Научно – исследовательская и проектная деятельность как одно из условий развития творческого потенциала учащихся.
статья на тему

Кардинальные изменения социально-экономических условий жизни России заставили понять, что от потребительского отношения к жизни необходимо освобождаться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Научно – исследовательская и проектная деятельность как одно из условий развития творческого потенциала учащихся.

Кардинальные изменения социально-экономических условий жизни России заставили понять, что от потребительского отношения к жизни необходимо освобождаться. Мы поняли и осознали, что надо учиться многое делать самим, ни на кого не надеясь. Началось осознание смысла жизни, предназначения своей работы в условиях 21 века. Учились самостоятельно ставить перед собой цели и задачи, искать способы и пути их осуществления.

Педагогам необходимо было научить этому своих учеников. Происходило изменение психологии отношения к жизни. Начался поиск методов, которые работали бы на воспитание личности, способной к саморазвитию, самопознанию, самооценке, саморегуляции и самореализации.

Очень многие педагоги свой выбор остановили на проектном и исследовательском методах, которые реально работали на воспитание личности самостоятельной, творческой, ответственной как перед собой, так и перед теми, ко рядом.

В 2010 году в российской школе новое введение –ФГОСы. Педагогам начальной школы уже известно, что из 3 групп результатов, которые планируются в школьном образовании, две основаны на исследовательской и проектной деятельности.

Среди личностных результатов – готовность и способность к саморазвитию и саморегуляции. Метапредметные результаты – это способы деятельности, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Кроме того, одним из принципов ФГОС является системно – деятельностный подход.

Итак, и федеральные государственные образовательные стандарты, которые пришли  в основную школу с 2015 года, и сама жизнь, заставляют нас обратить серьезнейшее внимание на исследовательскую и проектную деятельность.

Каково реальное положение дел, связанных с вопросами исследовательской и проектной деятельности в образовательном учреждении, где работаю? Каков уровень знаний основ данных методов у педагогов лицея? Каков уровень умений применения данных методов на практике? Каков уровень результатов практического применения данных методов?

Хотелось получить ответы на данные вопросы в связи с назначением куратором ШНОУ.  Целью своей работы определила совершенствование проектной и исследовательской деятельности с целью развития творческого потенциала учащихся. Для реализации целей необходимо решение следующих задач:

1.Проанализировать результаты исследовательской и проектной деятельности учащихся в МБОУ лицее «РИТМ».

2.Изучить опыт работы учителей, активно использующих в своей работе исследовательский и проектный методы.

3.Определить круг проблем.

4.Наметить пути решения данных проблем.

Анализ работы ШНОУ,  анализ результатов работы ШНОУ, беседы с учащимися, учителями показали, что педагоги еще не до конца осознают, как скоро придется отказаться от репетиторского отношения к своей работе. Требование времени - это переход к истинно развивающему обучению, когда метапредметные и личностные результаты встают на одну ступень с предметными. Основу их составляет проектный и исследовательский вид деятельности.

Анализ результатов участия лицеистов во Всероссийской олимпиаде школьников, в научно-практической конференции «Шаг в науку» и в олимпиадах и конкурсах, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи показал, что за последние 3 года происходит снижение общего количества участников городского и краевого этапа данных мероприятий, количество победителей и призеров растет в научно-практической конференции «Шаг в науку», в других олимпиадах и конкурсах падает.

Результаты проведения научно-практической конференции в лицее, которая проходит в рамках традиционной Ассамблеи наук, искусств и спорта, показали, что к формам подведения итогов проектной и исследовательской деятельности относятся публичные выступления учащихся.

Проблема заключается в том, что всего лишь 46% работ учащихся носит исследовательский характер. У педагогов и учащихся не достает теоретических знаний и практических навыков по организации, проведению и оформлению проектных и исследовательских работ.

Обязательным условием работы является наличие руководителя. В качестве руководителей работ учащихся в конференции приняли участие:

100% педагогов секций информатики, физики, истории, географии, биологии, ОБЖ.

60% педагогов русского языка и литературы, английского языка.

40 % математики.

33% - эстетического цикла.

0% - физической культуры.

  1. Данные цифры говорят о еще одной проблеме: низкой активности педагогов в организации и руководстве научно-исследовательской и проектной деятельностью учащихся. В работе школьного этапа НПК принимает участие приблизительно 60% педагогов школы. Снижение результативности выступлений учащихся во Всероссийской олимпиаде школьников на муниципальном и краевом уровнях.

Кроме названных проблем, педагоги озвучили личностно-значимые проблемы, связанные с проектной и исследовательской деятельностью.

  1. Практическое применение теоретических знаний педагогов: (определение предмета и объекта исследования, актуальности выбора и выбор темы, формулирование проблемы, темы, гипотезы цели, задач, выводов, оформление работ, написание сопроводительных документов.
  2. Низкий уровень активности педагогов.
  3. Нехватка лабораторного оборудования для проведения опытов.
  4. Отсутствие личной системы работы.
  5. Нехватка опыта.
  6. Непонимание родителей.
  7. Нехватка аудиторий для занятий с детьми.
  8. Неумение работать с архивами.
  9. Непонимание проектной деятельности.
  10. Мотивация учащихся.
  11. Большое количество детей на занятии.
  12. Отсутствие транспорта при организации выездов.

