Программа для обучения учащихся 5-8 классов литературному творчеству на мордовском языке в образовательных учреждениях
рабочая программа на тему

Шемякина Марина Ивановна

Цели и задачи кружка:

 

- Приобщать детей к творчеству, развивать их способности, воспитывать чувства коллективизма, чувства прекрасного.

 

 

- Прививать любовь к мордовскому литературному

языку, культуре и быту своего села.

 

 

- Научить детей высказывать свои мысли, писать по разным направлениям на мордовском языке.

 

 

 

- Сбор и оформление материала для публикации

работ учащихся в журнале «Чилисема» и районной газете «Примокшанье».

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_rodnichok_programma.doc153 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Шокшинская средняя общеобразовательная школа» Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия

             Утверждаю                                                                     Утверждено

Директор ДДТ Теньгушевского                                   на педагогическом совете

Муниципального района РМ                                               Протокол № 1

_______________ /Родина Т. А./                                     от 30 августа 2008 года

Директор школы __________

 /Каторова Г. М./

Составитель: М.И. Шемякина

Программа

для обучения учащихся 5-8 классов

 литературному творчеству на мордовском языке

в образовательных учреждениях

2008 год.


- Приобщать детей к творчеству, развивать их способности, воспитывать чувства коллективизма, чувства прекрасного.

- Прививать любовь к мордовскому литературному

языку, культуре и быту своего села.

- Научить детей высказывать свои мысли, писать по разным направлениям на мордовском языке.

- Сбор и оформление материала для публикации

работ учащихся в журнале «Чилисема» и районной газете «Примокшанье». 

Пояснительная записка.

Среди многих предметов большое внимание уделяется изучению родного языка и родной литературы. С произведениями, написанными на мордовском языке, дети знакомятся в начальных классах, затем накапливают знания в старших классах.

Начиная со второй ступени обучения,  у многих детей проявляются знания и любовь к мордовскому литературному творчеству. Нельзя упускать этот момент, а надо помочь ученикам, чтобы их талант не прошел даром.

Данная программа предназначена для учащихся 5-8 классов. Она направлена для пробуждения интереса и стремления к литературному творчеству на мордовском языке.

Для осуществления своей цели, интересоваться и любить литературу, необходимо, чтобы дети поняли важность и красоту этого языка, внимательно слушали учителя, выполняли правильно все задания.

В данной программе, в первый год обучения, дети знакомятся с фольклором, с основами написания сказок, стихов, рассказов. Читают произведения на мордовском языке, раскрывают смысл прочитанного. После того, как дети изучили и поняли  эту тему, им дается задание, чтобы они придумали и написали сказку или четверостишие. Чтобы написать стихотворение, сначала детям даются небольшие четверостишия, где строчки написаны вперемешку, их необходимо собрать и правильно его составить. Для того, чтобы работы были более удачными и полными, дети рисуют рисунки по своим написанным работам.

Сидеть в классной комнате и писать, детям быстро надоедает. Поэтому, чтобы у учащихся не пропал интерес к литературному творчеству, к мордовскому языку, проводятся занятия-экскурсии на природу. Эти занятия развивают мыслительную деятельность, дети отдыхают на природе, а затем пишут свои заметки, стихи, рассказы об увиденном. Самые лучшие работы дорабатываются и готовятся для публикации в журнале «Чилисема», районной газете «Примокшанье».

 Сбор работ учащихся и публикация этих творений – это главная работа кружка. В нашем селе дети разговаривают на шокшинском диалекте. Чтобы дети правильно писали, необходимо проводить занятия по изучению новых литературных слов на разнообразные темы. На этих занятиях дается набор слов по которым ученики составляют или стих, или рассказ. Например: Шокша лей, парат, кодамо, кельме, эйсэть, ведесь, экакшкеть, налксевтят, касыть, чиреват, чувтынеть. Из этих слов ученики составляют небольшое стихотворение:

Шокша лей, кодамо парат,

Кельме эйсэть ведесь.

Чувтынеть касыть чиреват,

Эйкакшкеть налксевтят.

