Сценарий мероприятия для учащихся 9-11 классов «Литературный бал»
методическая разработка (9, 10, 11 класс) по теме

Ярцева Ксения Юрьевна

Сценарий для учащихся 9-11 классов «Литературный бал» разработано для проведения традиционного мероприятия  "Осенний бал".

В ходе вечера учащиеся рассказывают о правилах проведения бала XIX века, знакомят зрителей с языком веера и цветов, исполняют романс на стихи М.Ю. Лермонтов "Мне грустно", танцуют польку. В качетсве иллюстрации были использованы стихи и отрывки литературных произведений. Показать нравы московского общества конца XIX века мы решили с помощью инсценировки комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".

Фотоотчет о мероприятии доступен по ссылке 

  

Видео мероприятия ЗДЕСЬ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnyy_bal_2015-2016.docx51.39 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя школа № 15» г. Заволжья

Городецкого района Нижегородской области

Сценарий мероприятия

для учащихся 9-11 классов

«Литературный бал»

 

Выполнили:

учитель математики МБОУ СШ №15

классный руководитель 10 «А» класса

Ярцева Ксения Юрьевна

Учитель русского языка и литературы

Байбак Ирина Игоревна

2015 – 2016 учебный год


/*Презентация           Фон для бала            1 слайд*/

/* Звучит музыка     С.Григорьев Гранд-вальс */

/* Ведущие читают на фоне музыки*/

Ведущий 1: Осенний лист, билет на бал,

Летит карета золотая...

Ведущая 1: И Принц чуть-чуть не опоздал,

И журавлей взметнулась стая.

Ведущая 2: И приоткрыто декольте,

Застрял там листик у рябины...

Ведущий 2: Все-все спешат к своей мечте,

Все-все спешат на бал старинный...

Ведущая 3: Не умолкает клавесин,

Летит листва под вальс Шопена,

Ведущий 3: Подсолнух свесился за тын,

На бал... мечтает непременно.

Ведущий 1: И в золоте листвы кружась,

До зорьки в вихре листопада...

Ведущая 1: С Прекрасным Принцем белый вальс,

Мне счастья большего не надо.

/* Музыка громче*/

Ведущая 2: Добрый вечер, уважаемые гости!

Ведущий 2: Добрый вечер наши дорогие учителя, родители, одноклассники, друзья!

Ведущая 3: На календаре – октябрь. В дневниках – оценки за первую четверть.
Ведущий 3: И значит, самое время устроить праздник.

Ведущий 1: Дорогие девушки, ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: что вы делаете, если хотите пообщаться с подругами?
Ведущая 1: Звоню им по телефону.

Ведущая 2: Пишу сообщение в социальных сетях.

Ведущая 3: Приглашаю их на прогулку, в кино, в кафе.

Ведущий 2: А теперь представьте, что мы с вами оказались в 19 веке. Нет ни телефонов, ни интернета…

Девушки вместе: И что же нам делать?!

Юноши вместе: Разрешите пригласить вас на бал!

/*Музыка громче*/

Пановская Илона

К нам он сквозь годы прорвался

В этот стремительный век.

Бал! Это лучшее, может,

Что изобрел человек.

Все так волнительно, ново,

Кругом идет голова.

Будто Наташа Ростова

Я в эту залу вошла.

Ах, этот блеск, эти краски,

В танце мелькают огни.

Словно из старенькой сказки

Вдруг появились они.

Шелест роскошных нарядов,

Запах духов дорогих –

Все это близко, все рядом… (Стих-е ученицы Демиденко Александры МОУ Усть-Илимский экспериментальный лицей.)

/* Звучит              П.И. Чайковский  Вальс цветов*/    /* Ведущие читают на фоне музыки */

Ведущий 1: Бал – это особенное событие в жизни человека прошлого века. Как отмечал большой знаток русской истории Юрий Михайлович Лотман: “Здесь реализовывалась частная жизнь дворянина: он не был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на государственной службе – он был дворянин в дворянском обществе, человек своего сословия среди своих”.

Ведущая 1: Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним. В домах ни на минуту не умолкало звучание клавикордов, пение, проводились танцевальные уроки.

/*Музыка громче*/

Бубнова Виктория:

Когда звучит напев старинный,

Он будто призывает нас

Уйти за ним дорогой длинной

Туда, где встретит нас романс.

 

Он истомит и очарует,

Заставит верить и любить,

Где сердце заново тоскует,

И вечер дивный не забыть.

/*Звучит                 романс «Мне грустно…» */

/* Звучит              П.И. Чайковский   Вальс цветов*/  

 /* Ведущие читают на фоне музыки */

Ведущий 2: Дворянский бал был школой общения для молодых людей. На балу влюблялись и выбирали невесту и жениха.

/* выход всех */

Ведущая 2: Балы проходили в огромных и великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами. Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках. В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество столов, на которых лежали колоды нераспечатанных карт. Здесь играли, сплетничали и философствовали…

/*Музыка громче*/

Чеботарев Евгений

Там теснота, волненье, жар,

Музыки грохот, свеч блистанье,

Мельканье, вихорь быстрых пар,

Красавиц легкие уборы,

Людьми пестреющие хоры,

Невест обширный полукруг,

Все чувства поражает вдруг.

Покажут франты записные

Свое нахальство, свой жилет

И невнимательный лорнет.