Каковы пути решения проблем?

Анализ результатов научно-исследовательской и проектной деятельности учителей начальных классов и требования к данному виду деятельности в связи с внедрением ФГОС НОО показал, что системно, последовательно и углубленно проектная деятельность детей может быть организована в рамках работы кружка «Юный исследователь». Реализуя данный курс можно добиться следующих результатов:

1-получить знания в различных областях науки, искусства, техники о правилах конструктивной групповой работы, об основах разработки социальных проектов, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации, о правилах поведения исследования.                              

2-развить ценностное отношение в тех областях, которые затрагивает проект.        

3-приобрести опыт публичного выступления, опыт самоорганизации и организации деятельности с другими детьми.                                                    

К сожалению, есть педагоги, которые категорически отвергают данный курс. При этом, итоги научно-практической конференции говорят о том, что результаты работы по этому направлению оставляют желать лучшего. Из 12 представленных работ 10 имели форму сообщения.

Программа «Учусь создавать проект» дает возможность обучения учащихся данному виду деятельности не только в начальной школе, но и в среднем звене лицея.

1.Начальная школа дает первоначальные теоретические основы и практический опыт проектной и исследовательской деятельности учащимся начального звена образования.

2. Начальная школа работает над формированием исследовательского мышления у учащихся.

3.В арсенале НОО есть программы, которыми можно воспользоваться учителям среднего и старшего звена.

Учителя информатики и ИКТ отмечают возможности предмета информатика и ИКТ для использования метода проектов в своей работе.

Проект «Безопасный Интернет», созданный учащимися 8Б класса занял 1 место на краевом конкурсе.

Один из способов развития творческих способностей учащихся - участие учащихся в различных конкурсах компьютерного творчества различных направлений: цифровая фотография, компьютерная графика, анимация, видео, презентации. Они способствуют социализации обучающихся (уверенность в своих силах, формирование собственной позиции). В качестве примера были представлены работы учащихся: пластилиновый ролик социальной рекламы, ЦОР, созданный средствами ИД, который используется на уроках обществознания и на классных часах.

У учителей информатики и ИКТ есть опыт сотрудничества между педагогами и возможности установления межпредметных связей. Учащимися созданы программы, в системе объектно-ориентированного программирования Visual Basic. Обучающие, контролирующие и игровые программы созданы по заказу учителей и учащихся и имеют практическое значение. («Счет до 10», «Отличник», «Химическая лаборатория»)

Есть в коллективе педагоги, которые имеют богатый опыт организации, руководства и бучения учащихся проектной и исследовательской деятельности. И сами педагоги, и их ученики имеют высокий уровень сформированности научного мышления.

Учитель химии отмечает возможности предмета по организации экспериментальной исследовательской деятельности.  Высокий уровень сформированности научного мышления дает не только возможность сотрудничества с учителями других предметов по созданию совместных проектов, но и возможности наставничества, заключающийся в консультировании как учащихся, так и педагогов.

Такие педагоги владеют своей системой работы. Учитель истории считает, что очень важной мотивацией участия в исследовательской деятельности для учащихся является успешность. «Секретами» успехов в подготовке победителей олимпиад, конкурсов, конференций, представлены  в виде правил. Правило1. Педагогическое сопровождение. Правило2. Создание ситуации успеха. Психологическая поддержка. Правило3. Вооружение учащихся инструментами подготовки. Правило4. Уровень эрудиции, знаний и кругозора самого учителя. Постоянное самосовершенствование. Правило5. Неформальная, доброжелательная обстановка. Правило 6.Организация подготовки в разновозрастных группах. Наставничество старшеклассников. Правило 7. Дух состязательности и соревнования. Правило 8. Мониторинг роста каждого участника. Правило 9. Систематичность работы. Правило 10. Подготовка к конкурсам и олимпиадам с использованием материалов олимпиад краевого, российскогои международного уровня.

В ходе бесед, педагоги предложили следующие пути решения проблем:

1.Самообразование.

2.Организация консультаций для педагогов.

3.Изучение опыта коллег.

4.Изучение программ по обучению учащихся исследовательской и проектной деятельности и формированию исследовательского мышления.

5.Работа с родителями.

6.Деление детей на подгруппы на занятиях по исследовательской и проектной деятельности.

7.Активизация работы методических объединений.

8.Систематизация данного вида деятельности каждым педагогом.

9.Организация работы по формированию исследовательского мышления у учащихся.

10.Разработать методические пособия с четкими критериями и клише с формулировками.

11.Приобретение необходимого оборудования.

12.Использование урочного времени для обучения и ведения данного вида деятельности.

13.Изучение и внедрение в практику опыта кураторства, наставничества и сотрудничества.

14.Стимулирование деятельности педагогов по ведению исследований и проектов с учащимися, кураторства и наставничества.

15.Проведение серии обучающих семинаров для педагогов, испытывающих трудности по вопросам организации и ведении исследовательской и проектной деятельности с учащимися.

16.Активизировать работу педагогов по привлечению учащихся к участию в рейтинговых конкурсах.

17. Активизировать работу педагогов по обучению учащихся

исследовательской и проектной деятельности в урочное и внеурочное время и формированию исследовательского мышления.

18.Решить проблему отсутствия научного руководителя в лицее.