Работая с детьми по творческой деятельности, большое внимание уделяется изучению литературных слов. Так как для  шокшинских детей, которые говорят на своем диалекте, это как иностранный язык.

На втором году обучения с детьми проводятся больше практических работ, чем теории. Учащиеся уже самостоятельно могут выбирать темы для своего творческого дела. Больше проводится занятий-экскурсий: походы по своему селу, знакомство  со знаменитыми людьми своего села, посещение музея. Весь собранный материал перерабатывается и готовится для публикации  в районную газету, или в детский журнал «Чилисема».

На третий год обучения больше занятий уделяется на жанры повести, поэмы. Хотя с  жанром повести они уже знакомы в конце второго года обучения. Читают эти произведения, дают им анализ. Затем сами пробуют написать по этому жанру. Проводятся больше практических работ. Даются свободные темы по выбору учащихся.

Детей, которые  обучаются третий год, можно  разделить на группы:

  • группа писцов (это те, которым легко дается написать любое произведение)
  • группа художников (которые хорошо рисуют)
  • группа фотографов (это те, которые к написанному подбирают фотографии, или фотографируют).

Если вся эта работа кружка будет вестись доступно, в полную силу, то могут появиться новые звездочки мордовской литературы.


Тематическое планирование занятий кружка «Родничок».

Месяц

Тема занятия

Кол-во часов

Октябрь

1.

2.

3.

4.

Вводное занятие.

  • Цели и задачи кружка.
  • Знакомство с планом работы.

Устно – поэтическое творчество мордовского народа.

  • чтение загадок
  • знакомство и чтение пословиц

Место устно – поэтического творчества в письменной литературе.

  • писатели и фольклорные     произведения
  • знакомство с произведениями, которые появились благодаря фольклору

Мордовские народные сказки.

  • что такое сказка, деление сказок
  • чтение мордовских народных сказок
  • работа по содержаниям прочитанных сказок
  • работа с рисунками по прочитанным сказкам

2 ч.

2 ч.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

1 ч.

1 ч.

26 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

4 ч.

Ноябрь

 

  • составление сказок самими учащимися
  • проверка написанных сказок
  • работа с рисунками по написанным сказкам
  • подготовка материала для публикации в журнал «Чилисема»

4 ч.

4 ч.

2 ч.

6 ч.

Декабрь

5.

6.

7.

Работа с литературными словами по теме «Ракшатне минек оянок».

  • домашние животные
  • дикие животные
  • рассказ про любимого животного

Экскурсия на природу, сообщения, рисунки.

  • экскурсия для развития мыслительной деятельности учащихся
  • сообщение об экскурсии
  • работа с рисунками по увиденному на экскурсии

Основы написания стихотворений.

 язык художественного произведения

язык поэзии и прозы

6 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

6 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

40 ч.

2 ч.

2 ч.

Январь

  • произведения поэзии
  • что такое строфа, рифма, стопа
  • чтение четверостиший, объяснение рифмы
  • чтение стихов и деление их на слоги
  • работа по написанию четверостиший
  • работа с литературными словами по теме «Пертьпельксэсь ды минь»
  • написание стихов о природе

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

4 ч.

Февраль

  • работа с рисунками по написанным стихотворениям
  • экскурсия на природу с целью: «Лучшая фотография зимы»
  • работа с написанными произведениями, рисунками
  • подготовка готового материала для отправки в журнал «Чилисема»
  • силлабо-тоническое стихосложение, разбор стихов

2 ч.

2 ч.

4 ч.

4 ч.

4 ч.

Март

8.

9.

  • чтение стихов и определение стихотворного размера
  • работа с рисунками на разные темы

Работа с литературными словами по теме «Минек семиянок»

  • пожилые люди
  • наши родители
  • закрепление изученных слов

Повторение пройденного материала

  • что мы знаем о сказках
  • что нового мы узнали о стихах
  • какие новые мордовские слова мы изучили

2 ч.

2 ч.

            6 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

6 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

Апрель

10.

Что такое рассказ.

