ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
статья по технологии по теме

Литвиненко Елена Викторовна

Понятие о проектной деятельности. Метод проектов и его преимущества.

Основные требования к использованию метода проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vvedenie.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический форум «Инновационная деятельность – условие развития системы образования в 2012 году»

Номинация: технология

Тема: «Проектная деятельность как одно из условий развития

творческой личности».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №68

города Белореченска муниципального образования Белореченский район.

Автор: Литвиненко Елена Викторовна, учитель технологии


Литвиненко Елена Викторовна

Проектная деятельность как одно из условий развития

творческой личности

Содержание

1. Введение.

2. Преимущества метода проектов.

3. Классификация проектов.

4. Требования к использованию метода проектов.

5. Технология планирования работы над проектом.

6. Главные условия организации работы над проектом.

7. Выбор и обоснование проекта.

8. Основные требования к проектированию изделия.

       9. Модель совместной деятельности учителя и учащегося над творческим    проектом.

     

10. Литература

11. Приложение.

11.1 Памятка учителю.

11.2 Памятка учащемуся.

11.3 Фотографические материалы.


Введение

В условиях модернизации современного образования, перехода на более качественный уровень подготовки обучающихся к адаптации в условиях динамично развивающегося общества в современной педагогической практике приоритетной является задача формирования ключевых компетентностей школьников, то есть способности применять полученные знания и умения на практике в различных сферах жизнедеятельности. В связи с этим педагогические подходы, технологии должны быть ориентированы на достижение каждым школьником определённого практического результата. Причём результат образовательной деятельности должен быть не одинаков для всех обучающихся, а индивидуален для каждого ученика и соотнесён с его потребностями и возможностями.

Известно множество педагогических технологий, используемых учителями в своей деятельности. Хотелось бы выделить технологию проектной деятельности учащихся, так как эта технология решает задачу формирования у школьника стремления получать конкретный, осязаемый продукт своей образовательной деятельности.

Метод проектов это не нечто совершенно новое и неожиданное в педагогической практике. Он привлёк внимание российских педагогов ещё в начале ХХ столетия. В 1905 г. группа педагогов под руководством С.Т.Шацкого применяла этот метод на практике. Их опыт стал довольно широко внедряться в общеобразовательных школах страны. Однако отсутствие чётких разработок по использованию метода проектов в преподавании школьных дисциплин привело к смещению акцентов от обучения в сторону делового прагматичного действия. В 1931 г. Постановление ЦК ВКП(б) осудило недостаточно продуманное применение метода проектов в российских школах, и практически до конца ХХ века не было серьёзных попыток возродить его.

Использование этого метода в российских школах по времени совпало с исследованиями американских учёных. В 20-х гг. ХХ в. американский философ и педагог Дж. Дьюи и его ученик У. Килпатрик предложили метод проектов, В основе его лежала целесообразная деятельность ученика, основанная на его личных интересах и предусматривавшая приобретение новых знаний, которые помогут реализовать поставленную цель.

Со временем эти идеи были доработаны системой образования Великобритании, Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Норвегии, Израиля и других стран мира. Популярность метода была обусловлена рациональным сочетанием теоретических знаний и практического опыта школьников для решения конкретных проблем.

Значительный интерес представляет опыт применения метода проектов в английских школах, где в 80-х гг. в учебный процесс был введён интегрированный предмет «Дизайн и технология». В основу систематизации материала по этому курсу положена методика проектной деятельности. Процесс обучения строится на выполнении проектов. Реализуя ту или иную деятельность, учащиеся учатся работать с материалами, инструментами и информацией.

В российской школе был введён предмет «Технология» - наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Она же включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов.

В школе «Технология» - интегрированная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека.

Образовательная область «Технология» на основе проектного метода обучения предполагает не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития.

Преимущества метода проектов.

Проектный метод обучения по-настоящему позволяет выявлять и развивать

и развивать задатки личности. Учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которой они могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в неё свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.

Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявлять деловые качества работника нового типа.

Профессиональное самоопределение – именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что способен, где применить свои знания, что надо ещё успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.

