Сценарий литературного вечера по творчеству Омара Хайяма.
методическая разработка по литературе на тему

Литературный вечер

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий литературного вечера по творчеству Омара Хайяма.

0формление: портрет , мелодии Востока.

Ведущий1:

                 Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.

                  Два важных правила запомни для начала:

                 Ты лучше голодай, чем что попало есть,.

                 И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

Ведущий 2. Пожалуй, нет ни одного персидского поэта, который мог бы сравниться с Омаром Хайямом по мировой славе.

Ведущий1. Однако у себя на родине Хайям знаменит главным образом как выдающийся учёный – астроном, математик, философ.

Ведущий2. В этом году исполнилось 955 лет со дня рождения Омара Хайяма.

Труды учёного – это великая мудрость. Давайте на сегодняшнем вечере прикоснёмся к его творчеству.

Ведущий3. Рассказывает о биографии Хайяма.

Ведущий4. Математические сочинения Омара Хайяма, дошедшие до наших дней, характеризуют его как выдающегося учёного своего времени.

Выходит Омар Хайям,  читает стихи.

                 От земной глубины до далёких планет

                 Мирозданья загадкам нашёл я ответ.

                 От зенита Сатурна до чёрной Земли

                Тайне мира своё толкованье нашли…

Ведущий1. Проводя астрономические наблюдения, Хайям стал подлинным революционером в науке. Он считал, что Земля, как и другие небесные тела движется в бесконечном пространстве Вселенной, вращаясь вокруг своей оси. Он утверждал, что Вселенная никогда не была создана, она существовала вечно.

              Выходит Омар  Хайям, читает стихи.

                              Мы  для плоти Вселенной – душа её, суть,

                              Мы, кому в её тайны дано  заглянуть.

                             Присмотритесь- лучше нас ничего нету в мире,

                             Мы связуем миры,

                              Между ними наш путь.

Ведущий2.  Омар  Хайям предложил интересную систему солнечного календаря.

По ней високосными годами должны были считаться восемь лет из каждых 33. В  среднем  продолжительность года по Хайяму составляет 365 и 8\33 суток .

Погрешность всего 19 секунд в год, точнее современного времени на 7 секунд.

              Выходит Омар Хайям, читает стихи.

                             Я рассчитал- твердит людей молва-

                              Весь ход времён. Но дней ведь только два

                              Изъял навек я из календаря:

                              Тот, что не знаем- завтра,

                              Не вернём- вчера.

Ведущий3. Реформа календаря была проведена в 1079 году, календарь действовал в Иране почти 900 лет и был отменён только в 1976 году.

Ведущий4. Омар Хайям увлекался и географией, написал несколько трактатов по естествознанию. Как настоящий учёный, он был скромен, сознавал, что лишь очень небольшая часть всех тайн Вселенной известна ему.

Ведущий3. Омар Хайям не только блестящий учёный, но и прекрасный поэт и философ. Достоянием гласности его стихотворные философские афоризмы и дерзкие эпиграммы стали благодаря народной форме стихов – рубаи, подобные русской частушке.

Ведущий1. Стихи Хайяма пытались толковать символически, как выражение мистической любви к Богу, но едва ли можно считать «влюблённым в Бога» того , о ком сложили такую легенду.

Ведущий3. Рассказывают, что однажды во время пирушки на лоне природы   Хайям читал свои стихи. Когда прозвучало одно из его крамольных четверостиший , налетевший порыв ветра опрокинул кувшин ,лишив друзей вина. Раздосадовавшийся Хайям тут же сложил экспромт.

                Омар  Хайям  читает стихи.

                          Ты кувшин мой разбил,

                          Всемогущий Господь,

                          В рай мне дверь затворил,

                         Всемогущий Господь,

                         Драгоценную влагу Ты пролил на камни-

                        Ты ведать перепил, Всемогущий Господь?

Ведущий4. Легенда гласит, что Бог не выдержал такого светотайства и наказал поэта: его лицо почернело. Но и  это знамение не смирило богохульника, и он ответил небесам:

                       (Омар Хайям читает)

                            Кто, живя на земле

, не грешил? Отвечай!

                           Ну  а кто не грешил – разве жил?

                          Отвечай!

                           Чем ты лучше меня, если мне в наказанье

                           Ты ответное зло совершил?

                         Отвечай!

  Ведущий3. Тем самым поэт пристыдил Творца и одержал верх в этом споре:лицо его обрело прежний вид.

Ведущий2. Лирические стихи о любви и дружбе, о поиске смысла жизни и о многом другом всегда наполнены глубоким философским смыслом.

Ведущие читают стихи

                Ты скажешь, эта  жизнь- одно мгновенье

                Её  цени, в ней черпай вдохновенье

   1              Как проведёшь её, так и пройдёт.

                 Не забывай:  она- твоё творенье.

                                         Будешь людям служить- будешь ими любим,

                              2           Другом верным, желанным становишься им.

           

Мы не знаем, протянется ль жизнь до утра…

Так спешите же сеять вы зёрна добра!

И любовь в тленном мире к друзьям берегите        3

Каждый миг пуще золота и серебра.

                                         

                                       Живи праведно, будь тем доволен, что есть,

                                        Живи вольно, храни и свободу, и честь.        4

                                        Не горюй, не завидуй тому, кто богаче,

                                        Кто беднее тебя,- тех на свете не счесть.

Лучше мыкать нужду и невзгоды с ослом,

Чем с презренным сидеть за обильным столом.

Лучше чёрствую корку глодать в одиночку,        5

Чем халвой угощаться с вельможным ослом.

                                        Сомненья нет, что цель творенья – мы,

                                       Что разума источник  зренья – мы.

                                         И  если мирозданье – перстень,        6

                                          То лучше в нём украшенье- мы.

                  .

                       

                                                                .        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературного вечера, посвященного творчеству М.А.Шолохова "Льется песня над Доном..."

Предлагаемый сценарий может быть использован как в учебной работе при изучении творчества М.А.Шолохова, так и во внеурочной работе....

Сценарий литературного вечера, посвященного творчеству В.Шекспира.

Необходимо было донести до наших современных детей, увлеченных японским аниме, заполонившими телеэфир Симпсонами и другими сомнительными героями, казалось, такого далекого и несовременного Шекспира. Х...

Разработка сценария литературного вечера по творчеству М.Ю.Лермонтова для 9-11 классов

Сценарий,посвященный творчеству М.Ю.Лермонтова. Чтениие наизусть  стихотворений поэта, конкурс инсценировок, викторина....

Сценарий литературного вечера, посвященного творчеству О’Генри

В материале содержится информация о жизни О\'Генри и представлен сценарий рассказа "Дары волхвов"...

Сценарий литературного вечера, посвященного творчеству Н.А. Некрасова

Творчество Николая Алексеевича Некрасова поражает своим многообразием. В нем и глубокая печаль, которую не может не испытывать нормальный человек при виде вселенского горя, и философские раздумья о см...

Сценарий литературного вечера, посвященного творчеству М.Ю.Лермонтова

Материал готов для использования при подготовке литературного вечера, посвященного творчеству М.Ю.Лермонтова...