Сюда гусары отпускные

Спешат явиться, прогреметь.

Блеснуть, пленить и улететь.

/* Звучит              тема из к-ф Дети понедельника*/

/* Ведущие читают на фоне музыки */

Ведущая 3: Участие в придворных балах было обязательным для приглашенных. От него могла избавить только серьезная болезнь. Все отцы семейств должны были являться с женами и взрослыми дочерьми.

Ведущая 2: На придворные балы полагалось приезжать в полной парадной форме, в наградах. Для дам также были установлены платья специального фасона.

Ведущая 1: Обязательными деталями дамского туалета были высокие перчатки, которые снимались только за столом, ридикюль (маленькая сумочка), небольшой зонтик и веер.

Ведущая 2: Веер – тайный язык влюбленных, «Телеграф Купидона». Часто к вееру прилагалась инструкция для пользователей, которую, вероятно, старательно изучали красавицы того времени. Мы предлагаем вам выучить несколько фраз этого языка. Уважаемые гости, предлагаем вам взять в руки веер.

/* Девушки обыгрывают инструкцию к вееру */

"Чтобы выразить "да", следует приложить веер левой рукой к правой щеке.
"Нет" – приложить открытый веер правой рукой к левой щеке.

Ведущая 3:  “Я вас люблю” – правой рукой указать закрытым веером на сердце.

                       "Я вас не люблю" – сделать закрытым веером движение в сторону.

Ведущая 1: “Не приходите сегодня” – провести закрытым веером по наружной стороне руки.

Ведущая 2:  “Будьте осторожны, за нами следят” – открытым веером дотронуться до левого уха.

Ведущий 3: “Молчите, нас подслушивают” – дотронуться закрытым веером до губ.

Ведущая 1:  “Я хочу с вами танцевать” – открытым веером махнуть несколько раз к себе.

Ведущая 2:  веер развернут, дама отмахивается – "я замужем";

Ведущая 3:  веер закрывается – "вы мне безразличны";

Ведущая 1:  открывается один лепесток – "будьте довольны моей дружбой";

Ведущая 3:  Если собеседник просит веер (хотя вообще-то это очень непристойная просьба):     подать верхним концом – симпатия и любовь;
Ведущая 2:  подать ручкой – презрение.

/*Музыка громче*/

/* Звучит              П.И. Чайковский  Времена года – Осенняя песня*/

/* Чтец на фоне музыки */

Сенникова Ирина

Открою веер черный с серебром,

Игра закончилась, пора себе признаться,

И эта связь туманным миражом

Уже не будет в стеклах отражаться...

За ширмой перьев спрячу глаз печаль,

Скрывая слезы, наберусь терпения...

Мой веер - очень важная деталь

Моей защиты - перевоплощение...

Игрушка, неотъемлемая часть -

Оружие для женского кокетства,

И взмахами его, скрывая страсть,

Для флирта - неожиданное средство...

Искусство веера - признание в любви,

Без слов и писем - дуновеньем ветра,

Сияньем глаз, изгибами брови,

Отточено в веках до миллиметра...

Раскрытый веер - "я тебя люблю",

Полураскрыт, опущен - "невозможно"...

С наклоном головы - "благодарю",

Закрытый - "я в сомненье, осторожно"...

Следи глазами за моей игрой!

Волшебный танец исполняют руки...

И рукоятью - жест перед собой...

Закрою веер в знак моей разлуки...      © Copyright: Бойкова Марина

/* Звучит              7 Вальс цветов*/    /* Ведущие читают на фоне музыки */

Ведущий 1: Балы проводились по определенной, четко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера.

Ведущий 2: В XVIII веке было принято открывать бал полонезом, который длился он 30 минут. Его можно было назвать торжественным шествием. Иностранцы называли этот танец “ходячий разговор”.

Ведущий 3: Вторым танцем на балу был вальс, о котором Александр Сергеевич Пушкин писал:

Однообразный и безумный, 
Как вихорь жизни молодой, 
Кружится вальса вихор шумный, 
Чета мелькает за четой.

Ведущий 1: На балах, кроме основных, были и другие старинные танцы – гавоты, кадрили, польки. После четвертой кадрили и мелких танцев, как правило, шла мазурка. После мазурки кавалер вел даму к столу на ужин.

Ведущий 2: После ужина всегда танцевали котильон. К нему выносили большие короба с цветами. Кавалеры разбирали букеты и подносили их своим дамам. 

Ведущий 3: Цветы, как и веер, также были способом тайно передать сообщение. Представляем вашему вниманию символику цветов (она актуальна и сейчас):

/* Звучит    Ф. Шопен Забытый вальс*/

/*На слайдах презентации демонстрируются изображения цветов*/

Альстромерия:    “Ты так мила!”

              Астра:    “Думаю только о тебе!”

          Василек:    “Верь мне!”

         Гвоздика:   “Восхищаюсь тобой!”

           Гербера:   “Мне так хорошо рядом с тобой!”

      Гладиолус:    “Мои намерения искренни!”

               Ирис:    “Я ценю твою дружбу!”

            Клевер:    “Желаю счастья!”

 Колокольчик:    “Храню тебе верность!”

          Лаванда:   “Все время помню о тебе, мечтая о встрече!”

         Ландыш:    “Я так давно люблю тебя, а ты не замечаешь!”