При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям. Индивидуальная работа с учащимися – это познание личности каждого, особенностей характера и привычек. Принимая ученика таким, какой он есть, нужно делать всё возможное, чтобы хорошее и доброе в душе в сочетании с желанием и способностями стали основанием для создания задуманного изделия.

Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счёт включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, помогает адаптироваться в условиях конкуренции, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи.

Классификация проектов

Проект – лат. « брошенный вперёд » (из словаря иностранных языков).

1) разработанные чертежи постройки, машины, заводы, схема технического процесса;

2) план, замысел.

Проектировать – составлять проект, делать предположения, намечать план действий.

Виды проектов.

       Информационный - собрать информацию, стандартные по узкой теме.

       Исследовательский – доказать или опровергнуть какую-либо гипотезу по тем или иным фактам.

       Практико-ориентированный – цель разработать памятки, рекомендации для удобства в изучении чего-либо.

Творческий – вызвать интерес какой-либо теме учебного курса, привлечь внимание к какой-либо теме.

Игровой или ролевой – вовлечь в какое-то интересное мероприятие (викторина, марафон и т.д.)

Социальный – привлечь внимание к какой- либо серьёзной общественной проблеме и решение проблемы.

      Проект может быть долгосрочный, краткосрочный (в рамках одного урока), мини-проект (5 уроков).

Проект может быть коллективный, групповой, парный, личный.

Проект по «Технологии» может быть кулинарный; по прикладному декоративному творчеству : вязание, природный материал, бумага и картон, вышивка нитью, лентами, пластилин, макраме и т.д.; по изготовлению изделий из ткани; экологический; ландшафтный и т.д.

Требования к использованию метода проектов

  1. Наличие значимой проблемы.
  2. Практическая значимость результатов.
  3. Самостоятельная деятельность.
  4. Структурирование содержательной части проекта.
  5. Использование исследовательских методов.

Технология планирования работы над  проектом

        1.  Проблемное поле проекта.

2.  Формулирование темы и определение типа проекта.

3.  Определение целей проекта: педагогическая, дидактическая, воспитательная.

4.  Планирование проектной работы.

5.  Работа над проектом

    5.1 Сбор необходимых материалов.

    5.2 Создание проектного продукта.

    5.3 Написание письменной части проекта.

6.  Результаты деятельности.

7.  Презентация проекта.

8.  Внешнее и внутреннее оценивание. Рефлексия.

Главные условия организации работы над проектом

1. Профессионализм педагога, знание им особенностей проектной методики, осознание широких возможностей развития обучающихся в процессе проектной деятельности.

2. Целенаправленное обучение технологии проектной деятельности (умению определять цель, задачи, видеть предмет исследования, выдвигать гипотезы, планировать собственную деятельность). Способность чётко, систематически выполнять спланированную работу, что является непременным условием для развития обучающихся, участвующих в реализации проекта.

3. Стремление обучающихся участвовать в работе над проектом; определённый уровень владения знаниями по предмету; движение в интеллектуальном развитии.

4. Начатую совместную работу педагога и обучающихся по проекту следует доводить до конца, поэтапно согласуя её промежуточные результаты.

5.  Доступность информации о ходе проекта.

6. Наличие свободного доступа к информации (Библиотека, Интернет-ресурсы); учебные пособия и другие материалы, отобранные в соответствии с их полезностью для самостоятельных занятий.

7.  Наличие места для работы над проектом.

Выбор и обоснование проектов

1). Основные проблемы, возникающие при выборе, анализе, реализации проекта:

1. Как определить сферу деятельности.

2. Как выбрать тему проекта.

3. Как выбрать модель, конструкцию изделия.

4. Как разработать технологию изготовления изделия.

5. Как провести экономический расчёт изделия.

6. Как оформить отчёт по проекту.

2). Основные критерии выбора проектов:

1. Оригинальность.

2. Доступность.

3. Надёжность.

4. Техническое совершенство.

5. Эстетические достоинства.

6. Безопасность.

7. Соответствие общественным потребностям.

8. Удобства эксплуатации.