  • чем отличается рассказ от других произведений
  • чтение некоторых рассказов мордовских писателей
  • раскрытие содержаний прочитанных рассказов
  • экскурсия на  природу
  • рассказ по теме «Шкасто леенть вакссо»
  • работа с написанными рассказами
  • подготовка рисунков по написанным рассказам

16 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

4 ч.

2 ч.

2 ч.

Май

11.

12.

Подготовка готового материала для публикации в журнал.

  • выбор лучших рассказов
  • анализ выбранных произведений
  • доработка рисунков по этой теме
  • оформление  и сбор опубликованного материала в одну папку

Анализ кружковой работы  проделанной за год.

- сколько работ опубликовано и самые лучшие работы

14 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

8 ч.

2 ч.

2 ч.

Итого:

128 ч.

Примерное календарно - тематическое планирование занятий кружка «Родничок» 1-ый год обучения (4 часа в неделю).

Тема занятия

Кол-во

часов

По плану

Фактич.

Вводное занятие.

2 ч.

Устно-поэтическое творчество мордовского народа.

2 ч.

Работа по теме, посвященной 1000 - летию единения мордовского народа с народами РГ.

2 ч.

Мордовские народные сказки.

4 ч. + 14 ч. практич. занятий

Работа с литературными словами по теме «Ракшатне минек оянок»

2 ч. + 4 ч. практич. занятий

Экскурсия на природу. Сообщения. Работа с рисунками.

2 ч. + 4 ч. практич. занятий

Основы написания стихотворений.

15 ч. + 25 ч. практич. занятий

Работа с литературными словами по теме «Минек семиянок».

2 ч. + 4 . практич. занятий

Работа по теме, посвященной 1000 летию единения мордовского народа с народами РГ.

2 ч.

Повторение пройденного материала.

6 ч.

Что такое рассказ.

6 ч.+ 10 ч. практич. занятий

Работа по произведениям, посвященных 1000 - летию единения мордовского народа с народами РГ.

6 ч.

Подготовка материала для публикации.

6 ч. + 8 ч. практич. занятий

Анализ кружковой работы за год.

4 ч.

Теория

51 ч.

Практические занятия

77 ч.

Итого

128 ч.

Примерное календарно – тематическое  планирование занятий кружка «Родничок» 2 – ой год обучения (4 часа в неделю).

Тема занятия

Кол-во часов

По плану

Фактич.

Вводное занятие.

4 ч.

Повторение основ написания стихотворения.

4 ч. + 6 ч. практич. занятий

Экскурсия по селу.

2 ч. + 4 ч. практич. занятий

Анализ написанных произведений.

2 ч. + 4 ч. практич. занятий

Работа с литературными словами по теме «Природа».

2 ч. + 4 ч. практич. занятий

Подготовка материала для публикации.

2 ч. + 4 ч. практич. занятий

Экскурсия на природу. Сообщения. Работа с рисунками.

3 ч. + 7 ч. практич. занятий

Работа по текстам. Перевод на литературный язык.

2 ч. + 4 ч. практич. занятий

Работа с литературными словами по разным темам.

4 ч. + 4 ч. практич. занятий

Экскурсия на природу.

2 ч. + 2 ч. практич. занятий

Знакомство с  жанром повести.

4 ч. + 12 ч практич. занятий

Работа по составленным произведениям.

4 ч. + 4 ч. практич. занятий

Работа с рисунками по написанным произведениям.

6 ч.

Подготовка материала для публикации.

6 ч. + 8 ч. практич. занятий

Посещение школьного музея для вдохновения учащихся по теме «Наши предки»

2 ч. + 8 ч. практич. занятий

Работа по составленным произведениям, подготовка к публикации.

2 ч. + 2 ч. практич. занятий

Анализ кружковой работы за год.

4 ч.

Теория

55 ч.

Практические занятия

73 ч.

Итого

128 ч.

Примерное календарно – тематическое  планирование занятий кружка «Родничок» 3 – ий год обучения (4 часа в неделю).