             Лилия:    “Обрати на меня внимание!”

      Незабудка:    “Помни обо мне!”

         Орхидея:    “Твоя красота совершенна!”

               Пион:    “Я подарю тебе весь мир!”

      Подсолнух:    “Обожаю тебя!”

   Подснежник:    “Ты не такая, как все!”

         Ромашка:    “Гадаю о твоих чувствах!”

       Белая роза:   “Ты просто ангел!”

   Красная роза:   “Я люблю тебя!”

    Розовая роза:   “Верь мне!”

          Тюльпан:   “Не знаю, как рассказать о любви!”

             Фиалка:   “Давай будем счастливы вместе!”

      Хризантема:   “Мне с тобой весело!”

              Фрезия:   “Доверься мне!”

/* Звучит     П.И. Чайковский   Вальс цветов*/  

  /* Ведущие читают на фоне музыки */

Ведущий 3: Существовали строгие правила приглашения на танец. Кавалеру рекомендовалось делать приглашение в виде комплимента: “Вы так прекрасны сегодня, что любоваться Вами – одно удовольствие. Надеюсь, Вы подарите мне счастье любоваться Вами в мазурке?”.

Ведущая 3: Дама имела право отказать, если: кавалер был без перчаток; или она хотела пропустить танец – не танцевать, а отдохнуть; возможно, она уже обещала этот танец другому; или она уже танцевала с этим кавалером три танца за вечер или предыдущий танец. В любом другом случае дама была обязана принять приглашение. Если она отказывала без причины, она не имела право участвовать в этом танце вообще.

Ведущий 3: Сударыня, позвольте пригласить Вас на польку.

/*Музыка громче*/

/* танец Полька */

Ведущая 1: Петр Андреевич Вяземский отмечал: “Сам бал был не просто зрелищем, а зрелищем в зрелище. Молодые люди учились любезничать, влюбляться, пользоваться правами и вместе с тем покоряться обязанностям. Тут учились и чинопочитанию, и почитанию”.

Ведущий 1:  Снова вечер-волшебник лукавый

Зажигает украдкой свечу.

Долгожданная встреча настала!

Вас в театр пригласить я хочу!

Ведущий 2:  Ведь театр – это чувства и маски,

Это жизнь, это свет и мечта,

Это драмы, комедии, сказки,

Это праздник души  без конца!

/* Музыка  звучит громче */

Ведущая 2:  Вечерних туалетов дивный блеск,

Игра свечей и музыки дыханье…

Салон встречает дорогих гостей,

Чтоб выразить  своё очарованье!

 Ведущий 1: Вашему вниманию мы предлагаем сцену бала из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». ( см. Приложение)

/* Звучит       П.И. Чайковский Времена года – Осенняя песня*/  

/* Ведущие читают на фоне музыки */

/* Звучит    Ф. Шопен Осенний вальс*/  

 /* Ведущий читают на фоне музыки */

Ведущий 1: Закончен бал, и занавес упал на сцену,

                      И кавалеры провожают своих дам.

Ведущая 1: И вот уже Морфей кружит Психею

                     В последнем танце, что тогда звучал.

Ведущий 2: Закончен бал, поникли в вазах розы,

                     В саду уснули поздние цветы.

Ведущая 2: И на прощанье танцевала Осень

                     Последний вальс в объятьях темноты.

Ведущий 3: Закончен бал, круговорот из масок

                      На землю желтою листвой опал.

Ведущая 3: В сердцах останется надолго дивный праздник,

                     И нежный вальс, и наш осенний бал...

Ведущий 3: Поприветствуем всех артистов!

Приложение

Сцена бала из комедии «Горе от ума»

Фамусов: Эй! Филька, Фомка, ну, ловчей!

   Столы для карт, мел, щеток и свечей!    (Стучится к Софии в дверь.)

   Скажи-ка барышне скорее, Лизавета:

   Наталья Дмитревна, и с мужем, и к крыльцу

   Еще подъехала карета.

   (Расходятся, остается один Чацкий.)

   Чацкий, Наталья Дмитриевна 

   Наталья Дмитриевна:  

   Не ошибаюсь ли!.. он точно, по лицу...

   Ах! Александр Андреич, вы ли?

   Чацкий

   С сомненьем смотрите от ног до головы,

   Неужли так меня три года изменили?

  Наталья Дмитриевна:  

   Я полагала вас далеко от Москвы.

   Давно ли?

   Чацкий     Нынче лишь...

  Наталья Дмитриевна:   Надолго?

  Чацкий

   Как случится.

   Однако, кто, смотря на вас, не подивится?

   Полнее прежнего, похорошели страх;

   Моложе вы, свежее стали;

   Огонь, румянец, смех, игра во всех чертах.

  Наталья Дмитриевна:     Я замужем.

  Чацкий      Давно бы вы сказали!

  Наталья Дмитриевна:  

   Мой муж - прелестный муж, вот он сейчас войдет,

   Я познакомлю вас, хотите?

   Чацкий      Прошу.

  Наталья Дмитриевна:  

   И знаю наперед,

   Что вам понравится. Взгляните и судите!

  Чацкий     Я верю, он вам муж.

  Наталья Дмитриевна:  

   О нет-с, не потому;

   Сам по себе, по нраву, по уму.

   Платон Михайлыч мой единственный, бесценный!

