить связь времен?

 

 -Кто из героев задумывается об этом?

 

 -Может ли родительский дом сделать человека сильным и даже бессмертным?

   Но, к сожалению, не каждого человека родительский дом может сделать бессмертным. Дети, лишенные домашней теплоты и ласки, навсегда могут остаться бессердечными, ведь через это разрушается весь мир. Только главные герои повести знают и берегут свою родословную. Только они всегда поступают согласно со своей совестью. Николай Николаевич отличается от всех жителей своего городка, он так же не похож на них, как и его дом казался  чужим среди  «своих».(Текст). Такой же чужой оказалась и Лена Бессольцева среди своих одноклассников.

  -Как восприняли одноклассники Лену?

 

 -Как к этому относилась Лена?

  -Ребята сразу придумали Лене прозвище. А есть ли прозвища у других ребят?

 

 -О чем это говорит?

  -Как вы думаете, детская жестокость – это явление временное, это пройдет? Или оно накладывает отпечаток на общее формирование характера, и человек, став взрослым, может остаться жестоким?

 

 -Можно ли одноклассников Лены назвать жестокими?

 

 -Инициатором в поисках предателя выступает Железная Кнопка. Почему ее так называют?

 

 -Итак, милая, добрая Лена Бессольцева взяла чужую вину на себя, и ее, а не Димку Сомова одноклассники считают предателем. Почему Лена не называет его имени, хотя такая возможность была не раз?

  -Почему Шмакова и Попов не называют имени Димки, молчат, хотя все знают?

 

 -Николай Николаевич, узнав, что Лена взяла всю вину на себя, неожиданно успокоился. Почему?(Текст).

  -Какие же качества характера требуют участия в судьбах других людей и боли за них?

  -Что такое доброта?(По толковому словарю)

 

 -Что такое милосердие?(По толковому словарю)

  -Кому из героев присущи такие качества, как милосердие и сострадание?

 

 -Почему же так жестоки остальные?

 

 -Кто самый жестокий?

  -Кого называют предателем?(Работа со словарем)

 

-Какой человек способен совершить предательство?

  -Можем ли мы утверждать, что Димка – это олицетворение зла?

  -Каким в классе считают Димку?

  -Получается, что Димка Сомов притворяется хорошим? Как же он ведет себя, если за отвагу грозит расплата? Приведите примеры предательства Димки, его трусости.

 

 -Стала ли Лена его ненавидеть, когда поняла, что он предатель?

 

  -Одобряете ли вы Лену, которая готова была пожертвовать всем ради близкого друга? Надо ли это делать?

  -Какая сцена является кульминационной?(просмотр отрывка из фильма «Чучело».(Перед просмотром дается  опережающее задание, записанное на листочках).1.Передай чувства, испытываемые тобой.

                    2. Обрати внимание на реакцию всех присутствующих, на выражение глаз.

                    3.Обрати внимание на детали, подтверждающие трагизм ситуации.

Дома, готовясь к уроку, нужно было перечитать эпизод сожжения чучела и составить словесный ряд слов, характеризующих действие Димки.

  -Как вел себя Димка?

 

 -О чем говорит эпитет «маленький»?

  -А каким эпитетом награждает его автор в начале повести?

 

 -Прочитайте словесный ряд, раскрывающий чувства и поступки Лены.

  -Что изменилось в Лене после сожжения чучела?

 

-Чего добивались ребята, устраивая сожжение чучела?

  - Что такое унижение? (Работа со словарем)

  -Почему чучело решили именно сжечь?

  Зло и жестокость появились давно. Об этом еще писал Гете:

      Немногих, проникавших в суть вещей

      И раскрывавших всем души скрижали,

     Сжигали на кострах и распинали,

     Как всем известно, с самых ранних дней.

(Скрижали – по библейскому сказанию: каменные доски с написанными на них десятью божественными заповедями)

В мире много жестокости. Но если бы каждый из героев не совершал подлого поступка, зла на земле было бы намного меньше.

 

 -Какова вина каждого?

  И когда для борьбы не осталось сил, Лена сказала одноклассникам: «Честно говоря, жалко мне вас. Бедные, бедные вы люди». Как вы понимаете слова Лены? Права ли она?

  -Честные и чистые люди, Лена и Николай Николаевич, пытаются противостоять всем остальным.

    Способны ли они повлиять на одноклассников Лены, изменить их?

   (Чтение заключительной сцены).

 

 -Какие чувства испытали ребята?

