Научно-исследовательская работа учащихся как одно из направлений развития инновационного потенциала образовательного учреждения
статья по английскому языку (10 класс)

Статья расскрывает тему значимости научно-исслеловательской работы учащихся в современном образовательном учреждении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kanunovatv.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-исследовательская работа учащихся как одно из направлений развития инновационного потенциала образовательного учреждения

Современное развитие образования диктует и новые подходы в организации деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, навыка самостоятельного движения в информационных полях. Важнейшая функция обучения – воспитание у учащихся положительного отношения к знаниям и к самому процессу учения, развитие познавательных потребностей и интересов. Чтобы добиться её реализации, необходимо использовать всё многообразие стимулов, содействующих развитию у учащихся нового критического и исследовательского отношения к изучению учебных предметов. В содержании обучения – это новизна, яркость, парадоксальность фактов, идей, теорий; раскрытие достижений современной науки и культуры; логическая стройность и красота теории. Обеспечить такое содержание обучения невозможно без привлечения инновационных процессов в образование, актуальность которых определяется необходимостью повышения качественного уровня воспроизводства интеллектуального и профессионального потенциала общества. Так как основы развития думающей, самостоятельной личности закладываются ещё в средней школе, то процесс освоения методов исследовательской работы с учащимися как нельзя лучше подходит для реализации этой задачи.

Что же такое научно-исследовательская деятельность? Научно-исследовательская деятельность обучающихся — это деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

На что  научно-исследовательская деятельность направлена? Научно-исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленный на развитие у учащихся исследовательского типа мышления, на получение учащимися новых объективных научных знаний. Главное здесь не овладение новыми неизвестными фактами, а научение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть использованы в исследовании по любой теме. При всей ответственности педагога за качество планируемой работы по исследованию, необходимо знать, что исследовательская работа требует максимальной самодисциплины и самостоятельности от учащегося-исследователя. Руководитель только советует и ориентирует учащегося в целом море информации.

При проведении научного исследования по предмету необходима определённая подготовка к ней как учащегося, так и педагога. Педагог должен быть, во-первых, готов к нововведениям, должен испытывать стремление, потребность внедрять что-то новое; во-вторых, он должен обладать знаниями и практическими умениями реализовать новые способы и формы осуществления исследовательского подхода, так как именно на него ложиться основная доля ответственности.

Итак, первым звеном в проведении исследования является тщательная подготовка к нему преподавателя и учащегося.  Подготовка к проведению научного исследования имеет несколько этапов. Первоочередной задачей является чёткое определение объектной области исследования (сферы науки, в которой будет проведено исследование), объекта исследования (определённого явления, которое порождает проблему, которая будет решаться в процессе исследования) и предмета исследования (той части объекта, где будет проведено исследование).

Далее, самым сложным для преподавателя и учащегося является определить тему исследования в рамках данного учебного предмета, и здесь необходимо помнить, что тема не должна носить слишком масштабный сложный характер. Она должна представлять интерес, как для учащегося, так и для преподавателя, а также она должна быть реализуема при тех возможностях и знаниях, которыми обладают и преподаватель и учащийся.

Следующим шагом при подготовке к исследованию является обоснование актуальности, т.е. необходимости изучения данной темы, с обязательным указанием на наличие проблемы в этой области науки. Проблему необходимо представлять, как некую противоречивую ситуацию, которую необходимо разрешить в ходе исследования.

Перед проведением исследования важно тщательно подобрать и изучить научную литературу по теме. Ознакомление с теоретическими источниками можно проводить в разных формах конспектов, но один из самых приемлемых – это нужную информацию записывать на карточках или хранить её в файлах компьютера в одной папке под названием работы. При изучении литературы материал не нужно списывать, его нужно анализировать и сопоставлять.

В результате изучения литературы важно определить гипотезу исследования, т.е. научно обоснованное предположение, а также цели и задачи данной исследовательской работы. Цель должна обязательно выходить на конечный результат, к которому будет идти учащийся в ходе своего исследования, а задачи должны указывать на теоретические и практические достижения, полученные в ходе работы.

Когда исследование будет реализовано и будет проведён анализ полученных результатов, необходимо грамотно зафиксировать весь процесс в рамках научного изложения  и правильно оформить работу, обращая особое внимание на титульный лист, оглавление, оформление введения и т.д. Оформление результатов исследования – один из самых трудных этапов работы. Как приложение к печатному тексту, можно подготовить компьютерную презентацию для большей наглядности содержания исследования при его публичной защите на итоговой конференции научно-исследовательских работ учащихся.

Одним из самых ответственных моментов при представлении результатов исследования является его публичная защита, которая требует от учащегося-докладчика ясной и грамотной речи. Он не должен говорить быстро и тихо. Ему необходимо грамотно аргументировать свой доклад и уметь обоснованно отвечать на вопросы членов комиссии после его доклада. Таким образом, преподаватель должен не только научить учащегося вести исследование, но и должным образом представлять его на публике. Без учёта этих шагов успех исследования не будет достигнут и научно-исследовательская работа не получит должной оценки у членов комиссии.

Необходимо помнить, что базовой характеристикой педагога-руководителя исследованием учащихся является наличие у него педагогической умелости, под которой понимается достаточно хорошее владение системой обучающих и воспитательных умений и навыков, которые в совокупности позволят ему осуществить научно-исследовательскую работу с учащимся на грамотном профессиональном уровне и добиться успешных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий по реализации программы перспективного развития школы на основе национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" на 2011-2015 годы. Направление "Развитие учительского потенциала".

В плане имеются цели, задачи, критерии деятельности по направлению. План расписан на 5 лет. План включает пункты: участие педагогов в инновационных проектах, семинарах, конкурсах, сетевых сообществах,...

статья Занятия йогой как одно из направлений здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении

Занятия йогой, которые можно использовать при работе с детьми и подростками....

Научно – исследовательская и проектная деятельность как одно из условий развития творческого потенциала учащихся.

Кардинальные изменения социально-экономических условий жизни России заставили понять, что от потребительского отношения к жизни необходимо освобождаться....

Игровые ситуации на уроках - одно из направлений развития интереса учащихся к предмету.

 Одним из действенных средств развития интереса учащихся к физике являются творческие развивающие задания и дидактические игры. Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситу...

Обобщение опыта работы "Современные педагогические технологии как одно из эффективных условий инновационной деятельности в учреждении дополнительного образования детей»

Знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре – условие успешной деятельности педагога сегодня. И это понятно: ведь любая технология, прежде всего, от...

Организация и проведение научно-исследовательского конкурса для учащихся в учреждении дополнительного образования детей

Данные методические рекомендации помогут педагогическим работникам организовать и провести конкурс или конференцию научно-исследовательской направленности,предназначены для педагогов-организаторов, пе...