   Теперь в отставке, был военный;

   И утверждают все, кто только прежде знал,

   Что с храбростью его, с талантом,

   Когда бы службу продолжал,

   Конечно, был бы он московским комендантом.

   

   Чацкий, Наталья Дмитриевна, Платон Михайлович

  Наталья Дмитриевна:  

   Вот мой Платон Михайлыч.

  Чацкий       Ба!

   Друг старый, мы давно знакомы, вот судьба!

 

   Платон Михайлович     Здорово, Чацкий, брат!

   Чацкий

   Платон любезный, славно,

   Похвальный лист тебе: ведешь себя исправно.

   Платон Михайлович

   Как видишь, брат:

   Московский житель и женат.

   Чацкий

    Забыт шум лагерный, товарищи и братья?

   Спокоен и ленив?

   Платон Михаилович

   Нет, есть таки занятья:

   На флейте я твержу дуэт

   А-мольный... *

     Чацкий

     Что твердил назад тому пять лет?

   Ну, постоянный вкус! в мужьях всего дороже!

   Платон Михаилович

   Брат, женишься, тогда меня вспомянь!

   От скуки будешь ты свистеть одно и тоже.

   Чацкий

   От скуки! как? уж ты ей платишь дань?

   Наталья Дмитриевна

   Платон Михайлыч мой к занятьям склонен разным,

   Которых нет теперь, - к ученьям и смотрам,

   К манежу... иногда скучает по утрам.

   Чацкий

   А кто, любезный друг, велит тебе быть праздным?

   В полк, эскадрон дадут. Ты обер или штаб? *

  Наталья Дмитриевна

  Платон Михайлыч мой здоровьем очень слаб.

  Чацкий    Здоровьем слаб! Давно ли?

  Наталья Дмитриевна

  Все рюматизм * и головные боли.

  Чацкий

   Движенья более. В деревню, в теплый край.

   Будь чаще на коне. Деревня летом - рай.

  Наталья Дмитриевна

  Платон Михайлыч город любит,

   Москву; за что в глуши он дни свои погубит!

   Чацкий

    Москву и город ... Ты чудак!

   А помнишь прежнее?

   Платон Михаилович

   Да, брат, теперь не так...

   Наталья Дмитриевна

   Ах, мой дружочек!

   Здесь так свежо, что мочи нет,

   Ты распахнулся весь и расстегнул жилет.

   Платон Михаилович

   Теперь, брат, я не тот...

 

   Наталья Дмитриевна

   Послушайся разочек,

   Мой милый, застегнись скорей.

   Платон Михайлович (хладнокровно)      Сейчас.

  Наталья Дмитриевна

  Да отойди подальше от дверей,

   Сквозной там ветер дует сзади!

   Платон Михаилович

   Теперь, брат, я не тот...

   Наталья Дмитриевна

   Мой ангел, Бога ради

   От двери дальше отойди.

   Платон Михайлович (глаза к небу)

    Ах! матушка!

   Чацкий

   Ну, Бог тебя суди;

   Уж точно, стал не тот в короткое ты время;

   Не в прошлом ли году, в конце,

   В полку тебя я знал? лишь утро: ногу в стремя

   И носишься на борзом жеребце;

   Осенний ветер дуй, хоть спереди, хоть с тыла.

   Платон Михайлович (со вздохом)

   Эх! братец! славное тогда житье-то было.

   

   Те же, Князь Тугоуховский и Княгиня с шестью дочерьми.

 

   Наталья Дмитриевна (тоненьким голоском)

   Князь Петр Ильич, княгиня! Боже мой!

   Княжна Зизи! Мими!

 

   (Громкие лобызания, потом усаживаются и осматривают одна другую с

  головы до ног.)

 

   1-я княжна

   Какой фасон прекрасный!

 

   2-я княжна

   Какие складочки!

 

   1-я княжна

   Обшито бахромой.

 

   Наталья Дмитриевна

   Нет, если б видели мой тюрлюрлю * атласный!

 

   3-я княжна

   Какой эшарп * cousin * мне подарил!

 

   4-я княжна

   Ах! да, барежевый! *

 

   5-я княжна    Ах! прелесть!

  6-я княжна

  Ах! как мил!

 

  Княгиня

  Сс! - Кто это в углу, взошли мы, поклонился?

  Наталья Дмитриевна

  Приезжий, Чацкий.

  Княгиня

  От-став-ной?

  Наталья Дмитриевна

  Да, путешествовал, недавно воротился.

  Княгиня

  И хо-ло-стой?

  Наталья Дмитриевна

  Да, не женат.

  Княгиня

  Князь, князь, сюда. - Живее.

  Князь (к ней оборачивает слуховую трубку)

  О-хм!

  Княгиня

  К нам на вечер, в четверг, проси скорее

  Натальи Дмитревны знакомого: вон он!

  Князь

  И-хм!     (Отправляется, вьется около Чацкого и покашливает.)

  Княгиня  

   Вот то-то детки:

   Им бал, а батюшка таскайся на поклон;

   Танцовщики ужасно стали редки!..

   Он камер-юнкер? *

   Наталья Дмитриевна    Нет.

  Княгиня

  Бо-гат?

  Наталья Дмитриевна

  О, нет!

  Княгиня (громко, что есть мочи)

  Князь, князь! Назад!

   

   Те же и Графини Хрюмины: бабушка и внучка.