Тема занятия

Кол-во

часов

По плану

Фактич.

Вводное занятие.

4 ч.

Повторение и закрепление материала за два года обучения.

4 ч. + 6 ч. практич. занятий

Экскурсия по окрестностям вокруг  села.

2 ч. + 4 ч. практич. занятий

Продолжение изучения написания  жанра повести.

2 ч. + 4 ч. практич. занятий

Изучение новых литературных слов и развитие родного литературного языка.

2 ч. + 4 ч. практич. занятий

Самый интересный рассказ про свою семью. Подготовка самых лучших работ для публикации.

4 ч. практич.

занятий

Подготовка написанного материала для публикации.

2 ч. + 4 ч. практич. занятий

Экскурсия на природу для развития мыслительной деятельности учащихся. Сообщения. Работа с рисунками.

4 ч. + 6 ч. практич. занятий

Знакомство с жанром написания поэмы.

2 ч. + 6 ч. практич. занятий

Работа с литературными словами по разным темам.

2 ч. + 4 ч. практич. занятий

Сочинение и написание поэмы.

4 ч. практич. занятий

Анализ написанных произведений.

4 ч.

Написание стихов про времена года.

4 ч. практич.

занятий

Анализ написанных стихов.  Подготовка лучших к публикации.

2 ч. + 2 ч. практич.

занятий.

Работа с рисунками по написанным произведениям.

6 ч.

Подготовка материала для публикации.

6 ч. + 8 ч. практич. занятий

Свободная деятельность учащихся (работа по желанию).

4 ч.

Анализ написанных работ, подготовка лучших к публикации.

6 ч. + 4 ч. практич. занятий

Экскурсия для сбора материала.

4 ч. практич.

занятий

Работа с набросками рисунков по увиденному на экскурсии.

4 ч.

Результат  кружковой работы за три года обучения.

4 ч.

Теория

50 ч.

Практические занятия

78 ч.

Итого

128 ч.

Используемая литература

Чернов Е. И., Видманова В. П. - «Тиринь вал» 5 класс, Саранск, Мордовское книжное издательство,1995 год.

В. В. Горбунов, Г. И. Горбунов и т.д. – «Мордовская Советская литература», Саранск, Мордовское книжное издательство, 1984 год.

А. М. Каторова, «Тиринь литература» программа для 5-11 классов, Саранск, Мордовское книжное издательство,1995 год.

А. И. Исайкина, «Обучение детей мордовским языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия», программа – Саранск, 2007 год.

А. М. Каторова, «Тиринь литература» 7 класс, Саранск, Мордовское книжное издательство, 2002 год.

Содержание

Пояснительная записка……………

Примерное планирование занятий кружка в 1-ый год обучения…………………..

Примерное планирование занятий кружка во 2-ой год обучения…………………..

Примерное планирование занятий кружка в 3-ий год обучения…………………..

Используемая литература…………

Составитель: Шемякина Марина Ивановна, учитель родного языка и родной литературы МБОУ «Шокшинская СОШ» Теньгушевского муниципального района РМ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ...

Программа внеурочной познавательной деятельности экологической направленности "Эко-рост" в условиях реализации образовательным учреждением ФГОС ООО

Программа адресована учителям естественно-научных и общественно-научных областей (биологии, географии) воспитателям  летних детских оздоровительных площадок,  лагерей. Идея программы за...

Пояснительная записка к Рабочей программе по английскому языку для обучения учащихся 6 классов с ОВЗ, осваивающих адаптированную основную образовательную программу основного общего образования.

Пояснительная запискаРабочая  программа по английскому языку предназначена для обучения учащихся 6 классов с ОВЗ, осваивающих адаптированную основную образовательную программу основного общего об...

Научно-исследовательская работа учащихся как одно из направлений развития инновационного потенциала образовательного учреждения

Статья расскрывает тему значимости научно-исслеловательской работы учащихся в современном образовательном учреждении....

«Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам мордовского языка».

В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении мокшанского языка п...

«Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам мордовского языка».

В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении мокшанского языка п...