9. Технологичность.

10. Материалоёмкость.

11. Стоимость и т.д.

Основные требования к проектированию изделия

  1. Технологичность – возможность максимально просто изготовить изделие, в частности на имеющимся оборудовании, из доступных материалов, с наименьшими затратами труда.
  2. Творческая направленность и занимательность. Предполагается творческая деятельность и учёт интересов детей
  3. Системность. Содержание работ по выполнению проектов должно отражать изученный в течение учебного года материал, быть политехнически направленным.
  4. Посильность. Предполагает соответствие уровня подготовки учащихся их индивидуальным, возрастным и физическим способностям.
  5. Экономичность. Требует изготовления изделия с наименьшими затратами, с получением наибольшей прибыли при реализации и эксплуатации изделия.
  6. Экологичность. Изготовление и эксплуатация изготовляемого изделия не должны повлечь за собой существенные изменения в окружающей среде, нарушения жизнедеятельности человека, животного и растительного мира.
  7. Безопасность. Предусматривается как на стадии выполнения проекта, так и на стадии эксплуатации. Безопасность связана с системой мер по охране труда, производственной санитарии, гигиеной.
  8. Эргономичность. Связана с научной организацией труда. Предусматривает организацию рабочего места с наименьшими энергетическими затратами человека при обслуживании.
  9. Соответствие требованиям дизайна. Проектируемое изделие должно быть внешне эстетически красивым, модным, гармонично сочетаться цветовая гамма и все детали, а также быть функциональным и практичным.
  10. Значимость. Изготовленное изделие должно иметь определённую ценность и полезность в интересах общества или конкретной личности. 


Литература

1. Кагаров, Е.Г. Метод проектов в школе. – М: Брокгауз-Ефрон, 2002.

2.Морозова, Л.Н., Кравченко, Н.Г., Павлова,О.В. Технология. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся – Волгоград: Учитель,

2008.- 204 с.

        3. Перова, Е.Н. Уроки по курсу «Технология»: 5-9 класс (девочки). – М: 5 зазнания, 2007. – 208 с.

        4. Галецкая, Л.В., Никитенко, С.А. и др. Озеленение пришкольного участка: рекомендации, планирование работы, справочные материалы – Волгоград: Учитель, 2011.- 1

        5. Бобровская, А.Н., Доколина, Г.Ф. Использование проектной деятельности на уроках технологии. 9 класс. –Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 112 с.

        6. Пантютина, Н.И., Рагинская В.Н. и др. Система работы образовательного учреждения с одарёнными детьми. – Волгоград: Учитель, 2008. – 204 с.

        7. Воробьёва О.Я. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы. Традиционные народные куклы. Керамика. – Волгоград: Учитель, 2009. – 140 с.: ил. ISBN 978-5-7057-1729-3.

        8. Узун, О.В. Русский народ. Русская кухня – М:ОЛМА Медиа Групп, 2008.-383 с

        9. Боброва, Л. В. Технология 5-9 классы: уроки с использованием ИКТ, внеклассные мероприятия.- Волгоград: Учитель, 2009.- 220 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта на тему "Проектное обучение как одно из условий развития творческого потенциала старшеклассников" на примере внеучебной деятельности.

Задача формирования всесторонне-развитой, творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. В настоящее время под «творчеством» понимается целенаправленная деят...

Научно – исследовательская и проектная деятельность как одно из условий развития творческого потенциала учащихся.

Кардинальные изменения социально-экономических условий жизни России заставили понять, что от потребительского отношения к жизни необходимо освобождаться....

Исследовательская деятельность - условие развития творческой личности.

В статье ставится задача рассмотреть исследовательскую  деятельность  как  развитие творческой личности. Творческая личность - это личность человека-творца, который создает  новые...

Проектно-исследовательская деятельность как одно из условий развития личности ученика на уроках технологии и во внеурочной деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование ...

«Исследовательская деятельность как одно из условий развития творческой личности»

В работе представлена система преподавания с использованием технолонии исследовательской деятельности. Считаю целесообразным  применение исследовательской  технологии, которая способствует б...