 

   Графиня внучка

   Ax! Grand' maman! * Ну, кто так рано приезжает?

   Мы первые!

  (Пропадает в боковую комнату.)

 

   Княгиня

   Вот нас честит!

   Вот первая, и нас за никого считает!

   Зла, в девках целый век, уж Бог ее простит.

 

   Графиня внучка (вернувшись, направляет на Чацкого двойной лорнет)

   Мсье Чацкий! вы в Москве! как были, все такие?

 

   Чацкий

    На что меняться мне?

   Графиня внучка

   Вернулись холостые?

   Чацкий

   На ком жениться мне?

   Графиня внучка

  В чужих краях на ком?

  О! наших тьма, без дальних справок,

  Там женятся и нас дарят родством

  С искусницами модных лавок.

   Чацкий

   Несчастные! должны ль упреки несть

   От подражательниц модисткам?

   За то, что смели предпочесть

   Оригиналы спискам? *

   

 Те же и множество других гостей. Между прочими Загорецкий. Мужчины

  являются, шаркают, отходят в сторону, кочуют из комнаты в комнату и проч.

  София от себя выходит; все к ней навстречу.

 

   Графиня внучка

   Eh! bon soir! vous voila! Jamais trop diligente,

  Vous nous donnez toujours le plaisir de l'attente *.

 

   Загорецкий (Софье)

   На завтрашний спектакль имеете билет?

   София

   Нет.

  Загорецкий

  Позвольте вам вручить, напрасно бы кто взялся

   Другой вам услужить, зато

   Куда я ни кидался!

   В контору - все взято,

   К директору, - он мне приятель, -

   С зарей в шестом часу, и кстати ль!

   Уж с вечера никто достать не мог;

   К тому, к сему, всех сбил я с ног;

   И этот наконец похитил уже силой

   У одного, старик он хилый,

   Мне друг, известный домосед;

   Пусть дома просидит в покое.

   София

  Благодарю вас за билет,

  А за старанье вдвое.

 

   (Являются еще кое-какие, тем временем Загорецкий отходит к мужчинам.)

   Загорецкий

   Платон Михайлыч...

   Платон Михаилович

   Прочь!

   Поди ты к женщинам, лги им и их морочь;

   Я правду об тебе порасскажу такую,

   Что хуже всякой лжи. Вот, брат,

   (Чацкому)

    рекомендую!

   Как эдаких людей учтивее зовут?

   Нежнее? - человек он светский,

   Отъявленный мошенник, плут:

   Антон Антоныч Загорецкий.

   При нем остерегись: переносить * горазд,

   И в карты не садись: продаст.

   Загорецкий

  Оригинал! брюзглив, а без малейшей злобы.

   Чацкий

  И оскорбляться вам смешно бы;

   Окроме честности, есть множество отрад:

   Ругают здесь, а там благодарят.

  Платон Михаилович

  Ох, нет, братец! у нас ругают

  Везде, а всюду принимают.

  (Загорецкий мешается в толпу.)

 

  Те же и Хлестова.

   Хлестова

  Легко ли в шестьдесят пять лет

   Тащиться мне к тебе, племянница?.. - Мученье!

   Час битый ехала с Покровки, * силы нет;

   Ночь - светапреставленье! *

   От скуки я взяла с собой

   Арапку-девку да собачку;

   Вели их накормить ужо, дружочек мой,

   От ужина сошли подачку.

   Княгиня, здравствуйте!

   (Села.)

    Ну, Софьюшка, мой друг,

   Какая у меня арапка для услуг:

   Курчавая! горбом лопатки!

   Сердитая! все кошачьи ухватки!

   Да как черна! да как страшна!

   Ведь создал же Господь такое племя!

   Черт сущий; в девичьей * она;

   Позвать ли?

   София

   Нет-с, в другое время.

    Хлестова

   Представь: их, как зверей, выводят напоказ...

   Я слушала, там... город есть турецкий...

   А знаешь ли, кто мне припас? -

   Антон Антоныч Загорецкий.

  (Загорецкий выставляется вперед.)

   Лгунишка он, картежник, вор.

   (Загорецкий исчезает.)

 

   Я от него было и двери на запор;

   Да мастер услужить: мне и сестре Прасковье

   Двоих арапченков на ярмарке достал;

   Купил, он говорит, чай в карты сплутовал;

   А мне подарочек, дай Бог ему здоровье!

     Чацкий (с хохотом Платону Михайловичу)

     Не поздоровится от эдаких похвал,

   И Загорецкий сам не выдержал, пропал.

     Хлестова

     Кто этот весельчак? Из звания какого?

     София

     Вон этот? Чацкий.

     Хлестова

     Ну? а что нашел смешного?

  Чему он рад? Какой тут смех?

   Над старостью смеяться грех.

   Я помню, ты дитей с ним часто танцевала,

   Я за уши его дирала, только мало.

 

   Те же и Фамусов.

   Фамусов (громогласно)

   Ждем князя Петра Ильича,

   А князь уж здесь! А я забился там, в портретной!

   Где Скалозуб Сергей Сергеич? а?

   Нет; кажется, что нет. - Он человек заметный -

   Сергей Сергеич Скалозуб.

   Хлестова

  Творец мой! оглушил, звончее всяких труб!

   

   Те же и Скалозуб, потом Молчалин.

