Методическая разработка урока литературы по рассказам А.П. Чехова.
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Глушкова Галина Викторовна

Методическая разработка урока литературы по рассказам А.П. Чехова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа №19»

143900, Московская область, город Балашиха, микрорайон Салтыковка, Мирской проезд, дом 12.

Телефон: (495) 600 0719. Факс: (495) 988 1436. Email: school_19@list.ru.

Урок-мастерская по русской литературе

Чехов смеется

 (6 класс)

Учитель русского языка и литературы

Глушкова Г.В.

Урок-мастерская по русской литературе

Чехов смеется (6 класс)

Цель урока: развивать умение самостоятельно добывать знания в процессе работы над творчеством А.П.Чехова.

Этапы урока – мастерской: 

  1. Индуктор.
  2. Самоконструкция.
  3. Социоконструкция.
  4. Социализация.
  5. Афиширование.
  6. Разрыв.
  7. Рефлексия.

Ход мастерской

1. Индуктор.

Мы продолжаем открывать для себя А.П.Чехова. Чехов один из тех писателей , которые входят в нашу жизнь с детства и остаются с нами.

На классной доске записано слово Ю М О Р.

Запишите слово “юмор” и постройте ряд слов – ассоциаций.

Затем учащиеся читают свои слова – ассоциации и дополняют свои ряды услышанными словами.(Ответы детей: смех, веселый, улыбка, радость, шутка).

2. Самоконструкция

Сейчас вам предстоит работа по созданию портрета человека, рассказы которого вызывают улыбку, веселый смех. Откройте учебники по литературе и прочитайте высказывания современников о А.П.Чехове и запишите ключевые слова. (1 группа-Таганрог, сочинял, медицинский факультет,забота.2 группа-природа, виноградник, Мелихово, вишневые деревья, ели, сосны, дубы. 3 группа-Крым, пальмы, кипарисы, сирень, крыжовник.)

3. Социоконструкция

Объединитесь в группы и на основе приведенных высказываний об А.П.Чехове создайте портрет писателя, в котором постарайтесь отобразить не только его внешний вид, но и его внутренний облик.(Участники мастерской создают собственный текст , включив в него накопленный материал.)

4. Социализация

Теперь каждая группа читает вслух свой текст о Чехове.

Текст 1 группы: Антон Павлович Чехов родился в Таганроге. У него было четыре брата и сестра. Он много читал и сочинял сценки. Чехов окончил медицинский факультет Московского университета. И принял на себя заботы о родителях и родных.

Текст 2 группы: Антон Павлович Чехов любил природу. Он не просто любовался красотой окружающей природы, а не мог допустить, чтобы почва вокруг оставалась бесплодной. В Таганроге посадил виноградник, в Мелихове – вишневые деревья, ели, сосны, дубы, в Крыму - пальмы, кипарисы, сирень, крыжовник.

Так современники Чехова отмечали о его колоссальной энергии, его страстном стремлении к самому активному вмешательству в жизнь ради того, чтобы люди зажили счастливее.

Работа по рассказам А.П.Чехова.

5. Афиширование

Инсценирование рассказов писателя.

Создавая смешной рассказ, Чехов проявляет неистощимую фантазию и изобретательность. Постарайтесь и вы, ребята, включив воображение, инсценируя рассказы писателя.

1 группа выбрала рассказ “Пересолил”.

2 - ------ ------------------------“Толстый и Тонкий”

3 - -------------------------------“Лошадиная фамилия”.

- А теперь ответьте, почему вы смеялись? Группа объясняет, что именно нелепого она увидела в показанных рассказах.

6. Разрыв.

Творческая работа по составлению кроссвордов по рассказам Чехова.

- индивидуальная работа детей. (Составляют на отдельном листе).

Участников мастерской прошу вывесить свою работу на доску. Затем ребята обмениваются кроссвордами и отгадывают их. После отгадывания и обсуждения результатов работы, они чувствуют необходимость вдумчивого чтения произведений.

Вы на уроках и дома читали рассказы Чехова. Теперь каждая группа составляет литературную викторину на тему: “Знаете ли вы .......”. Учащиеся, закончив свою работу, передают ее другой группе .

7. Рефлексия.

Ребята, что вам понравилось на мастерской? Что нового вы узнали? Довольны ли вы своим участием на занятии? Какие трудности возникали у вас?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме "Рассказы А.П. Чехова"

Урок литературы в 6 классе.Данная разработка позволяет заинтересовать учащихся в творчестве Чехова, пробудить читательский интерес.Учащиеся получают предварительное задание прочитать 3-5 рассказов, пр...

Методическая разработка урока литературы в 10 классе: "Русская действительность конца XIX века в рассказе А.П.Чехова «Ионыч».

Урок литературы  в 10 классе по рассказу А.П.Чехова "Ионыч", тема: "Русская действительность 19 века в рассказе". Технология "РКМЧП", технологическая стратегия "Чтение с остановками, или направле...

Методическая разработка урока литературы в 7 классе по рассказу А.П.Чехова "Размазня" с использованием технологии критического мышления

Урок внеклассного чтения в 7 классе по рассказу А.П. Чехова "Размазня"  составлен с использованием следующих приёмов технологии критического мышления: кластеры, чтение с остановкой, сопостав...

Разработка урока литературы "Анализ рассказа А.П.Чехова "Ионыч"

Конспект   урока  литературы  в 10 классе.   Урок – исследование  «Анализ рассказа А.П.Чехова  «Ионыч».  В разработке урока  представлена  поэтап...

методическая разработка урока литературы по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского"

Урок развития речи "Рассказ о литературном герое по рассказу  В.Г.Распутина "Уроки французского" проходит в 7 классе ....

Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Хамелеонство как явление социальное» (второй урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»)

Цель литературного образования - становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих в...

Методическая разработка урока литературы в 8 классе по рассказу А.Чехова "О любви"

Методическая разработка урока литературы литературы в 8 классе по теме "Рассказ об упущенном счастье" по  рассказу А.Чехова "О любви" (урок составлен в соответствии с требован...