 Железников писал: «Стыдно – это хорошо, это благородно, это значит, что ты такого больше не совершишь». Дедушка с внучкой помогли ребятам осилить злое, пробудить светлое.

  Великий критик В.Г.Белинский, обращаясь к писателям, создающим книги для детей, сказал: «Питайте и развивайте в них чувство; возбуждайте чистую а не корыстную любовь к добру, заставляйте их любить добро для самого добра, а не из награды, не из выгоды быть добрым; возвышайте их души примерами самоотвержения и высокости в делах и не скучайте их пошлою моралью».

  -Как вы понимаете высказывание В.Г.Белинского?

(книги должны учить быть добрыми)

                 Подведение итогов.

-Какие нравственные уроки дала нам повесть В.Железникова «Чучело»?

  -На чем же держится мир?

 (на любви к родному дому, к людям, животным, растениям. Надо быть милосердным. «Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно, нельзя. Это ожесточает человека.

Надо быть милосердными».

  -Как вы считаете, в основе содержания книги – действительная сегодняшняя жизнь или плод фантазии автора?

                                Заключительное слово учителя.

Железников написал непростую повесть. Автор зовет читателя подумать, как победить в себе злое и пробудить светлое.

                               

 Домашнее задание.

1. Письменно ответить на вопрос: «Какое чувство оставила во мне повесть «Чучело» - оптимизма или пессимизма? Почему?

2.Прочитать рассказ В.Астафьева «Бабушка с малиной»

                                 

Вопросы и задания по повести В.Железникова «Чучело».                                  

(опережающее домашнее задание)

Ваши впечатления о книге? Каким словом вы бы выразили его: понравилась, запомнилась, потрясла, взволновала?

Какие страницы книги показались особенно яркими? Перескажите их.

Как вы считаете, в основе содержания книги – действительная сегодняшняя жизнь или это плод фантазии автора?

Найдите описание дома, тесно связанного с жизнью старого городка.

Найдите в тексте эпизод, в котором автор говорит о связи времен, о памяти человека о своем роде?

Кем ощущает себя Н.Н. Бессольцев по отношению к своей семье? Текст.

Почему Лену Бессольцеву, главную героиню, ее товарищи
по классу зовут Чучелом?

Есть ли прозвища у других ребят?

И о чем это свидетельствует?

Подумайте, детская жестокость - это явление временное? Или
оно накладывает    отпечаток на общее формирование характера и чело-
век, став взрослым, может остаться жестоким?

За что одноклассники объявили Лене Бессольцевой бойкот?

Почему Лена не сказала ребятам о поступке Димки? Можно ли
смеяться над чувствами человека? Выскажите и аргументируйте свою
точку зрения.

Одобряете ли вы Лену Бессольцеву, которая готова была по-
жертвовать всем ради близкого друга? Надо ли это делать? Пойдет ли
это на пользу человеку, во имя которого приносится жертва?

Н.Н. Бессольцев, узнав, что Лена взяла всю вину на себя, неожиданно успокоился. Почему? Текст.

Какие качества характера требуют участия в судьбах других людей и боли за них?

Приведите примеры из текста, где автор говорит о предательстве Димки, его трусости.

Какое страшное унижение учинили ребята Лене Бессольцевой?

Перечитайте отрывок о сожжении чучела.

Составьте словесный ряд слов, характеризующих действия Димки и раскрывающий чувства и поступки Ленки. Запишите  в тетрадь.
      «Дедушка, знаешь, я пришла на костер одним человеком, а встала с
земли навстречу Димке совсем другим».

Каким человеком Лена встала с земли? Почему? 
        Как вы думаете, зачем Лена остриглась?

Лена, заявившись уже остриженной на день рождения Димки, говорит своим соклассникам напоследок такие горькие слова: «Честно
говоря, жалко мне вас. Бедные вы, бедные люди».
Права ли Лена?

Что потерял город с отъездом Бессольцевых?

Какие нравственные уроки дала нам повесть В.Железникова?

 

                       

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературе (8 класс)

разработка урока по творчеству Л.Н.Толстого...

Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина   «Господин из Сан-Франциско».   На уроке литературы  учащиеся  11 класса попытаются осмыслить Бунинскую  идею кризиса...

План-конспект урока по литературе 5 класс. Русская народная сказка «Царевна - лягушка»

Цель  урока: Знакомство с жанром сказка; подробное изучение русской народной  сказки «Царевна-лягушка»Задачи:- обучающие:  Дать понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки ...

План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».

Цели  урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема рассчитана на 2 часа.При подготовке ур...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....