   Фамусов

   Сергей Сергеич, запоздали;

   А мы вас ждали, ждали, ждали.

 

   (Подводит к Хлестовой.)

    Моя невестушка, которой уж давно

   Об вас говорено.

   Хлестова (сидя)

  Вы прежде были здесь... в полку... в том... в гренадерском? *

   Скалозуб (басом)

   В его высочества, хотите вы сказать,

   Ново-землянском мушкетерском. *

   Хлестова

   Не мастерица я полки-та различать.

  Скалозуб

  А форменные есть отлички:

   В мундирах выпушки, погончики, петлички.

   Фамусов

   Пойдемте, батюшка, там вас я насмешу;

   Курьезный вист у нас. За нами, князь! прошу.

   (Его и князя уводит с собою.)

     Хлестова (Софии)

     Ух! я точнехонько избавилась от петли;

   Ведь полоумный твой отец:

   Дался ему трех сажень удалец, -

   Знакомит, не спросясь, приятно ли нам, нет ли?

   Молчалин (подает ей карту)

   Я вашу партию составил: мосье Кок,

   Фома Фомич и я.

   Хлестова

  Спасибо, мой дружок.

  (Встает.)

   Молчалин

   Ваш шпиц - прелестный шпиц, не более наперстка!

   Я гладил все его; как шелковая шерстка!

   Хлестова

  Спасибо, мой родной.

  (Уходит, зa нею Молчалин и многие другие.)

 

Чацкий, София и несколько посторонних, которые в продолжении расходятся.

  Чацкий

   Ну! тучу разогнал...

   София

   Нельзя ль не продолжать?

   Чацкий

  Чем вас я напугал?

   За то, что он смягчил разгневанную гостью,

   Хотел я похвалить.

  София

  А кончили бы злостью.

   Чацкий

   Сказать вам, что я думал? Вот:

   Старушки все - народ сердитый;

   Не худо, чтоб при них услужник знаменитый

   Тут был, как громовой отвод.

   Молчалин! - Кто другой так мирно все уладит!

   Там моську вовремя погладит!

   Тут в пору карточку вотрет!

   В нем Загорецкий не умрет!

   Вы давиче его мне исчисляли свойства,

   Но многие забыли? - да?

   (Уходит.)

 

   София, потом Г.N.

   София (про себя)

   Ах! этот человек всегда

   Причиной мне ужасного расстройства!

   Унизить рад, кольнуть, завистлив, горд и зол!

    Г.N. (подходит)   Вы в размышленьи. Об ком?

  София  Об Чацком.

  Г.N.  Как его нашли по возвращеньи?

  София  Он не в своем уме.

  Г.N.  Ужли с ума сошел?

  София (помолчавши)   Не то, чтобы совсем...

   Г.N.  Однако есть приметы?

  София (смотрит на него пристально)   Мне кажется.

   Г.N.   Как можно, в эти леты!

   София   Как быть!

  (В сторону)

   Готов он верить!

   А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,

   Угодно ль на себя примерить?

   (Уходит.)

   

   Г.N., потом Г.D.

   Г.N.   С ума сошел!.. Ей кажется!.. вот на!

   Недаром? Стало быть... с чего б взяла она?

   Ты слышал?

    Г.D.   Что?

     Г.N.   Об Чацком?

    Г.D.   Что такое?

    Г.N.   С ума сошел!

    Г.D.   Пустое.

    Г.N.   Не я сказал, другие говорят.

    Г.D.   А ты расславить это рад?

    Г.N.   Пойду, осведомлюсь; чай, кто-нибудь да знает.

     (Уходит.)

 

   Г.D., потом Загорецкий.

  Г.D.  Верь болтуну!

   Услышит вздор, и тотчас повторяет!

   Ты знаешь ли об Чацком?

  Загорецкий   Ну?

  Г.D.   С ума сошел!

  Загорецкий   А! знаю, помню, слышал.

   Как мне не знать? примерный случай вышел;

   Его в безумные упрятал дядя-плут...

   Схватили, в желтый дом, * и на цепь посадили.

  Г.D.   Помилуй, он сейчас здесь в комнате был, тут.

  Загорецкий   Так с цепи, стало быть, спустили.

  Г.D.   Ну, милый друг, с тобой не надобно газет.

   Пойду-ка я, расправлю крылья,

   У всех повыспрошу; однако чур! секрет.

   

   Загорецкий, потом Графиня внучка.

   Загорецкий   Который Чацкий тут? - Известная фамилья.

   С каким-то Чацким я когда-то был знаком. -

   Вы слышали об нем?

   Графиня внучка   Об ком?

   Загорецкий   Об Чацком, он сейчас здесь в комнате был.

    Графиня внучка   Знаю.

   Я говорила с ним.

   Загорецкий        Так я вас поздравляю!

   Он сумасшедший...

   Графиня внучка   Что?

 

   Загорецкий   Да, он сошел с ума.

   Графиня внучка   Представьте, я заметила сама;

   И хоть пари держать, со мной в одно вы слово.

   

   Те же и Графиня бабушка.

  Графиня внучка   Ah! grand' maman, вот чудеса! вот ново!

   Вы не слыхали здешних бед?

   Послушайте. Вот прелести! вот мило!..

   Графиня бабушка   Мой труг, мне уши залошило;

   Скаши покромче...

  Графиня внучка           Время нет!

    (Указывает на Загорецкого.)

   Il vous dira toute l'histoire... *

   Пойду, спрошу...

  (Уходит.)

   

   Загорецкий, Графиня бабушка.

  Графиня бабушка   Что? что? уж нет ли здесь пошара?

  Загорецкий   Нет, Чацкий произвел всю эту кутерьму.

  Графиня бабушка   Как, Чацкого? Кто свел в тюрьму?

  Загорецкий   В горах изранен в лоб, сошел с ума от раны.

  Графиня бабушка   Что? к фармазонам * в клоб? Пошел он в пусурманы?

  Загорецкий   Ее не вразумишь.

    (Уходит.)

  Графиня бабушка   Антон Антоныч! Ах!

   И он пешит, все в страхе, впопыхах.

 

   Графиня бабушка и Князь Тугоуховский.

  Графиня бабушка   Князь, князь! Ох, этот князь, по палам, сам чуть тышит!

   Князь, слышали?

  Князь   Э - хм?

  Графиня бабушка   Он ничего не слышит!

   Хоть, мошет, видели, здесь полицмейстер * пыл?

  Князь   Э - хм?

  Графиня бабушка   В тюрьму-та, князь, кто Чацкого схватил?

  Князь  И - хм?

  Графиня бабушка   Тесак ему да ранец,

   В солтаты! Шутка ли! переменил закон!

  Князь   У-хм?

  Графиня бабушка   Да!.. в пусурманах он! Ах! окаянный волтерьянец! *

   Что? а? глух, мой отец; достаньте свой рожок.

   Ох! глухота большой порок.

 

   Те же и Хлестова, София, Молчалин, Платон Михайлович, Наталья

  Дмитриевна, Графиня внучка, Княгиня с дочерьми, Загорецкий, Скалозуб, потом

  Фамусов и многие другие.

 

   Хлестова  С ума сошел! прошу покорно!

   Да невзначай! да как проворно!

   Ты, Софья, слышала?

   Платон Михайлович   Кто первый разгласил?

   Наталья Дмитриевна   Ах, друг мой, все!

   Платон Михайлович   Ну все, так верить поневоле,

   А мне сомнительно.  

   Фамусов (входя)   О чем? о Чацком, что ли?

   Чего сомнительно? Я первый, я открыл!

   Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет!

   Попробуй о властях - и нивесть что наскажет!

   Чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом,

   Хоть пред монаршиим лицом,

   Так назовет он подлецом!..

    Хлестова

    Туда же из смешливых;

   Сказала что-то я - он начал хохотать.

    Молчалин

    Мне отсоветовал в Москве служить в Архивах.

    Графиня внучка

    Меня модисткою изволил величать!

    Наталья Дмитриевна

    А мужу моему совет дал жить в деревне.

    Загорецкий    Безумный по всему.

     Графиня внучка     Я видела из глаз.

     Фамусов   По матери пошел, по Анне Алексевне;

   Покойница с ума сходила восемь раз.

    Хлестова   На свете дивные бывают приключенья!

   В его лета с ума спрыгнул!

   Чай, пил не по летам.

    Княгиня   О! верно...

    Графиня внучка   Без сомненья.

    Хлестова   Шампанское стаканами тянул.

    Наталья Дмитриевна   Бутылками-с, и пребольшими

    Загорецкий (с жаром)   Нет-с, бочками сороковыми.

    Фамусов   Ну вот! великая беда,

   Что выпьет лишнее мужчина!

   Ученье - вот чума, ученость - вот причина,

   Что нынче пуще, чем когда,

   Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

    Хлестова   И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних

   От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,

   Да от ланкартачных взаимных обучений. *

    Княгиня   Нет, в Петербурге институт

   Пе-да-го-гический, * так, кажется, зовут:

   Там упражняются в расколах и в безверьи

   Профессоры!! - у них учился наш родня,

   И вышел! хоть сейчас в аптеку, в подмастерьи.

   От женщин бегает, и даже от меня!

   Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник,

   Князь Федор, мой племянник.

   Скалозуб   Я вас обрадую: всеобщая молва,

   Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;

   Там будут лишь учить по нашему: раз, два;

   А книги сохранят так: для больших оказий.

   Фамусов   Сергей Сергеич, нет! Уж коли зло пресечь:

   Забрать все книги бы да сжечь.

   Загорецкий (с кротостию)   Нет-с, книги книгам рознь. А если б, между нами,

   Был ценсором * назначен я,

   На басни бы налег; ох! басни - смерть моя!

   Насмешки вечные над львами! над орлами!

   Кто что ни говори:

   Хотя животные, а все-таки цари.

   Хлестова   Отцы мои, уж кто в уме расстроен,

   Так все равно, от книг ли, от питья ль;

   А Чацкого мне жаль.

   По-христиански так; он жалости достоин;

   Был острый человек, имел душ сотни три.

   Фамусов   Четыре.

    Хлестова   Три, сударь.

    Фамусов   Четыреста.

    Хлестова   Нет! триста.

    Фамусов   В моем календаре...

    Хлестова   Все врут календари.

   Фамусов   Как раз четыреста, ох! спорить голосиста!

   Хлестова   Нет! Триста! - уж чужих имений мне не знать!

   Фамусов   Четыреста, прошу понять.

    Хлестова   Нет! триста, триста, триста.

   

   Те же все и Чацкий.

   Наталья Дмитриевна   Вот он.

   Графиня внучка   Шш!

   Все     Шш!

   (Пятятся от него в противную сторону.)

    Хлестова  Hу, как с безумных глаз

   Затеет драться он, потребует к разделке!

    Фамусов   О Господи! помилуй грешных нас!

    (Опасливо)

     Любезнейший! Ты не в своей тарелке.

   С дороги нужен сон. Дай пульс... Ты нездоров.

   Чацкий   Да, мочи нет: мильон терзаний

   Груди от дружеских тисков,

   Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,

   А пуще голове от всяких пустяков.

    (Подходит к Софье.)

    Душа здесь у меня каким-то горем сжата,

   И в многолюдстве я потерян, сам не свой.

   Нет! недоволен я Москвой.

Хлёстова           Москва, вишь, виновата.

Фамусов            Подальше от него.

(Делает знаки Софии.)

Гм, Софья! — Не глядит!

София      (Чацкому)

Скажите, что вас так гневит?

Чацкий

В той комнате незначащая встреча:

Французик из Бордо, надсаживая грудь,

Собрал вокруг себя род веча

И сказывал, как снаряжался в путь

В Россию, к варварам, со страхом и слезами;

Приехал — и нашел, что ласкам нет конца;

Ни звука русского, ни русского лица

Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями;

Такой же толк у дам, такие же наряды…

Он рад, но мы не рады.

Умолк, и тут со всех сторон

Тоска, и оханье, и стон.

Ах! Франция! Нет в мире лучше края! –

Решили две княжны, сестрицы, повторяя

Урок, который им из детства натвержен.

Куда деваться от княжен!

Я одаль воссылал желанья

Смиренные, однако вслух,

Чтоб истребил господь нечистый этот дух

Пустого, рабского, слепого подражанья;

Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой,

Кто мог бы словом и примером

Нас удержать, как крепкою вожжой,

От жалкой тошноты по стороне чужой.

Пускай меня объявят старовером,

Но хуже для меня наш Север во сто крат

С тех пор, как отдал всё в обмен на новый лад —

И нравы, и язык, и старину святую,

И величавую одежду на другую

По шутовскому образцу:

Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем,

Рассудку вопреки, наперекор стихиям;

Движенья связаны, и не краса лицу;

Смешные, бритые, седые подбородки!

Как платья, волосы, так и умы коротки!..

Ах! если рождены мы всё перенимать,

Хоть у китайцев бы нам несколько занять

Премудрого у них незнанья иноземцев.

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев.

"Как европейское поставить в параллель

С национальным — странно что-то!

Ну как перевести мадам и мадмуазель ?

Ужли сударыня !!" — забормотал мне кто-то…

Вообразите, тут у всех

На мой же счет поднялся смех.

"Сударыня! ха! ха! ха! ха! прекрасно!

Сударыня! ха! ха! ха! ха! ужасно!!" –

Я, рассердясь и жизнь кляня,

Готовил им ответ громовый;

Но все оставили меня. —

Вот случай вам со мною, он не новый;

Москва и Петербург — во всей России то,

Что человек из города Бордо,

Лишь рот открыл, имеет счастье

Во всех княжен вселять участье;

И в Петербурге и в Москве,

Кто недруг выписных лиц, вычур, слов кудрявых,

В чьей, по несчастью, голове

Пять, шесть найдется мыслей здравых

И он осмелится их гласно объявлять, —

Глядь…

(Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам.)

С кем был! Куда меня закинула судьба!

Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,

В любви предателей, в вражде неутомимых,

Рассказчиков неукротимых,

Нескладных умников, лукавых простаков,

Старух зловещих, стариков,

Дряхлеющих над выдумками, вздором, —

Безумным вы меня прославили всем хором.

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок!..

Карету мне, карету!     (Уходит.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие для учащихся 11-12 классов "Литературное кафе" по творчеству В.Маяковского

Выбранная  форма внеклассной работы по предмету – «Литературное кафе» - очень интересна по содержанию материала, позволяет воссоздать эпоху «серебряного века», задействовать многих учащихся...

Конспект внеклассного мероприятия для учащихся 4 – 7 классов литературно-музыкальная композиция «Война стояла у ворот столицы осаждённой»

Цель: воспитание  патриотизма,  любви к своей   Родине и её  защитникам. Задачи. Образовательные: •          расширять знания...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 8-9 классов "Литературно-лингвистическая игра"

Данная игра проводится с целью развивать познавательные интересы учащихся, их творческие способности, внимание, воображение. А также поддерживать интерес к изучению русского языка и литературы....

Программа для обучения учащихся 5-8 классов литературному творчеству на мордовском языке в образовательных учреждениях

Цели и задачи кружка: - Приобщать детей к творчеству, развивать их способности, воспитывать чувства коллективизма, чувства прекрасного.  - Прививать любовь к мордовскому литературномуяз...

Проект с учащимися 10-х классов "Литературная газета".

Данный проект групповой, долгосрочный. Работа по подготовке выпуска газеты осуществляется во внеурочное время. В проекте представлена система работы над проектом и результаты....

ФГОС. Проект с учащимися 10-х классов "Литературная газета"_ПЕГАС.

Данная методическая разработка - проект с учащимися 10-х классов. В разработке отражены основные этапы работы над проектом, метапредметные результаты....